Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина






НазваниеКурс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина
страница1/4
Дата публикации27.07.2015
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4






Г КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ


ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА.

лавное содержание курса - повествование о том, как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ, как образовалась империя и как она распалась. Задача курса - изложить последовательно этот предмет. Периодизация приведена по С.Ф. Платонову.

  1. 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года.

  2. Московский период. Излагается история государств, которые образовались после распада Киевского государства. История Московского княжества и Литовского.

  3. Излагается история государства со столицей в Санкт-Петербурге. Петербургский период.

  4. История России со времени революции до наших дней.

Источники: Письменные, вещественные, фонические, свидетельства языка.

ИСТОРИОГРАФИЯ.

Н. М. Карамзин ( 1766 - 1826). Родился в Симбирской губернии. Дворянин. В девять лет пристрастился к чтению, в 14 лет был привезён в Москву и отдан в пансион. Посещал основанный в 1755 году университет в Москве. Здесь сближается с масонами, в частности с Новиковым. Этот кружок на него сильно не повлиял, через два года он отошёл от него. В 1789 году Карамзин отправился на Запад, в германию, Швейцарию, Францию, Англию. Во время путешествия вёл дневник и потом издал его под названием "Письма русского путешественника". После этого последовала реформа русского литературного языка. До этого создателем русского языка был М. В, Ломоносов. Карамзин хотел освободить язык от зависимости от латинизма и церковно-славянского языка. Его язык стал элегантным. В 1803 году он обратился к Александру первому о назначении официальным историографом с соответствующим жалованием с правом пользования архивами. Просьбу Карамзина удовлетворили. Он получал очень большое жалование ( 2000 в год ). В 1805 году он написал "Историю государства Российского". В этом же году митрополитом Платоном (Левшиным) был написан первый том своей "Истории".

Карамзин написал 12 томов своего труда. Он не закончил свой труд - смерть помешала ему. Он довёл свою "Историю" до 1610 года.

Основная идея научных изысканий монархическая. Его кредо "История народа принадлежит царю".

Пушкин свидетельствует о популярности вышедшей тогда "Истории": "Все, даже женщины бросились читать историю отечества, дотоле им неизвестную. Древняя Россия найдена Карамзиным, как Америка Колумбом". Вяземский писал: "Карамзин - наш Кутузов. Он спас Россию от забвения. Показал, что у нас есть отечество".

Сергей Михайлович Соловьёв( 1820 - 1879) У него есть автобиографические записки. Это первый том его сочинений. Соловьёв родился в семье священника, которая воспитала в нём религиозное чувство. Отец его был законоучителем в Московском Коммерческом училище. Дома была хорошая библиотека. С детства он увлекался историческими книгами и описаниями путешествий. Ему не было тринадцати лет, когда он прочитал труд Карамзина. Отец не отдавал его в Семинарию. Обучался дома у отца. После домашнего обучения поступил на третий курс гимназии. После этого перешёл в Московский Университет. Одним из его преподавателей был Погодин, но этим он был не особо доволен. Более всего ему нравилось преподавание Грановского. Именно Грановский посоветовал изучать ему историю России параллельно с историей других стран. Он блестяще знал все истории. После окончания университета первые два года был домашним учителем у графов Строгановых; с ними он путешествовал. Слушал лекции немецких историков, Неандра, который много писал о России, Ранке. В Париже учился у Мишле и Дизо. Побывал в Праге, слушал лекции Палацкого и Шафари. Эти люди были славянофилами. Во время путешествия обдумал магистерскую работу. Когда Погодин ушёл на пенсию, то на кафедре его место занял Соловьёв. Он женился на украинке Романовой. Этот брак был счастливым. Соловьёв стал деканом, а потом и ректором Университета. Он написал "Историю России с древнейших времён". Каждый год выходил один том этого труда. Всего их 29 томов. Кроме многочисленных дочерей в семье выросло два великих сына - Владимир и Всеволод.

Свою историю Соловьёв довёл до 1774 года( до времён Екатерины Второй). При такой скорости написания "Истории" успевал писать и монографии. Секрет такой работоспособности - чувство ответственности перед наукой. Несмотря на это Соловьёв не пропустил ни одной Литургии, и ни одной лекции.

Большое значение в своих изысканиях уделял природным явлениям, этнографическому составу народа, редкости населения. "В раннюю эпоху своей истории русский народ находился как бы в текучем состоянии колонизации, ухода на север и восток от нападения кочевников". Соловьёв любил говорить о жидком элементе в русском народе. Он первым обратил внимание на географию, этнос и т.д. В этом самом жидком элементе видел ущербность русского народа. Огромная территория России по мнению Соловьёва является злом. Евгений Францевич Шмурло писал: "Зло громадности российской территории- отсюда разбросанность русских сил. Мы тонем в необъятном пространстве нашей равнины, редкость населения при громадных размерах территории - вот что тормозило у нас переход к более сложным формам культуры". Во всемирном масштабе одной из магистралей исторического развития человечества Соловьёв считает многовековую борьбу Европы с Азией, а в русских идеалах - борьба леса со степью, то есть земледельцев с кочевниками. Историческое значение Куликовской битвы в том, что Европа руками русских разгромила Азию. Это мнение Соловьёва. Первой битвой был разгром гуннов в 451 году. (Аэций разбил Аттилу). Это первая победа Европы над Азией. Вторая - разгром Карлом Мартеллом арабов в 732 году. Третья - победа на Куликовском поле.

Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911) Его фамилия происходит от названия села в Пензенской области. Отец был священником и служил в селе Ключи (он выпускник Пензенской Семинарии). Вскоре отец умер, оставив жену с детьми. Семья переехала в Пензу, вдова сдавала в наём часть дома. Жили на деньги, полученные Василием в духовном училище. Мать была очень легкомысленна. Ключевский заикался, но был излечен от своего недуга семинаристом, нанятым в репетиторы. По окончании училища Василий поступил в Пензенскую Семинарию, но о священстве он не думал. По окончании последней поступил в Московский Университет. Чтобы поступить в Университет он должен был отработать три года в духовном ведомстве. Но Ключевский не доучившись в Семинарии пол года приехал в Москву, в Университет. Здесь его учителями были Соловьёв, после которого он заведовал кафедрой истории. Он написал кандидатское сочинение "Жития святых как исторический источник", а его докторской диссертацией была "Боярская дума". В 1879 году он начал читать "Курс русской истории". На Ключевского обратили внимание в царской семье. В 1893 году ему было предложено прочитать политическую историю царевичу Георгию Александровичу. К сожалению Георгий скончался в 1894 году. Ключевский произнес в Московском Университете доклад о покойном царе, доклад монархического толка, но его закидали тухлыми яйцами. Этим он отвернул от себя свободомыслящее студенчество. Василий Осипович хвалил Императора Александра 3 за внешнюю политику, называл его Миротворцем. Хвалил именно за внешнюю политику, умалчивая о внутренней. На престол вступил Николай, который объявил, что мечты о представительном органе для управления вместе с царём являются бессмысленными. После этого Ключевский назвал Николая последним царём династии. Он писал: "Если у него будет сын, то он уже царствовать не будет". В 1905 году Ключевский вступил в партию кадетов( это партия конституционных демократов) и от этой партии балатировался в депутаты Государственной Думы. На выборах его победил толстосум. Василий Осипович переживал и ему предложили войти в Государственный Совет, но он отказался. Ключевский был довольно крепок и вынослив, но его организм расшатала работа и он умер после операции на почке. Ему было 70 лет. Имел сына, но как говорит мудрость "На сыновьях умных людей природа отдыхает". Ключевский был верующим интеллигентом, а вот его жена была по-настоящему верующей. Ключевский в своих изысканиях много внимания уделял природной среде и факту колонизации. Последнюю заложил в основу периодизации русской истории. Она такова:

1. Днепровский ( Киевский);

  1. Верхневолжский( Московский);

  2. Великорусский;

  3. Всероссийский( Петербургский).

Сергей Фёдорович Платонов (1860 - 1933). Прожил бы несомненно больше, если бы в конце жизни не пережил бы кризис. В 1929 году он был арестован в Советской России как руководитель монархического заговора, обнимающих учёных историков. По его делу были арестованы свыше 100 историков. Так была разгромлена историческая наука в России. Исторические факультеты были закрыты и восстановлены лишь в середине 30-х годов. Многие историки были репрессированы. Престарелого Платонова отправили в ссылку в Самару, где он и скончался в 72 года. Его лишили звания Академика, которым его выбрали в 1917 году. Платонов таким образом жертва советской власти. Если Ключевский был главой московской исторической школы, то Платонов был главой питерской исторической школы. Это два столпа исторической науки конца 19-го начала 20-го веков. На их трудах были воспитаны десятки тысяч русской интеллигенции предреволюционной эпохи. На них создавалось русское общественное мнение. Платонову принадлежат "Лекции по русской истории". Это университетский курс. У Ключевского не систематическое изложение всей истории, а у Платонова - систематическое изложение всей русской истории от древнейших времён до царствования Николая Первого. Это систематический обзор.

Платонов родился в 1860 году в Чернигове в русской семье. Мечтой родителей было вернуться в родную Москву. Семья вернулась в Россию, но не в Москву, а в Петербург, где отец получил работу. Сергей учился в Петербургском Университете. Университет его разочаровал и вот почему. Греческий язык преподавал старый профессор Людебиль, который был уже очень дряхлым, хромым, глухим и безголосым. Профессор латинского языка Шеборг преподавал с большим подъёмом, но скоро потерял популярность так как вёл своё преподавание ускоренный курс( ? ), которые надоели студентам ещё в гимназии. Профессор древней истории Соколов был хорошим учёным, энтузиастом античной Греции. Каждая его лекция начиналась словами: греки были удивительный народ. Его курс был насыщен фактами, но лишён историографии, руководящих идей и не было обобщения. Знаменитый Срезневский читал энциклопедию славянской филологии. Студенты слушали его с большим вниманием. Но это был последний его курс - он умер. Очень популярен был в студенческой среде профессор русской словесности Миллер, к тому же славянофил. Но более всех повлиял на выбор будущего пути будущего академика профессор, историк, заведующий кафедрой истории России Бестужев-Рюмин. Платонов сделался его учеником. Чем был всё-таки разочарован Платонов? Нельзя быть историком и филологом без знания древних языков. Разочарован отсутствием вводного отдела в исторической науке. Вводный курс включает в себя источники, историографию, методологию. Окончил университет, защитил две работы: магистерскую и докторскую. Они были посвящены смутному времени в России. Он начинает смутное время с Ивана Грозного. Первая магистерская называлась так "Древнерусские сказания и повести о смутном времени 17 века как исторический источник". Докторская называлась "Очерки по истории смуты в Московском государстве 16-17 веков". В первом труде изучал источники, а во втором труде изложил историю смуты. Этот труд он считал основным в своей жизни. Докторскую защищал в Киеве, а не в Петербурге, потому что здесь был только один доктор истории - его учитель, а оппонентами могли быть только несколько в таком же звании. В Киевском Университете было как раз три известных доктора русской истории: Иконников, Антонович и Голубовский. Платонов занял кафедру русской истории после смерти предшественника, получил звание академика и очень ревниво относился к молодым ( потому что боялся, что защитясь, они займут его место). Для средних учебных заведений, гимназий и семинарий он составил " Учебник русской истории". Есть университетский курс "Лекции по русской истории".

Михаил Сергеевич Грушевский (умер в 30-х годах 20 века.). Родился в православной семье. Будто бы его отец был старостой братского храма во Львове. Он окончил Киевский Университет. Его учителем был Антонович. По окончании Университета был направлен во Львов. Город был не русским, а австро-венгерским. Там Грушевский преподавал историю Малороссии. Пребывание здесь Австрии на него оказало сильное влияние - он стал убеждённым ненавистником москалей. Так объяснял происхождение слова кацап ( как палач на бойне, как мясник, жидорез). По этому объяснению можно понять как он относился к москалям. Слово москали - это русские солдаты, которые пришли в Малороссию и являются здесь оккупантами. В годы первой русской революции в 1904-1905 годах у него вышел труд "История украинского народа". Это однотомник. Потом был издан десятитомник "История Украины - Руси". Этот труд незавершён. Последний том вышел после смерти Грушевского. Язык труда австрийского характера, много германских слов. Это язык западной Украины. Во время Первой Мировой войны был в ссылке, так как Россия воевала против Германии, а он имел антирусские взгляды. Когда царь Николай отрёкся от престола, в Киеве была создана Центральная Рада. Грушевский был первым руководителем украинского национального правительства. Был не только учёным, но и активным политическим деятелем социалистического направления. По взглядам приближался к эсерам. Рада была разгромлена в конце гражданской войны, она ушла за кордон. Бежал из Украины и Грушевский. Остановился в Вене, в Австрии. На Украине было провозглашено советское правительство со столицей в Харькове. Долго просил право вернуться домой. Наконец в 1924 году ему разрешили вернуться домой. В Киеве он занимался преподаванием, научными изысканиями, продолжал "Историю Украины- Руси". Грушевский стал членом Академии Наук, созданной Вернадским. Его пригласили в Москву. Здесь его выбрали в действительные члены Академии Наук СССР. Трудился в Москве, заканчивал свой труд. Он доведён до смерти Богдана Хмельницкого. Умер неожиданно в Кисловодске. Украинские националисты утверждают, что его там "подлечили". Был врагом униатства.

НАЗВАНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ И НАЗВАНИЕ РУССКОГО НАРОДА.

Откуда пошло название Русь? Это очень трудный и спорный вопрос. Обратимся к летописному рассказу "Повесть временных лет". Это история по годам. "Варяги из "заморья" брали дань с новгородских славян. (?) У славян начались беспорядки. В 862 году послы отправились за море к варягам - руси, и сказали руси: земля наша богата и обильна, да порядка в ней нет. Приходите к нам княжити. И пришли три брата Рюрик, Синиус и Труборг. Рюрик сел в Новгороде, Синиус на Белоозере, а Труборг близ Пскова в Изборске. По смерти братьев Рюрик стал единодержавным князем. Его сын Игорь княжил уже в Киеве и в Новгороде". Так произошла династия, объединившая под своей властью русских варягов. В предании летописи не всё ясно и достоверно. Сказано, что Рюрик пришёл с русью в Новгород в 60-х годах. С другой стороны известно, что Русь уже воевала с греками на Чёрном море на двадцать лет раньше. А на Царьград Русь напала в первый раз в 860 году. "Итак, хронология, - пишет академик Платонов, неверна, потому что она ставилась потом, по догадкам, по воспоминаниям, и приблизительным вычислениям". Вот это летописная точка зрения - слово Русь - иностранное, принесённое варягами, норманами. Есть противоположное мнение. Русь издревле обитала в краю между Днепром и Азовским морем. Она упоминается у греческих и латинских писателей до 6 века включительно под именем сарматского народа роксалан или россалан. В следующие за тем века россаланские или русские князья и их ратные дружины по всей вероятности были заняты упорной борьбой с соседними народностями как славянскими, так и иноплеменными. Мало помалу Русь подчинила себе славянские племена и образовала сильное государство центром которого сделался Киев. Так писал Иловайский в учебнике "Очерки отечественной истории". Итак, по Иловайскому Русь - племя туземное и славянское. Это две основные точки зрения, а ученые примыкают к одной из двух. Вернадский в книге "Древняя Русь" пишет: "Славяне это гунны. Роксаланы это племя русс асс (?)- "светлые ассы" Это аланское племя. Возможно от их имени произошло позднее наименование Русь". Вернадский в этом примыкает к точке зрения Иловайского, Забелина. Есть мнение советского академика Рыбакова, что название народа происходит от названия притока Днепра Роси. Академик Платонов говорит следующее: "Люди, называющиеся русью говорили по-скандинавски и принадлежали к северо-германским племенам, а страна, которую звали Русью по имени этих людей была славянской. Среди днепровских славян русь появилась в первой половине 9 века. До прихода Рюрика здесь уже были варяжские князья. С появлением в Киеве новгородских князей он стал центром всей Руси". Этой традиции придерживались и С.М. Соловьёв и В. О. Ключевский. Варяги ассимилировались, но оставили стране своё имя. Слово Русь - иноземное. Есть подобная ситуация с Болгарией. Дунайская Болгария была занята волжскими болгарами. Страна был тюркской. Затем тюрки растворились в славянском населении, оставив название.

В 1860 году произошёл диспут в Петербурге между профессором Московского университета и профессором Питерского университета, между Погодиным и Костомаровым о норманизме, то есть какого происхождения слово Русь, норманское или местное. Костомаров в своей автобиографии пишет: “ Старый ветеран русской истории никак не мог переварить смелости, с какой я отважился производить наименование Руси из норманского мира. Он прибыл в Петербург, и встретив меня в публичной библиотеке предложил мне вступить мне в публичный диспут по этому вопросу. Я погорячившись согласился, хотя впоследствии не вполне был доволен тем, что позволил себе выставить такой специальный предмет на праздную потеху публики. Диспут состоялся 19 марта. Как и следовало ожидать, он кончился ничем. Каждый остался при своём мнении. Большинство из публики склонялось на мою сторону, тем более, что покойный Добролюбов напечатал в журнале “Свисток” очень остроумное описание нашего диспута, выставляя на вид несостоятельность норманнской системы и стараясь выставить Погодина в комическом виде. Позднее я пришёл к такому результату, что сама история призвания князей есть ни что иное как басня. Моя теория происхождения Руси из литовского мира”. Итак, Костомаров и Ломоносов придерживались мнения, что Русь произошла из литовского мира. Ломоносов говорит, что русские это прусские. Пруссы- это литовское племя, ныне оно истреблено. Осталось только на географической и политической карте. И Костомаров считал, что русские – это пруссаки.

Современный историк Руслан Григорьевич Скрыльников, профессор Петербургского университета (ему принадлежит много работ по периоду Ивана Грозного). Он пишет: “Финские племена в Прибалтике называли норманнов роутси, отсюда и пошло русы, росы. Вслед за финскими племенами это название стали употреблять и славяне”. Ещё один современный исследователь Ловмяньский в книге “Русские норманны”(Москва, 1985) пишет: “Название Русь получила та местность в нижнем Поднепровье, которую норманы-русы освоили ещё в первой половине 10 века и впределах которой к началу 11 века завершилась их полная ассимиляция с местным славянским населением, то есть с полянами и родимичами. Она происходила довольно долго. Скрыльников также считает, что ассимиляция происходила долго. Что стало толчком превращения восточно-европейской Нормандии в славянскую Русь. Эта причина – крещение в 10 века.(Ещё в середине 10 века киевское общество было двуязычным – славянским и норманнским). Норманны создали ещё государства: в южной Франции (Нормандия) и Италии. А кто же создал государственность – норманны или поляне. Норманисты считают, что поляне не могли создать государство, потому что были отсталыми. Её создали норманны. Ловмяньский пишет: “Русы не могли дать славянам государственность – скандинавы были варварами и у них господствовал родо-племенной строй как у славян. Решающее влияние оказал синтез: военной организации норманов, общественных институтов славян и византийского права с утверждением церковной иерархии”. Скрыльников считает: “Создание государственности происходило в обстановке непрекращающейся экспансии варягов-викингов”. То есть, необходимость обороны против варягов заставила сплотиться славянские племена, создать военную и политическую силу. От столкновения этих двух племён народилась государственная машина. Только Владимир разорвал пуповину со Скандинавией. Карташов в книге “Церковь. История России” добавляет: “Святой князь Владимир был восточный скандинав по крови и языку, но из тех родов варяжских, которые совершенно ославянились, покорились загадочному гению славянского языка, как покорились его стихии и тюрки болгары в Дунайской Болгарии. В борьбе за власть Владимир надолго убегает в Скандинавию к своим родственникам и набирает там дружины варягов, с которыми и возвратился на Русь. И здесь в Киеве у него годами живал его сородич Олоф, будущий Святой креститель Норвегии”.

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН.

Прародиной славян считаются северные склоны Карпатских гор. Это господствующее мнение. Здесь славяне существовали под именем венедов и склавинов. Под такими названиями известны ещё в готские и гуннские времена, в 4 веке. Отсюда они разошлись на юг и образовали южных славян на Балканах. На Запад пошли чехи, моравы, поляки. На Восток пошли русские славяне. Эта ветвь пришла на Днепр в 7веке и расселилась до озера Ильмень и по Верхней Оке. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты, волыняне ( дулебы и бужане). Поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра. Северяне, радимичи и вятичи переправились через Днепр и сели на его левых притоках, а вятичи дошли до Оки. Кривичи осели в верховьях Волги и Западной Двины. Словени остановились у озера Ильмень.

СОСЕДИ СЛАВЯН.

На севере и северо-востоке обитали финские и литовские племена, волжские болгары, и хозары. К финским племенам в то время относилась чудь. весь, емь, эсты, меря. Мордва, черемиса (марийцы), вотяки (удмурты), зыряне (коми), мещера, мурома. К литовским племенам относится жмудь, пруссы, латыши, ятвяги. Волжская Болгария. Ныне это чуваши и казанские татары. Это государство приняло ислам как государственную религию аж в 9 веке. Сам процесс исламизации в Поволжье завершился в 922 году.. Из Средней Азии болгары расселились в современную Болгарию, где произошла ассимиляция со славянским населением, другая часть ушла на Верхнюю Волгу, третья часть ушла на Северный Кавказ( ныне это Кабардино-Балкария). В 9 веке болгары вытеснили с Предуралья угров (венгров). Те поселились на своём современном месте.

Хозары имели государство с центром в городе Итиль (это город на реке Итиль –Волге). Ещё одной столицей считают город Белая Волга. Это тюркское племя, пришедшее из Азии. В 8-9 веках хазарский хан ( хокан или коган) со своим двором стал исповедывать иудаизм. Эту религию приняла только верхушка. Есть мнение, что потомки хозаров это и есть современные евреи ( ашкенази).

В 8 веке поляне, северяне, радимичи, вятичи были покорены хозарами и только в 10 веке Киевская Русь освободилась из-под власти хозар (при Святославе - сыне Ольги). Скрытников пишет: "Есть основания связывать основание Самватаа (хозарское название Киева) с хазарским завоеванием Приднепровья". Вернадский отрицает основание Киева хозарами. Скрытников же отрицает основание Киева в 5 веке. "Киев был моложе города Ладоги. Самый древний город Руси–Ладога. Киев появился в 10 веке".

Желающие могут обратиться к Еврейской энциклопедии и они узнают, что Киев основан евреями – это одна из версий, она поддерживается некоторыми современными учеными.

Святослав Игоревич разгромил хазарский когонат во время похода 969-927 гг.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЕЙ.

Норманисты их называют варяжскими, поэтому мы можем сформулировать тему как «Деятельность варяжских князей». Да, пожалуй, первыми князьями были варяги это мнение, повторяю, Платонова, Погодина, Ключевского, Соловьева т.е. классиков историографии, которые считали что первыми князьями, начиная с Рюрика были варягами. В этой связи интересна попытка автора недавно появившейся статьи в «Вопросах истории», который производил слово варяг от слова варить, солевар! Будто бы на берегу Ильменя были солевары и от этих солеваров появились варяги. Ну, это кроме смеха ничего не вызывает.

Итак, полулегендарный Рюрик, который, помните был приглашен, будто бы жил сначала не в Новгороде (есть и такая версия), а в городе Ладога, в устье р. Волхова. В Новгород перешел после смерти братьев – Трувора и Синеуса. Правление его вызвало мятеж под руководством Вадима Храброго, но Рюрик одолел Вадима. Недовольные бежали в Киев к варягам Аскольду и Диру, которые когда-то ушли от Рюрика. Рюрик скончался в 879 г. В Новгороде начал княжить его дальний родственник Олег (Олег от сл. Helgi – Хельги). Олег пользовался властью малолетнего князя Игоря (Игорь – Ingvarr). Îëåã не остался в Новгороде. Вместе с Игорем пошел на Юг по пути из «Варяг в греки». Покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву, обманом захватил здесь и погубил Аскольда и Дира, на том основании, что они не князья и не княжеского рода. Олег провозгласил Киев столицей. Он объединил многие славянсике племена и сбросил хазарское иго. В 907 г. Олег на конях и на кораблях подошел к Царьграду Взять он город не смог, но заключил выгодный договор с греками. И в знак своего присутствия здесь, он повесил на вратах Константинополя свой щит! (Этот царский город был защищен тройной стеной. Первый раз его ...

В 912 г. Олег совершил 2-й поход и заставил греков подтвердить договор 907 г. ... Олег скончался в 912 г.

Теперь ему наследовал сын Рюрика – Игорь, он также совершил поход на М.А.? и Константинополь. (Норманны нападали на Англию, и завоевали в 1066 г. при Вильгельме Завоевателе Францию, Испанию, Италию и т.д.)

Первый поход Игоря был неудачен его флот был сожжен греческим огнем.(Греки вели войну с нарушением прав человека – Юдин) Второй поход в 945 г. – тоже не очень удачный поход. Заключен менее выгодный договор. Он видимо не имел талантов Олега. Погиб Игорь в земле Древлянской в 945 г.

Правителем стала его супруга HELGA – Ольга «мудрейшая всех человек» (летопись), может быть потому, что она придумала искусную месть за смерть своего супруга.

В 957 г. она совершила благочестивое путешествие в Константинополь и по летописи принимает там крещение. Лет.: «Ольгу крестили царь с патриархом в Царьграде», хотя вероятнее она крестилась дома, т.к. Константин Багрянородный, принявший Ольгу и описавший прием в книге «De ceremonus aule» молчит о крещении Ольги, повествует о ней сдержанно и спокойно. Ольга преставилась  в 969 г.

Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник, «легко ходя, аки пардус (барс)». Гневался он когда мать убеждала его креститься. Вся жизнь его прошла в походах. На Оке он подчинил вятичей, разгромил хазар, взяв их города – С(ао?)ркел и Итиль, победил черкесов на Кубани, разорил земли волжских болгар. Когда разгромил хазар, тогда усилились печенеги. Потом Святослав отправился в Дунайскую Болгарию, греки его просили помочь в войне с болгарами. Он успешно здесь воевал, ему понравилось это место и он решил основать здесь столицу, которую назвал Переясловом. Но греки испугались такого соседства и натравили на него печенегов. Они подкараулили этого пардуса на днепровских порогах, когда он возвращался на Русь по просьбе матери. Печенегский хан сделал из черепа Святослава чашу (убит в 972 г.)

У него было три сына: Олег, Ярополк и Владимир, между которыми произошла междоусобица. В наследство каждому из них досталось:

Ярополку — Киев; Олегу — земля древлян; Владимиру — Новгород

Олег был убит Ярополком. Владимир привел варягов из Скандинавии и убил Ярополка. Владимир в  978г.(980г.) стал единодержавным государем и правил до 1015 г. Ему пришлось потратить много сил, чтобы усмирить своих варягов и подчинить отложившиеся племена: вятичей, радимичей. Владимир вел много войн с разными соседями: с волжскими болгарами, с греками, в результате которых принял христианство. (Женился на Анне). Этим важнейшим событием окончился период варяжской династии (крещение). После этого можно говорить об ассимиляции варягов, большим подспорьем к которой послужило принятие христианства.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ РОССИЯ И МАЛОРОССИЯ.

Слово Малороссия ничего обидного в себе не содержит. Когда говорят Малороссия, то имеют ввиду древнюю часть «мегаполиса». Это – ядро, исторический центр России.

Малороссия – это калька с греческого языка. Этот термин родился в канцелярии Константинопольского патриархата – греч. Слово – «Микророссия». Великороссия – тоже калька греч. Слова «Мегароссия». Этот термин фиксируется в 1292 г., считает Форсман (создатель словаря). Т.о. эта терминология возникла на нейтральной территории.

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУССКУЮ ЖИЗНЬ.

I. Под влиянием новой веры возникает новый класс — духовенство. Рядом советским обществом возникает новое – церковное общество. Это особый мир. У него свои законы, своя иерархия, свой круг лиц и учреждений. Положение Церкви церковными уставами св. Владимира и Ярослава Мудрого в духе Номоканона (Кормчая).Управлению Церкви подлежали:

  1. Все духовенство: белое и черное, а также церковнослужители

  2. Церковные или богадельные люди:

а) это нищие калеки, странники.

б) рабы, бывшие холопы, отпущенные на волю на помин души и по другому поводу.

  1. Изгои:

а) безграмотные поповские сыновья

б) выкупившийся на волю холоп

в) несостоятельный купец (не могущий выплатить долг)

г) князь–сирота
Суду церкви подлежали

  1. Все вышеназванные категории лиц.

  2. Миряне, обвиняемые в ереси или колдовстве; или оскорбивший отца, мать, жену, т.е. те, кто нарушил чистоту семейных отношений.

  3. Преступления: воровство и разбой (разбойников судил суд смешанный)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconПолный курс лекций по русской истории Петроград. 5 Августа 1917 г
Печатный источник: С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Издание 10-е

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconКраткий курс лекций по Отечественной истории с древности до начала XXI века
Аксенов В. Б. Краткий курс лекций по отечественной истории с древности до начала XXI века. Часть От складывания древнерусского суперэтноса...

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconКурс лекций Пермь 2006 ббк 63 л 24
Теория и методология истории: курс лекций / М. П. Лаптева; Перм гос ун-т. – Пермь, 2006. – 254 с

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconКурс лекций Пермь 2006 ббк 63 л 24
Теория и методология истории: курс лекций / М. П. Лаптева; Перм гос ун-т. – Пермь, 2006. – 254 с

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconТ. Н. Юдина о социологическом анализе миграционных процессов
Юдина Татьяна Николаевна – кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Академии социологии и управления...

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconИстория история России Соловьев С
«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс...

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconО. А. Никифоров Т. А. Реховская курс лекций по истории россии
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconКурс лекций по истории россии часть I. история россии
Лекция № Европейское средневековье. Московская Русь в XIII первой половине XV вв. Начало нового времени. Образование единого Русского...

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconЛитература для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история»
Аксёнов В. Б. Краткий курс лекций по Отечественной истории. Ч. От складывания древнерусского суперэтноса до поиска путей обновления...

Курс лекций по истории россии владимира дмитриевича юдина iconПрограмма и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства»
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск