Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович






НазваниеМетодическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович
страница1/6
Дата публикации26.01.2015
Размер0.53 Mb.
ТипМетодическое пособие
h.120-bal.ru > История > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Всеобщая история: 10 класс:

методическое пособие для учителя
Авторы:

Земляницин Владимир Александрович

Вальковская Ирина Евгеньевна

Катренко Олег Николаевич
Пояснительная записка

Курс всеобщей истории 10 класса занимает очень важное место в историческом образовании школьников. С одной стороны, он обобщает и систематизирует знания, полученные учащимися на уроках всеобщей истории в 5, 6, 7 и 8 классах, а, с другой стороны, закладывает основу для изучения курса истории России в 10 классе. Именно на уроках всеобщей истории формируются представления учащихся об общих закономерностях развития мировых цивилизаций в эпоху древнего мира, средневековья и нового времени, что позволяет в дальнейшем, при изучении курса отечественной истории, определить специфические особенности развития Древнерусской и Российской цивилизаций. Кроме того, большинство процессов и явлений, имевших место в Российской истории, были вариантами аналогичных процессов и явлений европейской истории. Причём, именно европейские варианты подобных процессов принято считать классическими, тогда как отклонения от этих «образцовых» вариантов принято считать региональной спецификой. Среди таких явлений могут быть названы христианизация, феодализация, формирование централизованных государств и сословно-представительных монархий, генезис капитализма, аграрный и промышленный перевороты и т.д. Таким образом, достижение одного из предметных результатов освоения курса истории на ступени среднего (полного) общего образования – владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе – не представляется возможным без прочного освоения курса всеобщей истории в 10 классе.

Вместе с тем, учитывая небольшой объём часов, отводимый для реализации курса всеобщей истории в 10 классе, учитель должен очень чётко понимать задачи данного курса в общей системе исторического образования и, следовательно, грамотно расставлять акценты при изучении каждой темы. Учитель, работающий в 10 классе, должен помнить, что логика изучения материала в рамках концентрической системы предполагает рассмотрение на втором концентре важнейших процессов мировой истории на аналитическом уровне путём раскрытия закономерностей исторического процесса, установления причинно-следственных связей событий и явлений, выявления спорных вопросов современной исторической науки и представления на них различных точек зрения. Таким образом, логика второго концентра определяет приоритетность изучения процессов и явлений всеобщей истории перед изучением фактов и событий. С другой стороны, учитывая, что в рамках первого концентра материал изучается учащимися в совсем еще юном возрасте и на протяжении достаточно продолжительного времени (4 лет), нельзя и совсем отказываться от изучения исторических фактов. На наш взгляд, излагаемый фактологический материал должен быть достаточным для решения задач второго концентра и должен ориентировать учащихся на обобщающе-систематизирующий характер учебной деятельности. Значительную роль в организации учебной деятельности в рамках данного курса должна играть самостоятельная работа учащихся, направленная на актуализацию знаний, полученных на уроках истории в 5-8 классах.

Данное методическое пособие представляет собой поурочные рекомендации к учебнику «Всеобщая история: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под общ. Ред. В.С. Мясникова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013». Методические рекомендации к каждому уроку включают технологическую карту урока и комментарии к ней. Технологическая карта урока содержит план урока, перечень основных вопросов, рассматриваемых на уроке, перечень планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов (в соответствии с ФГОС), рекомендуемую форму (формы) организации учебной деятельности и рекомендуемые приёмы деятельности учителя, печень основных понятий, терминов и дат, которые вводятся в качестве нового материала или актуализируются на уроке, а также список обязательной и дополнительной литературы, которая используется учителем при подготовке к уроку и может быть частично рекомендована учащимся для углублённого изучения данной темы.

Данное методическое пособие адресовано как учителям, работающим в классах, изучающих историю на базовом уровне, так и учителям, работающим в классах, изучающих историю на углублённом уровне. При этом большая часть представленных разработок уроков (24 из 36 уроков) составляет так называемый инвариантный блок, то есть уроки, изучаемые как на базовом, так и на профильном уровне. Разработки уроков профильного уровня (12 уроков) базируются на принципе дополнительности, то есть они направлены на расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках инвариантного блока. Уроки профильного уровня посвящены наиболее сложным и дискуссионным вопросам курса, их историографической оценке, совершенствованию умений учащихся осуществлять проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Наименования уроков профильного уровня выделены курсивом. В инвариантных уроках дана двойная нумерация: цифрой после слова «урок» обозначен номер этого урока при его изучении на базовом уровне; цифрой, выделенной курсивом и стоящей в скобках, - номер урока при его изучении на профильном уровне.
Тематическое планирование курса «Всеобщая история. 10 класс»

(на первое полугодие)


Тема урока (уроков)

Рекомендуемое количество часов на базовом уровне

Рекомендуемое количество часов на профильном уровне

Средства обучения

(на основе учебника О.Ю.Климов, В.А.Земляницин, В.В.Носков, Л.В.Искровская. Всеобщая история. 10 класс)

История как наука. Особенности исторического познания

1

1

Введение. История как наука

Глава 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ И ДРЕВНИЙ МИР

6

8




Первобытное общество

1

1

Введение к Главе 1,

§ 1. Первобытное общество

Страны Древнего Востока: единство непохожих

1

1

§ 2-3 Страны Древнего Востока: единство непохожих

Античный мир: политика, хозяйство, культура

1

1

§ 4. Античный мир: политика, хозяйство, культура

Расцвет и закат демократии в Древней Греции

1

1

§ 5. Расцвет и закат демократии в Древней Греции

Древний Рим: от республики к империи

1

2

§ 6. Древний Рим: от республики к империи

Контрольный урок «Первобытность и Древний мир»

1

1

Темы для самостоятельной работы в конце Главы 1, алгоритмы учебной деятельности и справочные материалы в конце учебника

Урок-презентация результатов проектной, реферативной, исследовательской деятельности учащихся по теме: «Первобытность. Древний мир»

-

1

Темы для самостоятельной работы в конце Главы 1, алгоритмы учебной деятельности, рекомендуемая дополнительная литература

Глава 2. СРЕДНИЕ ВЕКА

6

9




Западная Европа V-X вв.: от варварских королевств до христианских империй

1

1

Введение к Главе 2,

§ 7. Западная Европа V-X вв.: от варварских королевств до христианских империй

Византия и Восточная Европа

1

1

§ 8. Византия и Восточная Европа

Страны Востока: своеобразие политической истории

1

1

§§ 9-10. Страны Востока: своеобразие политической истории

Человек, государство и церковь в XI – XV вв.

1

1

§ 11. Человек, государство и церковь в XI- XV вв.

Культура средневековья.

1

2

§ 12. Культура Средневековья

Контрольный урок «Эпоха средневековья»

1

1

Темы для самостоятельной работы в конце Главы 2, алгоритмы учебной деятельности и справочные материалы в конце учебника

Урок-презентация результатов проектной, реферативной, исследовательской деятельности учащихся по теме: «Средние века»

-

2

Темы для самостоятельной работы в конце Главы 2, алгоритмы учебной деятельности, рекомендуемая дополнительная литература


Поурочные рекомендации к курсу
Урок 1 (1). История как наука. Особенности исторического познания.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


План урока

1. Понятие истории как науки.

2. Особенности исторической науки.

3. Исторические источники и их классификация.

4. Основные этапы развития исторической науки.

5. Периодизация всеобщей истории.

6. Формы научных исследований.

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

1. Обыденное и научное значение понятия «история».

2. Проблема определения исторической науки.

3. Специфика истории как общественно-научной дисциплины.

4. Особенности научного познания в исторической науке.

5. Роль источников различных типов и видов в историческом исследовании.

6. Эволюция исторической науки: от пересказа событий к комплексному осмыслению прошлого.

7. Комплексные подходы к изучению истории.

8. Проблема периодизации всеобщей истории.

Планируемые результаты

Личностные

Продолжение формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные

Совершенствование навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

Формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Предметные

Формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

Продолжение формирования умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

Формы организации учебной деятельности

Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы и работы в группах

Приёмы деятельности учителя

Объяснение, эвристическая беседа, организация работы в группах, организация работы с учебником, организация работы с дополнительными источниками информации, обучение решению проблемных задач

Основные понятия и термины

История, всеобщая история, исторический факт, исторический источник, письменные исторические источники, вещественные исторические источники, критика исторического источника, периодизация всеобщей истории, цивилизационный подход, школа «Анналов».

Источники информации

Основные

с. 5-10 учебника

Дополнительные

Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986

Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2003

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М. 2000

Февр Л. Бои за историю. М., 1994
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconУчебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Краснянский...
Авторы составители: Краснянский М. Н., Кузьмина Н. В., Лагутин А. В., Орлова Л. П., Пунина Т. Г

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconИнформатизация системы образования
Вероятность и статистика в школьном курсе математики. Методическое пособие для учителя. – М., 2008. – 139 с

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconМетодическое пособие для учителя электронное учебное издание «Отечественная...
Отечественной истории в сочетании с любым из полиграфических учебников, рекомендованных мо РФ

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconМетодическое пособие к уроку России
Методическое пособие предназначено для учителей, классных руководителей, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе,...

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconА. А. Полушин Учебно-методическое пособие по дисциплине
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, бакалавров, специалистов и магистров по направлениям 080100 «Экономика»...

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconТрудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие)
Основные положения «Педагогики» и «Педагогического мастерства», определяющие структуру педагогической деятельности педагога, сущность...

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconМетодическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения пгсха доцентом кафедры истории и социологии Шкалябиной Надеждой...

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей
История и философия науки: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к экзамену кандидатского минимума...

Методическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович iconЗазулина Л. Г. Рабочая тетрадь с комплексом творческих заданий для...
Рабочей тетрадью ты сможешь пользоваться на уроках под руководством учителя и дома самостоятельно. Как же это сделать?






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск