Скачать 4.42 Mb.
|
![]() КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «история» Пермь 2011 Составитель: канд.ист.наук., доцент кафедры ОГСЭЕН дисциплин АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов» Пугина Г.В. История. Учебное пособие для студентов заочной формы обучения / Составитель Г.В. Пугина. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2011 – Учебное пособие по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации», 080502 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», 080107 «Налоги и налогообложение». Пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и составлено в соответствии с рабочей программой курса. В учебном пособии обобщена научная информация, призванная помочь студентам, самостоятельно приступающим к изучению российской истории, познанию эволюции государственности, проблематики внутренней политики с древнейших времен до конца XX в. Пособие носит контрольно-обучающий характер. История страны рассматривается по темам. Каждая тема снабжена заданиями для самопроверки, а также списком рекомендуемой литературы. Утверждено на заседании кафедры общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Протокол № 3 от 18 ноября 2011 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 8 ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС………………………………………………………………. 9
Краткие выводы по теме………………………………………………………………… 23 Задания для самопроверки……………………………………………………………. 23 ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IX – НАЧАЛЕ XII ВВ……………………………………………………………………… 25 2.1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения …………………………………………………………………………………………………. 25 2.2. Образование государства у восточных славян. Роль норманнского влияния на развитие Древнерусского государства………………………………………............ 28 2.3. Принятие христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества…………………………………………………… 33 2.4. Социально-экономический и общественно-политический строй Древней Руси …………………………………………………………………………………………………. 36 Краткие выводы по теме………………………………………………………………. 40 Задания для самопроверки…………………………………………………………… 41 ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. «НОВЫЙ ПЕРИОД» В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ (XII-XVII ВВ.)……………………………………………………………………………………… 44 3.1. Переход к удельному периоду: предпосылки, причины, значение…………. 44 3.2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Руси в XIII-XV вв……………………………………………………………………………………. 48 3.3. Становление российского самодержавия. Политические институты Московского государства…………………………………………………………………………………… 58 3.4. Российское государство на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время: причины, сущность, итоги…………………………………………………………………………………… 65 3.5. Российское государство после Смуты. Правление первых царей династии Романовых…………………………………………………………………………………………… 74 Краткие выводы по теме………………………………………………………………… 80 Задания для самопроверки…………………………………………………………….. 80 ТЕМА 4. XVIII ВЕК В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ……………………………………………………….. 84 4.1. Российская держава на рубеже XVII-XVIII вв.Предпосылки петровских реформ ………………………………………………………………………………………………….. 84 4.2. Начало модернизации России. Реформы Петра I………………………………. 87 4.3. Результаты и значение петровских преобразований. Проблема цивилизационного раскола российского общества………………………………………………………. 98 4.4. Российская империя в 1725-1762 гг. Эпоха «дворцовых переворотов»…….. 100 4.5. Политика «просвещенного абсолютизма» в России. Царствование Екатерины II.................................................................................... 106 Краткие выводы по теме………………………………………………………………… 111 Задания для самопроверки…………………………………………………………….. 111 ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В XIX веке................................................................................................................................ 116 5.1. Правление Александра I: борьба либеральных и консервативных тенденций …………………………………………………………………………………………………. 116 5.2. Основные направления внешнеполитического курса Александра I. отечественная война 1812 г. …………………………………………………………………………... 124 5.3. Режим Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы…………… 128 5.4. Общественная мысль России первой половины XIX в. ………………………... 132 5.5. Либеральные реформы Александра II (60-70-е гг. XIX в.): причины, историческое значение……………………………………………………………………………………… 139 5.6. Контрреформы Александра III. Противоречивый характер пореформенной модернизации России………………………………………………………………………… 146 5.7. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX .: направления, характер, особенности……………………………………………………. 150 Краткие выводы по теме………………………………………………………………. 154 Задания для самопроверки………………………………………………………….. 155 ТЕМА 6. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА………………………………………………. 160 6.1. Экономическое и социально-политическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, характер, особенности, итоги…..160 6.2. Образование политических партий: предпосылки, программы и тактика….. 169 6.3. Изменения в государственном и политическом строе империи. Опыт российского парламентаризма…………………………………………………………………………… 171 6.4. Сущность третьеиюньской политической системы. Реформы П.А. Столыпина: цели, содержание, итоги………………………………………………………………….. 176 6.5. Причины и характер первой мировой войны. Политический кризис в России в условиях войны………………………………………………………………………….......... 180 6.6. Февральская революция в России. Расстановка политических сил в стране и проблема исторического выбора………………………………………………………. 185 6.7. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде: проблемы, оценки, расстановка политических сил. Установление советской власти…………………………………….. 190 Краткие выводы по теме……………………………………………………………….. 193 Задания для самопроверки…………………………………………………………… 194 ТЕМА 7. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939 гг.)……………………………………………………………………………… 198 7.1. Гражданская война и интервенция в России: причины, цели, этапы, средства, итоги…………………………………………………………………………………………. 198 7.2. Общественно-политический и экономический кризис в России после окончания Гражданской войны. Сущность и содержание нэпа………………………………… 201 7.3. Политическая борьба в 1920-е гг. поиск модели построения социализма… 205 7.4. СССР на путях форсированного строительства социализма (30-е гг.). Итоги социально-экономического развития страны…………………………………………… 207 7.5. Политическая система советского общества в 30-е гг. сталинская модель социализма: теория и практика………………………………………………………………… 212 Краткие выводы по теме……………………………………………………………… 214 Задания для самопроверки………………………………………………………….. 215 ТЕМА 8.СССР НАКАНУНЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1939-1945 гг.)………………………………. 218 8.1. Истоки Второй мировой войны. Предвоенный политический кризис……. 218 8.2. Внешнеполитическая деятельность Советского государства накануне и в начальный период Второй мировой войны……………………………………………. 223 8.3. Начало Великой Отечественной войны. Поражения Красной Армии и их причины…………………………………………………………………………………………….. 226 8.4. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны………………. 230 8.5. Цена и уроки победы над фашизмом во Второй мировой и Великой отечественной войнах…………………………………………………………………………………… 233 Краткие выводы по теме………………………………………………………………. 238 Задания для самопроверки…………………………………………………………… 238 ТЕМА 9. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1985 гг.)…………………………. 241 9.1. Поляризация послевоенного мира. СССР в мировом балансе сил. «Холодная война»: причины, особенности, этапы…………………………………………………. 241 9.2. Восстановление разрушенного хозяйства СССР. Возврат к довоенной внутренней политике………………………………………………………………………………… 246 9.3. Советское общество после смерти И.В.Сталина. Начало изменений в общественной жизни страны……………………………………………………………………… 250 9.4. Первые попытки либерализации советского общества: реформы Н.С.Хрущева и их результаты………………………………………………………………………………. 251 9.5. Нарастание кризисных явлений в обществе в середине 60-х – начале 80-х гг. Необходимость перемен………………………………………………………………… 256 Краткие выводы по теме……………………………………………………………… 261 Задания для самопроверки………………………………………………………….. 261 ТЕМА 10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ В КОНЦЕ XX В. (1985-2000 ГГ.)….. 265 10.1. СССР на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 1980-х гг.). Политика «перестройки»…………………………………………………. 265 10.2. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств… 271 10.3. Россия – суверенное государство: внутренняя политика и геополитическое положение……………………………………………………………………………………. 274 Краткие выводы по теме……………………………………………………………. 280 Задания для самопроверки………………………………………………………… 281 ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………. 285 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К КУРСУ «ИСТОРИЯ»…………………………………….. 292 ВВЕДЕНИЕ Предлагаемое учебное пособие отвечает требованиям федерального образовательного стандарта для высшей школы и составлено в соответствии с программой курса «История» кафедры общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Пермского института экономики и финансов. Пособие носит контрольно-обучающий характер. История страны рассматривается по темам – от древности до современности. Каждая тема снабжена заданиями для самопроверки, которые нацелены на активацию познавательной деятельности и закрепление знаний, а также списком рекомендуемой литературы. Цель учебного пособия – научить выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические факты во времени и пространстве. Проверить, правильно ли вы ответили на контрольные вопросы и тесты, можно в разделах данного учебного пособия. Тема 1. Введение в курс "История" 1.1. История как наука. Изучение любой научной дисциплины начинается с определения основополагающих понятий. По мнению известного русского историка В.О.Ключевского (1841-1911), "в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах". Сегодня, говоря об истории, имеют в виду: 1) рассказ о прошлом, 2) последовательное развитие действительности, 3) науку, изучающую прошлое. История – это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности. Общество многомерно, поэтому и историческая наука многозвенна, включает целую пирамиду исторических наук. Одну ее грань составляет история стран и народов, история континентов (Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки) и всемирная история, которая изучает основные этапы развития всего человечества. Другая грань этой пирамиды состоит из истории отдельных видов человеческой деятельности – науки, техники, экономики, политических отношений, государства и права, войн, революций, этики, религии и т. д. Третью грань образуют науки об этапах и методах исторического познания – историография, этнография, археология и др. Венчает пирамиду философия истории, т.е. теория исторического процесса, его общие закономерности и тенденции, методология исторических исследований. Знание истории предполагает обобщение, осмысление и анализ прошлого опыта. При всей уникальности происходящих ныне событий в них всегда можно обнаружить сходство с тем, что уже переживали в прошлом другие народы. Нужно лишь усваивать уроки истории и периодически пополнять полученные знания на основе собственного опыта. В этом смысле каждый из нас является прилежным или легкомысленным учеником истории. Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности. Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма, который предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент. Другой принцип – принцип объективности – требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в определенных хронологических рамках. Именно этот принцип позволяет адекватно отразить исторический процесс. Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На начальном (описательном) этапе работы производится упорядоченное изложение фактов с целью вызвать ясное представление о происходящем. При этом материал излагается во временной последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы, метод исторических параллелей). Системный уровень исторического познания ставит задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных и внутренне подвижных жизненных систем. Для достижения этой цели применяются методы математической обработки данных исторических источников (структурно-динамический, матричный, факторный и регрессивный анализы, контент-анализ, метод ранжировок). Кроме того, в историческом познании используются методы ретромоделирования, с помощью которых свойства исторических объектов воспроизводятся на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Интерес к проблеме альтернатив в истории заставляет обращаться к методу актуализации – анализу перехода реальности из состояния возможного в действительное. |
![]() | Учебное пособие) история, 5 класс (Учебное пособие) всеобщая история, 5-6 классы всеобщая история, 7-8 классы | ![]() | Учебное пособие «Теория конституционализма в России» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... |
![]() | Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей и содержит материалы, необходимые для организации их аудиторной и самостоятельной... | ![]() | История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н. В. Виницкая; фгбоу впо «агао». Издание 2-е: переработанное и дополненное.... |
![]() | Ермолаев В. Н. Философско-методологические проблемы науки: учебное пособие для аспирантов и магистров. Москва: Государственный университет... | ![]() | История развития электроэнергетики и электромеханики в россии: Учебное пособие / А. С. Соловьев, А. Е. Козярук; Санкт-Петербургский... |
![]() | ... | ![]() | Составитель: канд ист наук., доцент кафедры огсэен дисциплин ано впо «Пермский институт экономики и финансов» Пугина Г. В |
![]() | Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «История» огсэ. 02 в соответствии... | ![]() | Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «История» огсэ. 02 в соответствии... |
..На главную | Поиск |