Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение»






Скачать 258.3 Kb.
НазваниеМетодическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение»
страница1/2
Дата публикации20.02.2015
Размер258.3 Kb.
ТипМетодическое пособие
h.120-bal.ru > История > Методическое пособие
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«ИСТОРИЯ РОССИИ  XIX в.»

         Настоящая рабочая программа по изучению истории России XIX в. составлена на основе Федерального  компонента государственного стандарта общего образования, программы основного общего образования по истории,  2007 год. Использованы также программы преподавания истории России XX – н. XXI века под редакцией А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, М. «Просвещение» 2005 г  

Основными  целями данной программы  являются:

 формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов,

основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;

выработка  у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

 развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;

развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,

воспитание уважения к истории, традициям своего и других народов.

      Основные задачи рабочей  программы   направлены на воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Уделяется внимание проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.

УМК.

1.   Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2011 год.

2. Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л.Г. Косулиной  М., «Просвещение», 2008 год

).

В 8 классе на изучение истории России отводится 40 часов (2 ч. в неделю).

Основная форма организации образовательного процесса  классно-урочная.

     Урок дает   возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать    индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими при изучении истории России XIX в 8 класса являются    следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

    Текущий контроль успеваемости -   систематическая проверка знаний учащихся, проводится  на текущих занятиях в соответствии с рабочей  учебной программой.  

Текущий   контроль   знаний    обучающихся  в 8 классе осуществляется через опросы, самостоятельные  работы,   индивидуальные задания, выполнения творческих заданий, тематические зачеты и  тесты   в рамках  урока.  

 Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.

               Средства контроля.

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный тестовый  материал по истории России с древнейших времён до конца 20-го века.

       Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень  и предусматривает здоровьесберегающие технологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

   Должны знать:

даты и ключевые события истории России XIX в.(годы царствования императоров, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г ., 1813 -1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.); х

характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в  XIX в.;

положение разных слоев населения;

внутреннею и внешнюю политику самодержавия; идеологии и практики общественных движений XIX в.(консервативных, либеральных, радикальных);

место, обстоятельства, участников событий 1812 г., 1825 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.;

крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; выдающихся представителей и достижения российской культуры; полководцев и участников военных компаний;

 термины и понятия значительных  процессов и основных событий. 

   Должны уметь:

соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX в.;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав России в XIX в., места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов (Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, капиталистические отношения, реформа, контрреформы, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция), выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX в., достижениям отечественной культуры данного периода.      

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Россия в XIX в. (40 ч.)

Россия в первой четверти XIX в.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.

Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.

Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция.  «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале  20-х гг.  

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

Россия во второй четверти XIX в.

 Династический кризис  1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.

Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Культура и быт в первой половине XIX в. Сословный характер образования. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.

Россия во второй половине XIX в.  

Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.  

Пореформенное развитие страны. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.

Революционное движение в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.  

Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.  

Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.

Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения. Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

  1. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — пер вой половине XIX века. -   М., 1994.

  2. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.

  3. Ильин С. В. Витте. — М., 2006.

  4. Киянская О. И. Пестель. — М., 2006.

  5. Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков фор мирования русской интеллигенции. — М., 1990.

  6. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914 гг. — М., 1995.

  7. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политиче ская борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.

  8. Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержа вия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.

  9. Москва. Быт XIV—XIX вв. — М., 2005.

  10. Москва в очерках 40-х годов XIX века. — М., 2004.

  11. Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революцион ная традиция в России. 1783—1883. — М., 1986.

  12. Песков А. М. Павел I. — М., 2003.

  13. Российские консерваторы. — М., 1997.

  14. Семенкова Т. Г., Сетенков А. В. Денежные реформы России в XIX в. — СПб., 1992.

  15. Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX веке. — М., 1990.

  16. Томсинов В. Аракчеев. — М., 2003.

  17. Троцкий И. Ш-е Отделение при Николае I. — Л., 1990.

  18. Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.

  19. Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997.

  20. Цымбаев Н. И. Славянофильство. — М., 1986.

  21. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. — М., 1988.


Тематическое планирование по Истории России 8 класс. 40 часов.



урока

Тема урока

Кол – во часов

Содержание темы

Педагогические

средства

Вид дея – ти

Учащегося

Планируемый результат

Инф. Компетенция.

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Политика Правительства Александра 1. 18ч.

1

Глава 1. политика правительства Александра 1.

Введение. Россия на рубеже 18 – 19 века. Дворцовые перевороты. Вступление Александра 1.

1

.Приход к власти. Негласный комитет.

Лекция с элементами эвристической беседы.

Групповая, индивидуальная.

Знать годы царствования Александра 1. определять причины последнего дворцового переворота.

Личностно – значимая проблема: всегда ли цель оправдывает средства.

Презентация, модульная схема

Лекция учителя.


15 неделя




2

Внешняя политика Александра 1 в 1801 – 1812г.


1

Внешняя политика. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско – французский союз. Континентальная блокада.


Комбинированный урок с решением познавательных задач


Групповая, индивидуальная.

Репродуктивный:

Знать основные даты, показывать на карте места основных событий

Продуктивный:

Определять характерные черты внешней политики самодержавия в н. 19 века.

Давать оценку международному положению России после Тильзитского мира.


Сейм, коалиция

Презентация, модульная схема

Компьютерный диск «Династия Романовых»

2 вопросы и задания, документы


15 неделя




3

Реформаторская деятельность Сперанского.

1

Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Попытки проведение реформы.

Лекция с элементами эвристической беседы.

Групповая, индивидуальная

Репродуктивный:

Называть характерные существенные черты внутренней политики Александра

Объяснять понятия:

Либерализм, манифест, реформа

Продуктивный:

Сопоставлять задачи государств в начале 19 века и их соответствие основным направлениям внутренней политики.

Творческий:

Давать оценку деятельности Александра.

Личностно – значимая проблема:

Негласный Комитет. либерализм, манифест, реформа, указ о вольных хлебопашцах

Презентация, модульная схема

3, вопросы и задания, документы.

16 неделя




4

Отечественная война 1812г.

1

Отечественная война, причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России.

Образное повествование

Групповая

Репродуктивный:

Показывать на карте места основных сражений,

Называть основные факты, даты, личности

Продуктивный:

Объяснять причины и последствия войны 1812г.

Давать оценку итогов Венского конгресса России и Европы

Отечественная война, ополчение, флеши, инфантериязаграничные походы

Презентация « Отечественная война 1812г.», иллюстративные материалы модульная схема


4,вопросы и задания

16 неделя




5

Внешняя политика России в 1813 – 1825г. заграничный поход русской армии.

1

Заграничный поход, российская дипломатия на Венском конгрессе, Россия и Священный союз

Битва народов

5

17 неделя




6

Внутренняя политика Александра 1 в 1815 – 1825г. Первые организации декабристов.

1

Противоречивость внутренней политики в 1815 – 1825гг. усиление консервативных тенденций.

А.А. Аракчеев. Аракчеевщина.

Аналитическая работа с текстом учебника, эвристическая беседа

Групповая, индивидуальная

Продуктивный:

Давать общую оценку внутренней политики Александра 1

Составлять сравнительную таблицу по заданным параметрам, делать вывод

Реформа, ценз, конституция, тарифный устав, военные поселения

6, вопросы и задания

17 неделя




Глава 2. Движение декабристов.3 ч .

7

Социально – экономическое развитие после Отечественной войны 1812г

1




Лекция с элементами эвристической беседы

Индивидуальный анализ программ, групповая


Репродуктивный:

- называть черты социально – экономического развития России после ОВ 1812г.

- давать определение понятиям

Продуктивный:

- анализировать статистические данные

- презентовать сделанные выводы

Экономический кризис, крепостное право, военные поселения

Презентация, модульные схемы

7

18 неделя




8

Общественное движение при Александре 1

1

Тайные общества Северное и Южное и их программы. Восстание на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами.

Урок комбинированного типа, частично – поисковый метод

Индивидуальный анализ программ, групповая


Продуктивный:

Определять основные причины возникновения движения декабристов, сравнивать программы тайных обществ, делать выводы

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности декабристов.

Тайные общества, масоны, программа, конституция, восстание

Презентация, модульные схемы

8

18 неделя




9

«Россия в царствование Александра 1».

1




Закрепление и обобщение материала

Групповая, индивидуальная










19 неделя




Глава 3. Политика правительства Николая 1. 9 ч.




10

Глава 3.

Династический кризис 1825г. восстание декабристов.


1

Причины восстания декабристов, первые мероприятия правительства

Комбинированный урок

Групповая, индивидуальная

Продуктивный:

Определять основные причины возникновения движения декабристов, сравнивать программы тайных обществ, делать выводы

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности декабристов.

Презентация, модульная схема

9

19 неделя




11

Внутренняя политика Николая 1.

1

Внутренняя политика Николая 1. усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. 3 отделение полиции. А.Х. Бенкендорф. Кодификация законов.

Лекция с элементами эвристической беседы

Групповая, индивидуальная

Репродуктивный:

Называть основные события

Давать характеристику личности по алгоритму

Продуктивный:

Давать общую оценку личности Николая 1

Объяснять причины ужесточения внутренней политики царя

Самодержавия, жандармерия

Презентация, модульная схема

9, вопросы и задания

20 неделя




12

Социально- экономическое развитие России в 20 – 50 – е годы

1

Противоречия хозяйственного развития.

«Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах».

Аналитическая работа с текстом учебника

индивидуальная

Продуктивный:

Выделять в тексте особенности социально – экономического развития,

Задавать параметры для сравнения экономики в начале 19 века, 20 – 50 –е годы

Творческий:

Формулировать проблемные вопросы и задания

Промышленный переворот, товарно-денежные отношения

Презентация, модульная схема

11, вопросы и задания, документы.

20 неделя




13

Внешняя политика Николая 1 в 1826 – 1849гг.

1

Внешняя политика России.

Россия и революция в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война.


Лекция с элементами эвристической беседы.

Групповая, индивидуальная

Репродуктивный:

Указывать основные черты внешней политики России Николая 1

Продуктивный:

Определять приоритеты внешней политики России в 20 – 50 – е годы.

Дать оценку деятельности Николая 1.

Опрос по вопросам учебника, контурная карта, международное положение.

Презентация «Кавказская война»,модульная схема

12, 13 вопросы и задания, документы.

21 неделя




14

Общественное движение в годы правления Николая 1

1




Комбинированный урок, частично – поисковый метод

Групповая, индивидуальная

Репродуктивный:

- называть основные течения, организации, участников общественного движения 30 – 50 – х годов

- соотносить взгляды отдельных представителей движений с основными направлениями

Объяснять значение понятий

Консерватизм, либерализм, западники, славянофилы

Презентация, модульная схема




21 неделя




15

Крымская война 1853- 1856г. оборона Севастополя.

1

Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, герои.

Парижский мир. Причины и последствия поражения.

Лекция с элементами эвристической беседы.

Групповая, индивидуальная

Репродуктивный:

Излагать причины, ход событий, итоги Крымской войны.

Показывать на исторической карте места военных сражений.

Продуктивный:

Соотносить общеисторические процессы и отдельные факты.

Восточный вопрос, причины, характер войны.

Презентация, модульная схема, сравнительная таблица

14

22 неделя



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconПримерная рабочая программа по истории для 10 универсального (профильного)...
Л. Н. Алексашкина, В. А. Головина. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. – М. Просвещение. 2009., поурочные разработки...

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconXiii. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
История России: в 2 т. Т. 1: с древнейших времен до конца XVIII века; Т. 2: с начала XIX века до начала XXI. Учебное пособие. Под...

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconИстория России. 6-11 классы
«История», а также авторских программ «Всеобщая история. История нового времени XIX – начало XX века» Загладина Н. В., Загладиной...

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconРабочая программа по истории 9 класс
России XX – н. XXI века под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной, М. «Просвещение» 2005 г. Использовано также методическое...

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconПрограмма общеобразовательных учреждений под. Ред. Богданова А. Л....
Рабочая «История в лицах. Россия с древнейших времен до конца XIX века» 10 класс 2011-2012 учебный год

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconУчебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96”,...
История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург:...

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconУчебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца 16 века»
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconЮдовская А. Я. Поурочные разработки по новой истории: 7кл. Пособие...
А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России 6-9 классы». М.: Просвещение, 2006, авторской программы «Новая история 7-8 класс»...

Методическое пособие к урокам по истории России XIX века под ред. Л. Г. Косулиной М., «Просвещение» iconРабочая программа по предмету «история»
Мо РФ 2004 г и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Да¬нилова и Л. Г. Косулиной. М.: Просвещение, 2006и...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск