Скачать 4 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство культуры Российской федерации Министерство культуры Новосибирской области Новосибирский государственный театральный институт Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра» «История зарубежного театра» «История искусства драматического театра» Часть II Вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих статей и монографий). для специальности 070201 «Актерское искусство» Квалификация: «Актер драматического театра и кино» Составители: В.Н. Лендова, Г.К. Журавлева О.С. Ефременко, Д.А. Флеенко Новосибирск 2011 Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История зарубежного театра» «История русского театра» «История искусства драматического театра» составлены в соответствии с государственным стандартом по театральному образованию и тематическим планом учебных программ Новосибирского государственного театрального института Материалы представлены на обсуждение кафедры Истории театра, литературы и музыки НГТИ в апреле 2011 года Рецензенты: проректор НГТИ Кузин В.И., зав. кафедрой ИТЛиМ НГТИ Шатина Л.П. Материалы утверждены на заседании кафедры « »_____________________200___ Оглавление
I. Вопросы к экзамену А. Вопросы по истории русского театра
Учебники по истории русского театра Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. М., 1977. Данилов С.С. Русский драматический театр Х1Х века. Т. 1. Первая половина Х1Х века. Л; М.,1957. Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр Х1Х века. Т.2. Вторая половина Х1Х века. Л. 1974. История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века. Ответственный редактор Н.С. Пивоварова. М.: “ГИТИС”. 2005. Вопрос 1 Создание русского профессионального театра. Становление русской актерской школы в конце XVIII – начале ХIХ вв. Предпосылки создания профессионального театра в России: театр при Алексее Михайловиче, Петре I, Анне Иоанновне. Сухопутный шляхетный корпус (1732) – колыбель русского театра. Труппа Ф.Г. Волкова в Ярославле. Указ Елизаветы Петровны о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра» (1756). Становление русской актерской школы (Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, А.С. Яковлев, Е.С. Семенова). Вопрос 2 Создание русского репертуара во второй половине ХVШ – первой четверти ХIХ вв. Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков (1717-1777). Трагедии и комедии А.П. Сумарокова. Значение творчества А.П. Сумарокова для возникновения национального театра. Политические трагедии Я.Б. Княжнина (1740-1791) («Вадим Новгородский», 1789). Возвращение традиции классицизма в творчестве В.А. Озерова (1769-1816): трагедия «Димитрий Донской» (1807). Особенности драматургической манеры Озерова: элементы сентиментализма и предромантизма в трагедиях «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805). Д.И. Фонвизин (1745-1792): у истоков реализма. Вопрос 3 А.С. Пушкин и театр. Новаторство трагедии “Борис Годунов” и ее сценическая история. Зрительский опыт А.С. Пушкина (1799-1837) и театральное окружение. Размышления поэта о судьбах развития русского театра (статьи А.С. Пушкина «Мои замечания об русском театре»,1820 г. и <О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П. Погодина>,1830 г.) Анализ Пушкиным основных драматургических систем (Расин и Шекспир). Требования к драматическому писателю. «Борис Годунов» (1825). Исторические источники трагедии. Новизна авторской позиции Пушкина-историка. Проблема народа и власти. Центральные образы. Отношение к трагедии современников. Сценическая судьба. Вопрос 4 Н.В. Гоголь. Особенности художественного метода: формирование новой русской комедии. М.С. Щепкин в пьесах Гоголя Драматургия Н.В. Гоголя (1809-1852). Театрально-эстетические взгляды Гоголя (назначение театра, задачи общественной комедии, роль автора). Новаторство драматургии Гоголя: комическое как «смех сквозь слезы»; прием обобщения и укрупнения в создании драматургии общей ситуации (Манн Ю.В.); обновление природы конфликта: однородный мир комедии; замена любовного «механизма» на социальный (см: «Театральный разъезд после представления комедии»). Идея о подложности жизни, о потерянной цели – секрет природы его трагического смеха. Смех как «единственное честное и карающее лицо» (Ап. Григорьев). Темы «пошлости пошлого человека» и «борьбы с чертом». Амбивалентность понятия «маленький человек». Художественный метод Н.В. Гоголя как сочетание реализма и фантастики. Грани гротескного мира Н.В. Гоголя на примере одной из пьес. История создания «Ревизора» (1836). Анализ кольцевой композиции пьесы через действие, мотивы и интриги. Образная система комедии. Городничий и Хлестаков. Принципиальность пустоты и наивности Хлестакова. Немая сцена. Первые постановки комедии в Петербурге и Москве (1836). Отношение к ним Гоголя. М.С. Щепкин (1788-1863) в пьесах Гоголя. Биографические сведения. Широта творческого диапазона актера. Щепкин и Гоголь. Городничий. Неудача в роли Подколесина («Женитьба»). Утешительный («Игроки») – образец мастерства Щепкина играть без слов, «изумительный дар говорить лицом, движением руки, взглядом на публику». Вопрос 5 А.Н. Островский. Особенности драматургического метода. Анализ одной из пьес. Актеры Малого театра и Александринки в пьесах Островского Утверждение реализма на русской сцене в творчестве А.Н. Островский (1823-1886). Спор Н.А. Добролюбова и Ап.А. Григорьева о смысле творчества драматурга. Периодизация творчества Островского. Островский – сатирик и поэт русской жизни. Русский мир в «пьесах жизни» Островского. Глубина осмысления дореформенной и послереформенной действительности в пьесах «Свои люди – сочтемся» (1849), «Доходное место» (1856), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешенные деньги» (1870), «Лес» (1870), «Бесприданница» (1878). Женская тема и мир театра в пьесах Островского. Анализ одной из пьес. Актеры Малого театра и Александринки в пьесах Островского: П.М. Садовский, О.О. Садовская, Л.П. Никулина-Косицкая, С.В. Васильев, М.Н. Ермолова; А.Е. Мартынов, Ю.Н. Линская. А.Н. Островский сегодня. Вопрос 6 А.П. Чехов. Новый тип драмы (анализ одной из пьес). А.П. Чехов (1860-1904). Биографические сведения. Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Равноценность духовного и предметно-телесного, человека и природы. Проблема героя – «группа лиц без центра» (В.Э. Мейерхольд). Особенности чеховского символизма. Проблема жанра. Постановка пьес А.П. Чехова на домхатовской сцене: «Чайка» – режиссер Е.П. Карпова, В.Ф. Комиссаржевская – Нина Заречная в Александринском театре (1896). Вопрос 7 Чехов на сцене МХТ. Актер в чеховском репертуаре. Премьера «Чайка» во МХТе (1898) – открытие чеховской драматургии и современной театральной системы. Форма чеховского спектакля МХТ. Одухотворение предметной среды и звуковой партитуры. Музыкальная гармония постановки исполнения. Актерский ансамбль как эмоциональная общность. Премьера «Дяди Вани» (1899). Премьера «Трех сестер» (1901). Премьера «Вишневого сада» (1904). Разногласия К.С. Станиславского с А.П. Чеховым. Драматургический и сценический жанр. Вопрос 8 М.А. Булгаков на сцене МХТ: сценическая история спектаклей «Дни Турбиных» (1926), «Мертвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя, 1932), «Мольер» («Кабала святош», 1936), «Последние дни» (1943). М.А. Булгаков (1891-1940) и МХАТ: портрет художника под прессом идеологии. Чеховский канон «Дней Турбинных». Художественный руководитель К.С. Станиславский, режиссер И.Я. Судаков, художник Н.П. Ульянов. Обновление традиции психологического реализма. Алексей Турбин – Н.П. Хмелев, Елена – В.С. Соколова, Мышлаевский – Б.Г. Добронравов, Лариосик – М.М. Яншин, Шервинский – М.И. Прудкин. «Мертвые души» Н.В. Гоголя (1932, инсценировка М.А. Булгакова, режиссеры В.Г. Сахновский и Е.С. Телешева, М.А. Булгаков. Художник В.А. Симов). Роль К.С. Станиславского в пересмотре жанровых параметров инсценировки и режиссерской концепции. Чичиков – В.О. Топорков, Ноздрев – И.М. Москвин, Собакевич М.М. Тарханов, Плюшкин – Л.М. Леонидов, Манилов – М.Н. Кедров, Коробочка – А.П. Зуева. «Мольер» Булгакова: судьба художника в тоталитарном обществе. История создания постановки. Запрет спектакля. Мольер – В.Я. Станицын, Людовик ХIY – М.П. Болдуман. «Последние дни» (1943). Роль художника П. Вильямса в сценическом воплощении пьесы. Вопрос 9 Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Актер «школы Станиславского» в спектаклях МХТ. Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко: «Нам предстояла большая работа во всех частях сложного театрального аппарата: в области артистической, режиссерской, костюмерной, декорационной, административной, финансовой и проч., и проч.» (К.С. Станиславский). Художественная этика актера «школы Станиславского». Способ присутствия актера в роли: поиск «зерна» и задачи роли, глубина «второго плана», подтекст роли. Полиритмия мизансцен. На примерах И.М. Москвин – царь Федор в спектакле «Царь Федор Иоаннович» (1898), М.П. Лилина – Наташа в спектакле «Три сестры» (1901), К.С. Станиславский – Астров «Дядя Ваня» (1899), О.Л. Книппер-Чехова – Раневская «Вишневый сад» (1904). Вопрос 10 В.Э. Мейерхольд: режиссерская модель театра ХХ века. «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя и Мейерхольда Вс. Э. Мейерхольд: основные этапы творческого пути до 1917 года. Театр и революция. Мейерхольд в 1920-е годы. Организация ТИМа (1923) как театра экспериментального поиска. «Лес» А.Н. Островского, 1924. Оформление В.Ф. Федорова (1891-1970) по плану В.Э. Мейерхольда. Драматургия пьесы и спектакля. Монтажная организация многоуровневой сценической структуры. Контрапункт социальной сатиры и лирической стихии. Жонглирование актера социальными и театральными масками: игра с вещами и воображаемыми предметами Аксюша – З.Н. Райх, Счастливцев – И.В. Ильинский. Гурмыжская – Е.А. Тяпкина. «Ревизор» Н.В. Гоголя, 1926. Оформление В.П. Киселева (1895-1984) по плану В.Э. Мейерхольда. Мейерхольд и Гоголь. Драматургия пьесы и спектакля. «Курс на трагедию». «Музыкальный реализм». «Скотство» – «в изящном облике «брюлловской натуры». Композиция текста. Символическая метафора сценического пространства, принципов мизансценирования и актерского исполнения. Хлестаков – Э.П. Гарин, Городничий – П.И. Старковский, Анна Андреевна – З.Н. Райх, Марья Антоновна – М.И. Бабанова. Вопрос 11 Е.Б. Вахтангов. Спектакль «Принцесса Турандот» - образец игрового театра Театральная деятельность и спектакли Е.Б. Вахтангова. 1918-1922. От студии – к театру. «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918). «Эрик Х1У» А. Стринберга (1921) в Первой студии: режиссерская трактовка и исполнение роли Эрика Х1У М. Чеховым. От «душевного натурализма» – к постановочной технике условного театра. Спектакли Е.Б. Вахтангова в Третьей студии. «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Свадьба» А.П. Чехова, 1921. Вахтангов и «Габима». «Габибук» С. Ан-ского (С.А. Раппопорта) (1863 – 1920), 1922. Художник – Н.И. Альтман (1889-1970). Музыкально-ритмическая партитура спектакля. Гротескные формы массовых сцен. Лея - Х. Ровина (1890-1980). «Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922 – эстетическое кредо Третьей студии. Художник – И.И. Нивинский (1880- 1933). Турандот – Ц.Л. Мансурова (1897-1976), Калаф – Ю.А. Завадский (1894-1977), Адельма – А.А. Орочко 91898-1965), Панталоне – И.М. Кудрявцев (1901-1924), Труффальдино – Р.Н. Симонов (1899-1968), Бригелла – О.Ф. Глазунов (1891-1947), Тарталья – Б.В. Щукин (1894-1939). |
![]() | Ii вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих... | ![]() | Председателя Правительства Российской Федерации А. В. Дворковичем 10 августа 2013 г. N 4760п-П10, и постановление Правительства Российской... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Зни округа играет сфера культуры. В отрасли культуры работает 834 творческих работников. Почётное звание «Заслуженный работник культуры... |
![]() | Цель: получение знаний и навыков для совершенствования профессиональной деятельности | ![]() | Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, в Указах Президента Российской Федерации... |
![]() | Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, в Указах Президента Российской Федерации... | ![]() | Программа конференции-семинара «Великий Шелковый путь – развитие туризма в странах снг» |
![]() | ... | ![]() | Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, n 35, ст. 3607), статьи 3 Федерального закона от 17... |
..На главную | Поиск |