Скачать 271.89 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия» Утверждено на заседании кафедры Утверждено ректором академии (протокол № ____ от ___________) __________________________ Зав. кафедрой ___________ «_____» _____________ 20___ г. ПРОГРАММА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по __ Истории России_Биробиджан, 2011 Программа вступительного экзамена ГОУ ВПО ДВГСГА по истории разработана для абитуриентов 2011 года, имеющих право сдавать вступительные испытания в форме, устанавливаемой академией самостоятельно. Публикуемые материалы программы имеют целью оказать помощь абитуриентам в подготовке к вступительному экзамену по истории России, который проводится академией в письменной форме. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ РОССИИ Вступительный экзамен по истории России призван выявить знание абитуриентом основных ее реалий в объеме программы общеобразовательной средней школы: главных событий, их хронологии, исторических деятелей, достижений культуры, взаимодействия с другими странами и народами. Экзамен проводится в письменной форме. Каждому абитуриенту предлагается тест в форме ЕГЭ На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий. Часть 1 состоит из 27 заданий (А1 – А27). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 15 заданий (В1 - В15), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Часть 3 состоит из 8 заданий с развернутым ответом (С1 – С8). Результаты сдачи экзамена оцениваются по 100-балльной шкале. Ответ на каждый вопрос оценивается в 2 балла. Максимально возможная суммарная оценка - 100 баллов. При подготовке к экзамену абитуриенту необходимо руководствоваться государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и примерной программой по истории Министерства образования и науки Российской Федерации. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Общие требования к выполнению работы
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ Часть 1 Задание A1. Прочтите отрывок из воспоминаний меньшевика Н.Н. Суханова о полемике, развернувшейся после II съезда Советов, и определите, о какой программе идет в нем речь. «Эсеры кричали: хорош марксист, травивший нас 15 лет за нашу мелкобуржуазность и ненаучность с высоты своего величия и осуществивший нашу программу, едва захватив власть! А Ленин огрызался: хороша партия, которую надо было прогнать от власти, чтобы осуществить ее программу!». 1) программа коллективизации; 2) программа национализации промышленности; 3) программа социализации земли; 4) программа «военного коммунизма». Задание A2. Восстание древлян в 945 г. было вызвано 1) нежеланием древлян принимать христианство; 2) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян; 3) межплеменной рознью древлян и вятичей; 4) нежеланием древлян участвовать в походах князя Святослава. Задание A3. От имени СССР Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписал
Задание A4. Какие из названных событий относятся к 1953–1957 гг.? А) запуск первого советского спутника Земли Б) арест и казнь Л.П. Берии В) XX съезд КПСС Г) отставка Н.С. Хрущева Д) испытание первого советского ядерного устройства Е) ввод советских войск в Чехословакию для подавления «пражской весны».
Задание A5. Решение о переходе к нэпу было принято
Часть 2 Задание B1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.
Задание B2. Установите соответствие между терминами и временем их появления. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.
А. XII Б. XIII В. XVII Г. XVIII Д. XX Задание B3. Установите соответствие между событиями и датами.
Задание B4. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) поход Ермака в Сибирь Б) Куликовская битва В) Грюнвальдская битва Г) Стоглавый собор. Часть 3 Задание C1. Сравните взгляды западников и славянофилов на историческое развитие России. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий). Задание C2. Сравните положение дворянства в России при Петре I и Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим, а что – различным. Задание C3. В 1956 г. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев выступил на ХХ съезде партии с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором осудил сталинские репрессии как чуждые социалистическому строю и заявил, что сущность социализма, созданного в СССР, они не затронули. Какие иные мнения по этому вопросу существуют? Назовите не менее двух мнений. Приведите не менее трех фактов, связанных с политикой десталинизации в период «оттепели». ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди на территории нашей страны. Города-государства Северного Причерноморья, Кочевые скотоводческие племена. Тюркский и Хазарский каганаты. Восточные славяне в VI-VIII вв. Праславяне. Проблема происхождения. Выделение восточного славянства. Расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями. Зарождение государственности: внутренние и внешние факторы. Города. Становление территориальных общин. Формирование Древнерусского государства в IX-X вв. Новгород и Киев. Норманнская теория. Древнерусские города. Ремесло. Торговля. Первые русские князья. Князь и дружина. Славяне, финно-угры и тюрки. Русь и Волжская Булгария. Византия и Русь. Владимир Святославович. Крещение Руси. Последствия и значение христианизации и двоеверие Руси: христианство и язычество. Русь в конце X - первой половине XII в. Формирование крупной земельной собственности. Категории свободного и зависимого населения. Специфика общинного строя. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь. «Повесть временных лет». Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Повседневная жизнь и обычаи древних русичей. Влияние язычества и христианства на культуру и жизнь людей. Русь в XII - первой половине XV вв. Политическая раздробленность Руси. Причины раздробленности. Формирование политических центров и становление трех социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства: Новгород Великий; Владимиро-Суздальское княжество; Галицко-Волынское княжество. Особенности развития хозяйства, политических институтов, культуры русских земель удельного периода. Последствия раздробленности. Борьба Руси против агрессоров в XIII в. Держава Чингисхана. Нашествие Батыя, сопротивление завоевателям. Зависимость Руси от Орды, ее последствия. Обособление Юго-Западной Руси. Проблема влияния монголо-татарского завоевания на судьбу Руси. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский. Русь в середине XIII-XIV вв. Положение русских земель. Борьба за политическое лидерство на Руси. Княжеская власть и Орда. Московские князья и их политика; Иван Калита. Москва – центр объединения русских земель. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Сергей Радонежский. Русь и Литва. Золотая Орда в XIII-XIV вв. Куликовская битва, ее значение. Дмитрий Донской. Рост национального самосознания. Роль церкви в борьбе с Ордой. Особенности культурного развития. Феофан Грек. Андрей Рублев. Московское государство в XV в. «Феодальная» война. Прекращение зависимости Руси от Орды. Завершение политического объединения русских земель. Иван Ш. Изменение системы управления государством. Боярская Дума. Приказы. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян. Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьян. Внешняя политика. Отношения с Литвой, Ливонским орденом, Крымским ханством Культура и быт Московского государства в XV в. Фольклор. Летописание. Литература. Общественно-политическая мысль. Зодчество. Фрески и иконы. Повседневная жизнь. ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI в. Московское государство в XVI в. Сословно-представительная монархия. Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI в. «Избранная рада». Земские соборы. Опричнина. Оценка опричнины современниками и потомками. Становление самодержавия. Оценка современниками и потомками личности и деятельности Ивана IV. Внешняя политика Ивана IV. Завоевание Казани и Астрахани. Отношения с Крымским ханством. Ливонская война. Народы России в XVI в. Начало продвижения в Западную Сибирь. Итоги внешней политики Ивана Грозного. Церковь и государство в XV-XVI вв. «Москва – третий Рим». Русское духовенство. «Иосифляне» и «нестяжатели». Возникновение ересей на Руси. РОССИЯ в ХVII-ХVIII вв. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Обострение социальных и политических противоречий. Династический кризис. Разрушение удельно-вотчинной системы. Борис Годунов. Смута. Феномен самозванства. Власть и казачество. Восстание Ивана Болотникова. Власть и земщина: противоборство и взаимодействие. Социальный и национальный факторы в Смуте. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов; ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Начало династии Романовых. Россия в XVII в. Политический строй. Начало становления элементов абсолютизма. Система приказов. Судьбы сословно-представительных институтов. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. Экономическое и социальное развитие. Формирование единого экономического пространства России. Рост товарно-денежных отношений. Ремесло. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Рост городов и торговли. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Ярмарки. Окончательное закрепощение крестьян. Народы России в XVII в. Новые территории в составе России. Национальный состав населения страны. Государственный статус присоединенных территорий Поволжья, Украины, Сибири и Дальнего Востока. Хозяйство. Религия. Культура. Самодержавие и церковь. Церковь после Смуты. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Усиление разногласий между церковной и царской властью. Старообрядчество. Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-турецкие отношения. Крымские походы. Русские первопроходцы в Сибири и на Дальнем Востоке. |
![]() | Экзамен по истории России при поступлении на различные специальности в Удмуртский государственный университет сдается по единой программе... | ![]() | Земля как планета. Общие сведения о Земле, как планете. Ее положение среди других планет Солнечной системы. Понятие о форме и размерах... |
![]() | Для лиц, поступающих в магистратуру на направление подготовки «Дизайн», проводится вступительное испытание в форме собеседования... | ![]() | Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования |
![]() | К каждому вопросу даются 4 варианта ответов, только один из которых верный. Максимальное количество баллов по итогам выполнения всех... | ![]() | Программа вступительного испытания принята на ученом совете исторического факультета 24 ноября 2014 г. (протокол №3) |
![]() | Программа вступительного испытания по дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения» предназначена для абитуриентов, желающих... | ![]() | Госсельбах Л. Н. – начальник правового отдела умвд россии по Орловской области, подполковник внутренней службы |
![]() | «Педагогическое образование» магистерская программа «Дополнительное образование детей» | ![]() | Вступительные испытания по истории на направления подготовки бакалавра представляют собой экзамен и проводится в устной форме по... |
..На главную | Поиск |