Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года,






НазваниеДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года,
страница1/6
Дата публикации16.07.2015
Размер0.68 Mb.
ТипОбразовательная программа
h.120-bal.ru > История > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ГОРИЗОНТЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
(Возраст учащихся:15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна, Григорьева Мария Александровна педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Тихвинский ЦДТ» )




Содержание




Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы:
социально-педагогическая

Вид программы: модифицированная
Цель дополнительной образовательной программы «Горизонты истории Отечества» - более глубокое ознакомление обучающихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовые, экономические, социокультурные) особенности.

Программа строилась на следующих принципах:

- научности - соответствие содержания образования уровню современной науки;

- доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки обучающихся данного возраста;

- системности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе

знаний, его связи со всеми элементами этой системы;

- целостности – взаимосвязь между разделами дисциплины;

- связи теории с практикой, показывающей важность применения фундаментальных знаний для решения теоретических и прикладных задач;

- задач модульности – укрупнения дидактических единиц.
Новизна настоящей дополнительной образовательной программы Данная программа модифицирована, за основу взята примерная программа среднего (полного) общего образования по истории, профильный уровень. Программа направлена на формирование исторического мышления, развитие образовательно-воспитательного потенциала одаренных детей.

Одним из недостатков сегодняшнего школьного исторического образования, как показывает практика, нередко является фрагментарность, дискретность исторических знаний обучающихся. Поэтому при организации изучения нового материала и закреплении знаний педагогу необходимо постоянно анализировать точки соприкосновения между различными темами, курсами истории, в нужный момент привлекая к ним внимание обучающихся при помощи специальных заданий и вопросов, в том числе опережающего характера. Изучение истории в рамках данной программы дает более широкие возможности и в то же время предъявляет дополнительные требования к реализации внутрипредметных и межпредметных связей. Изучение истории на углубленном уровне обязывает к широкому и систематическому использованию в образовательном процессе методов сравнительно-исторического анализа. Он предполагает сопоставление особенностей развития однородных процессов и явлений в истории разных стран и регионов, а также сравнение типологически сходных явлений на разных исторических этапах развития одной страны. В ряде случаев продуктивным и необходимым является использование межпредметных связей истории с другими предметами, прежде всего, с обществознанием, литературой, географией, мировой художественной культурой.

Особенность углубленного изучения истории заключается в том, что оно организуется преимущественно на основе проблемно-хронологического принципа. Данный принцип построения учебного материала предрасполагает к использованию блочно-тематического планирования учебного процесса. Учебный блок представляет собой систему нескольких учебных занятий, объединенных общим тематическим содержанием и целевой установкой. Последовательность занятий в тематическом блоке обеспечивает первичное погружение в тему и ознакомление с ее ключевыми проблемами; последующее расширение знаний и углубленное осмысление учебного материала в сочетании с развитием ведущих интеллектуально-познавательных умений; обобщение и контроль освоения учебного материала. Блочно-тематическое планирование позволяет более эффективно использовать, наряду с комбинированными, иные формы занятий – вводные, тематические и обобщающие лекции, проблемные семинары, практические и лабораторные занятия.

Изучение истории на углубленном уровне предполагает знакомство обучающихся с основными альтернативными точками зрения на наиболее дискуссионные и важные проблемы отечественной и всеобщей истории. В качестве способов знакомства с ключевыми дискуссионными вопросами истории могут быть рекомендованы проблемные семинары, работа с различными источниками информации с последующей организацией дискуссий. Достойное место в организации углубленного изучения истории должно быть отведено творческих работам обучающихся сообразно их возрасту, формированию навыков подготовки докладов, рефератов, проектов. Наряду с индивидуальной формой работы целесообразно применять работу в малых группах.

Индивидуально-личностная основа деятельности при организации работы позволит удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Индивидуальная стратегия обучения по данной программе - это основанный на прогнозе общий план (программа) совместных действий педагога и обучающегося по программе, определяющих ближайшую перспективу интеллектуального и личностного развития школьника в процессе изучения выбранного курса. Она поддерживается комплексом дидактических средств и предусматривает оказание психолого-педагогической помощи.

Главная функция педагога по реализации программы, помочь реализовать её каждому обучающему, двигаться по этой образовательной траектории, причем в нужном темпе, оценивая обучающих только относительно собственных продвижений. Здесь особенно важно научится замечать каждую мелочь, каждый шаг, научить получать удовольствия от сделанной работы, при этом не выполнять ничего за ученика.

Для одаренных детей на занятиях по данной программе предполагается большая нагрузка, значительный объем работы для самостоятельного изучения вне занятия. Работа по программе предполагает возможность выбора обучающего. Это может быть выбор уровня трудности теоретической задачи, выбор объема работы и т.д. Познавательная активность учащихся очень четко и ярко проявляется при решении задач творческого характера, так называемых креативных задач.

Программа допускает возможность корректировки и видоизменения тематического содержания в процессе обучения. Большую роль играют личностные цели ученика, личностное содержание его образования, рефлексия ученика, выводящая его на самоконтроль и самооценку.
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в ее личностно-деятельностном характере образовательного процесса, который способствует развитию мотивации личности к познанию и самореализации.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — развитие и поддержку одаренных детей, через:

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные ученические конференции и публикацией тезисов или докладов.

К числу образовательных технологий, в наибольшей мере отвечающих задачам углубленного изучения истории могут быть отнесены:

  • технологии развития критического мышления;

  • УДЕ (укрупненных дидактических единиц);

  • проблемного обучения;

  • обучения в сотрудничестве (cooperative learning);

  • ситуационный анализ (case-study).

Указанные технологии целесообразно сочетать с тщательно продуманным применением информационно-коммуникационных технологий и, в разумных пределах, - метода проектов.

Основная стратегия обучения одаренных детей по программе - стратегия обогащения.

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

- расширение кругозора;

- освоение знаний об окружающем мире;

- самопознание;

- углубление в предмет.
Педагогическая целесообразность изучения данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что курс направлен на применение, таких средств продвижения ребенка в границах избранной им образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка, способствовали адаптации его к жизни в информационном обществе.

Важнейшим принципом дополнительной образовательной программы является добровольный выбор ребёнком данного вида деятельности.

Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Потенциал изучения истории связан в первую очередь с обеспечением более высокого уровня осмысления исторических фактов и развития исторического мышления обучающихся. Центральное внимание должно быть уделено не столько усвоению дополнительного объема информации, сколько системной работе по формированию комплекса общеучебных и предметных умений и навыков, универсальных способов учебной деятельности, являющихся основой ключевых компетенций школьников. Стоит предусмотреть проведение отдельных занятий в форме лабораторных занятий по работе с историческими документами, практикумов по формированию некоторых наиболее важных и сложных интеллектуальных умений.

Особое внимание в процессе обучения следует уделить последовательному формированию навыков вычленения существенных признаков исторических явлений и событий, классификации и группировки изученных фактов, систематизированной характеристики исторических событий и явлений, сравнения однородных исторических объектов.

Большую значимость исторического образования одаренных детей приобретает информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Принципиальное значение приобретает умение различать факты, и мнения, теории и гипотезы, что предполагает целенаправленное использование соответствующих заданий. С учетом сказанного, в рамках углубленного изучения истории необходима регулярная организация работы обучающихся с историческими документами разных типов, доступной для понимания подростков научной и научно-популярной литературой (статьи, фрагменты сочинений известных историков), учебными пособиями, дополняющими основной учебник или содержащими иной взгляд на рассматриваемую проблему, визуальными источниками (фотографии, картины, иллюстрации, реконструирующие прошлое, фрагменты кино- и телефильмов и т.д.), средствами графической наглядности (диаграммы, графики, схемы). При этом следует стремиться к такому подбору и использованию источников, чтобы они не просто дублировали или иллюстрировали уже изученный материал, но и давали информацию для самостоятельного исторического анализа, для новых выводов, оценок, обобщений. Способы деятельности обучающихся с источниками информации должны постепенно усложняться, требуя одновременного использования нескольких взаимодополняющих источников, в том различающихся по характеру и форме представления информации.

Обучающиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование обучающимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Особенностью системы исторического образования одаренных детей является тесная взаимосвязь с подготовкой обучающихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Цель программы:
создание благоприятных условий для развития и поддержки одаренных детей в предметной области – история, обеспечение их личностной, социальной самореализации, в том числе на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, конкурсах, смотрах.
Задачи
Образовательные:

  1. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение.

  2. Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе.

  3. Подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.


Воспитательные:

  1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

  2. Расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.


Развивающие:

  1. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию.

  2. Определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

  3. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.


Требования к освоению содержания дополнительной образовательной программы:
Знать:

  • сущность основных концепций исторического развития (цивилизационный и формационный подходы; теория модернизации);

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • причины существования различающихся точек зрения на исторические события;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconОбразовательная программа художественно-эстетического направления...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образование детей центр детского творчества «развитие»

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconПояснительная записка общая характеристика программы: образовательная...
Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) образования по географии (Приказ мо РФ от 30 июня 1999 г. Ж...

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconУчебная программа по предмету : «Народно-сценический танец» ( Срок...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Болхов»

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconДополнительная образовательная программа отделения хореографии «История...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconДополнительная образовательная программа «Гражданское население в...
Программа предназначена для учащихся образовательных учреждений в возрасте от 14 до 21 года и ориентирована на формирование у первых...

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения...
Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы (критерии, показатели (измерители) реализации программы)

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconПрограмма предназначена для обучения детей в возрасте 10-17 пет,...

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconПрограмма по предмету «История» для 5-9 классов Новосибирск, 2014г
Рабочая программа создана на основе примерной программы по истории (фк гос 2004 года), с учетом целей и задач Образовательной программы...

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconОбразовательная программа по баскетболу возраст детей: 8 18 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества» Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск