Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков»






НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков»
страница1/6
Дата публикации28.01.2015
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
h.120-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М. /

__________ _____________ 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ОБРАЗОВАНИИ

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ

«История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени»

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор ________________ / Еманов А.Г. /

«______»___________2013г.

Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории

Древнего мира и Средних веков ИГН от 12.04.2011, протокол №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________ Еманов А.Г.

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИГН от 21.04. 2011, протокол № 1.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель _______________________/ Тумакова Е.В. /

«______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _____________/ Федорова С.А /

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук


Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков
Еманов А.Г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ОБРАЗОВАНИИ


Учебно-методический комплекс

направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» для студентов очной формы обучения

Тюменский государственный университет,

2013

УДК 930.272(37)(075.8)

ББК Т223.2я73
Еманов А.Г. Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» очной формы обучения. – Тюмень : ТюмГУ, 2013. – 22 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и уровню подготовки.

Учебно-методический комплекс дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Латинская палеография [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендован к изданию кафедрой археологии, истории, Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук. Утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.






© Тюменский государственный университет, 2013.

© Еманов А.Г., 2013.

  1. Пояснительная записка




    1. 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Предмет курса – информационные технологии в исторических исследованиях и образовании.

Цели:

- познакомиться с информационными технологиями, которые применяют сегодня историки в своей исследовательской практике и преподавательской деятельности.

Задачи:

- усвоить различные виды информационных технологий;

- понять принципы выбора оптимальных информационных технологий в научно-исследовательской работе и презентации нового исторического знания в обучающейся аудитории;

- научиться пользоваться наиболее распространенными информационными технологиями.

Курс включает информационно-аналитическую, общую образовательную и воспитательную составляющие.

Информационно-аналитическая составляющая курса заключается в поэтапном формировании и развитии следующих элементов профессионально-ориентированной деятельности выпускника:

- работа с различными источниками информации (Интернет, цифровые коллекции документов, электронные архивы и библиотеки, общие руководства по информационным технологиям, специальная литература по различным видам информационных технологий).

Общая образовательная составляющая заключается в получении представлений о специфике информационных технологий в гуманитарном познании, вообще, и в историческом исследовании, в частности:

- об основных видах информационных технологий в исторических исследованиях и образовании;

- о границах и пределах использования информационных технологий в историческом познании;

- о возможностях радикального обновления знания о прошлом благодаря применению новых информационных технологий.

Воспитательная составляющая заключается в развитии у студентов чувства причастности к культурному наследию прошлого:

- в признании равнозначности различных компонентов мультикультурного мира;

- превращении личности выпускника в социально и нравственно активную и профессионально адаптированную, проявляющую самостоятельность в познавательной деятельности, индивидуальность в творческом и научном поиске и в работе с информационными ресурсами, совершенствующую логику и аналитические способности мышления. Это позволит выполнить требования, предъявляемые обществом, к уровню и качеству подготовки выпускника высшей школы в общем процессе гуманизации образования.

Учебно-методический комплекс предназначен студентам второго уровня подготовки направления «История», обучающимся по различным магистерским программам.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Курс «Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании» занимает важное место в структуре подготовки студентов в магистратуре. Он призван дать магистрантам необходимый инструментарий, при помощи которого можно работать с оригинальными источниками и специальной литературой. Курс входит в блок М1, составляет вариативную часть и осваивается магистрантами в 1, 2 семестрах. Изучение данной дисциплины опирается на курсы «Информатики» (1 семестр бакалавриата) и «Математические методы в исторических исследованиях» (7 семестр бакалавриата), способствует подготовке и защите магистерской диссертации.
1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения дисциплины “Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании” обучающийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4);

- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ПК-2);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

- способностью к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний) (ПК-10);

- способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

- способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18)

- способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22).
1.4. Карта компетенций

Код компетенции

Формулировка компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практические, семинарские, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ОК-1

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Знает: сущность IT в исторических исследованиях и образовании

Знает

основы IT в исторических исследованиях и образовании

Минимальный +

знает тенденции развития IT данной отрасли науки

Базовый + знает разработки IT в исторических исследованиях и образовании

семинар, самостоятельная работа

контрольная работа, презентация, зачет

Владеет: навыками пользования IT в исторических исследованиях и образовании

Владеет навыками использования IT в области истории

Минимальный + способен анализировать различные виды IT

Базовый + способен сделать выбор оптимальных IT для исторического исследования

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка презентации, зачет

Умеет: оценить логику развития IT в России и мире

Умеет оценить пределы и возможности IT в исторической науке

Минимальный + может анализировать различные виды IT

Базовый + может оценивать результаты и возможности IT

семинар, контрольная работа, самостоятельная работа, НИРС

оценка выступления, зачет

ОК-4

способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения

Знает: сущность IT в российской и мировой исторической науке

Знает основные принципы IT в России и мире

Минимальный + знает достижения IT в российской и мировой исторической науке

Базовый + перспективы IT в исторической науке

семинар,

НИРС, самостоятельная работа

оценка выступления, контрольная работа, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками коммуникации в российской и мировой информационной среде

Владеет базовыми инструментами коммуникации в информационной среде

Минимальный + владеет навыками сравнения перспектив применения разных видов IT

Базовый + владеет навыками выбора оптимальных IT

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка презентации, зачет

Умеет:

использовать IT

Умеет применять основные виды IT

Минимальный +

умеет критически осмысливать возможности использования IT

Базовый +

умеет осуществлять выбор оптимальных видов

IT

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка презентации, зачет

ПК-2

способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания

Знает: основные тренды развития IT в исторической науке и образовании

Знает: основные достижения IT в исторической науке и образовании

Минимальный + знает критику IT в исторической науке и образовании

Базовый + знает дискуссии среди специалистов по IT в области истории

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками использования новейших информационных технологий, приемов естественнонаучного и математического знания в области истории

Владеет: навыками использования основ IT в историческом исследовании

Минимальный + владеет навыками оценивания различных IT в историческом познании

Базовый + владеет навыками выбора оптимальных IT в изучении прошлого

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет:

использовать IT, приемы естественнонаучного и математического знания в области истории

Умеет:

использования основы IT в квантификации исторического знания

Минимальный + умеет критическиоценивать различные IT в историческом познании

Базовый + умеет выбирать оптимальные IT в изучении прошлого

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ПК-3

способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение

Знает: способы и источники получения новой научной информации в области гуманитарного знания, IT, математизации исторического знания

Знает: основные способы и источники получения новой научной информации



Минимальный + знает приемы анализа информации

Базовый + знает формы презентации результатов анализа информации

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками реферирования

Владеет навыками поиска, оценки, отбора информации

Минимальный + владеет навыками создания нового контента

Базовый + владеет навыками презентации по изучаемой проблеме

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: выступать перед аудиторией

Умеет: формулировать итоги поиска информации

Минимальный + умеет изложить уровень изученности проблемы

Базовый + умеет наметить перспективы дальнейших исследований

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ПК-10

способность к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний)

Знает: основные инструменты современного программного обеспечения, применяемые в исторических исследованиях

Знает основные средства программного обеспечения исторических исследований

Минимальный + знает методику и основные методы IT в исторических исследованиях

Базовый + знает основные результаты и перспективы IT в исторических исследованиях

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками использования современных программных средств в исторической науке

Владеет навыками работы с основными программами, применяемыми в исторических исследованиях

Минимальный + владеет навыками анализа эффективности программ, используемых в исторических исследованиях

Базовый + владеет навыками выбора оптимальной программы для исторического исследования

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: использовать современные программные средства в историческом исследовании

Умеет работать с основными программами, применяемыми в исторических исследованиях

Минимальный + умеет анализировать эффективности программ, используемых в исторических исследованиях

Базовый + умеет выбрать оптимальную программу для исторического исследования

семинар, НИРС, самостоятельная работа

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ПК-14

способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы

Знает: основные сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы в области исторической науки

Знает базовые сетевые ресурсы по истории

Минимальный + знает приемы анализа сетевых ресурсов в области исторической науки


Базовый + знает приемы выбора оптимальных сетевых ресурсов для исторического исследования

семинар, НИРС, самостоятельная работа, анализ ресурсов ИНТЕРНЕТ

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками поиска, анализа и оценки сетевых ресурсов, баз данных, информационно-поисковых систем в области исторической науки

Владеет: навыками работы с базовыми сетевыми ресурсами по истории

Минимальный + владеет анализа сетевых ресурсов в области исторической науки


Базовый + владеет навыками выбора оптимальных сетевых ресурсов для проведения исторического исследования

семинар, НИРС, самостоятельная работа, анализ ресурсов ИНТЕРНЕТ

Оценка ресурсов ИНТЕРНЕТ,

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: использовать сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы в области исторической науки

Умеет: работать с базовыми сетевыми ресурсами по истории

Минимальный + умеет анализировать сетевые ресурсы в области исторической науки

Базовый + умеет выбирать оптимальные сетевые ресурсы для исторического исследования и

семинар, НИРС, самостоятельная работа, анализ ресурсов ИНТЕРНЕТ

Оценка ресурсов ИНТЕРНЕТ,

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ПК-18

способность к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе


Знает: основы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Знает основные принципы использования IT в учебном процессе


Минимальный + знает приемы анализа эффективности IT в учебном процессе


Базовый + знает приемы выбора оптимальных IT в учебном процессе



семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов


оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет:

навыками

использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Владеет навыками использования основных принципов IT в учебном процессе


Минимальный + владеет навыками анализа эффективности IT в учебном процессе

Базовый + владеет приемами выбора оптимальных IT в учебном процессе



семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов


оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе

Умеет использовать основные принципы IT в учебном процессе

Минимальный + умеет анализировать эффективность IT в учебном процессе

Базовый + умеет осуществлять выбор оптимальных IT в учебном процессе

семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

ПК-22

п

способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций


Знает: основы использования баз данных и информационных систем в области образовательной политики

Знает основные принципы использования ЭБД и IS в области образовательной политики

Минимальный + знает приемы анализа ЭБД и IS в области образовательной политики

Базовый + знает приемы выбора ЭБД и IS в области образовательной политики

семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Владеет: навыками использования баз данных и информационных систем в области образовательной политики

Владеет навыками использования ЭБД и IS в области образовательной политики

Минимальный + владеет приемами анализа ЭБД и IS в области образовательной политики

Базовый +

владеет приемами выбора оптимальных ЭБД и IS в области образовательной политики

семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

Умеет: использовать базы данных и информационные системы в области образовательной политики

Умеет использовать ЭБД и IS в области образовательной политики

Минимальный + умеет анализировать ЭБД и IS в области образовательной политики

Базовый + умеет выбирать оптимальные ЭБД и IS в области образовательной политики

семинар, НИРС, самостоятельная работа, просмотр материалов сетевых форумов

оценка контрольной работы, оценка выступления, оценка презентации, зачет

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68...
...

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68...
...

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68...
Древнего мира и Средних веков игн от 12. 04. 2011, протокол №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«История». Магистерские программы «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени», «Отечественная...

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«История». Магистерские программы «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени», «Отечественная...

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 62...
Древнего мира и Средних веков игн от 12. 04. 2011, протокол №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconПрограмма дисциплины История Испании Средних веков и Раннего Нового...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история средних веков
Курс «История средних веков» является базовой дисциплиной всеобщей истории на II курсе исторического отделения. Данная дисциплина...

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 62...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 68 “История” магистерских программ «История Средних веков» iconИнформационно-тематический лист для учащихся
Учебно-методический комплекс: «Всемирная история. История средних веков». М. Бойцов., Р. Шукуров






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск