Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины






НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины
страница1/8
Дата публикации02.03.2015
Размер1.04 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
h.120-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


Сибайский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»
Утверждено

На заседании кафедры новой и новейшей истории

(протокол №__ от __________)

и.о. зав. кафедрой А.З. Ярмуллина


Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ

вид дисциплины общий курс

специальность История


Учебно-методический комплекс разработан: Учебных часов по учебному плану:

к.и.н., доцентом Аллабердиной Г.И. всего 180 ч, в том числе

лекций 54 ч,

семинарских 36 ч,

СРС 90 ч.,

зачеты VII семестр,

экзамены VIII семестр

Сибай 2010

ВЫПИСКА

ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Специальность 030401

Квалификация – Историк, преподаватель истории
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины (5 346 ч)
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент(4 300 ч)
ОПД.Ф.04 История исторической науки. Историография: (180 ч)

Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс Историографии (истории исторической науки) является одним из важнейших в рамках профессиональной подготовки историков. Знание историографии важно для историков всех направлений и специализаций. Изучение этого учебного курса призвано завершить теоретическую и, отчасти, методологическую подготовку специалистов на историческом отделении.

Слово «историография» (от греч. «история» – разведывание, исследование прошлого и «графо» – пишу) употребляется в современной исторической науке в нескольких значениях. Во-первых, историография рассматривается как синоним исторической литературы, исторической науки в целом; во-вторых, этот термин применяют для обозначения литературы по какой-либо проблеме (например, историография Гражданской войны или историография раннего христианства) или какого-либо направления в исторической науке (например, либеральная или церковная историография); наконец, термином «историография» обозначается история исторической науки, вообще исторических знаний. В последнем из указанных смыслов этот термин и применяется при изучении данной дисциплины.

Итак, под историографией (историей историографии) в данном курсе понимается наука, изучающая развитие исторического знания во всем многообразии его форм и проявлений. Хронологические рамки курса охватывают историю историографии от первых форм рецепции прошлого до рубежа ХХ – XXI вв.

Общая актуальность изучения материала дисциплины может быть сведена к следующим позициям.

1. В современном мире происходят стремительные изменения, формируется новая парадигма, что заставляет нас постоянно переосмысливать исторический процесс. Это неминуемо приводит к необходимости изучения прошлого исторической науки. Для современной научной парадигмы, в сущности, само по себе историческое знание представляется как история историографии.

2. В самой исторической науке также наблюдаются весьма существенные изменения: формируется принципиально новые направления исторических исследований (интеллектуальная история, социально-антропологические исследования, клиометрия, история повседневности, гендерная история и мн. др.), появляются новые методы историографии и т.д. Все это также обусловливает актуальность историографических исследований.

3. Наука может развиваться стабильно, если написана ее история. История историографии, таким образом, систематизирует знания о ней, о методах ее изучения и намечает пути дальнейшего развития науки о прошлом.

Главной целью историографии как учебной дисциплины является изучение развития исторических знаний и исторической науки, становления и эволюции направлений и школ в историографии, их связи с идейно-политическими течениями.

В этой связи основными задачами курса являются следующие:

  1. изучение эволюции методологии исторической науки, борьбы мнений по важнейшим теоретическим и методологическим вопросам; эта задача является основной при изучении всего курса историографии;

  2. изучение процесса расширения и изменения тематики исторических исследований;

  3. изучение процесса развития научной критики исторических источников и приемов источниковедческих исследований;

  4. изучение процесса распространения исторических знаний, развития организационных форм исторической науки (течения, направления и школы в историографии);

  5. изучение развития методики исторических исследований и форм изложения исторического материала.

В результате изучения курса историографии студент должен знать содержание крупнейших исторических учений прошлого и современности, основные направления развития методологии исторической науки и закономерности ее эволюции, ознакомиться с содержанием программных произведений ученых – историков, владеть навыками историографического анализа исторических текстов, уметь характеризовать и сравнивать содержание и направленность тех или иных исторических концепций и школ в историографии, представлять основные перспективы развития исторического знания в XXI в.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ»




п/п

Тема

Аудиторные


занятия


СРС

ЛЗ

ПЗ




1

Историография как наука

2

2




2

Дореволюционная историография отечественной истории.

Историография эпохи феодализма.

Зарождение и развитие исторической мысли

(XI – XVI вв.)

2

2

2

3

Развитие отечественной историографии в XVII в.

2

2

2

4

Дворянская историография 1 четверти XVIII в.

2

2

2

5

В.Н. Татищев – крупнейший дворянский историк 2 четверти XVIII в.

2

2

2

6

Историография 2 четверти и середины XVIII в.




2

2

7

Просветительство и историография России во 2 половине XVIII в.

2

2

2

8

Буржуазные тенденции в русской историографии 2 половины XVIII в.

2




2




А.Н. Радищев – зачинатель революционной исторической мысли в России.

2

2

2

9

Расцвет и кризис дворянской историографии. Н.М. Карамзин.

2

2

2

10

Исторические взгляды декабристов







2

11

Русская историография первой половины XIX в.

(Критическое направление в отечественной историографии)

2

2

2

12

Дворянская историография 2-ой четверти и середины XIX в.


2

2

2

13

Буржуазная историография сер. XIX в. С.М. Соловьев и русская историческая наука.

2

2

2

14

Оформление революционно-демократического направления в русской историографии. Исторические взгляды В.Г. Белинского и А.И. Герцена







4

15

Историография эпохи капитализма.

Важнейшие особенности и пути развития историографии в России 2 пол. XIX в.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов – представители революционно-демократического направления в русской историографии.

2




4

16

Дворянская историография в пореформенный период.

2

2

2

17

Государственная школа в русской историографии.

2

2

2

18

В.О. Ключевский – выдающийся буржуазный историк пореформенного периода.

2

2

2

19

Народническая историография.

2

2

2

20

Возникновение марксистской историографии.

2

2

2

21

Историография конца XIX – начала XX в.

Ленинская концепция русского исторического процесса.

2




2

22

Буржуазно-дворянская историография.

2

2

2

23

Мелкобуржуазная историография.







2

24

Формирование взглядов М.Н. Покровского и его историческая концепция.

2







25

Советская историография отечественной истории.

Вопросы периодизации советской и российской историографии отечественной истории.







4

26

Реорганизация системы учебных и научных исторических учреждений (1917 - середина 1930-х гг.)

2




4

27

Разработка теоретико-методологических проблем

в отечественной историографии в 1920-е годы







4

28

Дискуссии в марксистской историографии

(1920 - начало 1930-х гг.)







4

29

Процесс унификации знаний в советской исторической науке (вторая половина 1920 - 1930-е гг.)

2




4

30

Советская историография тоталитарного периода

(конец 1930-х - начало 1950-х гг.)

2




4

31

Советская историография в период «оттепели»

(середина 1950 - конец 1960-х гг.)

2




4

32

Процессы «торможения» в советской исторической науке (конец 1960 - первая половина 1980-х гг.)

2




4

33

Советская историография в период «перестройки»

( 1985 – 1991 гг.)

2




4

34

Современное развитие отечественной историографии (1991 – начало 2000-х гг.)







4




Всего:


54

36

90
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История исторической науки. Историография»

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история исторической науки. Историография
Хацевич Р. В., к ф н., доцент, директор муи спб университета управления и экономики

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 07. Историография истории России
Предмет и задачи дисциплины значение курса историографии в формировании культуры исторического познания

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований гос впо. Приказ №215 тех/бак Министерства образования и науки РФ от...

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований гос впо. Приказ №215 тех/бак Министерства образования и науки РФ от...

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск