Урок, посвященный Дню русского языка






Скачать 82.05 Kb.
НазваниеУрок, посвященный Дню русского языка
Дата публикации06.06.2016
Размер82.05 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > История > Урок
Урок, посвященный Дню русского языка


Цели:

1.      Познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.

2.      Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство  патриотизма.

3.      Воспитывать у учащихся умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других.

Задачи:

1.      Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.

2.      Продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь славянских народов.

3.      Познакомить учащихся с миссией просветителей Кирилла и Мефодия.

4.      Проследить основные этапы становления и развития славянской азбуки.

5.      Развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал.

Оборудование:

      На доске портреты Кирилла и Мефодия, записан эпиграф: «Только с установлением письменности начинается подлинная история народа», раздаточный материал с текстами, кириллицей и заданиями на партах. Студенты объединены в 6 микрогрупп.

Ход урока

I. Вступительное слово

Преподаватель: Прочитайте эпиграф к нашему уроку - «Только с установлением письменности начинается подлинная история народа». Согласны ли вы с ним? Почему народу, государству нужна письменность?

 (Ответы ребят)

На письме создаются важные документы, законы, договоры, создаются литературные произведения, пишутся письма. Без письменной речи сегодня невозможно представить человеческое общество. Мысль записанная — достояние не только современников, но и последующих поколений.

Преподаватель: Как же жили наши предки без письменности? Об этом поведал нам монах Храбр несколько тысячелетий назад:  «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными (т.е. язычниками) будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения. И так было долгие годы.

Преподаватель: А знаете ли вы, почему  праздник назван  Днем Славянской письменности, а  не русской, например?

Вспомним, что русский язык – это один из славянских языков, которые принадлежат одной семье и имеют много общего. Это такие языки, как русский, украинский, белорусский, польский, болгарский, сербский, македонский и др. языки. 24 мая этот день празднуется не только в России, но и в Польше, Чехии, Украине, Болгарии и т.д.

II. Основная часть урока

Урок проходит в виде соревнования между микрогруппами. Ребятам необходимо придумать название своей команды, можно предложить в качестве названия любое понравившееся буквенное обозначение из кириллицы (например, Омега, Добро, Земля и др.).

III. Работа в микрогруппах. Разминка

С целью сплочения команд и выявления наиболее эрудированных ребят из них, студенты участвуют в викторине, посвященной истории письменности:

1.      Наиболее ранняя из дошедших до нас древнерусских летописей?

2.      Один из ранних памятников права?

3.      Многие древнерусские письма и документы создавались на выделанной коже животных

4.      Первой русской датированной печатной книгой в России является …

5.      При каком правителе России появилась первая печатная книга?

6.      Кто основал первую библиотеку на Руси?

7.      В Древнем Риме так называлась книга, которая состояла из скреплённых дощечек или папирусных листов.

8.      Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала?

9.      На территории какой современной страны изобрели бумагу?

10.  Кто был русским первопечатником?

11.  Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные?

12.  Как называлась первая печатная газета в России?

13.  Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита?

IV. Работа в микрогруппах. Задание 1

Чтобы убедиться в родстве славянских языков, студентам предлагается без словарей перевести песни с украинского, сербского и белорусского языков.

Студенты в группах выполняют Задание №1 (время выполнения– 5 минут). После зачитывают ответы.

V. Историческая справка

Преподаватель: Как вы думаете, почему именно 24 мая мы празднуем День Славянской письменности? (Ответы студентов)

24 мая - день памяти святых Кирилла и Мефодия. (Показать портреты святых).

Во многих славянских странах – это официальный, государственный праздник! Например, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:

Читает студент:

Братья! Двоицу святую

 В сей день радостно почтим!

 Просветителей честную

 Память светло совершим.

 Песнью хвальною, велегласною

 Да восхвалим их:

 Радуйся, Кирилле,

 Радуйся, Мефодие,

 Радуйтесь, Словенских стран апостолы!

Преподаватель: Кто же такие Кирилл и Мефодий, и чем они прославились? Послушаем историческую песню о подвиге Кирилла и Мефодия.

Выразительно читают два студента:

«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ О ЖИТИИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

1-ый студент:

Много лет прошло с тех далеких пор,

 Много вод стекло в море-океан,

 А тот подвиг жив, сквозь века прошел

 И в звучанье букв воплотился он.

2-ой студент:

Ой, давным-давно, 1000 лет назад

 К императору, да великому,

 Человек пришел из Моравии

 С болью, с просьбою за народ за свой —

 Вести проповедь, да понятную,

 Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

1-ый студент:

Не случайно же выбор пал тогда –

 На Кирилла-свет да Мефодия,

 Братьев Солунских с Македонии.

 Обручен Кирилл с детства с Мудростью,

 Он наук познал тайны важные,

 Опыт был богат и душа чиста.

 А Мефодий-брат очень скромен был,

 Опекая во всем брата младшего,

 Брата младшего да любимого.

2-ой студент:

И создал Кирилл во короткий срок

 Письмена славян, чтоб учить по ним,

 За основу взял буквы древние,

 Буквы древние, финикийские.

 И Евангелие, и Псалтырь он взял,

 Перевел он все с языка гречан,

 Мефодий-брат помогал ему.

1-ый студент:

С родной матушкой распростившися,

 И со тщанием помолившися,

 Братья светлые в путь отправились,

 В трудный путь пошли, на чужбинушку.

 В город Велеград понесли они

 Свои знания да бесценный труд.

2-ой студент:

Встретил их народ с большой радостью,

 Ростислав почет им оказывал.

 И внимали все с изумлением

 Чудным звукам родных и понятных слов.

 Люди — вестники да избранники,

 Одаренные, озаренные,

 В трудный путь идут, тяжкий крест несут,

 Но в веках живут их деяния.

А более подробно о жизни Кирилла и Мефодия нам расскажет студентка, которая дома подготовила для вас сообщение.

Чтение доклада об интересных фактах из жизни святых-просветителей.

После прочтения можно в тетрадях записать основную информацию.

VI. Знакомство с кириллицей.

Преподаватель: Прежде чем знакомиться с  кириллицей, вспомним наш современный алфавит (студент произносит). А теперь посмотрим на созданную нашими героями азбуку! Подумайте, от чего произошло слово азбука?

Студены зачитывают буквы кириллицы и анализируют буквенный состав.

VII. Работа в микрогруппах. Задание 2

Ребята выполняют Задание № 2 на знание букв русского алфавита (время выполнения– 5 минут). После зачитывают ответы.

VIII. Работа в микрогруппах. Задание 3

Русский язык, как и другие славянские языки происходит от старославянского языка.

Старославянский язык был основан на кириллице и являлся, в первую очередь, языком церковных книг. Со временем язык упрощался, и многие буквы упразднялись.

Но и сегодня мы можем заметить черты старославянского в современном русском языке.

Можно выделить такие фонетические черты, как:      

1.      Наличие неполногласного и полногласного варианта в однокоренных словах.

(Например, Молоко – млеко, берег – прибрежный, сторона – страна)

2.      Чередование Д//ЖД. 

(Например, чужой – чуждый, нужный – нуждаться)

Задание №3 заключается в том, чтобы привести как можно больше примеров на эти черты.

IX. Работа в микрогруппах. Задание 4

Студентам предлагается перевести со старославянского языка текст монаха Храбра о том, как Кирилл и Мефодий начали свое великое дело. Выигрывает та команда, чей перевод будет ближе к оригиналу и красивее.

X. Работа в микрогруппах. Задание 5

Это заключительный этап в конкурсной программе – Конкурс риторов. Ребятам предлагается прослушать стихотворение И. А. Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости»:

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Каждой группе, опираясь на пройденный на уроке материал и на стихотворение И. А. Бунина, необходимо составить эссе на тему «Роль письменности в современном мире». После капитан команды выступает с речью.

XI. Итог урока. Награждение команд

В конце занятия объявляются группы-победители, которые награждаются почетными грамотами за активное и успешное участие в мероприятии, посвященном Дню Славянской письменности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок, посвященный Дню русского языка iconУроки по теме «Моя малая Родина»
Всероссийский урок ко Дню Памяти жертв терроризма, посвященный 10-й годовщине трагических событий в г. Беслане

Урок, посвященный Дню русского языка iconУрок, посвященный «Дню космонавтики» в рамках недели физики
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся, расширение представлений детей о космонавтике

Урок, посвященный Дню русского языка icon«Мир русского слова», подготовленный ко Дню русского языка
Настоящий рекомендательный библиографический список включает в себя информацию об имеющихся в фондах ккунб им. А. С. Пушкина публикациях...

Урок, посвященный Дню русского языка iconИнтернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)

Урок, посвященный Дню русского языка iconИнформационно-библиографический отдел
Мир русского слова : сборник информационно-библиографических материалов / Краснодар краев универс науч б-ка им. А. С. Пушкина; информ...

Урок, посвященный Дню русского языка icon29 октября 2014 г в районном Доме культуры «Юбилейный» прошел районный...
...

Урок, посвященный Дню русского языка iconУрок-лекция Тема: «К истокам письменности»
Волощенко В. А., учитель русского языка и литературы (мбоу «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской...

Урок, посвященный Дню русского языка iconЛекция 2 (1 час). Происхождение и образование русского языка : характеристики...
Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина, ее предмет и объект, задачи и цели курса. Историческая грамматика...

Урок, посвященный Дню русского языка iconСценарий торжественного собрания 15
Вечер чествования, посвященный Дню работников жкх и бытового обслуживания населения 20

Урок, посвященный Дню русского языка iconКлассный час, посвященный Международному дню
Развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск