Пояснительная записка
В седьмом классе историческое образование ведётся по концентрической структуре исторического образования и предусматривает изучение блоков «История России. Конец XVI – XVIII век» на основе УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, и «Новая история. 1500 – 1800» на основе УМК А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Предполагается использование авторских рабочих программ:
под ред. А.А.Данилова. История России. «Просвещение». М. 2011.
под ред.А.Я.Юдовской и Л.М.Ванюшкиной. Всеобщая история. «ГЛОБУС». М. 2009.
Считаю данный УМК наиболее адаптирован для семиклассников. УМК имеет простой язык, понятный школьникам, учебник насыщен иллюстративным и дополнительным материалами, есть задания в рабочих тетрадях, которые предполагают повторение изученного материала, развивают воображение, формируют историческое мышление ученика.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени и является составной частью курса всеобщей истории в рамках основной общеобразовательной школы и имеет прочные внутрипредметные и внутри курсовые связи, например, с историей Средних веков и Новейшей историей.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания толерантности и мира между людьми и народами в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 -9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Рабочая программа курса «Новая история. 1500 – 1800» предназначена для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы. Программа соответствует обязательному минимуму содержания образования по истории для основной школы. Изучение курса рассчитано на 28 часов. Данная программа рассчитана для осуществления компетентностного подхода в образовании.
Цели курса: сформировать у учащихся представление о Новой истории конца XV - XVIII вв., как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.
В процессе изучения курса Всеобщей истории учащиеся должны овладеть знаниями, представлениями, умениями:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всемирной истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность событий;
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- выделять причины войн, революций и реформ;
- анализировать конкретные исторические ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- самостоятельно истолковывать факты и события; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения;
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в тексте учебника, объяснении учителя, докладе одноклассника, письменном документе;
- рассматривать общественные явления в развитии;
- анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры
В ходе обучения предполагается использование следующих средств обучения:
* А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2006.
А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история. 1500 – 1800. Учебниу для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. «ПРОСВЕЩЕНИЕ». 2000.
Е.В.Симонова. Поурочные разработки по истории России. К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс» (М. «Просвещение») 7 класс. М. «ЭКЗАМЕН». 2006.
Е.В.Симонова. Тесты по истории России. К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс». рекомендовано Российской Академией Образования. М. «ЭКЗАМЕН». 2010.
Е.В.Симонова. История России. Экспресс – диагностика 7 класс. Подготовка к ГИА.
* А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история. 1500 – 1800. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. «ПРОСВЕЩЕНИЕ». 2000.
А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Поурочные разработки по Новой истории. 1500 – 1800. Пособие для учителя. «ПРОСВЕЩЕНИЕ». М. 2005.
А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории1500 – 1800. 2 т. «ПРОСВЕЩЕНИЕ». М. 2006.
А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Новая история.7 класс. Тесты (по типу ЕГЭ). Работа с историческими текстами. Познавательные задания. М. «ДРОФА». 2005.
Г.И.Старобинская. Вопросы и задания по истории. Россия в XVII – XVIII векахэ.7 класс. М. «АРКТИ». 2003.
М.Н.Зуев. история России для школьников и поступающих в ВУЗы. М. «ДРОФА». 2001.
В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. М. «ЭКСМО». 2004.
Календарно – тематическое планирование уроков Истории России (конец XVI – XVIII век) 7 класс
№ урока, дата
| Название темы
| Кол-во
| Содержание
образования
|
| Домашнее задание
| Формирование УУД
| Контроль
| №1
СЕНТЯБРЬ
| Российское
Государство
В IX – XVI вв.
| 1
| Древнерусское государство, политическая раздробленность и нашествие монголо-татар, образование Московского централизованного государства
|
|
| Уметь структурировать материал.
|
| №2
| Внутренняя и внешняя
политика Бориса Годунова
| 1
| Россия в преддверии Смуты. Конец династии Рюриковичей. Борис Годунов и политическая борьба за власть между боярскими группировками. Этапы закрепощения крестьян. Указы о «заповедных летах», об «урочных летах. Митрополит Иов. Учреждение патриаршества. Внешняя политика Б.Годунова. Земский собор 1598 г. Экономические трудности Народные выступления. Григорий Отрепьев. Смерть Б.Годунова.
Основные понятия:
«заповедные лета»;
«урочные лета»;
патриаршество;
Земский собор;
авантюрист;
самозванец.
| Знать о целях внутренней политики правительства Б.Годунова; введения пятилетнего сыска беглых крестьян («урочные лета»); учреждения патриаршества и его значении; новых направлениях внутренней политики Б.Годунова; основных направлениях внешней политики и ее успехах; пресечении династии Рюриковичей; особенностях воцарения Б.Годунова на московском престоле; причинах эк. кризиса; народных выступлениях против правящего режима; появление первого самозванца.
| §1,
вопросы и задания на с. 11 устно, работа с документами с.11 – 12.
| Раскрывать, какие противоречия существовали в русском государстве в конце XVI в., в чем заключались причины Смутного времени. Характеризовать личность и деятельность Б.Годунова. Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия
| Таблица «Внутренняя политика Бориса Годунова»
| №3 – 4
| Смута
| 2
| Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Политика В.Шуйского. Восстание И.Болотникова. Лжедмитрий II. Интервенция польских и шведских феодалов и национально-освободительное движение. Патриотический подъем народа.
Основные понятия:
Смутное время;
Интервенция.
| Знать о причинах и сущности Смутного времени; особенностях правления Лжедмитрия I и причинах его падения; специфике воцарения В.Шуйского и особенностях его политики; выступлении И.Болотникова; появлении второго самозванца; вмешательстве в российские дела иностранных государств
| §2, вопросы и задания с. 20 – 21 устно, работа с документами с. 22 – 23
| Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством Ивана Болотникова, польских и шведских интервентов
| Таблица «Причины Смутного времени» (политические, экономические, социальные)
| №5
| Окончание Смутного времени
| 1
| «Семибоярщина». Минин и Пожарский. Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы.
Основные понятия:
«Семибоярщина»;
народное ополчение;
Земский собор.
| Знать о распаде тушинского лагеря; свержение В.Шуйского и установление «Семибоярщины»; попытках приглашения на российский престол польского королевича Владислава; формировании первого народного ополчения и причинах его неудач; создании второго ополчения и освобождении Москвы от польских оккупантов; роли Минина и Пожарского в русской истории; подвиге Ивана Сусанина.
| §3, вопросы и задания на с. 31, работа с документом на с. 31 – 32
| Систематизировать исторический материал. Рассказывать о положении людей разных сословий в годы «Смуты», используя информацию исторических источников. Характеризовать последствия Смуты. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения. Рассказывать о причинах воцарения династии Романовых
| Хронологический диктант «Смутное время», решение теста.
| №6
| Новые явления в
экономике
| 1
| Новые явления в экономике. Окончательное оформление крепостного права. Развитие ремесла и торговли. Начало складывания всероссийского рынка. развитие мелкотоварного производства. первые мануфактуры. Рост городов.
Основные понятия:
мелкотоварное ремесло;
специализация;
кооперация; мануфактура;
ярмарка; всероссийский рынок; протекционизм;
крепостное право.
| Знать о социально – экономических последствиях Смуты начала XVII в.; начале экономической специализации различных регионов страны; усилении роли барщины и оброка в аграрном секторе экономики; превращении ремесла в мелкотоварное производство; предпосылках и генезисе мануфактурного производства; специфике формирования всероссийского рынка; предпосылках роста городов.
| §4, вопросы и задания на с. 40, работа с документами на с. 40 – 41.
| Использовать информацию исторических карт при рассмотрении эк-ого развития России в XVII в. Объяснять смысл понятий: мелкотоварное производство, мануфактура.
|
| №7
| Основные сословия российского общества
| 1
| Сословие, система местничества. Крестьяне: черносошные и владельческие. Бояре. Вотчина. Дворяне. поместье. Феодальные повинности. налоговая система. посадские люди. Духовенство. Казачество.
Основные понятия:
Феодалы, бояре, дворяне, владельческие крестьяне, черносошные крестьяне, барщина, оброк, местничество, отмена местничества, поземельная и подворная подать, белые слободы, казачий круг.
| Знать об особенностях положения первого сословия российского общества после Смуты; причинах упразднения местничества; положении крестьянского населения в России в XVII в.; изменении положения городского населения, его градации.
| §5, вопросы и задания на с. 47; творческое задание: рассказ о казачестве.
| Объяснять смысл понятий: крепостное право. Характеризовать изменения в соц-ой структуре общества Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г., при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.
| Схема « Основные сословия российского общества»
| ОКТЯБРЬ
№8
| Политическое развитие страны
| 1
| Земский собор 1613 г. Восстановление национальной государственности и утверждение династии Романовых. Сословно – представительная монархия. Земские соборы. Боярская дума. Государство при первых Романовых: эволюция социального и политического строя. «Соборное уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.
Основные понятия:
самодержавие,
абсолютизм,
крепостничество,
волость.
| Знать о работе Земского собора 1613 г.; усилении самодержавной власти при первых Романовых;
Изменении роли и значения Земских соборов; причинах утраты властных функций боярской думы; предпосылках и последствиях роста численности приказов; переменах в системе местного самоуправления; основных положениях и специфике Соборного уложения 1649 г.
| §6, вопросы и задания на с. 54; работа с документом на с. 54 – 55.
| Объяснять смысл понятия: абсолютизм. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г., использовать их для характеристики политического устройства Росси. Разъяснять, в чём заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личности и деятельность царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.
| Сравнительная таблица «Управление в Российском государстве в XVI и XVII вв.»
| №9
| Власть и церковь.
Церковный раскол
| 1
| Церковь после Смуты. Церковный раскол: социальные и культурные последствия. Православная церковь и ее влияние на внутриполитическое развитие страны. Реформы патриарха Никона. Религиозно – политическая борьба. Духовный раскол в обществе. Протопоп Аввакум.
Основные понятия:
церковный раскол,
церковная реформа, старообрядцы.
| Знать о положении церкви после Смуты; личности патриарха Филарета и новых отношениях высшей и государственной власти при нем; личности патриарха Никона; церковной реформе Никона; причинах усиления разногласий между церковной и светской властями; основных вопросах Церковного собора 1666 – 1667 гг.; личности и жизненном пути протопопа Аввакума.
| §7, вопросы и задания на с. 60; творческое задание: «Церковные деятели в эпоху правления Алексея Михайловича» (сообщение).
Приготовить к/к
| Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства». Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума
|
| №10 - 11
| Народные движения
| 2
| «Бунташный век». Социальные движения в России. Медный и Соляной бунты. Движение под предводительством С.Т.Разина: причины, ход
Восстания, причины поражения. Выступления старообрядцев.
Основные понятия:
Восстание, война, бунт.
| Знать о причинах и особенностях народных выступлений в XVII в.; предпосылках и последствиях Соляного бунта; причинах и последствиях Медного бунта; основных этапах восстания С.Разина, личности руководителя восставших; причинах и последствиях массовых выступлений старообрядцев.
| §8, вопросы и задания на с. 67, работа с к / к.
| Характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Систематизировать исторический материал в форме конспекта.
| Составление опорного конспекта
| №12
| Внешняя политика
| 1
| Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в. Смоленская война. Проблемы воссоединения Украины с Россией. Б.М.Хмельницкий. Русско – польская война. Русско – шведские и русско – турецкие отношения во вт. пол. XVII в.
Основные понятия:
гетман, голытьба,
реестровые казаки.
| Знать о причинах и последствиях Смоленской войны; предпосылках воссоединения Украины с Россией; основных итогах и значении русско-польской войны 1654 – 1667 гг.; причинах и итогах русско–турецкой войны 1676 – 1681 гг.; Крымских походах русской армии; особенностях освоения русскими Сибири.
| Работа с
к / к;
§9, вопросы и задания на с. 75.
Индивидуальные задания к §11 (опережающее задание)
| Показывать территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в. Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве XVII в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Составлять рассказ о народах, живших в России в XVII в., используя материал учебника и дополнительную информацию
|
| №13
| Образование и культура в
XVII в.
| 1
| Расширение культурных связей с Западной Европой. Образование. Развитие научных знаний. Новые жанры в литературе и искусстве. Последние летописи. Московское барокко. Русские землепроходцы и мореходы.
Основные понятия:
обмирщение культуры,
нарышкинское барокко,
парсуна, сатира,
биографическая повесть.
| Знать об особенностях развития образования в XVII в.; массовом выпуске печатных книг; распространении научных знаний в России, историческом значении Великих русских географических открытий XVII в.; новых явлениях в русской литературе; развитии отечественной архитектуры, специфике живописных произведений, создании первого в России придворного театра.
| §10, вопросы и задания на с. 84, творческое задание о русских землепроходцах и мореходах.
|
| Решение теста или работа в группах
| НОЯБРЬ
№14
| Сословный быт.
Обычаи и нравы.
| 1
| Быт и нравы допетровской Руси. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство:
Повседневный быт и обычаи.
Основные понятия:
Изразцы, парча, тафта.
| Знать об изменении облика царского двора в условиях оформления самодержавия; специфике боярского и дворянского быта; переменах в повседневной жизни посадского населения; традициях и новациях повседневного быта и обычаев российского крестьянства.
| §11, вопросы и задания;
приготовиться к тесту по
§4 – 11.
|
| Защита сообщений
| |