Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования)






Скачать 270.69 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования)
страница1/3
Дата публикации19.02.2015
Размер270.69 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > История > Программа
  1   2   3

УТВЕРЖДЕНО


на заседании Ученого совета

ТГУ имени Г. Р. Державина,

протокол № 11

от « 8 » июня 2010 г.

Ректор В.М. Юрьев

ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

(13.00.01 - общая педагогика,

история педагогики и образования)

Тамбов 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования - рассчитана на то, чтобы определить профессиональную компетентность соискателя ученой степени кандидата педагогических наук.

Она предполагает необходимость выявления у аспирантов и соискателей ученых степеней фундаментальных системных знаний в области истории развития педагогической мысли в России и за рубежом во взаимосвязи с историческим процессом общественного, экономического и политического развития общества, теоретических знаний по проблемам образования и воспитания в современных условиях. Соискатель ученой степени должен показать глубокое знание современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, умение осуществлять доказательство научных проблем с помощью сравнительно-сопоставительного анализа, выявлять закономерности и тенденции в рассматриваемых вопросах, извлекать исторические уроки из педагогических теорий прошлого и уметь прогнозировать будущее. Наряду с общетеоретическими и прикладными знаниями по данной специальности соискатель должен показать возможные пути решения новых, нерешенных и дискуссионных проблем, высказывать собственную точку зрения, обнаружить способность к творческому, проблемному мышлению, аргументированному отстаиванию занимаемой позиции.

Соискатели ученой степени должны свободно ориентироваться в различных общих концепциях и подходах, методологических проблемах современной педагогической науки.

Он должен показать умение связывать теоретические знания с современной педагогической практикой, с задачами ее развития и совершенствования; широкий научный кругозор, осведомленность в проблемах смежных с теорией и историей педагогики научных/дисциплин; основательное знание методов научно-исследовательской работы.

Каждый экзамен по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования складывается из двух частей - типовой программы кандидатского экзамена и программы, включающей новые разделы данной отрасли науки и разделы, связанные с направлением научных исследований соискателя, а также учитывающей узкую специализацию соискателя ученой степени кандидата педагогических наук. Эта вторая программа должна включать в себя разделы, связанные с последними достижениями в науке, научно-исследовательского учреждения или учебного заведения. Она утверждается соответствующим ученым советом.
Раздел 1. Методологические проблемы развития педагогической науки.
Истоки и современная борьба идей по проблемам развития педагогической науки.

Педагогика как наука, ее взаимосвязь с другими науками. Объект и предмет педагогической науки. Закономерности и тенденции развития педагогической науки. Проблема научности педагогики. Место педагогики в системе знаний о мире.

Методология педагогики и ее специфика. Функции методологии педагогики (рефлексивная, познавательная, критическая). Борьба различных идей и течений в области методологии педагогики. Единство исторического и логического как методологический принцип педагогики. Взаимоотношения педагогической науки и практики как методологическая проблема. Международные связи в теории и педагогической практике. Методологические проблемы разработки целостной теории учебно-воспитательного процесса.

Понятийно-терминологический аппарат современной педагогической науки.

Приоритеты и альтернативы развития педагогической науки. Методологическое обоснование научно-педагогического исследования. Процесс и структура научного исследования по педагогике. Источники и факторы педагогической проблематики. Законы функционирования и развития исследовательского процесса как цель исследования. Структура и содержание этапов исследовательского процесса. Выбор и применение методов педагогических исследований. Планирование и организация научно-исследовательской работы. Оформление результатов научно-педагогического исследования: тезисы научных докладов, научные статьи, учебные пособия, монографии, учебники, автореферат диссертации, диссертация.
Раздел 2. Историческое развитие педагогической науки и практики.
Основные закономерности и тенденции развития образования и воспитания в мировой педагогической науке и практике.

Характерные черты и особенности воспитания в древнем мире. Влияние идей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, М.В. Квинтилиана на развитие теории и практики обучения и воспитания.

Развитие педагогической науки и практики в средневековых государствах. Просвещение в Византии, Болгарии. Влияние восточной (арабской) культуры на развитие просвещения. Воспитание и обучение у Восточных славян. Просвещение в Грузии и Армении. Воспитание и обучение в Западной Европе. Педагогика эпохи Возрождения. Влияние идей Витторио да-Фельтре, Франсуа Рабле, Мишеля Монтэня, Эразма Роттердамского, .Людовика Вивеса на развитие образования и воспитания.

Характерные черты и особенности развития педагогических идей в Западной Европе в 14 - 17 вв. Педагогические воззрения Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы. Школа и педагогика в московском государстве и Юго-западной Руси. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. Педагогические взгляды Д. Локка, В. Петти, Д. Беллерса. Общее и особенное в теориях Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеция, Д. Дидро и их влияние на развитие обучения и воспитания.

Развитие педагогической науки и практики на Руси в 18 в. Педагогическое наследие М. В. Ломоносова. Практическая деятельность и идеи Н. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, Г. С. Сковороды, Я.И. Янковича и возможность их использования в современной педагогической практике.

Педагогические воззрения И. Г. Песталоцци, И.–Ф. Гербарта, А. Дистервега, Г. Спенсера, Р. Оуэна и их влияние на развитие педагогической мысли.

Критический анализ проблем воспитания и образования в педагогических идеях французского утопического социализма (Сен-Симон, Ш. Фурье).

Развитие народного образования и педагогической науки в России в 19 - начале 20 в. Характерные особенности педагогических взглядов и деятельности В.Г. Белинского, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, Н.А. Корфа, П.Ф. Каптерева, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Н.А. Добролюбова, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева и возможности их использования в современной педагогике.

Западноевропейские педагогические теории конца 19 в. (В.А.Лая, Дж.Дьюи, С.Холл.) и отношения к ним российских педагогов того времени.

Учебно-воспитательные системы М. Монтессори, С. Френе и отношения к ним современных педагогов. "Новые школы" как общественно-педагогическое движение начала 20 в.

Влияние передовой педагогической мысли России на зарубежную педагогику конца 19 - начала 20 в.

Идея трудовой политехнической школы в сочинениях К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.

Основные тенденции и закономерности развития народного образования и педагогической науки в России после Великой Октябрьской социалистической революции. Успехи и недостатки педагогических теории и организаторской деятельности Н.К.Крупской, А.В.Луначарского. Педагогическая деятельность и взгляды П.П. Блонокого, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевича, М.М.Пистрака, С.Т.Шацкого и др. и возможность использования их идей в современной педагогической практике.

Специфические черты развития советской педагогической науки и ее место в мировой педагогической науке и практике.

Педагогическая система В.А.Сухомлинского. Роль и место педагогов-новаторов в развитии педагогической практики в СССР (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.).

"Белые пятна" в истории педагогики. Возвращение в систему педагогической науки и практики трудов ранее запрещенных авторов (М.В.Крупенина, В.П. Шульгин и др.).

Взаимоотношения религии и воспитательно-образовательных проблем в классическом педагогическом наследии.

Принцип природосообразности обучения и воспитания в истории педагогической мысли. Принцип культуросообразности обучения и воспитания в истории педагогической мысли.

Кризис технократического образования в отечественной и мировой педагогической практике и пути выхода из него.

Педагогические идеи К.Роджерса и проблемы современного образования. Становление гуманистической педагогики.

Педагогические идеи Я.Корчака и проблемы современного образования.

Идея всестороннего развития личности средствами образования в истории педагогической мысли.

Идея технологизации обучения в педагогической мысли Ж в.

Модернизация системы образования в России в период демократизации
общественно-политической жизни страны (90-е г. XX в.). Концепции в разработке нового содержания обучения и воспитания и функционирования новых типов учебных заведений. Основные программы реорганизации и развития образования в условиях реформ социально-экономического развития страны.
Раздел 3. Дидактика.
Дидактика и ее основные категории. Закономерности и принципы современной дидактики.

Мотивация учебной деятельности учащихся и студентов. Целостный
педагогический процесс и его сущность. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.

Логико-методологические аспекты теории содержания образования.
Содержание базового, политехнического, специального образования.

Современные концепции базового образования в России.

Современные концепции высшего образования в России.

Концепции непрерывного образования: цели, задачи, пути реализации.

Дидактические основы построения учебного процесса общеобразовательной и высшей школы. Многообразие форм и методов обучения и специфика их использования в учебном процессе различных типов учебных заведений (понятия и классификация). Комплексные, интегративные и другие новые формы обучения в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, вузе, их специфика и развитие в соответствии о развитием содержания образования .

Формы и методы педагогического взаимодействия.

Дидактические основы оптимизации процесса обучения в средней школе, лицее, колледже, вузе. Средства оптимизации процесса обучения.

Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Теоретические основы контекстного обучения. Формы и методы активного обучения контекстного типа, технология контекстного обучения.

Теоретические основы модульного обучения: сущность, отличие от других систем обучения, принципы обучения и их взаимодействие с общедидактическими принципами, пути обеспечения процесса обучения модулями, дидактические средства модульного обучения. Система модульного обучения, проблемы индивидуализации и обеспечения самостоятельности обучаемых в процессе модульного обучения. Возможности применения модульного обучения в школе, лицее, колледже, вузе.

Дифференцированное обучение: сущность, принципиальное отличие от других видов обучения, дидактические средства, пути обеспечения процесса дифференцированного обучения.

Развивающее обучение: сущность, принципиальное отличие от других видов обучения, принципы развивающего обучения, пути обеспечения процесса развивающего обучения.

Проблема оценки результатов обучения. Виды и способы оценивания, их основания и последствия.

Современные технические средства обучения и методика их использования в учебном процессе. Информатизация и компьютеризация учебного процесса в общеобразовательной и профессиональной школе, лицее, колледже, вузе.

Проблемы межпредметных связей в обучении.

Планирование учебного процесса в школе, лицее, колледже, вузе. Документы, определяющие содержание образования: учебные планы, учебные программы.

Управление учебно-воспитательным процессом в школе и вузе.

Экономика народного образования. Социально-экономические вопросы базового и специального образования в России. Планирование и финансирование просвещения. Учебно-материальная база общеобразовательной и высшей школы.

Проблемы школьного учебника. Научно-методические требования к учебникам и учебным пособиям.
Раздел 4. Теория и практика воспитания.
Воспитание как общественное явление. Категории, цели воспитания в педагогике. Диалектика соотношения цели, средств и результатов воспитания. Общая цель и задачи воспитания в современных условиях.

Методология и методы воспитания, их критический анализ.

Характеристика современной системы воспитания в России: особенности и направления ее развития.

Основные концепции воспитания в современной педагогике России:

воспитание и развитие личности; природное и общественное в развитии личности, в макровоспитательной системе; преемственность воспитания (семья, дошкольное учреждение, средства массовой информации, формальные и неформальные детские и молодежные организации и объединения); воспитание творческой самостоятельности; воспитание и самовоспитание; воспитание и возрастные и индивидуальные особенности личности. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности.

Задачи демократизации и гуманизации воспитания. Взаимосвязь и иерархия общечеловеческих, конкретно-исторических, национальных и индивидуальных ценностей в воспитании.

Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе, их гуманистическая направленность.

Сочетание возрастного, личностного и индивидуального подходов в воспитании.

Личность как объект и субъект воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания, специфика воспитательной работы с коллективом в современных условиях.

Социализация, как развитие человека во взаимодействии с окружающим миром. Макро-, мезо- и микрофакторы социализации, их учет и возможности преобразования в педагогическом процессе. Формирование личности в процессе ее социализации, воспитание и саморазвитие.

Проблемы интеграции воспитания в современных условиях.

Целостный педагогический процесс и особенности взаимосвязи его компонентов в воспитании всесторонне развитой личности.

Проблемы и перспективы религиозного воспитания в России в современных условиях. Взаимоотношения религии и воспитательно-образовательных проблем в современной педагогике.

Формирование творческой индивидуальности школьника (студента) в целостном учебно-воспитательном процессе.

Формирование взаимоотношений учителей и учащихся в современной
гуманистической концепции воспитания.

Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе, лицее, колледже, вузе.

Новаторские воспитывающие системы, их сущность и специфика.

Условия и причины появления педагогики сотрудничества, ее основные функции, содержание и перспективы развития.
Раздел 5. Педагогическая диагностика.
Предмет педагогической диагностики и ее историческое развитие. Сущность и функции педагогической диагностики. Объекты педагогической диагностики. Структура диагностического исследования. Гипотезы и их решения. Методические вопросы педагогической диагностики.

Основные аспекты диагностической деятельности. Критерии качества измерения и шкалирования в педагогике; нормы; наблюдение за поведением; методы опроса, методы тестирования.

Диагностика развития интеллектуальных способностей и пригодности к обучению в системе образования. Диагностика социальных и эмоциональных признаков. Диагностика процесса и результатов обучения и воспитания.

Компонентная диагностика в воспитании. Методы сбора первичной информации. Методы многомерной группировки.

Системная диагностика. Воспитательный процесс как объект диагностики. Диагностика структуры воспитательных явлений. Диагностика целостных отношений школьников. Имитационное моделирование в диагностике принятия педагогических решений.

Прогнозирование учебно-воспитательного процесса. Экспертные и аналитические методы предсказания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 «Общая...
Общая педагогика, история педагогики и образования, в соответствии с Программой кандидатского экзамена по специальности: 13. 00....

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования рассчитана на определение...

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00....
Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической...

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00....
Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педа­гогической...

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма вступительного экзамена по специальности
Программа вступительных экзаменов предназначена для подготовки к вступительному испытанию в аспирантуру аспирантов и соискателей...

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «18» марта...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «18» марта...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...

Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования) iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Смоленский государственный...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск