Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| УУД
|
1. Мотивация к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
| Включение в деловой ритм
| Подготовка класса к уроку
| Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
2. Актуализация и пробное учебное действие («вызов»)
Цель: повторение
изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»
| Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.
1.Фронтальный опрос.
- Какие произведения на историческую тему вы читали?
- Какие заинтересовали и чем?
- В какое историческое время вы хотели бы жить и почему?
| Отвечают на вопросы
| Использование различных источников информации (Л)
Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)
|
3. Постановка учебной задачи
Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.
| Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
- Как вы думаете, можно ли сегодня продать или купить человека? Возможно ли такое раньше, лет 200 назад?
- Сегодня мы начнём знакомиться с исторической повестью С. Алексеева «История крепостного мальчика». Какую цель каждый из вас может поставить перед изучением этого произведения?
| Учащиеся высказывают свои предположения
Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока
| Целеполагание
( Р)
Постановка вопросов ( К)
Самостоятельное формулирование цели
(П –общеучебные)
|
Обсуждение заглавия. Прогнозирование содержания повести
| - Объясните лексическое значения каждого слова в названии произведения. Предположите, о чём будет вести повествование автор.
| Объясняют лексическое значения каждого слова в названии произведения и прогнозируют: о чём может быть произведение.
| Прогнозирование содержания текста до чтения ( П – логическое)
|
4. Работа с текстом
| - Составьте план 1 главы, пролистывая страницы и обращая внимание на подглавки.
-Предположите, о чём будет рассказываться в этой главе.
| Составляют план 1 главы, пролистывая страницы и обращая внимание на подглавки.
Составляют прогноз повествования по 1 главе, обсуждают в группах и озвучивают.
| Планирование
( Р)
Прогнозирование ( Р)
|
«Осмысление содержания»
Анализ 1 главы (1 подглавка)
Физминутка
| Учитель устанавливает осознанность восприятия.
-Прочитаем 1 подглавку. Определите по названию «Родное село», о чем пойдёт речь?
Задания для групп:
1-2 –выпишите устаревшие слова, определите по словарю устаревших слов их лексическое значение. Сформулируйте вывод: для чего автор использует устаревшую лексику?
3-4 – выпишите имена собственные; пользуясь толкованием имён, установите: что помогают понять имена собственные?
| Работают в группах по заданиям к 1 главке. Делают выводы. Озвучивают результат.
1-2 группы работают со словарём устаревших слов (барыня, усадьба, господа, дворовые; кликать, тятя, заголосила)
3-4 группы выписывают имена собственные
| Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
( П - моделирование)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
|
Анализ 1 главы (2 подглавка)
| Организует деятельность учащихся по группам по анализу 2 подглавки «Продали»
| Читают текст. Выполняют задания по группам.
1 группа - выписывают глаголы, создающие образ барыни
2 группа – Митька на торге до встречи с барыней
3 группа - Митька на торге после встречи с барыней
4 группа – образ матери на торге
| Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)
|
Закрепление: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции
| Организует самостоятельное чтение учащимися 3 подглавки «Как жили»
Организует деятельность учащихся по первичному закреплению
| Читают 3 подглавку. Отвечают на вопросы, формулируют свои выводы: «Что такое крепостное право? Как жили люди в это историческое время? Легко ли им было? Как могла сложиться дальнейшая жизнь главного героя?»
| Использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)
Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)
|
5. Рефлексия деятельности
| Организует рефлексию.
- Интересно ли было работать с новым произведением?
- Почему нужно знать историю своей страны?
Учитель уточняет, достиг ли цели каждый учащийся.
| Работают в группах.
Составляют синквейн «Крепостное право». Каждая группа представляет результат своей работы
Руководитель каждой группы оценивает работу каждого учащегося в группе на каждом этапе. Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
| Умение структурировать знания (П –общеучебные)
Управление поведением (К)
Умение выражать свои мысли (К)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р)
|
6. Домашнее задание
| Учитель предлагает дифференцированное задание на дом:
1) Узнайте на уроках истории о крепостном праве и сопоставьте с описанным в повести.
2) Подготовьте пересказ 1 главы от имени героя
| Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.
| Умение выражать свои мысли ( К)
Рефлексия ( П)
Смыслообразование ( Л)
|