| Фамилия, имя отчество
| Аиткалиева Айнура
| Регион
| Оренбургская область
| Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| г. Оренбург
| Номер и/или название школы/ОУ
| СОШ № …
| Описание проекта
| Название темы Вашего учебного проекта
| Гай Юлий Цезарь: Спаситель, Реформатор,…, Тиран.
| Краткое содержание проекта.
| Рим. 1 век до н.э. Республика медленно, но неуклонно умирает. Однако, консервативный сенат упорно отказывается принимать неизбежное и провести оздоровительные реформы. Политический кризис и нестабильная обстановка в обществе формирует благоприятную среду для выдвижения амбициозных лидеров, таких как Гай Юлий Цезарь.
Во время представления проекта учащиеся и слушатели узнают Политическое устройство Римской республики и империи, какие политические деятели играли важную роль на арене интриг и предательства, какие преобразования были сделаны Юлием Цезарем в попытке перестроить государство и какую роль они сыграли в дальнейшей судьбе Республике. Но главная цель проекта, путем сравнения и анализа общего состояния Римской республики, произошедших событий и деятельности Гая Юлия Цезарь в этот период, определить: кем, на самом деле, являлся великий государственный деятель времен поздней Республики – Гай Юлий Цезарь.
| Предмет(ы)
| Всеобщая история, История Древнего мира
| Класс(ы)
| 9- 11 классы
| Приблизительная продолжительность проекта
| Например: 3 месяца
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| История Древнего мира
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (Древний Рим):
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
| Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
| Пример:
Цели:
1.Расширение знаний учащихся по истории Древнего мира и, в частности, Римского государства;
2.Развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения;
3.Приобретение навыков самостоятельного качественного исследования проблемы;
4.Развивать умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы;
5.Развитие аналитического мышления. В ходе реализации проекта учащиеся смогут:
1.Рассматреть период падения Римской республики и становления Римской Империи.
2.Определить главных действующих лиц этого времени.
3.Выяснить причину возвышения Гая Юлия.
4.Определить особенности государственной, социальной и экономической политики Цезаря.
5. Проанализировать результаты политики Гая Юлия, взгляды современников и потомков на его деятельность, и на основе полученных данных сделать соответствующие выводы и ответить на основополагающий вопрос.
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| Кем, в реальности, являлась выдающаяся личность Гая Юлия Цезаря: человеком, похоронившем Республику, или спасителем Рима?
| Проблемные вопросы учебной темы
| На краю гибели: Как протекал процесс упадка Республики?
Кризис общества: Гражданская война в Риме?
Цезарь в Риме: Какова была политика Гая Юлия во время его кратковременного правления в качестве Диктатора?
Взгляд в будущее: Какие последствия имели преобразования, сделанные Гаем Юлием в период политического доминирования в Риме?
| Учебные вопросы
| Как выглядел Рим в 1 веке до н.э.?
С чем связан упадок Римской республики в этот период?
Кто такие Гай Марий и Корнелий Сулла?
Назовите причины, ход и последствия первой гражданской войны в Риме?
В чем причины кризиса политической системы Рима?
Какую войну вел будущий Цезарь в Галлии?
3 претендента на власть: Гней Помпей, Марк Красс, Гай Юлий.
Вторая Гражданская война: Республика против армии?
Как протекало «Покорение Рима»?
В чем проявлялся метод «Большой амнистии»?
Каковы последствия лавирования между своими сторонниками и приверженцами Республики?
Какие социально-экономические реформы провел Цезарь будучи Диктатором Рима?
Благодаря чему на политическую арену выдвинулся Гай Юлий Октавиан Август?
Новый триумвират. Третья гражданская война. Антоний и Клеопатра.
Что такое Принципат?
Политическое устройство нового Рима – Империи.
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| Мозговой штурм
План работы над проектом по группам
| Работы с каталогом ресурсов сети Интернет и книжными изданиями по теме.
Исследования в ходе работы
Оценочные листы (презентации, рефераты)
Анализ результатов деятельности.
| Мониторинг прогресса ученика
Выполнение тестовой работы по проекту.
Открытый урок (дискуссия по проекту)
| Описание методов оценивания
| Заполняя в ходе проекта бланк «План работы над проектом по группам», ученики оценивают навыки взаимодействия всех членов группы. Это позволяет им задуматься над тем, как дружно они работают в команде, отмечают успешные стратегии обучения и сотрудничества других учеников.
На втором этапе во время обсуждений в группах вопросов для исследования, распределения обязанностей и планирования конкретных процедур, ученики должны знать, по каким критериям будет оцениваться их работа. С этой целью учителем заранее подготовлен бланк «Оценочные листы (презентации, рефераты)» с критериями готовых работ. Эти бланки с критериями помогают ученикам представлять, что от них ожидается и самим управлять процессом своего обучения.
Анализ заполненных учениками бланков позволит учителю определить как уровень навыков учащихся в самоуправлении процессом обучения, так и умения анализировать приобретённые знания и соотносить их с критериями.
По завершению работы ученики используют бланк «Мониторинг прогресса ученика» для проверки готовности к защите результатов своих исследований, для проверки успешности изучения учебного программного материала по теме проекта, для оценивания своего прогресса в развитии и приобретении навыков критического мышления, сотрудничества в команде, умений планировать свои учебные процессы.
После завершения работы над проектом проводится открытая дискуссия, где учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности, что позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других.
Для закрепления знаний учитель предлагает выполнить учащимся тестовую работу.
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Знание курса Всеобщей истории 9 класс;
Умение работать с различными источниками информации;
Навыки поиска информации в Интернет.
| Учебные мероприятия
| 1 этап. Планирование.
Составление плана работы;
Определение основной цели и направлений исследования.
Выявление уровня знаний учащихся;
Планирование исследований.
2 этап. Содержательный.
Ознакомление учащихся с предоставленными материалами;
Определений проблемных зон исследования.
3 этап. Аналитический.
Анализ полученных сведений;
Решение поставленных задач.
Оформление результатов исследования.
4 этап. Обобщающий.
Оценка проделанной работы.
Подведение итогов проекта
| Материалы для дифференцированного обучения
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Учащиеся выбирают то направление работы в группе, которое ему ближе и интереснее:
- проведение исследований;
- сбор информации;
- компьютерная обработка и анализ результатов.
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Для таких учеников организованы, дополнительные консультации учителя по данному проекту. Учитель контролирует правильность использования предметной терминологии.
| Одаренный ученик
| Учащийся проводит более глубокие исследования в своей группе, расширяя проект.
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
| Компьютер, сеть Интернет, лазерный диск, проектор.
| Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| База данных, электронные таблицы, электронные энциклопедии, мультимедийные программы, текстовый редактор.
| Материалы на печатной основе
| Большая советская энциклопедия
Советский энциклопедический словарь
| Другие принадлежности
| Карта и атласы
| Интернет-ресурсы
| Закладки на сайте:
http://www.academic.ru / http://www.krugosvet.ru / http://www.bibliotekar.ru
| Другие ресурсы
| Отсутствуют
| |