Визитная карточка проекта.
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Мальгинова Ольга Ивановна
|
| Город, область
| Город Ижевск. Удмуртская Республика.
|
| Номер, название школы
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20»
|
| Описание проекта
| Проект посвящен средневековой истории Византии и Арабского халифата, проблеме взаимодействия двух миров и религиозных культур.
|
| Название темы вашего учебного проекта
|
| Два мира – одна история …
|
| Краткое содержание проекта
|
| Проект посвящен средневековой истории Византии и Арабского халифата. Ученики в течение двух уроков будут знакомиться с особенностями становления Византийской империи и Арабского халифата, понимать роль двух средневековых государств в системе международных связей, рассматривать политическую систему Византии и Арабского халифата и определять вклад различных религиозных культур, традиций в мировую культуру.
|
| Предмет(ы)
|
| Предмет «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время»
|
| Класс(-ы)
|
| Для учеников 10 класса
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 2 урока.
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| Проект, реализуя основные положения стандарта, обеспечивает:
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной сферах.
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности формирование элементов образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую, религиозную и региональную специфику;
формирование у обучающегося навыков активной деятельностной позиции.
|
| Планируемые результаты обучения
|
| Стандарт устанавливает требования к результатам обучения:
личностным: включающим ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным: включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным: включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт и осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Един ли мир?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| Можно ли выделить общие и отличительные черты в становлении развитии Византийской империи и Арабского халифата?
Может ли религия стать духовной опорой в противостоянии внешнему натиску?
Возможны ли в современном мире «крестовые походы»?
|
| Учебные вопросы
| 1. Почему Византийскую империю называют также Ромейской?
2. Какие особенности отличали византийское общество?
3. Как и почему произошёл раскол церкви на католическую и православную?
4. Какова роль православной церкви в истории Византии?
5. В каких исторических условиях возник Арабский халифат?
6. Какую роль в истории арабов сыграли завоевания?
7. Какое место в развитии общества, государства, повседневной жизни занимал ислам?
8. Расскажите о культурном наследии Византии и арабо - мусульманского Средневековья.
|
| План оценивания
| Стартовая презентация учителя, мозговой штурм и пр.
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Стартовая презентация учителя, мозговой штурм, входное тестирование, критерии оценивания вики-статьи, критерии оценивания презентации.
| Учащиеся изучают в группах справочные материалы, текст учебника. Далее в письменной форме оформляется выступление, готовятся презентации. Представление и защита работ.
| Итоговое тестирование. Фотографический отчёт.
|
| Описание методов оценивания
|
| Для выявления интересов, стартового уровня знаний и опыта детей по теме используются три метода: вводная презентация, мозговой штурм и тестирование.
Стартовая презентация позволяет обозначить и проиллюстрировать проблему; выявить вопросы и интересы учащихся.
Мозговой штурм направлен на выявление знаний учеников по истории Византийской империи и Арабского халифата и поможет ребятам в группе обсудить свои вики-статьи (детям будут предложены критерии написания вики-статьи). Мозговой штурм обеспечит многообразие вариантов ответов. Это, в свою очередь, будет стимулировать интерес к проекту. Разные ответы будут способствовать возникновению у учеников собственных вопросов по теме проекта.
Тестирование призвано выявить ошибки, неточности, слабые стороны в представлениях учащихся по истории Византийской империи и Арабского халифата.
На итоговом уроке учащиеся представят результаты своего труда в виде презентаций, сообщений, вики-статьи, выполняют итоговый тест.
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта:
Находить способы достижения результата.
Общие знания по истории Византийской империи и Арабского халифата, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современном мире.
Общие представления об исторической роли христианства и ислама в мировой истории.
Понимание и осознание ценности мировой художественной и религиозной культур.
Начальные навыки работы с компьютером.
|
| Учебные мероприятия
|
| До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание, с тем, чтобы обеспечить поддержку родителей, сообщить о необходимости письменного согласия на размещение фотографий ребенка на сайте проекта.
Постановка задачи. (1 урок).
Этап связан с началом работы c историческими документами, справочными материалами по теме. Используя, вводную презентацию и тестирование учитель проводит диагностику знаний учащихся по теме: учащиеся отвечают на вопросы, что позволяет выяснить объем их знаний по интересующей теме курса Всеобщей истории. В презентации определяются темы и содержание дальнейших перспективных исследований. Учитель делит класс на группы (группы формируются по желанию детей по темам, предложенным учителем).
Закрепление теоретического материала и начало исследования
Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на учебные вопросы своей темы. При этом они должны проанализировать исторические источники, найти исторические факты, отвечающие на вопросы исследования, подобрать иллюстративный материал и сделать выводы по теме. Также преподаватель предлагает учащимся ссылки на Интернет-ресурсы проекта на сервисе хранения закладок. Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы группы.
Защита проекта (2 занятие). Каждая группа выступает с защитой результатов, демонстрируя свои работы в публичном выступлении перед группой и форме вики-статьи и презентации.
Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование в формате вики-статьи. Осуществляется индивидуальная рефлексия в виде тестирования.
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Создать обстановку, чтобы ученики почувствовали свою значимость в общем деле, через решение простых задач, может быть не связанных с интеллектуальными умениями высокого уровня, то есть рисовать, склеивать, приносить информацию и пр.
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Активное использование ярких, узнаваемых элементов знако-символьной системы: схемы, картинки, фотографии, введение в оборот специфических терминов: «василевс», «порфира», «Коран», «пророк» и пр.
|
| Одаренный ученик
| В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые могут выбрать сами ученики. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении истории, могут выйти за рамки выполняемых учебных задач, провести дополнительные исследования и расширить поле деятельности проекта, углубляя свои теоретические знания.
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Технологии — оборудование:
|
| Фотоаппарат, компьютеры, принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер, различные типы интернет-соединений.
|
| Технологии — программное обеспечение:
|
| Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.
|
| Материалы на печатной основе:
| Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Б. Брант. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 351с.
Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 320 с.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1991. – 495с.
|
| Другие принадлежности:
| Специфические артефакты и элементы материальной культуры, характеризующие православную и исламскую религиозные культуры: Библия, Коран, предметы культа, арабская вязь и пр.
|
| Интернет-ресурсы:
| Ресурсы Интернет
http://www.plam.ru/hist/velikie_imperii_mira/p10.php
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://ru.wikipedia.org/wiki
|
| Другие ресурсы
| Возможна организация автобусной экскурсии «Храмы Ижевска».
|
| |