Квалификация (степень) выпускника: бакалавр






Скачать 283.81 Kb.
НазваниеКвалификация (степень) выпускника: бакалавр
страница1/3
Дата публикации01.03.2015
Размер283.81 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Наименование дисциплины: История Древнего мира

Направление подготовки: 030600 История

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: д-р ист.наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории В.В.Дементьева.


1. Курс предназначен для студентов направления подготовки «история» исторического факультета ЯрГУ. Цели освоения дисциплины «Всеобщая история» (раздел «История древнего мира»):

– формирование у студентов представления об истории древних цивилизаций как составной части исторического знания, обладающей специфическим предметом и объектом, а также комплексом специальных методов исследования;

– формирование у студентов общего представления о целостности всемирно-исторического процесса;

– выработка у студентов понимания древней истории как особого этапа цивилизованной истории человечества,

– формирование у студентов комплекса знаний о древней истории в контексте всеобщей истории в целом, об этапах и конкретных формах синхронизированного развития Древнего Востока Древней Греции и Древнего Рима;

– формирование представлений о специфике каждой из древневосточных цивилизаций: Древнего Двуречья, Египта, Ирана, Индии, Китая;

– формирование представлений о цивилизационном единстве греко-римского мира и об античной цивилизации как фундаменте европейской идентичности, европейской системы ценностей;

– формирование представлений о принципах поиска каузальных связей в истории;

– ознакомление студентов с важнейшими направлениями в научном изучении Древнего Востока и Античности, выработка представлений об антиковедении как комплексе научных дисциплин и его современном состоянии;

- формирование у студентов бакалавриата умения работать с историческими источниками, навыков междисциплинарного анализа;

- выработка у студентов гуманистических ценностей на основе культурно-антропологического изучения древних обществ.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, а также развивающих практические навыки задач:

– дать знания о процессе исторического развития, показать процессы политогенеза и культурогенеза, миграции народов, охарактеризовать экологическую среду;

– ознакомить с основными видами исторических источников по древней истории, исторической хронологией, методологическими подходами к изучению древней истории

- ознакомить с исследованиями ведущих отечественных и зарубежных специалистов;

- мотивировать интерес к наблюдению, анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки;

- стимулировать самостоятельную аналитическую работу студентов.
2. Дисциплина «История Древнего мира» относится к профессиональному циклу («общепрофессиональная часть» модуля Б3. и изучается в 1-2 семестрах 1 курса.

Логически, содержательно и методически он связан со следующими дисциплинами профессионального цикла: «Археология», «Первобытное общество» «Этнология и социальная антропология», «Латинский язык», «Вспомогательные исторические дисциплины» и др.

Изучение данной дисциплины носит базовый характер. Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знание истории древнего мира, на уровне программы средней общеобразовательной школы;

– знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы;

– знание истории мировой художественной культуры на уровне программы средней общеобразовательной школы;

– понимание языка научной и учебной литературы по истории.

Результаты изучения настоящей дисциплины должны служить основой для изучения следующих этапов истории, курсов истории Средневековья, Нового времени, истории культуры, религиоведения.

Предполагаемое данным курсом освещение базовых понятий, системных связей и процессов закладывает основы для более детального изучения и понимания широкого круга специализированных вопросов на старших курсах исторического факультета. Задачи курса – выявление взаимосвязи социально-экономических, политических, культурных процессов, выработка у студентов навыков самостоятельной работы с историческими источниками и научной литературой, формирование умений грамотного изложения мыслей в устном и письменном виде.

Курс рассчитан на 2 семестра.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- основные понятия исторической науки, используемые в курсе древней истории,

главные подходы в историографии к решению ряда основополагающих дискуссионных проблем древневосточной и античной истории,

- периодизацию истории цивилизаций Древнего Востока, античных Греции и Рима,

- этнические и миграционные процессы,

- географическую среду и экологическую обстановку в изучаемых регионах;

- способы и методы исторического исследования;

- классификацию исторических источников, методику их анализа.

  • о крупных теоретических проблемах изучения древней истории,

  • об особенностях древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Ирана, Индии и Китая;

  • о характере полисной организации в античности,

  • о специфике эллинистической эпохи,

  • о возникновении и эволюции римской государственности.


Уметь:

  • анализировать источники по древней истории;

  • понимать и обобщать исследовательскую литературу по конкретным темам истории древних цивилизаций.


Владеть:

– навыками самостоятельного осмысления изученного материала,

– самостоятельного нахождения публикаций источников и исследовательских трудов по древней истории,

– профессиональной устной речи по предмету;

– применения исторических методов исследования (сравнительно-исторический метод, метод типологизации и классификации, историко-генетический метод, историко-системный метод, структурно-диахронный анализ).

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Предмет истории древнего мира. Основные пути развития древних обществ. Древние цивилизации как объект изучения истории древнего мира. Понятие «цивилизованное общество». Факторы, обусловившие формирование цивилизованного общества. Древневосточный и античный пути развития древних обществ.

2

Источники по истории древнего мира. Классификация источников: типы, роды, виды. Проблемы изучения письменности древних обществ. Эпиграфика. Нарративные и документальные письменные источники. Священные книги древности. Виды вещественных источников. Использование лингвистических, фольклорных и этнографических источников при изучении древней истории.

3

Хронология древней истории. Первые календари. Историческая хронология. Понятие «эра». Датировка событий древней истории. Лунные, лунно-солнечные и солнечные календари. Особенности шумерского, египетского, китайского и других древневосточных календарей. Календари в Греции и Риме. Юлианский календарь и его отличия от григорианского.

4

Древний Восток: понятие, географические рамки, природные условия. Греко-римское происхождение термина «Восток». Культурно-историческое содержание научной абстракции «Древний Восток». Регионы Востока, в которых сложилось цивилизованное общество в древний период истории человечества. Типы природных условий. Зависимость хозяйственной жизни от природных условий в древности.

5

Представления об обществе и его развитии в концепции ОЭФ и теории цивилизаций. Создание глобальных теорий истории человечества: разработка концепции ОЭФ в середине XIX в. и теории цивилизаций в начале XX. Труды О. Шпенглера, А. Тойнби. Представление об обществе в каждой из этих теорий. Понимание процесса общественного развития в каждой из них. Трактовка политогенеза, социальной стратификации, определение государства при цивилизационном и формационном подходах к изучению древней истории.

6

Дискуссии в отечественной исторической науке по проблемам характера общественного развития Древнего Востока. Теории азиатского способа производства, феодальной формации, рабовладельческой формации на Древнем Востоке. Этапы дискуссий. Цивилизационный подход к древневосточной истории в отечественной науке.

7

Социально-экономические и политические отношения в государствах Древнего Востока в III-II тыс. до н. э. Экономическая структура государств Древнего Востока: государственный и общинный сектора экономики, появление частновладельческого сектора. Община. Сословия древневосточного общества. Специфика рабства на Древнем Востоке. Номовые и крупные территориальные государства. Деспотия. Теократия. Бюрократический аппарат. Особенности идеологии древневосточных обществ.

8

Политическая история Месопотамии в III-II тыс. до н.э. Заселение Двуречья шумерами и аккадцами. Процесс политогенеза в Месопотамии. Раннединастическая эпоха. Держава Саргона Древнего и Саргонидов. Царство шумера и Аккада при III династии Ура. Старовавилонский период в политической истории Месопотамии.

9

Хозяйство и общественный строй Древней Вавилонии. Законы Хаммураппи и хозяйственно-правовые документы Старовавилонского периода. Сельское хозяйство Вавилонии. Формы землевладения и землепользования. Ремесло. Торговля и ростовщичество. Рабство в Вавилонии. Категории свободного и зависимого населения. Семейные отношения. Судопроизводство и уголовное право.

10

Материальная и духовная культура Древнего Двуречья. Поселения. Быт. Система образования и зарождение научных знаний. Письменность, литература и искусство. Эпос о Гильгамеше. Представления о мире и религиозные воззрения народов Месопотамии.

11

Египет Раннего, Древнего и Среднего царств. Периодизация истории Древнего Египта. Додинастический Египет. Объединение Египта. Раннее царство. Египет Древнего царства: социально-экономические отношения и политическая организация. Строительство великих пирамид. Среднее царство: социальная структура, экономика, внешняя политика. Социальные смуты в Египте. Источники. Особенности жанра «речений» и «пророчеств». Проблема датировки событий. Причины социальных потрясений. Социальный состав участников выступлений. Характер выступлений и цели восставших.

12

Египет Нового и Позднего царств. Изгнание гиксосов. Могущество XVIII династии. XIX династия, борьба с хеттами. Социально-экономические изменения в период Позднего царства. Ливийские династии. Борьба с Нубией. XXV нубийская династия. Ассирийские вторжения в Египет. Саисское возрождение. Завоевание Египта персами.

13

Материальная и духовная культура Древнего Египта. Египетские города. Быт египтян. Письменность и литература. Древнеегипетская архитектура и изобразительное искусство. Научные знания. Древнеегипетская религия: почитание номовых и общегосударственных божеств, религиозные идеи, культовая обрядность. Культ Осириса и Исиды. Древнеегипетские представления о загробном существовании души

14

Хеттское царство. Социально-экономическая структура хеттского общества. Источники. Развитие хеттологии. Древнехеттское царство ХVШ-ХV1 вв. до н. э. Хеттская держава в период Новохеттского царства Х1V-ХШ вв. до н. э. Хеттская культура. Гибель Хеттского царства. Экономическое развитие, земельные отношения и община по Хеттским законам. Рабство, семейные отношения, судопроизводство и система наказаний в Хеттском государстве.

15

Общественный строй Ассирии во второй половине II тыс. до н. э. Периодизация истории Ассирии. Социальные отношения в среднеассирийский период. Земельная собственность. Характер общины. Рабство в среднеассирийский период. Семейные отношения. Судопроизводство.

16

Экономическая структура, социальные отношения и политическая система государств Ближнего Востока в I тыс. до н. э. Сектора экономики. Хозяйства на царской, общинной и частновладельческой земле. Сословия. Категории внутри сословия рабов. Создание мировых держав в I тыс. до н. э.: причины и условия этого процесса, его социально-экономическое и политическое содержание, организация центральной власти и провинциального управления в мировых державах.

17

Возникновение мировых держав. Ассирийская военная держава в I тыс. до н. э. Последствия арамейского вторжения. Рост могущества Ассирии при Ашшурнацирапале II и Салманасаре III. Ассирийские завоевания в IX в. Упадок Ассирии в первой половине VIII в. до н.э. Возвышение Ассирии во второй половине VIII в. до н. э. Реформы и завоевания Тиглатпаласара III. Ассирийская военная держава в конце VIII- середине VII в. до н.э. (Саргон II, Синаххериб, Асархаддон). Нарастание кризиса внешней политики Ассирии. Крушение Ассирийской державы.

18

Политическая история Нововавилонского царства. Вавилонская хроника и другие источники по политической истории Вавилонии. Утверждение в Вавилоне халдейской династии. Война Вавилонии с Ассирией. Завоевательные походы Навуходоносора II. Падение Нововавилонского царства.

19

Социально-экономические отношения в Нововавилонском царстве. Сельское хозяйство, собственность на землю, земельные отношения. Ремесло и торговля. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. Категории зависимого населения.

20

Государство Урарту. Возникновение государства Урарту. Политическая история Урарту периода расцвета. Экономическая и социальная структура Урарту периода расцвета. Упадок Урарту. Культура Урарту.

21

История Сирии, Финикия, Палестины во II-I тыс. до н.э. Иудаизм: этапы формирования, основные религиозные идеи. Восточное Средиземноморье в III-I тыс. до н. э. Этническая картина. Политические образования. Города-государства Финикии: Тир, Сидон, Библ. Создание Израильско-Иудейского царства. Саул. Давид. Соломон. Распад царства на Израиль и Иудею. Складывание иудейской религии. Скотоводческие культы. Происхождение культа бога Яхве. Иерусалимский храм. Пророческое движение. Послепленный этап формирования иудаизма. Централизация культа. Возникновение синагогальной организации. Монотеизм. Учение о душе. Идея богоизбранничества. Учение о мессии.

22

Древнейшие государства на территории Ирана: Элам, Мидийское царство. Документы из Суз. Ассирийские, вавилонские, греческие источники по истории Мидии. Периоды независимости и расцвета Элама, отношения с Вавилонией и Ассирией, завоевание Элама персами. Экономическая структура. Особенности рабства. Специфические черты в семейно-брачных отношениях и системе наказаний в Эламе. Создание независимого мидийского государства. Киаксар. Активная внешняя политика Мидии. Захват Мидии персами.

23

Персидская мировая держава Ахеменидов. Религия и культура Персии. Возникновение персидской державы Ахеменидов. Кир и Камбиз. Реформы Гауматы. Организация персидской державы при Дарии I: управление покоренными областями, подати и повинности жителей сатрапий. Социально-экономические отношения в государстве Ахеменидов в конце VI- V вв. до н. э. Религия и культура Персии. Авеста: состав, содержание, проблемы изучения. Основные черты зороастризма. Культовая обрядность. Религиозная политика персидских царей. Особенности древнеиранской письменности, литературы, искусства.

24

Древняя Индская цивилизация (культура Хараппы и Мохенджо-Даро). Археологические памятники. Проблема дешифровки письменности. Городские центры. Своеобразие материальной культуры.

25

Индоарийское вторжение на территорию Индии. Проблема локализации прародины индоевропейцев. Распад индоевропейской общности и миграции племен. Индоарии, их общественные отношения и хозяйство в период прихода в Индию. Создание варнового деления. «Ведийский период». Складывание государств в Северной Индии.

26

Индия при династии Маурьев. «Буддийский период» в истории Индии. Экономическое развитие и социальное деление общества. Государство Нандов. Магадха. Империя Маурьев. Расцвет государства при Ашоке. Особенности центрального и провинциального управления.

27

Общественные отношения в Древней Индии. Варны и касты в Древней Индии. Неравенство варн. Положение шудр. Положение вневарновых каст. Брачное и наследственное право по Законам Ману и Артхашастре: состав семьи, ее формы., порядок заключения и расторжения брака. Рабство в Древней Индии: источники рабства, положение урожденных рабов и “заложенных”.

28

Религии и культура Древней Индии. Ведическая религия: божества, обрядность, жречество. Брахманизм. Джайнизм. Буддизм: учение о страдании, учение о спасении. Монашеские общины буддистов. Индуизм. Литература, архитектура, искусство Древней Индии.

29

Возникновение китайской цивилизации. Династии Шан-Инь и Чжоу. Хронология и периодизация истории Древнего Китая. Источники. Историография. Неолитические истоки китайской цивилизации. Общество и государство в эпоху Шан (Инь). Западное и Восточное Чжоу. Китайские царства. Социально-экономические отношения. Реформы Шан Яна.

30

Китай в III в. до н. э. - III в. н. э. Империи Цинь и Хань. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Создание единой древнекитайской империи. Внутренняя и внешняя политика Цинь Шихуана. Империя Хань. «Золотой век» У-Ди. Начало кризиса империи. Политика Ван Мана. Восстание «краснобровых». Младшая Хань. Восстание «желтых повязок». Падение империи Хань.

31

Экономические отношения в Древнем Китае. Экономическая характеристика эпохи Шан-Инь. Формирование частной собственности на землю в период Чжоу. Землевладение и землепользование в эпоху Цинь и Хань. Ремесло и торговля. Роль рабского труда в различные периоды древней истории Китая.

32

Культура Древнего Китая. Даосизм, конфуцианство и легизм в Древнем Китае. Письменность. Литература: Шицзин, жанр оды, выдающиеся поэты. Музыка, архитектура и живопись. Естественнонаучные достижения. Вклад древнекитайской культуры в мировую культуру. Учение Лао-цзы. Понятие дао, практическая философия Лао-цзы, представления об идеальной государственной власти. Учение Конфуция. Представления конфуцианства о правильном поведении человека: понятия долга, гуманности , почитание предков. Моизм. Легистская школа.

33

Введение в античную историю. Антиковедение как отрасль научного знания. Географический ареал и территориальная локализация античной цивилизации. Средиземноморье как ее центр. Природно-климатические условия Средиземноморья, их влияние на особенности цивилизационного развития в различных регионах. Территориальные пределы распространения античной цивилизации. Характер ее взаимодействия в другими цивилизациями и народами. Этнические основания античной цивилизации. Античный мир племен и народов; греки, римляне, варвары. Периодизация древнегреческой истории. Источники: античная традиция, эпиграфические и нумизматические памятники, данные папирологии и археологии. Понятие «Древний Рим». Периодизация истории Древнего Рима. Источники: нарративные и документальные. Памятники римского права. Эпиграфические и нумизматические источники. Данные археологии. Зарубежное и отечественное антиковедение.

34

Эгейский мир в III-II тыс. до н. э. Минойская цивилизация. История археологических открытий. Периодизация истории Крита III-II тыс. до н. э. Особенности политогенеза. Преддворцовый период и ранние дворцы на Крите. Период поздних дворцов на Крите. Вопрос о талассократии Крита. Культура Крита. Письменность. Гибель критских дворцов. Основные черты и характер минойской цивилизации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconКвалификация (степень) выпускника: бакалавр
Автор: д-р ист наук., профессор, зав кафедрой музеологии и краеведения Марасанова В. М

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconКвалификация (степень) выпускника: бакалавр
Африки, начиная с возникновении человечества. Предусматривается рассмотрение таких вопросов, как проблемы антропогенеза, история...

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа дисциплины история документального кино направление...
В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического...

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconПримерный учебный план бакалавр социально-экономического образования Степень (Квалификация)

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconПрограмма дисциплины история россии
Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconПрограмма дисциплины политическая карта мира
Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconУчебно-методический комплекс дисциплины б в правоохранительные органы...
Правоохранительные органы: Учебно-методический комплекс (направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция) для заочной формы обучения....

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41....
Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка...

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление...
Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний...

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр iconРабочая программа дисциплины Мировое культурное наследие Направление...
Изучение дисциплины «Мировое культурное наследие» призвано способствовать изучению, сохранению, развитию национальных культурных...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск