Решением Ученого совета






Скачать 455.7 Kb.
НазваниеРешением Ученого совета
страница1/3
Дата публикации26.01.2015
Размер455.7 Kb.
ТипРешение
h.120-bal.ru > История > Решение
  1   2   3
лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ


Согласовано


Утверждено

Школа педагогики ДВФУ

решением Ученого совета

Школа педагогики ДВФУ

Руководитель ОП




_____________ Т.Л Копусь

(подпись)

Протокол № ________________


«_____»___________________20___г.

от «______»_______________20____г.





ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(итогового)

по дисциплине Всеобщая история

(для студентов специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050402.65 Юриспруденция)

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 702 пед/сп от 31 января 2005 г.)

Программа обсуждена на заседании кафедры исторического образования «22» мая 2013 г., протокол № 8.

Заведующий кафедрой К.Т Тихий 2013 г.

Составители: Тихий К.Т., Лихарев Д.В., Лихарева О.А., Лынша В.А., Бутенина Н.Д., Вигандт Н.А.


Уссурийск

2013

Пояснительная записка
Кафедра исторического образования готовит учителей для общеобразовательных средних школ и средних специальных заведений для преподавания истории и обществоведческих дисциплин. В рамках изучения истории предполагается освоение курса основных дисциплин из курса всеобщей истории. Основная цель итогового государственного междисциплинарного экзамена по всеобщей истории установить готовность выпускника к профессиональной деятельности, его соответствие квалификационным требованиям. Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера.

Программа итогового государственного экзамена разработана согласно:

  1. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (050401.65 История с дополнительной специальностью 050402.65 Юриспруденция. Номер государственной регистрации № 702 пед/сп (новый) от 31 января 2005г.;

  2. положения об итоговой государственной аттестации №12-13-85 от 14.04.2013, разработанного в ДВФУ.

  3. учебного плана по специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050402.65 Юриспруденция.


Краткая характеристика

профессиональной деятельности выпускников

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью), должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Требования к результатам освоения образовательной программы

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения истории и права в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по истории и права с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения истории и права, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Перечень дисциплин из циклов общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, по содержанию которых сформулированы вопросы государственного экзамена
Содержание государственного экзамена по всеобщей истории основано на основе следующих базовых профессиональных дисциплин:

История первобытного общества;

История Древнего Востока;

История Древней Греции;

История Древнего Рима;

История средних веков;

Новая и новейшая история стран Европы и Америки;

Новая и новейшая история стран Востока.
Требования к составлению билетов государственного экзамена

Экзаменационные билеты по всеобщей истории включают в себя по два вопроса. Порядок вопросов в билете определяются территориально-хронологическим принципом. Содержание вопросов государственных аттестационных испытаний по всеобщей истории исходит из принципа историзма. В них отражены узловые дискуссионные и теоретические проблемы всемирного развития с древнейших времен до наших дней.
Требования к ответам студентов на государственном экзамене
В основе требований к ответам студентов на государственном экзамене лежат:

логичность и связность речи;

логика теоретических построений;

умение связать теоретические положения с примерами из практики;

умение устанавливать междисциплинарные связи.
I. Содержание программы государственного экзамена
Всеобщая история

Выписка из ГОС ВПО

История первобытного общества. Природа и человек в древности. Антропо- и расогенез. Расселение древнейшего человека. Центры палеолитической культуры. Развитие материальной культуры и ее своеобразие в различных регионах расселения человека. Эволюция общественной организации. Виды социальных связей. Возникновение элементов государственности, новых политических институтов. Ранние формы религиозных представлений. Первобытное искусство.

Древний Восток. Древнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья, Азии, Центральной и Южной Америки. Специфика природно-географических условий и этнические процессы в регионах возникновения ранних государств. Государство и общины, функции и формы древнейших государств. Особенности социальной структуры. Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры.

Древняя Греция. Особенности природных условий и население древней Эллады. Ахейская культура и "гомеровская" Греция. Становление греческих городов-государств. Греческая колонизация и специфика древнегреческого полиса. Специфика рабства в Афинах и Спарте. Расцвет афинской демократии, ее институты и особенности. Возвышение Македонии. Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории античной цивилизации. Формирование понятия античной культуры. Мифология, религия и культура древней Эллады.

Древний Рим. Древнейшее население Апеннинского полуострова. Основание Рима и его борьба за гегемонию в Италии. Этнические процессы и формирование Римского рабовладельческого государства, латинской культуры. Политические институты в Риме. Социальная структура римского общества. Типы рабовладельческого хозяйства и особенности рабства в Риме. Развитие экономики и роль свободного труда. Гражданские войны и переход к монархической форме правления. Принципат и доминат. Раннее христианство и его особенности. Развитие римской культуры как заключительный этап формирования античной культуры.

Сущность перехода от античности к Средневековью, различия в судьбах Западной и Восточной Римской империи. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы. Закономерности и региональные особенности феодализма в странах Европы и Азии. Преемственность культурных традиций античности в Средние века на Западе и Востоке. Становление и развитие христианской цивилизации. Роль христианской церкви в феодальном обществе, разделение церквей, особенности их организационной структуры. Основные этапы развития феодальных монархий в Европе. Христианский мир и Восток в их взаимодействии и противостоянии. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в странах арабского Востока. Сословный характер феодального общества и его проявление в идеологии и культуре Средневековья. Гуманизм как система мышления в эпоху Возрождения. Католическая церковь и процесс складывания централизованных национальных государств в Европе. Реформация и ее формы. Развитие науки и техники. Великие географические открытия и их последствия. Страны Востока (Индия, Китай, Япония) в период Средних веков. Своеобразие социально-политической истории и культуры стран Востока. Распространение мировых религиозно-философских систем. Проникновение европейцев в страны Востока. Генезис капитализма, его специфика в различных странах и социальные последствия.

Новая история стран Запада. Эпоха великих географических открытий и интеграция мировой цивилизации. Модернизация европейского общества, переход от традиционного аграрного общества к индустриальному. Секуляризация культуры и развитие научной картины мира. Формирование общественно-политических и идейных течений (просвещение, либерализм, консерватизм, социализм). Европейские революции Нового времени. Международные отношения в Новом времени.

Новейшая история стран Запада. Эволюция экономической системы, социальной структуры, политико-правовой организации западного общества в ХХ веке. Новые явления массовой психологии и духовной культуры. Системные кризисы индустриального общества. Тоталитаризм. «Новые индустриальные страны». Модели социалистического строительства. Мировые войны и локальные конфликты Новейшего времени. Складывание международно-правовой системы. Глобализация. Переход к информационному обществу.

Новая история стран Азии и Африки. Основные проблемы и тенденции развития восточных обществ. Возникновение представлений о единстве исторического процесса в общечеловеческом масштабе, связанные с эпохой Великих географических открытий и складыванием колониальной системы. Борьба народов стран Азии и Африки против монополий. Особенности хозяйственного и социально-политического развития и формирования новых буржуазно-националистических идеологий. Передел мира и буржуазные революции на Востоке.

Новейшая история стран Азии и Африки. Крушение империалистической колониальной системы и появление независимых государств, разные пути их развития. Функции религий в общественно-политической жизни современных восточных государств. Конфуцианство, ислам, индуизм, синтоизм, даосизм, буддизм.

Вопросы к государственному экзамену по всеобщей истории

( с аннотацией)

  1. Происхождение Homosapiens (современный взгляд). Неандертальская проблемаКритерии человека - философский и антропологический. Движущие силы процесса антропогенеза, трудовая теория, естественный отбор и социальное развитие. Ближайшие предки человека, время и место очеловечивания. Гоминидная триада. Нomo habilis. Homo erectus. Homo sapiens.

Теория неандертальской фазы в развитии человека современного вида. А. Хрдличка. Морфологический тип неандертальцев. Локальные варианты внутри неандертальского вида. Ранние и классические неандертальцы.

Возникновение человека современного вида. Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека современного вида. Теория пресапиенса, генетическая теория. Теории: полицентризм (Ф. Вайденрайх) и моноцентризм (Я.Я. Рогинский). Исследования митохондриевой ДНК.

Производящее хозяйство, его роль и значение. Стадия позднепервобытной общины. Археологические характеристики неолитической эпохи. «Неолитическая революция». Особенности географии неолитических культур. Воздействие природных факторов на их развитие. Переход к производящему хозяйству. Доместикация животных и растений. Возникновение земледелия и скотоводства, древнейшие центры. Системы земледелия. Усовершенствование техники обработки камня.

Первое крупное общественное разделение труда, развитие обмена. Изменение отношений собственности, расширение сферы трудового распределения, престижная экономика, дарообмен. «Демографическая революция» и ее причины.


  1. Религия в первобытном обществе. Религия в первобытном обществе. Возникновение религиозных представлений. Синкретизм мышления первобытного человека. Ранние формы религиозных представлений: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, шаманизм, нагуализм. Эволюция религиозных представлений




  1. Политический и социальный строй древневосточных обществ. Древневосточная деспотия на примере Древнего Египта и Древнего Китая.


Особенности развития стран Древнего Востока. Гетерогенность структуры. Общее и особенное в экономическом развитии стран древнего Востока. «Азиатский способ производства». Государство и власть на древнем Востоке. Феномен восточного деспотизма. Бюрократия и управление. Специфические черты социальной структуры древневосточных обществ. Особенности развития стран Древнего Востока. Традиционность. Корпоративность и социальная структура. Патриархальное рабовладение. Миропонимание на грани первобытного и древнего обществ. Общее и особенное в развитии цивилизаций Древнего Востока. Основные этапы древневосточной истории.


  1. Происхождение и сущность греческого полиса.


Определение полиса по Аристотелю. Понятия «полис», «полит» и «тимэполита» в трудах Аристотеля. Аристотель о формах правления в полисе, о содержании понятий «полития» и «демократия».

Современная историческая наука о сущности греческого полиса. Содержание понятий «архаическая революция» и «греческое чудо». Сущность греческого полиса: город и гражданская община; античная форма собственности; развитая система горизонтальных связей (самоуправление и перекрестный контроль выборных магистратур, свобода личности). Типологическое отличие полиса от городских общин Древнего Востока.


  1. Сущность эллинизма. Характерные черты эпохи эллинизма (III - I вв.до н.э.): экономика, политика, религия, культура.


Йоганн Дройзен и его концепция эллинизма. Концепции эллинизма в отечественной историографии: «новый этап развития рабовладения» (Ранович), «конкретно-историческое явление» (Зельин), концепция «синтеза греческих и восточных элементов» и ее критика.

Главные эллинистические царства и их особенности: Птолемеевский Египет, Селевкидская Сирия, Пергам Атталидов, Македония Антигонидов.


  1. Культура Греции классического периода (V - IV вв. до н.э.): театр, архитектура, скульптура.


Йоганн Дройзен и его концепция эллинизма. Концепции эллинизма в отечественной историографии: «новый этап развития рабовладения» (Ранович), «конкретно-историческое явление» (Зельин), концепция «синтеза греческих и восточных элементов» и ее критика.

Главные эллинистические царства и их особенности: Птолемеевский Египет, Селевкидская Сирия, Пергам Атталидов, Македония Антигонидов.


  1. Civitas в период расцвета Республиканского Рима (Ш-П вв. до н.э.)

Генезис римской civitas. Основные черты римского полиса. Античная форма собственности. Соотношение понятий «полис» и «город». Новые элементы в сословной структуре цивитас в III в до н.э. Нобилитет, всадничество, плебс. Политическое устройство Рима в III вв. до н.э. - комиции; магистратуры, Сенат - его организация и компетенции. Армия и ее организация. Характер римского государства в оценке древних авторов. (Полибий, Цицерон). Система моральных ценностей и идеология цивитас. Идеал гражданина. Последствия второй Пунической Войны. Борьба внутри римского нобилитета. Публий Корнелий Сципион Африканский. Марк Порций Катон Старший. Политическая борьба в середине II в. до н.э. «Кружок» Сципиона Эмилиана и его программа. Борьба за аграрные реформы. Международное положение в Западном Средиземноморье в конце II в.до н.э. Югуртинская война и военная реформа Гая Мария. Роль новой армии в социальных конфликтах. Вторжение кимвров и тевтонов.

Подъем демократического движения в Риме. Аграрные законопроекты Апулея Сатурнина. Ливий Друз Младший. Требование прав римского гражданства италиками. Союзническая война и кризис полисных структур. Социально-политические последствия распространения прав римского гражданства на италийское население.


  1. Возникновение христианства. Христианство в Римской империи.


Исторические условия и предпосылки возникновения христианства. Источники по истории раннего христианства. Характерные черты идеологии раннего христианства. Предшественники и соперники христианства. Проблемы историчности Христа. Древнейшие христианские общины. Районы их распространения и социальный состав. Упадок традиционных римских верований в I в. н.э. Культ императора. Распространение восточных культов: Митры, Исиды, Яхве.

Иудея в I в. н.э. Возникновение сектанства. Секта назареев. Гносеологические корни христианства. Социальная сущность раннего христианства. Создание христианских общин. Распространение христианства в Греции, Малой Азии, Карфагене, Риме. Христианская литература. Апокалипсис. Учение 12-ти апостолов. Евангелия. Кумранские рукописи. Сущность христианского вероучения.

Организация культа. Становление епископской церкви. Общины и епископат. Борьба внутри церкви и монашество. Христианская церковь в условиях кризиса империи в III в. Христианство и Римское государство. Гонения на христиан. Религиозная политика Диоклетиана и Константина. Христианство – государственная религия Римской империи. Развитие ересей. Арианство и Никейский собор. Борьба внутри христианской церкви. Сектантство и монашество. Донатизм.


  1. «Золотой век» Римской империи (конец I - II вв. н.э.). Особенности экономического, политического развития.


II век - время наивысшего расцвета античной цивилизации. Расцвет Римской империи при Траяне, его внутренняя и внешняя политика. Муниципальный строй. Сочетание муниципальной автономии и императорского контроля. Сословная структура общества. Внешняя политика римских императоров во II в. н.э. Переход к политике обороны. Изменение внешней политики при Адриане. Восстание в Иудее. Натиск варваров на границы империи. Первые симптомы кризиса.


  1. Гуманизм эпохи Возрождения.


Идеологические, политические , экономические и культурно-религиозные предпосылки Рисорджименто в Европе. Церковь и Возрождение. Культура Возрождения.



  1. Характеристика европейского феодализма. Его региональные особенности.


Феодализм: неоднозначность понятия. Феодализм как общественно-экономическая формация. Феодализм как поместный строй. Феодализм как особая организация господствующего класса. Феодализм как особая организация общества на основе личных связей (А.Я.Гуревич). Проблема уникальности и универсальности гуманизма. Условия формирования европейского феодализма. Натуральная, аграрная экономика на природных осадках. Вертикальные и горизонтальные личные связи как основа сплочения феодального общества. Частноправовой характер власти. Феодальное поместье. Категории феодально-зависимого крестьянства. Виды феодальной ренты. Типология европейского феодализма: классический (французский, пиренейский и германский), привнесенный (английский, южноитальянский), патриархальный (скандинавский), пророманский (Северная и Средняя Италия).


  1. Средневековый город в системе феодальных отношений.


Упадок городской жизни в раннесредневековой Европе. Причины возрождения городской жизни в 1Х-Х111 вв. Теории возникновения средневекового города. Общая характеристика средневекового города как центра ремесла и торговли (средневековый цех, гильдия, ярмарка). Социальная организация средневекового города: патрициат, бюргерство, плебс. Коммунальные революции и городское самоуправление. Дискуссия о феодальной и антифеодальной природе города. Средневековый город, как катализатор развития средневекового общества. Влияние города на феодальную деревню: пути и способы втягивания деревни в рыночные отношения, изменения в положении зависимого крестьянства (коммутация ренты, отмена серважа, создание сельских коммун, разорение мелких и средних феодалов). Роль города в усилении королевской власти: город как союзник и противник королевской власти.


  1. Основные этапы в развитии феодальной монархии в Европе.


Упадок городской жизни в раннесредневековой Европе. Причины возрождения городской жизни в 1Х-Х111 вв. Теории возникновения средневекового города. Общая характеристика средневекового города как центра ремесла и торговли (средневековый цех, гильдия, ярмарка). Социальная организация средневекового города: патрициат, бюргерство, плебс. Коммунальные революции и городское самоуправление. Дискуссия о феодальной и антифеодальной природе города. Средневековый город, как катализатор развития средневекового общества. Влияние города на феодальную деревню: пути и способы втягивания деревни в рыночные отношения, изменения в положении зависимого крестьянства (коммутация ренты, отмена серважа, создание сельских коммун, разорение мелких и средних феодалов). Роль города в усилении королевской власти: город как союзник и противник королевской власти.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решением Ученого совета iconРешением Учёного совета
Сквозная программа практики [Текст]. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2013. – 33 с

Решением Ученого совета iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9

Решением Ученого совета iconРешением Ученого совета
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Решением Ученого совета iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080111. 65 «Маркетинг»
Данная Программа разработана в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Академии, утвержденным...

Решением Ученого совета iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №3 от 24 мая 2013...

Решением Ученого совета iconРешением совета директоров ОАО «Рефсервис»
Обращение к акционерам Председателя Совета директоров и Генерального директора Общества

Решением Ученого совета iconХайфа лингвокоммуникативный анализ дипломатического дискурса
Защита состоится 19 июня 2013 г в 10. 00 ч в зале Учёного совета на заседании диссертационного совета д 212. 047. 01 Государственного...

Решением Ученого совета iconОб Управлении охраны здоровья Симферопольского городского совета
Управление охраны здоровья Симферопольского городского совета (далее Управление) образуется в соответствии с Законом Украины "О местном...

Решением Ученого совета iconРешением годового
Информация о предъявлении исков к членам Совета директоров и Генеральному директору Общества

Решением Ученого совета iconРешением педагогического совета школы протокол №1 от 28
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №44






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск