Скачать 0.64 Mb.
|
![]() ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. История средних веков в 6 классе изучается в рамках 1-го концентра. Задачи курса: показать самобытные черты Средневековья, его уникальность, с тем, чтобы помочь учащимся понять события прошлого, с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание уделено истории Европы. Изучение данного курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: -формирование у учащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; -освоение знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии основных регионов Европы и мира, выявление общих закономерностей и различий; - ознакомление учащихся с наиболее яркими личностями средневековья, их ролью в истории и культуре; -освоение знаний о возникновении и развитии идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); обращение при этом особого внимания на историю мировых религий (христианство и ислам); -овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками, исторической информации; -формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов мира. Критерии оценивания: «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто. Общая характеристика учебного предмета. Рабочая программа курса «История» для 6 класса основной школы разработана на основе учебника М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова «Всеобщая история. История средних веков» (М., Русское слово, 2010) и Пчелова Е.В. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Русское слово, 2010. Материл учебников соответствует государственному минимуму содержания образования. Учебники входит в пере чень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях. При составлении рабочей программы использовались нормативно-правовые и инструктивно-методические документы: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; 2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения); 3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения); 4. Приказа Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год». Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно действующему Федеральному Базисному учебному плану для ОУ РФ рабочая программа для 6 класса по Вологодской области составлена из расчета 34 учебных недель, 2 часов в неделю, 68ч в год. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса общеобразовательной школы В ходе изучения курса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 6 КЛАСС Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (29часов) и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени – 37часов). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, предусматривает 4 повторительно-обобщающих урока, которые проводятся по усмотрению учителя. Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» это первый систематический курс истории России, в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 4 разделов: Древняя Русь, Русь удельная, Русь между Востоком и Западом, Московская Русь. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у учащихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Золотой Орды и других. Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное влияние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упомянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории. Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории XVII века автор стремился показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку — со Швецией и Османской империей. Изложение истории автор счёл возможным начать не с происхождения восточных славян, а с первобытной эпохи, когда на территории нашей страны появились первые люди. Говорится также и об античном наследии, и о тех народах Восточно-Европейской равнины, которые были известны древним авторам и оставили археологическое наследие. Эти разделы не только расширяют исторический кругозор учащихся, но и помогают им соотнести российскую историю с общемировой, прежде всего историей Древнего мира. К сожалению, в некоторых учебниках, где уже присутствуют разделы о других государствах российского региона, кроме собственно Руси, выпадают разделы о тех русских княжествах, территории которых теперь относятся к Белоруссии и Украине, и при изложении удельного периода основное внимание сосредоточено на Новгородском и прежде всего Владимиро-Суздальском регионах. Автор полагает, что говорить о формировании украинского и белорусского народов можно только с XIV века, и поэтому прерывать историю Киевского княжества, а равно и опускать историю Галицко-Волынской или Черниговской Руси нецелесообразно. Кроме того, автор стремился избежать и повсеместной «владимиро-» и «москвоцентричной» схемы истории русских земель. Именно поэтому в программе присутствует раздел об истории Великого княжества Литовского, сыгравшего громадную объединительную роль для земель Южной, Юго-Западной и Западной Руси. Литва долгое время была важнейшим соседом Владимирской, а затем и Московской Руси, отношения с которой определяли многие исторические процессы. Раздел о «собирании земель» вокруг Москвы при первых московских князьях построен по принципу соотнесения московской и тверской политики, упомянуты и другие княжества Северо-Восточной Руси. Показано, что первенствующая роль Москвы на северо-востоке окончательно утвердилась только при Дмитрии Донском, а до этого центром объединительных тенденций могли быть и Тверь, и Нижний Новгород. События первых десятилетий правления Василия II характеризуются как борьба за Московский престол между двумя ветвями московской династии, а не как борьба сторонников и противников централизации, в соответствии с этим они обозначены не как «большая феодальная война», а как княжеская усобица Московского Дома. В дальнейшем история западных и южных земель бывшего Древнерусского государства также не выпадает из поля зрения автора. Отдельный раздел посвящен присоединению Украины к России. При изучении внешней политики времён правления Екатерины II обращено внимание и на разделы Речи Посполитой как факт возвращения древнерусского наследия России. В целом, в основе курсов лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции. Материал курсов направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого. Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху. В общей сложности курс рассчитан на 40 часов. Но учитель считает целесообразным сокращение часов до 36 в связи с общей продолжительностью учебного курса по истории в 6 классе 68 часов (из них 32 часа отводится на изучение всеобщей истории (истории средних веков) и 36 на изучение истории Отечества). Сокращение количества часов происходит за счет объединения вводного урока и первого урока в разделе I, объединения темы 10 « Общественный строй Древней Руси» с темой 11 « Православная церковь в Киевской Руси», сокращения количества часов на изучение раздела III с 6 до 5 и раздела V с 6 до 5 часов. Введение (1 час) РАЗДЕЛ I. ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ НАШЕЙ РОДИНЫ (4 часа) Материал раздела даёт учащимся представление о народах и государствах, существовавших на территории нашей страны до образования Древнерусского государства. В четырёх темах раздела характеризуются: а) заселение просторов нашей Родины первобытными людьми и их жизнь в каменном, бронзовом и железном веках; б) античное наследие отечественной истории, представленное греческими колониями Северного Причерноморья и эллинистическими государствами этого региона; в) скотоводческие народы юга европейской России и их государственные образования; г) происхождение славян и заселение ими территории Восточно-Европейской равнины, общественный и хозяйственный уклад их жизни, религиозные верования. Учащиеся получают представление о жителях нашей страны в первобытную и античную эпохи, месте славянских народов в общеисторическом процессе раннего Средневековья, предпосылках образования Древнерусского государства. Опорные понятия и термины: родовая община, скотоводы, земледельцы, каменный век, бронзовый век, железный век, племена, античные полисы, кочевники, каганат, готы, гунны, авары, хазары, булгары, восточные славяне, варяги, кровная месть, родовой строй, язычество, волхвы. Персоналии: Геродот. Митридат VI Евпатор, Прокопий Кесарийский, Нестор. |
![]() | Программа предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы и составлена на основе программы «История древнего мира.... | ![]() | Отбор содержательных единиц в общеобразовательной области произведен в соответствии с временными требованиями к обязательному минимуму... |
![]() | Программа предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. Курс истории на ступени... | ![]() | Программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. Курс истории на ступени... |
![]() | Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004... | ![]() | Данная рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы создана на основе |
![]() | Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения... | ![]() | Рабочая программа по истории предназначена для 8 класса основной общеобразовательной школы. Данная рабочая программа составлена на... |
![]() | Программа разработана для 8 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы А. И. Кравченко, «Обществознание»,... | ![]() | «Мировая художественная культура» предусмотрена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована Министерством... |
..На главную | Поиск |