2011–2012 учебный год






Скачать 76.19 Kb.
Название2011–2012 учебный год
Дата публикации28.01.2015
Размер76.19 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

История

2011–2012 учебный год

Демонстрационный вариант заданий к заключительному этапу


I. Ни одна наука не обходится без своего специального языка – терминологии. Не является исключением и наука история. Определите, о каком термине идет речь. (количество баллов – 10):

Так в эпоху Петра I в России назывались балы и собрания, устраивавшиеся в домах вельмож. В специальном указе 1718 г. отмечалось, что они служат «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить». По характеристике В.О. Ключевского, это «и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению».

Какое название носило это явление петровской эпохи? Каким образом данный термин вошел в политическую жизнь мирового сообщества вскоре после Второй мировой войны?

Ответ: Ассамблея. В качестве главного совещательного, директивного и представительного органа функционирует Генеральная Ассамблея ООН.

II. Иногда вольно или невольно в текст исторического исследования, учебную литературу закрадываются ошибки. Важными качествами историка являются внимательность, развитие логики, умение анализировать информацию и сопоставлять ее с уже ранее известными сведениями, что позволяет ему делать выводы об ошибочности некоторых фактов: «История – наука точная!».
Перед вами текст с ошибками. Найдите и исправьте их! (количество баллов – 14)


1860-1870-е гг. изменили облик России. Современники называли реформы тех лет «Великими»; историки иногда говорят о «революции снизу». Реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России, был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества. В целом эти изменения носили либеральный характер.

Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком, ведь эти десятилетия для многих стран были временем модернизации: отмена рабства и гражданская война в США 1861-1865 гг., начало европеизации Японии – «революция Мэйдзи» 1867-1868 гг., завершение объединения Австрии, Италии, Германии в 1870-е гг. Но путь преобразований был глубоко противоречив, он не затронул основ государственной власти. Без привлечения общества к государственным делам, введения представительства нельзя было надеяться на то, что самодержавию удастся избежать  общественных потрясений.

В 1870-х гг. главным средством достижения социальной справедливости народники считали крестьянскую революцию. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого строя – социализма; его основу видели в крестьянской общине. Характерной чертой этого течения российской интеллигенции стала также недооценка роли отдельной личности в истории. В 1879 г. напряжение, нараставшее в радикальной среде, вылилось в массовое движение – «хождение в народ». Однако крестьяне не оправдали интеллигентских надежд – на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Раскол народнического движения привел к образованию террористической группы «Народный передел».

Все более заметной социальной силой становится промышленный пролетариат. В индустриальных центрах вспыхивали волнения. Самой яркой стала стачка в Орехово-Зуеве на текстильной фабрике И.А. Коновалова в 1886 г.

Примечание: Жирным шрифтом выделены содержащиеся в тексте ошибки.

 Ответы:

1.Некоторые историки называют период великих реформ 1860-1870-х гг. не «революцией снизу», а «революцией сверху», так как эти важнейшие реформы проводила власть Российской империи.

2. Завершение объединения Австрии и создание Австро-Венгерской империи произошло не в 1870-х годах, а в 1867 году.

3. Характерной чертой течения народников была не недооценка, а переоценка роли отдельной личности в истории

4. «Хождение в народ» проходило в 1874 году. В его проведении участвовали сторонники П.Л. Лаврова и М.А. Бакунина.

5. В результате раскола народнического движения в 1879 году образовались группы двух направлений: террористической стала «Народная воля» (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская), а участники «Черного передела» (так называемые «деревенщики» - Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов и др.) выступали за продолжение пропагандистской работы среди крестьян.

6. Владельцем текстильной фабрики был Т.С. Морозов, а не И.А. Коновалов. Рабочее выступление получило название «Морозовская стачка».

7. Событие произошло в 1885 г.
III. Российские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой науки и техники. Соотнесите имена деятелей российской науки с их достижениями, открытиями и трудами. Каждой позиции из левого столбца должна соответствовать только одна позиция из правого столбца. (количество баллов – 16):

1. П.Л. Чебышев

А) исследования в области высшей математики

2. С.В. Ковалевская

Б) трансформатор переменного тока, дуговая лампа

3. А.Г. Столетов

В) открытие фотоэффекта

4. П.Н. Яблочков

Г) изучение географии Средней Азии

5. А.М. Бутлеров

Д) труды по нейрофизиологии, изучение рефлексов

6. И.М. Сеченов

Е) радиотелеграф, первые опыты с радиолокацией

7. А.Т. Болотов

Ж) теория строения органических веществ

8. Н. И. Лобачевский

З) доказательства закона больших чисел и пр.




И) систематизация растений по линнеевской системе




К) новая аксиома о параллельных прямых



Ответ: 1 – З; 2 – А; 3 – В; 4 – Б; 5 – Ж; 6 – Д; 7–И; 8–К.
IV. Исторические источники – свидетельства о прошлом. Работа с ними составляет суть исторического исследования. Умение извлекать и интерпретировать содержащуюся в источниках информацию, вписывать ее в существующий исторический контекст – все это черты деятельности историка-профессионала. Попробуйте себя в этом качестве! Изучите текст исторического источника. Ответьте на вопросы. (количество баллов – 28):

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народ­ное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для го­сударства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устране­нию прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом дол­га, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умирот­ворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1.  Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2.  Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствую­щей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим даль­нейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленно­му законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Ро­диною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами на­прячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

Вопросы:

1. Приведите название документа; определите дату его опубликования. Назовите фамилию крупного государственного деятеля России, принимавшего участие в подготовке текста документа.

2. Назовите причины (не менее 2-х) появления этого документа.

3. Укажите политическую партию России, название которой имеет прямое отношение к рассматриваемому документу. Напишите ее полное название.

4. Каким образом основные идеи этого документа получили воплощение и развитие в «Основных государственных законах Российской империи»? Укажите дату их издания. Назовите не менее трех положений, содержащихся в «Основах…».

Ответы:

1. «Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка» / Манифест 17 октября 1905 г. Витте Сергей Юльевич.

2. Причины появления документа: нарастание революционного кризиса, Всероссийская октябрьская политическая стачка, в которой приняло участие более 2 млн.чел., неспособность правительства силой подавить революционные выступления.

3. Союз 17 октября.

4. «Основные государственные законы Российской империи» были изданы в апреле 1906 г.

К числу важнейших положений документа можно отнести: власть императора не признавалась неограниченной (теперь «верховная самодержавная»); Государственная Дума и Государственный Совет приобрели законодательные функции; сами «Основные законы…» могли быть пересмотрены только по инициативе царя; предоставление Государственной думе ограниченной компетенции в утверждении бюджета.

Могут быть названы и другие положения, соответствующие содержанию документа.

V. Проанализируйте проблему. В 2012 отмечается 1150-летие российской государственности. А в прошлом году Россия отметила 300-летие М.В. Ломоносова. Известно, что М.В. Ломоносов внес заметный вклад в развитие и исторической науки в России. Однако взгляды его на прошлое нашей страны, как мы теперь понимаем, имели весьма своеобразный характер. (количество баллов – 32):


  1. Под каким названием в историографию вошла проблема, сформулированная немецкими учеными, со взглядами которых так яростно боролся М.В. Ломоносов? Назовите фамилии создателей этой теории.

  2. Назовите три основных положения этой теории, ставшей, по выражению
    В.О. Ключевского, «проклятым вопросом русской истории».

  3. Объясните, почему во времена Екатерины II дискуссия вокруг этой проблемы угасла?

  4. Каково современное состояние изучения этой проблемы? Назовите не менее 3-х положений, сформулированных современными исследователями этого вопроса.

Ответы:

  1. «Норманнская проблема»/ «варяжский вопрос». И.Г. Байер, Г.Ф. Миллер,
    А.Л. Шлецер.

  2. Древнерусское государство было создано норманнами-варягами; само название «Русь» имеет скандинавское происхождение; варяги оказали решающее воздействие на процесс формирования русской культуры.

  3. Дискуссия по этому вопросу во второй половине XVIII в. угасла, так как российский престол был в руках Екатерины II (немецкой принцессы), и вопрос о том, хорошо или плохо приглашать иноземцев на российский трон, не стоял.

  4. Среди современных исследователей этой проблемы по-прежнему нет единства мнений. Все же можно определить общие позиции: факт призвания варягов отрицать нельзя; название «Русь» скорее всего имеет скандинавское происхождение; назвать варягов создателями государственности у восточных славян нельзя; однако роль внешнего завоевательного и торгового импульса в этом процессе можно сравнить с ролью катализатора реакций.


Могут быть названы и другие положения, соответствующие содержанию вопроса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2011–2012 учебный год iconАнализ работы управления образования и образовательных учреждений района в 2011-2012 учебном год
Мероприятия, предусмотренные планом работы на 2011-2012 учебный год, в основном выполнены

2011–2012 учебный год iconРабочий учебный план на 2011-2012 учебный год гу «Средняя школа №2...
Костанайской области», приказа отдела образования акимата города Лисаковска №346 от 12 августа 2011 года «Об организованном начале...

2011–2012 учебный год iconАнализ работы педагогического коллектива за 2011-2012 учебный год
В 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив мбоу «сош №2 г. Строитель Белгородской области» работал над решением следующих...

2011–2012 учебный год iconУчебный план экстернатной формы обучения на 2011 2012 учебный год

2011–2012 учебный год iconАнализ методической и учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
Анализ внедрения фгос в образовательный процесс. Итоги 1 класса 2011-2012 учебного года

2011–2012 учебный год iconАнали з учебно – воспитательной работы за 2011 – 2012 учебный год гбоу сош №8 им. Ю. А. Гагарина
Байконур. В данном микрорайоне больше нет средних школ обучающих на казахском языке, поэтому в школе количество детей и классов с...

2011–2012 учебный год iconРабочий учебный план старшей ступени гу «Красносельская средняя школа»...

2011–2012 учебный год iconУчебно-исследовательских работ для выбора учащимися 6-8 классов на 2011-2012 учебный год
Примерные темы учебно-исследовательских работ для выбора учащимися 6-8 классов на 2011-2012 учебный год

2011–2012 учебный год iconГ. Смоленска Программно-методическое обеспечение учебного плана 2011-2012 учебный год
Перспектива: Сборник учебных программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011

2011–2012 учебный год iconПояснительная записка к Учебному плану мбоу «Калмиинская основная...
Учебный план мбоу «Калмиинская оош»на 2012-2013 учебный год разработанна основе следующих нормативных документов






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск