Скачать 39.16 Kb.
|
Лекция на тему: «История как наука». План.
История изучает развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его прошлого, настоящего и будущего. Предмет истории - изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Исторический процесс – это ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Главная задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Из нее вытекают другие задачи:
Общество оставляет многочисленные следы своей жизнедеятельности, многообразные свидетельства, которые являются историческими памятниками. Именно благодаря им, историк получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Все исторические источники можно разделить на следующие группы:
Но любое количество источников само по себе не может передать живой картины прошлого. История – это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого. Основу моделирования составляют факты. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса. В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: как явление, имевшее место в истории и как его отражение в исторической науке. Между ними существует тесная связь. Историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов, общественных потребностей. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование и разное значение. Т.о., между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Методы исторического исследования:
Христианская концепция истории господствовала в общественном сознании с V до середины XVIII вв. Основные проблемы и идеи связаны со смыслом и содержанием человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ее потребностей и страстей. Начав отсчет человеческой истории от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из Рая, христианская историософия, подчеркивала различие между исторической жизнью человека и его первобытным существованием, фиксировала внимание на истории как на линейно направленном процессе. Конец истории человечеству неизвестен. Христианская историософия оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под действием универсальных закономерностей, общих для всех народов. Рационалистическая или всемирно-историческая концепция появилась в XIX в. Основная проблема этой концепции – взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. Ее создатели – Гегель и Маркс, считали, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. Развитие человечества проходит следующие этапы: по Гегелю – восточный, греко-римский, германский, по Марксу – докапиталистический, капиталистический и посткапиталистический. Важнейшим институтом общества является государство. Присущий этой концепции европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывал особенности иных цивилизаций. В основу культурно-исторической концепции, появившейся в конце XIX в. легла идея локальных цивилизаций Н. Данилевского, О. Шпенглера, А.Тойнби. Ее суть заключается в том, что история рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организациями. Каждая из них проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Эта теория способствовала преодолению европоцентризма и создала предпосылки для непредвзятого, объективного изучения неевропейских цивилизаций. Подходы к изучению истории: формационный, цивилизационный, демографический, этногенетический, географический детерминизм. Крупнейшие представители российских исторических школ: В. Татищев, Н Карамзин, В. Ключевский,, С. Соловьев,, М. Покровский, А. Сахаров, Б Рыбаков, И. Фроянов, Л. Гумилев, Р. Скрынников, В. Буганов, Н. Павленко. |
![]() | «история»: 1 прошлое и все, что происходило в нём, и 2 наука, изучающая прошлое. С разграничения понимания истории как движения во... | ![]() | История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники... |
![]() | История- это гуманитарная наука, необходимая для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки человека | ![]() | Ист. – наука, изуч события, кот находятся в постоянном развитии. История позволяет узнать как общество оцен себя, и то, как изм его... |
![]() | Возрождения филология понималась как вспомогательная дисциплина, целью которой является критическое изучение, комментирование и издание... | ![]() | Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике |
![]() | Издательств” “Наука” 117864 гсп-7, Москва, в-485, Профсоюзная ул., 94а 2-я типография издательства “Наука” | ![]() | Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные послндствия |
![]() | История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии | ![]() | Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса |
..На главную | Поиск |