Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов






Скачать 278.01 Kb.
НазваниеРабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов
страница1/3
Дата публикации27.06.2015
Размер278.01 Kb.
ТипРабочая программа курса
h.120-bal.ru > История > Рабочая программа курса
  1   2   3
Рабочая программа курса История России XX – начала XXI века
Класс: 9

История России: 70 часов

Количество часов в неделю: 3 часа
Планирование составлено на основе:
1. Программ курса: С.И.Козленко, Н.В.Загладина, Х.Т.Загладиной

« История России XX век»

9 класс, М., Русское слово, 2012

История Вологодского края. Авторский коллектив под руководством М.А.Безнина Вологда 2007

2. Учебника: Н.В.Загладина, С.Т.Минакова, С.И.Козленко, Ю.А.Петрова

« История Отечества XX век»

9 класс, М., Русское слово, 2010

Пояснительная записка
Основная задача курса – составить представление о наиболее сложных и наиболее значимых проблемах российской истории XX века. В ходе прохождения курса используются межпредметные связи с литературой, мировой художественной культурой, всемирной историей, военной историей, а также большое внимание уделяется работе учащихся с документами.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Освоение систематизированных знаний об истории Отечества.

Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Требования к уровню подготовки учащихся:

«знать/понимать»:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность истории России;

- периодизацию российской истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

«уметь»:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

ОБЪЕМ ЗУН

1. Хронологические знания и умения:

1.1 называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

1.2 составлять хронологические и синхронистические таблицы;

1.3 характеризовать периоды в развитии важнейших историчес­ких процессов, масштабных событий.

2.Знание фактов:

2.1 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

3.Работа с источниками:

3.1 читать историческую карту с опорой на легенду;

3.2 использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3.3 проводить поиск необходимой информации в одном или не­скольких источниках;

3.4 высказывать суждение о назначении, ценности источника;

3.5 характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

3.6 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

4.1 рассказывать (устно или письменно), об исторических событиях, их участниках;

4.2 на основе текста учебника, дополнительной литературы, макетов и составлять описание исторических объектов, памятников;

4.3 составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

5. Анализ, объяснение:

5.1 соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

5.2 показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

5.3 называть характерные, существенные черты минувших событий, явлений;

5.4 классифицировать исторические события: а) по указанному признаку; б) определяя основание самостоятельно;

5.5 объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5.6 сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия:

5.7 излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Версии, оценки:

6.1 излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

6.2 сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

6.3 высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

6.4 определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Основное содержание

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ (11 часов)

Государство и российское общество в конце XIX – начале ХХ вв. Территориальная структура Российской империи. Особенности процес­са модернизации в России начала XX в.. Количественная и качественная (этническая и социальная) ха­рактеристика населения Российской империи. Характерис­тика политического строя Российской империи начала XX в. Образ жизни городского и сельского населения.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особеннос­ти развития российской экономики начала XX в. Динамика промышлен­ного развития. Роль государства в экономике. Иностранный капитал: причины его широко­го проникновения в страну, роль в развитии российской экономи­ки. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Кустарные промыслы. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Пред­посылки формирования и особенности генезиса политических пар­тий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности про­граммных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Либеральная (земская) программа политических преобразова­ний. «Союз освобождения».

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война. Приори­теты и основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива российского императора. Международная конференция в Гааге. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины войны, ход военных действий на суше и на море, причины поражения России. Влияние войны на внутриполитическую ситуацию. Портсмутский мир. Сближение России и Англии после войны.

Первая российская революция. Реформы политической системы. Причины революции. «Кровавое воскресенье» — начало революции. Основные события периода подъема революции: возникновение Советов, восстание на броненосце «Князь Потемкин-Тварический», Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Формирование монархических (консервативных) и либеральных политических партий. П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Лидеры черносотенного движения. Основные законы 1906 г. Становление российского парламента­ризма. Деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги революции.

Экономические реформы. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная ре­форма, ее экономический, социальный и политический смысл. Пе­реселенческая политика. Развитие кооперативного движения. Итоги столыпинской аграрной рефор­мы и других преобразований.

Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Новый избирательный закон. Особенности российского парламентаризма. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Убийство П.А.Столыпина. IV Государственная дума. Свертывание правительственного курса на экономическое и социальное реформаторство.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние общества в начале XX в. Основные тенденции развития рус­ской культуры начала XX в. Просвещение. Откры­тия российских ученых в науке и техни­ке. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые на­правления. Декаданс. Поэзия Серебряного века: символизм, футуризм, акмеизм. Изобразительное искусство: русский авангард, «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Скульптура, архитекту­ра, музыка, балет, театр, исполнительское искусство: традиции и новаторство. «Русские сезоны» С. Дя­гилева. Рождение кинематографа. Российская культура начала XX в. – составная часть мировой культуры.

Россия в Первой мировой войне. Причины и начало Первой мировой войны, цели и планы воюющих сторон. Отношение народа и полити­ческих партий к войне. Военные действия на Восточном фрон­те в 1914—1916 гг. Влияние воен­ного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Че­ловек на фронте и в тылу. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». Прогрессивный блок в IV Государст­венной думе. Нарастание оппозици­онных настроений.

Свержение монархии. Причины и начало Февральской революции. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие.

Россия в годы революции и гражданской войны (1917— 1921 гг.) (6 часов)

Политика Временного правительства. Приоритеты Временного правительства и Исполкома Петроградского Совета. Курс на продолжение войны. Демо­кратизация российского общества. Социально-экономическая полити­ка. Новая власть на местах. Национальный вопрос после Февраля.

Россия весной-летом 1917 г. Альтерна­тивы развития страны после Февраля. Политические партии после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и июньский кризисы Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. А.Ф. Керенский. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на неле­гальное положение. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия.

Октябрьская революция. Кризис власти. Демократическое совещание. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Со­ветов. Первые декреты советской власти, их значение. Установление новой власти в Москве и на местах.

Формирование советской государственности. Создание новых органов власти. Союз большевиков с левыми эсерами. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Сове­тов. Брестский мир: причины подписания, условия, экономичес­кие и политические последствия. Распад коалиции большевиков с левыми эсерами. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на ка­питал». Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Выступление левых эсеров. Конституция РСФСР 1918 г.

Начало Гражданской войны. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Граж­данской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, во­оруженное сопротивление в Москве, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии, ее особенности.

Ход Гражданской войны. Выступление Чехословацкого корпуса. Формирование Восточно­го фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. «Демократическая контрреволюция». Переворот адмирала А. В. Колчака. Политическая программа колчаковского правительства. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаков­ского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. П. Н. Краснов. До­бровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвар­дейской власти на юге. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петро­град. Белый режим на севере и его падение. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, рай­оны оккупации. Война с Польшей, ее итоги. Белый Крым. Разгром П. Н. Врангеля. Красный и белый террор в Гражданской войне.

Социально-экономическая политика красных и белых. Политика военного коммунизма, ее особенности. Промышленность и сельское хозяйство в период военного коммунизма. Ускорен­ная национализация. Переход к продразверстке. Ликвидация товарно-денежных отношений. Экономическая политика белых правительств. Реформаторская деятельность П. Н. Вран­геля.

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. «Малая Гражданская война». Положение населения в годы войны. Движение зеленых. Н. И. Махно. Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание: причины и последствия. Причины победы большевиков и поражения их противников.

Общественно-политическое развитие края в 1917–1930-е годы.

Пребывание посольств и дипломатических миссий стран Антанты в Вологде (февраль – июль 1918 года). Деятельность «Союза Возрождения». «Советская ревизия» М. С. Кедрова в крае (май 1918 года).

Введение военного положения в Вологодской губернии. Чрезвычайный революционный комитет. Гражданская война на Европейском Севере. Северный фронт (1918–1920 годы) Боевые операции VI Красной Армии (11 сентября 1918 года – 10 апреля 1920 года). Северодвинская речная флотилия. П. Ф. Виноградов. Завершение боевых действий в крае. Партии и основные общественные организа -ции в 1917–1920 годах. К. Н. Бедняков, А. В. Мальцев Н. Я. Масленников, С. С. Маслов, В. И. Мохов. Общественно-политическая обстановка в крае в 1920-е годы. Ликвидация остатков социалистических партий. Изменение состава РКП(б). Партийные чистки. Рост рядов РКП(б). Общественные организации и движения (профсоюзы, комсомол, добровольные общества). Борьба с религией.

Крестьянство и власть в 1917–1920 годах. Гражданская война в деревне. Комитеты деревенской бедноты. Формы борьбы с властью. Характер общественных настроений в городе и деревне в 1920-е годы. Политика «оживления» Советов. Женское делегатское движение.

Обобщение.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconРабочая программа по истории создана на основе примерной программы...
История России (с начала ХХ в. –начала XXI вв.) -36 часов, История Татарстана (с начала ХХ в. –начала XXI вв.)- 10 часов, Всеобщая...

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconИстория России. Аннотации к рабочим программам
Рабочая программа курса «История России xx-начала XXI века» разработана на основе

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconРабочая программа по истории России для 9-х классов. Учитель: Якубсон Евгения Викторовна
Пояснительная записка к рабочей программе курса «История России XX – начала XXI вв., 9 класс»

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconТематическое планирование По истории Класс
Количество часов 102, из них всеобщая история- 20, история России- 72 часа, история Татарстана -10 часов. На изучение истории России...

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (47 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconРабочая учебная программа по истории России 11 а класс
Составлена на основе: программы курса «История России. XX – начало XXI века» авторов С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладина...

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconРабочая программа по курсу: «Всемирная история» 11 класс
Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина, С. И. Козленко, С. Т. Минакова, Ю. А. Петрова «История России....

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconРабочая программа «История России XX начала XXI века» 9 класс Пояснительная...
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconКозленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. История Отечества....
России для 11 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, программы авторов Козленко...

Рабочая программа курса История России XX начала XXI века Класс: 9 История России: 70 часов iconРабочая программа по истории- 9 класс пояснительная записка раздел
Фгос. «Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы «Всеобщая история с древнейших времен до начала XXI века» а в. Шубина...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск