Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности)






Скачать 127.32 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности)
Дата публикации28.01.2015
Размер127.32 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > История > Программа
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ,

СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФИЛЮ (НАПРАВЛЕННОСТИ)

«Теория и история искусства»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА

Теория искусства

Теория искусства как научное знание, искусство как функциональная саморазвивающаяся система.

Искусство в системе культуры. Система взаимодействия наук о человеке и обществе как основа изучения творческой личности.

Модели изучения творческой личности (психоаналитическая, историко-типологическая, искусствоведческая). Проблема самосознания творческой личности.

Цель и смысл искусства в антропологическом измерении. Творческий процесс как динамическая структура. Теория художественного образа в истории эстетики и в истории искусства. Механизм создания художественного образа в различных видах искусства. Художественный образ как семиотическая целостность. Использование различных научных методов анализа художественного образа в отдельных видах искусства (герменевтика, семиотика).

История морфологических учений об искусстве. Актуальные представления о морфологии искусства.

Пространственные искусства. Особенности художественного образа. Система родов и жанров в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве. Дискуссионные представления о художественной природе дизайна, инсталляции, рекламы.

Временные искусства. Особенности формирования художественного образа. Синтетические виды искусства.

Система художественных кодов кино. Дихотомия театра и кино в культуре ХХ века.

Классика как культурологическая и искусствоведческая категория. Формирование и развитие представлений о классике в истории искусства. Парадоксальность становления представлений о классике в художественном сознании отдельных эпох. Классика как объект научной и художественной интерпретации в отдельных видах искусства.

Интерпретация как деятельность и как результат.

Взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания (теоретический и исторический аспекты). Традиция взаимодействия этического и эстетического начал в искусстве: вечные темы и их интерпретация в системе художественных образов. Дихотомия политических и художественных аспектов жизни социума

Формирование основных функций искусства в жизни общества.
История искусства

Идея синтеза искусств как отражение структурно-эстетической целостности мировой культуры и человека в ней. Анализ исторических эпох с позиций синкретичности. Античный театр. Античная драматургия. Античный актер. Жанры театра европейского Средневековья. Художественный текст как феномен гуманитарной культуры. Авангардные течения в области театра ХХ века (символизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.). Идея синтеза искусств в дягилевской антрепризе в Париже (1907–1929). Идеи стационарного и антрепризного театра в художественной современной практике. Общая характеристика отечественной актерской школы, ее современного состояния. Условное и безусловное в театральном искусстве. Импровизация и партитура в театральном художественном тексте. Музыка в драматическом театре

Взаимодействие и взаимовлияние законов монтажа в литературе, театре, кино и эстраде.

Тенденции развития мирового балета: от зарождения до наших дней.

Античная ладотональная система и проблема этоса музыки. Художественные воззрения Древней Греции. Платон, Пифагор, Аристотель, Аристоксен об искусстве.

Западноевропейская средневековая наука о музыке. Амвросий, Боэций, Гвидо Аретинский.

Эпоха Возрождения: воззрения и теории искусства. Основные центры эпохи Возрождения. Типологические особенности музыкальной культуры эпохи Возрождения. Теория музыки в эпоху Возрождения. Титаны европейского ренессанса. Полифония строгого стиля.

Рококо. Музыкально-теоретическая концепция Жана Филиппа Рамо.

Барокко в искусстве. Творчество Иоганна Себастьяна Баха и равномерная темперация. Теория и практика.

Классицизм. Эстетика и персоналия. Сонатная форма эпохи классицизма и ее эволюция. Сонатно-симфонический цикл в творчестве венских классиков. Наследие Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Романтизм как направление в европейском искусстве. Мировоззрение, средства выразительности в зависимости от вида искусства, характерные особенности, наиболее выдающиеся представители. Музыкально-теоретические воззрения в Европе в середине XIX века.

Древнерусская музыкальная теория. Памятники древнерусской музыкальной теории.

Русская реалистическая художественная школа. Роль В.В. Стасова в утверждении терминологии. Классический период в истории российского искусства.

Символизм в России. Синтез звука, света, слова.

Музыкально-теоретическое обоснование новых музыкально-художественных тенденций в начале ХХ столетия. Французская «шестерка», историко-теоретические публикации «Русской музыкальной газеты» Н.Ф. Финдейзена.

Выдающиеся отечественные музыкальные теоретики ХХ века. Музыковедческая советская школа. Формирование и утверждение историко-теоретической классификации искусствознания.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
(выбирается один из разделов в соответствии с направлением исследований: кафедрой методики преподавания музыки работа ведется по направлению – музыкальное искусство)

Музыкальное искусство


Музыка как вид искусства. Синкретизм первобытного искусства и формирование основ музыки как вида искусства. Представления о специфике музыкального фольклора (различные национальные традиции, современные формы бытования музыкального фольклора).

Синтез музыки и слова в зрелищах древнего мира, особенности «музыкальной драмы» как специфического жанра в искусстве стран Азии.

Место музыки в религиозной культуре средневековья (западноевропейская и восточнославянская традиции).

Основные музыкальные роды и жанры. Понятие музыкальной формы. Культурные коды музыки.

Философско-эстетические основания музыкального творчества (научная традиция и опыт композиторов).

Становление музыки как самостоятельного вида искусства в европейской традиции (XVII–XVIII вв.).

Система музыкального сочинительства и музыкального исполнительства.

Развитие романтических тенденций в музыке ХIХ в. Романтическая опера и романтический балет. Новаторство музыкального мышления композиторов-романтиков. Симфонизм как основание музыкального творчества в ХIХ в. Особенности ладотонального и гармонического языка венских классиков.

Мысль о музыке на рубеже XIX и ХХ веков. Энциклопедизм научной деятельности Хуго Римана. Музыкально-теоретические воззрения А.Н. Серова. Художественно-критическая деятельность в области музыкального искусства В.В. Стасова. П.И. Чайковский - музыкальный критик. Музыкально-теоретическое обоснование новых музыкально-художественных тенденций в начале ХХ столетия. Выдающиеся отечественные музыкальные теоретики ХХ века.

Важнейшие тенденции гармонического языка в творчестве французских импрессионистов.

Музыкальная жизнь Германии, Австрии, Италии, Франции в XIX–ХХ вв.; персоналии.

Становление музыки как сферы профессиональной художественной деятельности в России; художественные тенденции, жанровые характеристики, место музыки в идеологической системе страны; персоналии.

Развитие музыкальных жанров в аспекте национальной специфики.

Проблема традиций и новаторства как основа музыкальной эстетики.

Проблема интерпретации в музыке. Музыка ХХ в.: отражение тенденций искусства модерна. Музыка в системе массового искусства. Музыка и новые виды искусства. Новаторство композиторов ХХ в. (тенденции, персоналии).

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Теория искусства

  1. Теория искусства как научное знание.

  2. Искусство как функциональная саморазвивающаяся система.

  3. Искусство в системе культуры.

  4. Система взаимодействия наук о человеке и обществе как основа изучения творческой личности.

  5. Модели изучения творческой личности (психоаналитическая, историко-типологическая, искусствоведческая).

  6. Проблема самосознания творческой личности.

  7. Цель и смысл искусства в антропологическом измерении.

  8. Творческий процесс как динамическая структура.

  9. Механизм создания художественного образа в различных видах искусства

  10. Художественный образ как семиотическая целостность.

  11. Актуальные представления о морфологии искусства.

  12. Временные искусства. Особенности формирования художественного образа

  13. Синтетические виды искусства.

  14. Классика как культурологическая и искусствоведческая категория.

  15. Формирование и развитие представлений о классике в истории искусства.

  16. Классика как объект научной и художественной интерпретации в отдельных видах искусства.

  17. Интерпретация как деятельность и как результат.

  18. Взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания (теоретический и исторический аспекты).

  19. Традиция взаимодействия этического и эстетического начал в искусстве: вечные темы и их интерпретация в системе художественных образов.

  20. Формирование основных функций искусства в жизни общества.


История искусства

  1. Идея синтеза искусств как отражение структурно-эстетической целостности мировой культуры и человека в ней.

  2. Идея синтеза искусств в дягилевской антрепризе в Париже (1907–1929).

  3. Взаимодействие и взаимовлияние законов монтажа в литературе, театре, кино и эстраде.

  4. Тенденции развития мирового балета ХХ века: от истории – к практике.

  5. Античная ладотональная система и проблема этоса музыки.

  6. Художественные воззрения Древней Греции.

  7. Западноевропейская средневековая наука о музыки.

  8. Эпоха Возрождения: воззрения и теории искусства.

  9. Рококо. Музыкально-теоретическая концепция Жана Филиппа Рамо.

  10. Барокко в искусстве. Творчество Иоганна Себастьяна Баха и равномерная темперация. Теория и практика.

  11. Классицизм. Эстетика и персоналия. Сонатная форма эпохи классицизма и ее эволюция. Сонатно-симфонический цикл в творчестве венских классиков.

  12. Романтизм как направление в европейском искусстве.

  13. Музыкально-теоретические воззрения в Европе в середине XIX века.

  14. Историческая эволюция музыкального романтизма на Западе.

  15. Импрессионизм как направление в европейском искусстве.

  16. Древнерусская музыкальная теория. Памятники древнерусской музыкальной теории.

  17. Русская реалистическая художественная школа.

  18. Символизм в России.

  19. Музыкально-теоретическое обоснование новых музыкально-художественных тенденций в начале ХХ столетия.

  20. Выдающиеся отечественные музыкальные теоретики ХХ века.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
(выбирается один из разделов в соответствии с направлением исследований:

театр, живопись, декоративно-прикладное или музыкальное искусство)

Музыкальное искусство





  1. Музыка как вид искусства.

  2. Синкретизм первобытного искусства и формирование основ музыки как вида искусства.

  3. Представления о специфике музыкального фольклора (различные национальные традиции, современные формы бытования музыкального фольклора).

  4. Синтез музыки и слова в зрелищах древнего мира, особенности «музыкальной драмы» как специфического жанра в искусстве стран Азии.

  5. Место музыки в религиозной культуре средневековья (западноевропейская и восточнославянская традиции).

  6. Понятие музыкальной формы.

  7. Культурные коды музыки.

  8. Философско-эстетические основания музыкального творчества (научная традиция и опыт композиторов).

  9. Становление музыки как самостоятельного вида искусства в европейской традиции (XVII–XVIII вв.).

  10. Развитие романтических тенденций в музыке ХIХ в.

  11. Романтическая опера и романтический балет.

  12. Симфонизм как основа музыкального творчества в ХIХ в.

  13. Музыкальная жизнь Германии, Австрии, Италии, Франции в XVII–XIX вв.; персоналии.

  14. Становление музыки как сферы профессиональной художественной деятельности в России: художественные тенденции, жанровые характеристики, место музыки в идеологической системе страны; персоналии.

  15. Проблема традиций и новаторства как основа музыкальной эстетики.

  16. Проблема интерпретации в музыке.

  17. Музыка ХХ в.: отражение тенденций искусства модерна.

  18. Музыка в системе массового искусства.

  19. Музыка и новые виды искусства.

  20. Новаторство композиторов ХХ в. (тенденции, персоналии).


Литература:

Основная


  1. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства: монорафия / М.Ш.Бонфельд. – СПб.: Композитор, 2006. – 648с.

  2. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. – М.: Издательство В. Шевчук, 2008. – 366с.

  3. Искусство: история и перспективы. Вып. 1: материалы науч.-практич. конф. / под ред. В.А. Кудинова. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. – 225с.: ил.

  4. История искусства народов СССР: в 9 т. / Акад. художеств СССР, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств; редкол.: Б.В. Веймарн (гл. ред.) и др. – М.: Изобразительное искусство, 1971–1984.

  5. История русского искусства: [в 12 т.] / Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств; под общ. ред. И.Э. Грабаря [и др.]. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953–1969.

  6. Мастера музыки, искусства и архитектуры / сост. Н.Б. Сергеева. – М.: Вече, 2008. – 398 с.

  7. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. – М.–СПб.: Университетская книга: Культурная инициатива, 2000. – 637с.

  8. Тэн, И. Философия искусства / Подгот. к изд., общ. ред. и послесл. А.М. Микиши; вступ. ст. П.С. Гуревича. – М.: Республика, 1996. – 351 с.

  9. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова; Пер. с нем. П.С. Попова. – М.: Мысль, 1999. – 608с.


Дополнительная


  1. Абельдяева, И.Г. Советское искусство в годы развернутого строительства коммунизма. – М.: Искусство, 1964. – 84с.

  2. Аболина, Р.Я. Советское искусство гражданской войны и первых лет строительства социализма. (1917-1932). – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. – 79с.

  3. Алешина, Л.С. Русское искусство XIX - начала ХХ века / Л.С. Алешина, М.М. Ракова, Т.Н. Горина. – М.: Искусство, 1972. – 101 с.

  4. Афанасьева, В. Искусство Древнего Востока / В. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева; ред. коллегия А.М. Кантор [ др.]. – М.–Dresden: Искусство: Verl. der Kunst, 1976. – 375 c.

  5. Афасижев, М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования: (методол. и науч. аспекты систем исслед.) / М.Н. Афасижев. – М.: Знание, 1983. – 64c.

  6. Бабушкин, С.А. Философия, эстетика и искусствознание: вопросы взаимосвязи. Тезисы // Наука и философия на рубеже тысячелетий. – Курск, 1995.

  7. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т.1 / Н.А.Бердяев; [вступит. ст., сост., примеч. Р.А. Гальцевой]. – М.: Искусства: Лига, 1994. – 541 с.

  8. Блок, А.А. Искусство и революция: [статьи и выступления] / А.А. Блок; [примеч. Л. Асанова]. – М.: Современник, 1979. – 384 с.

  9. Ванслов, В. В. Искусствознание и критика: методол. основы и творч. пробл. / В. В. Ванслов; Акад. художеств СССР. НИИ теории и истории изобразит. искусств. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 128 c.

  10. Верман, К. История искусства всех времен и народов. Т. 1. Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древнейших веков до XIX столетия / Пер. с нем. – М.: АСТ, 2001. – 944с.

  11. Выготский, Л.С. Психология искусства. – Минск.: Современное слово, 1998. – 480 с.

  12. Голубовская, Н.И. Искусство исполнителя / Н.И. Голубовская. – СПб.: Композитор, 2007. – 488с.

  13. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Курского края: сб. статей. Вып.1 / отв. ред. Н.К. Шабанов. – Курск: КГУ, 2006. – 147 с.

  14. Диалог истории и искусства: (российская провинция: опыт, проблемы, решения): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию ХГФ КГПУ (9-10 ноября 2000г. – Курск: Изд-во КГПУ, 2000. – 420 с.

  15. Дмитриев, Л.А. Искусство драмы: Очерки о законах драматургии. В 2-х ч. – М., 1996. – Ч.1.-100с.

  16. Искусство Артуро Тосканини: воспоминания: биографические материалы / [Сост.: Л. Тарасов]. – Л.: Музыка, 1974. – 272 с.: 4 л.

  17. Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования: Материалы Всерос. научно-практ. конференции / Под ред. З.И. Гладких(отв.ред.), Е.Н. Кирносовой, М.Л. Космовской. – Курск: Изд-во КГПУ, 2002. – 381с.

  18. Искусство символизма [Электронный ресурс]. – Электрон. поисковая прогр., граф. и текст. дан. – М.: Директ. Медиа Паблишинг, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).

  19. Искусство Старых Нидерландов [Электронный ресурс]: от Лимбургов до Брейгелей. – Электрон. текст., граф., зв. дан. и прикладная прогр. – М.: Астра Медиа, 2007 .

  20. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.6. Артуро Тосканини. Портрет Тосканини / С.Хоцинов. Таким был Тосканини/ С. Антек. Беседы с Тосканини; Музыканты о Тосканини / Б. Хэггин. – М.: Музыка, 1971. – 312 с.

  21. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.7. Размышления и воспоминания; Замечания к исполнению симфоний Бетховена / Р. Штраус. Мысли о дирижировании / А. Боулт. Так я стал пианистом; Статьи; О пианистическом искусстве/ В. Гизекинг / [Сост. Г.Эдельмана; вступит. ст., ред. пер. и коммент. Л. Баренбойма; пер. с нем. и англ. А. Афониной, Е. Рацера. – М.: Музыка, 1975. – 256 с.: 8 л. ил., нот.

  22. История искусства народов СССР: в 9 т. / Акад. художеств СССР, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств; редкол.: Б.В. Веймарн (гл. ред.) и др. – М.: Изобразительное искусство, 1971-1984.

  23. История русского искусства: [в 12 т.] / Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств; под общ. ред. И.Э. Грабаря [и др.]. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953-1969.

  24. Куперен, Ф. Искусство игры на клавесине / Ф. Куперен; [пер. с фр. О.А. Серовой-Хортик; сост., ред. пер. Д.М. Серова; очерк, коммент. и общ. ред. Я.И. Мильштейна;]. – М.: Музыка, 1973. – 152 с.

  25. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: Летний Сад, 2001. – 800с.

  26. Народное искусство России / сост. А.Н. Кондрашов. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – 310c.

  27. Острой, О.С. Изобразительное и прикладное искусство: Русские справочные издания. Середина XVIII – конец XX вв.: Аннотированный указатель. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. – 905с.

  28. Рапацкая, Л.А. Искусство «серебряного века»: [Для детей]. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 191 с.

  29. Рапацкая, Л.А. Русское искусство XVIII века: («Рассвет на Неве»: [Для детей]. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 191 с.

  30. Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М.Г. Арановский. – М., 1997. – 874 с.

  31. Русское искусство, XX век. Вып. 2: исследования и публикации / [отв. ред. Г.Ф. Коваленко]. – М.: Наука, 2004. – 1008 с.

  32. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. – М.–СПб.: Университетская книга: Культурная инициатива, 2000. – 637с.

  33. Сценарное мастерство: кино- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес (Реферат книги Р.Уолтера. – М., 1993. – 63с.

  34. Толстых, А.В. Искусство понимать искусство: психол. коллаж / А.В. Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – 159c.

  35. Тучков, И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения: (Росписи вилл Флоренции и Рима). – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 207 с.

  36. Чегодаева, М. Искусство как классовая идеология / Мария Чегодаева // ДИ. Диалог искусств: Журнал Московского музея современного искусства. – М., 2010. – № 4. – С. 38-46:

  37. Шпет, Г.Г. Искусство как вид знания: избр. тр. по филос. культуры / Г.Г.Шпет. – М.: РОССПЭН, 2007. – 712с.

  38. Янковский, М.О. Искусство оперетты / М.О. Янковский; [сост., общ. ред. и вступит. ст. С. Дрейдена]. – М.: Советский композитор, 1982. – 278 с.


Интернет-ресурс

1.http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

2.http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей...
Культурология в системе наук. Цель, предмет и задачи культурологии. Специфика современного культурологического знания

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей...
Происхождение понятия «Новая история», эволюция его трактовок. Историческое содержание и периодизация Новой истории

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей...
Политическая среда и интеллектуальная свобода. Личное счастье и гражданская ответственность. Драма вовлечения индивида в сферу публичной...

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Плотностная стратификация вод. Вертикальная устойчивость. Конвективное перемешивание

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
I. Концептуальный статус социальной философии. Социальное познание и его специфика

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Педагогика как область гуманитарного знания, её объект и предмет. Социальные функции педагогики

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПояснительная записка программа вступительного испытания по дисциплине...
Программа вступительного испытания по дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения» предназначена для абитуриентов, желающих...

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. Основные концептуальные подходы в современной...

Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан о роли общества в формировании человека, «о воспитании для государства» и необходимости...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск