Основное






НазваниеОсновное
страница1/14
Дата публикации09.06.2016
Размер1.93 Mb.
ТипРеферат
h.120-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Содержание

Предисловие

Введение

  1. Основное содержание курса «История России (1900-1920 гг.)»

Тема 1. Российское государство на рубеже XIX-XX веков

1.1. Начало царствования Николая II

1.2. Общественно-политическое развитие России в начале XX века

1.3. Внешняя политика России в начале XX века. Русско-Японская война

Тема 2. Первая русская революция 1905-1907 гг.

2.1. Причины, основные этапы и итоги революции 1905-1907гг.

2.2. Первые легальные политические партии. Опыт Российского

парламентаризма

Тема 3. Россия между двумя революциями

3.1. Социально-экономическое и политическое развитие России

3.2. Внешняя политика России. Первая Мировая война

3.3. Культурное развитие России в начале XX века

Тема 4. Революции в России 1917 года.

4.1. Февральская революция в России 1917 года

4.2. Октябрьская революция в России 1917 года

Тема 5. Гражданская война в России

5.1. Причины и предпосылки гражданской войны

5.2. Политика военного коммунизма

5.3. Основные этапы, ход и итоги гражданской войны в России

  1. Темы семинарских занятий по курсу «История России (1900-1920 гг.)»

  1. Экономическая политика царского правительства в конце XIX-начале XX века

  2. Развитие промышленности в России в 1900-1917 годах

  3. Российская и зарубежная историография социально-экономического развития России начала XX века

  4. Общественное движении в России в начале XX века

  5. Русско-японская война (1904-1905 гг.)

  6. Государственная Дума в России в 1905-1912 годах

  7. Социально-экономические и политические требования в программах

политических партий в России в начале ХХ века

  1. Политическое движение в стране в 1908-1916 годах

  2. Участие России в Первой мировой войне (1914-1917 гг.)

  3. Падение монархии в России. Февральская революция 1917 года

  4. Российское государство от февраля к октябрю 1917 года

  5. Октябрьская революция 1917 года

  1. Учебно-информационное обеспечение курса «История

России (1900-1920 гг.)»

  1. Приложения

  1. Основные исторические понятия и термины по курсу «История

России (1900-1920 гг.)»

  1. Персоналии

  2. Хронология основных событий по курсу «История России (1900-1920 гг.)»

  3. Тестовые задания по курсу «История России (1900-1920 гг.)»

    1. Россия в 1900-1907 гг.

    2. Россия в 1907-1916 гг.

    3. Россия в 1917-1920 гг.




5

8

9

9

9

10

12

15

15
21

24

24

28

32

38

38

45

57

57

60

62

66
66

66
67

67

67

68
68

69

69

69

70

70
71

73
73

81
86

100

100

110

120


Предисловие

На современном этапе развития общества изучению истории России принадлежит важная роль. Осознание многовекового опыта народов нашей страны помогает правильно оценить прошлое, осмыслить настоящее, понять место и роль нашего государства в системе мировой цивилизации.

Авторы пособия стремились показать основные стороны развития России, помочь студентам систематизировать полученные на занятиях знания, акцентировать их внимание на узловых проблемах истории России (1900 – 1920 гг.).

Содержание учебного пособия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

Цель курса — сформировать у студентов основы теоретического и методологического подхода к анализу исторических явлений социальной действительности начала XX века на позициях этических норм и требований, предъявляемых к современному бакалавру.

В соответствии с другими дисциплинами базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО дисциплина «История России» обеспечивает инструментарий специальных компетенций бакалавра.

При изучении данной дисциплины студент должен:

знать:

  • основные исторические подходы к изучению событий прошлого;

  • основные принципы и методы исторического познания действительности;

  • периодизацию отечественной истории и сущности характеристики этапов ее развития;

  • динамику экономических процессов, понимать сущность социально-экономических отношений, их своеобразие в России;

  • динамику становления и развития российской государственности: основные типы государственно-политических образований и формы их функционирования;

  • основные социальные движения в истории России и крупнейшие революции XX века;

  • сущность проблемы модернизации России на различных этапах ее развития, содержание и механизмы осуществления реформаторских процессов;

  • эволюцию основных политических, консервативных, либеральных, радикальных, и идеологических течений и их лидеров;

  • сущность этнонациональных процессов и геополитических интересов России, основные направления внешней политики России

уметь:

  • анализировать ситуацию исторического выбора на различных этапах истории России и СССР: выделять причины, оценивать роль объективных и субъективных факторов, диалектику реформ и революций, их роль в разрешении объективных противоречий и модернизации страны;

  • аргументированно высказывать свое мнение о спорных и дискуссионных проблемах отечественной истории, опираясь на основные концептуальные подходы;

  • работать с источниками информации;

  • давать характеристику основным этапам истории и выдающимся деятелям различных эпох;

  • прослеживать основные тенденции в развитии социально-экономических, политических процессов российского общества, определять их доминанты;

  • ориентироваться в общественных и политических теориях, оценивать их;

  • определять роль, место и особенности России в мировом историческом процессе;


владеть:

  • терминами и понятиями, которыми оперирует историческая наука;

  • современными методами сбора, обработки и анализа информации по гуманитарным наукам;

  • навыками самостоятельной работы по подготовке к публичным выступлениям на исторические темы.

Изучение в вузе дисциплины «История» способствует формированию общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.

К специальным компетенциям (СК) относятся:

  • способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровне (СК-1).

  • способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2).

  • способен характеризовать модели общественного развития (СК-3)

  • способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4).

  • готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5).

  • способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6).

  • готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).

Введение

Изучая историю, люди, извлекая уроки прошлого, должны стремиться не повторять ошибок, а также, опираясь на исторический опыт, находить наиболее верные на сегодняшний день пути решения тех или иных общественных, внешнеполитических проблем в дальнейшем развитии нашего государства. Не случайно история России является важнейшим предметом во всех учебных заведениях страны.

Данное учебное пособие по истории России не является для студента первым по этому курсу. История изучается в школе, начиная с младших классов. Не менее важную роль в формировании исторических познаний любого человека играют художественные и научно-популярные произведения о прошлом, документальные и художественные фильмы, рассказы людей старшего поколения. Свою задачу авторы данного пособия видят в систематизации и обобщении полученных ранее знаний.

В пособии основное внимание сосредоточено на событиях и явлениях, которые можно назвать ключевыми для понимания особенностей исторического развития России в 1900 – 1920гг. Сложный процесс развития российского государства в начале XX века является основным стержнем данного пособия. Помимо этого, внимание авторов сосредоточено и на показе особенностей социально-экономического, политического и культурного развития страны. Учебное пособие содержит основные исторические понятия и термины, хронологию основных событий данного периода, персоналии и тестовые задания для самоконтроля.

  1. Основное содержание курса «История России

(1900-1920 гг.)»

Тема 1. Российское государство на рубеже XIXXX веков
1.1. Начало царствования Николая II

Вступившему на престол в 1894 г. Николаю Александровичу Романову было 26 лет. Он был женат на гессенской принцессе Алисе, принявшей после крещения имя Александра Федоровна. От брака с ней родилось четыре дочери (Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия) и, наконец, в 1904 г. – сын Алексей, наследник. Идеалом Николая II был его отец, по заветам которого он хотел царствовать. Идеологическими постулатами в политике как Александра III, так и Николая II были знаменитые «православие, самодержавие и народность». Самодержавие для них было неразрывно связано с именем «Россия», царская власть принималась как данная богом.

Российские монархи были убеждены, что Россия не готова к введению представительных учреждений или к конституциям, по типу принятых в Западной Европе, парламент они считали бессмысленной и бестолковой говорильней.

Тем не менее вступление на престол Николая II с надеждой было встречено общественностью. Многим казалось, что новый государь станет на путь создания конституционного государства. В земских и дворянских собраниях выступавшие стали требовать участия представителей земств в органах государственной власти. В адресах, подаваемых императору, осторожно говорилось о желании народного представительства. Земские собрания выступали от имени всей российской общественности, которая хотела уже не только конституции по типу западно-европейских, но рассчитывала на еще большие уступки от молодого монарха. Однако эти надежды оказались тщетными. Николай II в коронационной речи заявил о том, что будет всемерно укреплять устои самодержавия.

Поскольку теперь у передовых слоев общества исчезла надежда на конституционные преобразования «сверху», они начали подготавливать почву для революционных изменений «снизу». Для этого в России имелись серьезные предпосылки.
1.2. Общественно-политическое развитие России

в начале XX века
Уже с самого начала XX столетия значительная часть русского общества находилась в оппозиции к власти. И если в крайних левых партиях и российской эмиграции звучал крайний лозунг («Долой самодержавие!»), то в легальных изданиях он принимал форму нападок на «бюрократию».

Среди левой оппозиции по-прежнему было два течения. В 1902 г. народнические кружки объединились в партию социалистов-революционеров (эсеров). Они делали ставку на крестьянство, мечтали о новой «пугачевщине» и о восстании в воинских частях, так как солдатская масса состояла также из крестьян. Для возбуждения народа и дезорганизации государственного аппарата эсеры широко практиковали террор. Лидером эсеров был В.М. Чернов, организаторами террора считались Е. Азеф (оказавшийся агентом полиции) и Б.В.Савинков. Социалисты-революционеры в начале XX в. убили министров Н.П. Боголепова, Д.С. Сипягина, В.К. Плеве, организовали несколько покушений на местных губернаторов. Ни одно из крестьянских волнений не обходилось без представителей эсеровской партии.

К 1903 г. относится возникновение социал-демократической партии. Социал-демократы, опираясь на учение К. Маркса, считали главной силой в будущей революции рабочий класс.

Социал-демократы в основном находились в эмиграции. Оттуда в Россию поступали газеты и другая пропагандистская литература, которая распространялась среди рабочих. Вскоре после образования партии она раскололась на два течения большевиков и меньшевиков. Лидером большевиков стал В.И. Ульянов (Ленин). Среди руководителей меньшевиков, стоящих на более умеренных позициях, выделялся Ю.О. Мартов (Цедербаум), к ним же примыкал В.Г. Плеханов - один из первых пропагандистов марксизма в России.

Российские либеральные круги также становились на путь нелегальной борьбы, принимавшей все более радикальный характер. С июня 1902 г. в Штутгарте под редакцией П.Б. Струвестал издаваться журнал «Освобождение», ставивший своей целью всестороннее освещение русской жизни. Редакция «Освобождения» обладала большими связями во всех уголках России и во всех государственных учреждениях. Редакция наладила пересылку журнала в Россию, где его читателями были широкие массы либералов от студентов до чиновников министерств. Общественное мнение России отражало ожидание революции. Главной организацией либералов стал «Союз Освобождения».

В начале XX столетия резко усилилось рабочее движение. Рабочие выдвигали экономические требования, в числе которых были: увеличение оплаты труда, медицинское страхование, охрана труда и т.д. Волнения приобретали все более организованный характер и случались не только на частных предприятиях, но и на казенных. Проходили они везде в промышленно развитых районах. И социалисты-революционеры, и социал-демократы старались использовать волнения рабочих в своих целях. К экономическим лозунгам добавлялись политические: «Долой самодержавие!», «Да здравствует социализм!». Особенно ярким событием стали волнения рабочих на Обуховском заводе в столице России Петербурге в 1901 г. – так называемая Обуховская оборона.

Когда администрация завода уволила 26 рабочих за участие в маевке, их товарищи объявили забастовку, к которой присоединилось около 3600 человек. При этом рабочие решили поднять на стачку всех петербургских рабочих и двинулись в город. Путь им преградила полиция, загнавшая демонстрантов на территорию завода. Забастовщики стали превращать завод в крепость: устроили баррикады, укрепили окрестные дома, с которых бросали в полицию железо и камни. На шестом часу обороны на помощь полиции прибыл Омский полк, начавший штурмовать завод по всем правилам военного искусства. Было арестовано около 800 рабочих, организаторы отданы под суд и приговорены к каторжным работам. Известие об Обуховской обороне распространилось по всей России.

Некоторые из представителей власти первыми решили начать диалог с рабочими. Одним из них был полковник В.С. Зубатов, занимавший некоторое время должность начальника Московского охранного отделения. Он высказал правительству мнение, что рабочих можно отколоть от социалистов, если придать их требованиям экономическое направление.

Было решено легализовать рабочие организации, создать среди них кассы взаимопомощи, а также привлечь профессоров Московского университета к чтению в рабочей среде лекций на темы борьбы рабочих Западной Европы за свои экономические права. «Зубатовские» организации приняли участие в нескольких забастовках на московских заводах. Вопреки замыслу Зубатова, его организации стали на деле одной из сил революционного лагеря.

В Петербурге на тех же основаниях было организовано «Общество фабрично-заводских рабочих».

В экономике России важную роль играло сельское хозяйство. В конце XIX столетия Россия – давний поставщик хлеба на европейский рынок – столкнулась с конкуренцией других хлебных поставщиков. Это разом ударило по ценам и по хозяйствам не только помещиков, но и крестьян. Крестьянские хозяйства пострадали именно в тех губерниях, где у крестьян было более всего земли. Ситуация усугубилась несколькими неурожайными годами.

По указанию Николая II по всем губерниям и уездам России были организованы комитеты для выяснения нужд деревни. Но, несмотря на это, в Малороссии (Полтавской и Харьковской губерниях) начались крестьянские волнения. Крестьяне разграбили около 80 имений помещиков, угоняли скот, захватывали земли. Волнения были подавлены войсками.
1.3. Внешняя политика России в начале XX века.

Русско-Японская война
В первые годы царствования императора Николая II внешняя политика России была продолжением внешней политики предыдущих лет. Россия развивала дружественные связи с Францией, покровительствовала Эфиопии, сражающейся против итальянских интервентов, помогала бурам, выступившим против англичан за независимость своей родины.

Николай II понимал, что уровень вооружения в мире достиг неслыханных размеров и теперь необходимо положить предел его росту. В 1899 г. Россия выступила с инициативой созвать мирную конференцию европейских держав. Первый ответ европейских правительств на предложение российского императора был отрицательным. Но окончательно отвергнуть план мирной конференции они все же не решились, и она была созвана в Гааге.

Целью конференции, по мнению российского представителя, должно было стать ограничение военного бюджета и вооружений. Русский представитель предлагал не увеличивать в течение ближайших пяти лет количество войск в мирный период, оговорить это количество и обязаться в течение пяти лет не увеличивать расходы военного бюджета. Большая часть европейских держав возражала России.

Единственным успехом конференций было принятие деклараций о запрещении разрывных пуль, метании взрывчатых снарядов с воздушных шаров и употреблении снарядов с удушливыми газами. Пересмотрены были декларации о законах и обычаях ведения войны, о мирном разрешении международных споров путем посредничества.

Гаагская международная конференция явилась одной из первых попыток России добиться решения спорных вопросов мирным путем и предотвратить тем самым новую европейскую войну.

Война была вызвана столкновением интересов России и Японии в Китае. Военные действия начались нападением японских эсминцев на русские корабли в китайских и корейских портах (Чемульпо, Порт-Артур), Следующим этапом явилась осада Порт-Ар-тура. Японцы пытались взять его с моря, но эта попытка не увенчалась успехом. Противник был вынужден перейти к блокаде крепости.

Во время русско-японской войны в русской армии остро ощущалась нехватка талантливых военачальников. Герой крейсера «Варяг» В. Руднев, герой Порт-Артура Р.О. Кондратский и адмирал С.О. Макаров были лишь несколькими звездами на фоне остального генералитета, проигравшего почти все сражения войны на Дальнем Востоке.

В решения командующего Маньчжурской армией генерала А.Н.Куропаткина постоянно вмешивался адмирал Е.И. Алексеев, назначенный командующим вооруженными силами на Дальнем Востоке. Желая увидеть дальневосточный театр военных действий, на фронт зачастили великие князья, которые также настойчиво давали главнокомандующему свои «советы». Не лучшее положение у русской стороны было и на море.

В конце 1904 г. японские войска начали новое наступление на Порт-Артур, 30-тысячный гарнизон которого выдержал 11-месячную осаду. В боях у Порт-Артура русские войска потеряли до 27 тыс. убитыми и ранеными. Однако гарнизон Порт-Артура был готов продолжать борьбу. И только предательство генерала Стесселя, который вопреки воле военного совета сдал 20 декабря 1904 г. крепость, помогло противнику сосредоточить значительную массу своих войск, снятых с осады, против Маньчжурской армии.

Под стенами Порт-Артура японские войска потеряли до 100 тыс. человек убитыми и ранеными.

Русская армия была готова продолжать войну. В районе Мукдена стояла армия, к которой продолжали подходить подкрепления из России. С Балтики на Дальний Восток отправились новые эскадры взамен ранее потопленных. В начале февраля 1905 г. Маньчжурская армия начала новое наступление на японские позиции. Но и сражение под Мукденом было проиграно русским командованием. Русские войска потеряли в нем 120 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными.

Между тем к берегам Японии приближались русские эскадры. Однако русские броненосцы уступали японским как по качеству брони, так и по дальнобойности артиллерии. В мае 1905 г. у острова Цусима произошло сражение, в ходе которого корабли русской эскадры были расстреляны по частям.

Николай II не мог поверить, что поражение под Цусимой и Мукденом, падение Порт-Артура – это полный крах дальневосточной стратегии. Но со временем становилось очевидно, что в ближайшем будущем изменений не предвидится и необходимо начинать мирные переговоры. Делегация во главе с председателем Совета министров С.Ю. Витте отбыла в американский город Портсмут, выбранный местом переговоров.

Россия уступала Японии арендные права на Южную Маньчжурию, половину острова Сахалин и признавала Корею зоной японского влияния. Россия и Япония договорились использовать железнодорожные линии исключительно в коммерческих интересах и не препятствовать свободе торговли.

За заключение столь удачного мирного договора СЮ. Витте был возведен в графское достоинство. Однако большинство русского общества не оценило заслуг русской дипломатии, защищавшей российские интересы. Витте получил прозвище «Полусахалинский». Считалось, что война окончательно и позорно проиграна, российская армия и флот ни на что не годны.

Поражение в русско-японской войне стало одной из главных причин первой российской революции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основное iconОбразование основное общее образование общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным

Основное iconПравила приема на обучение в гккп «Горнотехнический колледж, город Степногорск»
Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие основное среднее (основное общее), общее среднее (среднее...

Основное iconПрограмма экзамена по истории для абитуриентов чгпу включает : пояснительную...
Программа экзамена по истории для абитуриентов чгпу включает: пояснительную записку, основное содержание экзамена; структуру экзаменационных...

Основное iconСеминара Основное
Аверьянов А. К системное строение мира. Л., 1985, Блок ml апология истории. М„ 1986

Основное iconОбразовательные программы основного общего образования общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным

Основное iconЦиклов
Состав, основное содержание и содержательно-логические связи содержания учебных курсов дисциплин (модулей), практик, нир, входящих...

Основное iconОсновное общее образование
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Издательство...

Основное iconЦиклов
Состав, основное содержание и структурно-логические связи содержания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, нир,...

Основное iconЦиклов
Состав, основное содержание и структурно-логические связи содержания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, нир,...

Основное iconГерб миэта Семантическое описание
Миэтом успехи в образовательной и научной сферах. Две скрещивающиеся на постаменте орбиты со знаком «+» и «-» символизируют электронику...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск