Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история.






НазваниеПояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история.
страница1/5
Дата публикации27.02.2015
Размер0.64 Mb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. История средних веков в 6 классе изучается в рамках 1-го концентра.

Задачи курса: показать самобытные черты Средневековья, его уникальность, с тем, чтобы помочь учащимся понять события прошлого, с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание уделено истории Европы.

Изучение данного курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-формирование у учащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

-освоение знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии основ­ных регионов Европы и мира, выявление общих закономерностей и различий;

- ознакомление учащихся с наиболее яркими личностями средневековья, их ролью в истории и культуре;

-освоение знаний о возникновении и развитии идей и институтов, вошедших в жизнь совре­менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); обращение при этом особого внимания на историю мировых религий (христианство и ис­лам);

-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками, исторической информации;

-формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа курса «История» для 6 класса основной школы разработана на основе учебника М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова «Всеобщая история. История средних веков» (М., Русское слово, 2010) и Пчелова Е.В. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Русское слово, 2010.

Материл учебников соответствует государственному минимуму содержания образования. Учебники входит в пере

чень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях.

При составлении рабочей программы использовались нормативно-правовые и инструктивно-методические документы:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

4. Приказа Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год».

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно действующему Федеральному Базисному учебному плану для ОУ РФ рабочая программа для 6 класса по Вологодской области составлена из расчета 34 учебных недель, 2 часов в неделю, 68ч в год.


Требования

к уровню подготовки учащихся 6 класса общеобразовательной школы

В ходе изучения курса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

  • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • образно воссоздавать исторические явления, события;

  • выявлять в исторических явлениях существенные признаки;

  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умения сравнивать однотипные исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич­ностям;

  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • обобщать знания, полученные из различных исторических источников, делать выводы, подтверждая их примерами;

  • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные; умения работать с исторической картой;

  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последо­вательность событий и явлений;

  • соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;

  • работать с исторической картой: читать её и анализировать, локализировать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;

  • составлять различные таблицы (хронологические, синхронистические, генеалогические) и работать с ними;

  • работать со справочной и дополнительной литературой: словарями, таблицами, энциклопедиями.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

6 КЛАСС

Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (29часов) и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени – 37часов). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, предусматривает 4 повторительно-обобщающих урока, которые проводятся по усмотрению учителя.
Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понима­ние всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения ма­териала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассма­триваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общно­стей, раскрывается значение историче­ского и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окру­жающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» это первый систематический курс истории России, в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 4 разделов: Древняя Русь, Русь удельная, Русь между Востоком и Западом, Московская Русь. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у учащихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное.

Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповто­римости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизи­рованной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История нашей страны рассматривается в контексте обще­мирового исторического процесса. Подчёркиваются междуна­родные связи России, даются сопоставления с событиями дру­гих стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазар­ского каганата, Золотой Орды и других.

Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное вли­яние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упо­мянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории.

Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение рос­сийской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории XVII века автор стремился показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку — со Швецией и Османской империей.

Изложение истории автор счёл возможным начать не с про­исхождения восточных славян, а с первобытной эпохи, когда на территории нашей страны появились первые люди. Говорится также и об античном наследии, и о тех народах Восточно-Евро­пейской равнины, которые были известны древним авторам и оставили археологическое наследие. Эти разделы не только рас­ширяют исторический кругозор учащихся, но и помогают им соотнести российскую историю с общемировой, прежде всего историей Древнего мира.

К сожалению, в некоторых учебниках, где уже присутствуют разделы о других государствах российского региона, кроме собст­венно Руси, выпадают разделы о тех русских княжествах, террито­рии которых теперь относятся к Белоруссии и Украине, и при из­ложении удельного периода основное внимание сосредоточено на Новгородском и прежде всего Владимиро-Суздальском регионах.

Автор полагает, что говорить о формировании украинского и белорусского народов можно только с XIV века, и поэтому преры­вать историю Киевского княжества, а равно и опускать историю Галицко-Волынской или Черниговской Руси нецелесообразно.

Кроме того, автор стремился избежать и повсеместной «владимиро-» и «москвоцентричной» схемы истории русских земель. Именно поэтому в программе присутствует раздел об истории Великого княжества Литовского, сыгравшего громад­ную объединительную роль для земель Южной, Юго-Западной и Западной Руси. Литва долгое время была важнейшим соседом Владимирской, а затем и Московской Руси, отношения с кото­рой определяли многие исторические процессы.

Раздел о «собирании земель» вокруг Москвы при первых мос­ковских князьях построен по принципу соотнесения московской и тверской политики, упомянуты и другие княжества Северо-Восточной Руси. Показано, что первенствующая роль Москвы на северо-востоке окончательно утвердилась только при Дмитрии Донском, а до этого центром объединительных тенденций могли быть и Тверь, и Нижний Новгород.

События первых десятилетий правления Василия II характе­ризуются как борьба за Московский престол между двумя ветвя­ми московской династии, а не как борьба сторонников и про­тивников централизации, в соответствии с этим они обозначены не как «большая феодальная война», а как княжес­кая усобица Московского Дома.

В дальнейшем история западных и южных земель бывшего Древнерусского государства также не выпадает из поля зрения автора. Отдельный раздел посвящен присоединению Украины к России. При изучении внешней политики времён правления Екатерины II обращено внимание и на разделы Речи Посполитой как факт возвращения древнерусского наследия России.

В целом, в основе курсов лежит представление о системооб­разующей роли государства в истории России. Изложение со­бытий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции. Материал курсов направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её историчес­кого прошлого.

Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстра­тивный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические табли­цы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху.

 

В общей сложности курс рассчитан на 40 часов. Но учитель считает целесообразным сокращение часов до 36 в связи с общей продолжительностью учебного курса по истории в 6 классе 68 часов (из них 32 часа отводится на изучение всеобщей истории (истории средних веков) и 36 на изучение истории Отечества). Сокращение количества часов происходит за счет объединения вводного урока и первого урока в разделе I, объединения темы 10 « Общественный строй Древней Руси» с темой 11 « Православная церковь в Киевской Руси», сокращения количества часов на изучение раздела III с 6 до 5 и раздела V с 6 до 5 часов.
Введение (1 час)

РАЗДЕЛ I. ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ НАШЕЙ РОДИНЫ (4 часа)

Материал раздела даёт учащимся представление о народах и государствах, существовавших на территории нашей страны до образования Древнерусского государства. В четырёх темах раз­дела характеризуются: а) заселение просторов нашей Родины первобытными людьми и их жизнь в каменном, бронзовом и железном веках; б) античное наследие отечественной истории, представленное греческими колониями Северного Причерно­морья и эллинистическими государствами этого региона; в) скотоводческие народы юга европейской России и их госу­дарственные образования; г) происхождение славян и заселение ими территории Восточно-Европейской равнины, обществен­ный и хозяйственный уклад их жизни, религиозные верования.

Учащиеся получают представление о жителях нашей страны в первобытную и античную эпохи, месте славянских народов в общеисторическом процессе раннего Средневековья, предпо­сылках образования Древнерусского государства.

Опорные понятия и термины: родовая община, скотоводы, земледельцы, каменный век, бронзовый век, железный век, племена, античные полисы, кочевники, каганат, готы, гунны, авары, хазары, булгары, восточные славяне, варяги, кровная месть, родовой строй, язычество, волхвы.

Персоналии: Геродот. Митридат VI Евпатор, Прокопий Кесарийский, Нестор.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира 5 класс
Программа предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы и составлена на основе программы «История древнего мира....

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconПояснительная записка Настоящая программа обеспечивает реализацию...
Отбор содержательных единиц в общеобразовательной области произведен в соответствии с временными требованиями к обязательному минимуму...

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconРабочая программа по истории. Новая история
Программа предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. Курс истории на ступени...

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconРабочая программа по истории. История Средних веков
Программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. Курс истории на ступени...

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconПояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004...

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconАннотация к рабочей программе Раздел Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы создана на основе

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconОбразовательная программа основного общего образования 2013 I. Пояснительная...
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения...

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconПротокол №1
Рабочая программа по истории предназначена для 8 класса основной общеобразовательной школы. Данная рабочая программа составлена на...

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconПояснительная записка Программа разработана для 8 класса основной...
Программа разработана для 8 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы А. И. Кравченко, «Обществознание»,...

Пояснительная записка данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена в соответствии...
«Мировая художественная культура» предусмотрена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована Министерством...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск