Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года






Скачать 132.91 Kb.
НазваниеРегиональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года
Дата публикации28.01.2015
Размер132.91 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года
11 класс
I тур

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) В рамках смешанной экономики, как государство, так и частные предприятия и корпорации фактически являются равноправными игроками рынка.

2) В некоторых случаях прирождённый социальный статус может меняться.

3) Три основные теории общественного договора, объясняющих происхождение государства принадлежат Т. Гоббсу, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо.

4) Культурология как наука изучает все стороны жизни общества.

5) Утверждение о том, что человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами, которые нельзя отменить, изменить, является центральным постулатом исторической школы права.

6) В олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии.

7) Отклоняющееся поведение часто служит причиной появления новых общепринятых норм.


1

2

3

4

5

6

7












































Ответы и оценивание:


1

2

3

4

5

6

7

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего – 7 баллов.
2. В предлагаемом ниже перечне утверждений изложены некоторые черты стадиального и цивилизационного подходов к анализу истории, названы их представители. Впишите в одну колонку таблицы номера характеристик и представителей стадиального, в другую – номера черт и представителей цивилизационного подходов. .
1) История рассматривается как всемирная история, целостная и единая для всех регионов.

2) Историческое развитие имеет поступательный характер, история общества делится на определенные закономерные этапы. 

3) В истории человечества не существует сходных во всем социальных организмов.

4) Выделяются прогрессивные и отсталые народы, удел последних – следование по прогрессивному пути, проторенному передовыми народами.

5) Выделяются общие для всех обществ законы развития.
6) Нет общего для всех «русла развития», поэтому народы не делятся на прогрессивные и отстающие. 

7) Те или иные народы или регионы полагаются ведущими, определяющими лицо истории, облик данного её этапа и направление исторического прогресса.

8) Каждое общество отличается индивидуальностью и неповторимостью своего развития, имеет собственную судьбу.

9) Нет общих для всех обществ законов развития.

10) Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу, Д. Гелбрейт.

11) А. Тойнби, Н. Данилевский, О. Шпенглер, С. Хантингтон.


Стадиальный подход

Цивилизационный подход








Ответ и оценивание:


Стадиальный подход

Цивилизационный подход

1, 2, 4, 5, 7, 10

3, 6, 8, 9, 11

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего – 11 баллов.

3. Перед вами изображена пирамида, в которой отражено обществоведческое понятие:

1) Озаглавьте пирамиду.

2) Кого считают её автором?

в самоактуализации

5

4

3 в принадлежности и любви



2 в безопасности и защите

1


3) Подпишите элемент пирамиды под №1,4.

4) Соотнесите элементы пирамиды (цифры) со следующими их характеристиками (буквами) и включите соотнесение в таблицу.
А) желание человека стать тем, кем он может стать, реализация творческих способностей;

Б) отношение человека к определенной социальной общности (к семье, нации, конфессии, социальному слою и др.), его привязанность к другим людям;

В) стремление к успеху, признанию, достигается компетентностью, свободой, независимостью;

Г) соблюдение в обществе порядка, законности, стабильности;

Д) необходимость в пище, дыхании, питье, воспроизводстве людей, сне.
1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3) №1_____________________________________________________________

№4_____________________________________________________________

4)

1

2

3

4

5

















Ответ и оценивание:

1) Пирамида потребностей.

2) А. Маслоу.

3) №1 – физиологические потребности.

№4 – потребность в самоуважении.

4)


1

2

3

4

5

Д

Г

Б

В

А

За верный ответ №1 – 1 балл.

За верный ответ №2 – 1 балл.

За каждый верный элемент ответа №3 – по 1 баллу.

За каждый верный ответ №4 по 1 баллу.

Всего – 9 баллов.
4. На свободное место впишите понятие по данному ему определению.
1)_____________________это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчётных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
2) В высказывании французского философа Жана Поля Сартра: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» содержится утверждение о способности человека ____________________________________________

3) __________________________ может быть созидательной и разрушительной, индивидуальной и коллективной, репродуктивной и творческой, которая порождает нечто качественно новое, ранее не существовавшее.

4) ________________________ саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Предполагает тесную связь со свободой, наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление.

5) Отношения между деятельностью человека и объективными законами природы и общества находят своё философское выражение в соотношении свободы и ______________________________________________________

6) Деятельность сознания, направленная на нахождение единства в многообразии мира, на решение возникающих проблем и задач является _______________________________________________________________
Ответ и оценивание:

1) бессознательное

2) самореализоваться (самоактуализироваться)

3) деятельность

4) ответственность

5) необходимости

6) мышлением

За каждый верный элемент по 1 баллу.

Всего за задание – 6 баллов.
5. Определите следующие методы научного познания, вписав их на свободные места.

1) Расчленение предмета, явления на составные элементы и их изучение – ______________________________________________________________

2) Логический путь от частного к общему и наоборот – _____________________________________________________________

3) Выделение наиболее существенных сторон явления, игнорирование второстепенных и случайных __________________________________________

4) Соединение элементов в единое целое, раскрытие внутренней связи между ними, возникновение на основе этого нового образования ________________ ________________________________________________

5) Изучение происхождения явления, этапов и тенденций его развития _________________________________________________________________

6) Рассмотрение объекта как определенным образом упорядоченное множество взаимосвязанных между собой элементов ______________________

7) Процесс установления общих свойств и признаков предмета, явления –

________________________________________________________________

Ответ и оценивание:

1) Анализ

2) Индукция и дедукция

3) Научная абстракция (абстрагирование)

4) Синтез

5) Исторический (логический) метод

6) Системный подход

7) Обобщение

За каждый верный ответ по 1 баллу

Всего – 7 баллов.
6. Вставьте в схему недостающую информацию.


Общая выручка

1.

Экономическая прибыль


  • – _ = = =




  • Общая выручка

    Внешние издержки

    2.
    _ =




Бухгалтерские издержки

3.

Экономические издержки


  • + _ = = =

Ответ и оценивание:

1) экономические издержки

2) бухгалтерская прибыль

3) внутренние издержки

За каждый верный ответ по 1 баллу.

Всего – 3 балла.
7. Решите данные ниже юридические задачи, в каждом случае обосновав свой вывод.

1) Известно, что нормы законов субъекта РФ не должны противоречить нормам законов РФ. В Семейном Кодексе РФ содержится правило, в соответствии с которым при наличии уважительных причин брачный возраст для вступления в брак может быть снижен до 16 лет. А в законе одного из субъектов Российской Федерации перечислены случаи и условия, когда в брак могут вступить лица, достигшие возраста 14 лет. Почему возможно такое противоречие?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

2) Разъясняя своему брату положения ст. 49 Конституции РФ, закрепляющей принцип презумпции невиновности, Марина сказала: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Дополните разъяснение, назвав еще две позиции:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3) Этот день у юриста, дающего консультации по вопросам, касающимся Семейного кодекса, выдался напряжённым – было очень много посетителей. Помогите ему и дайте ответ на вопрос, с которым обратились к специалисту.

Радость по поводу рождения ребёнка в семье была омрачена тем, что родители не договорились о его имени. Каждая сторона отрицала предложения стороны другой. Какое решение вопроса вы предложите на основании Семейного кодекса РФ?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Ответ и оценивание:

1) В соответствии с Конституцией семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и в нормах СК сказано о возможности субъекта РФ устанавливать порядок и условия для заключения брака между лицами, не достигшими 16 лет.

2) 1. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

2. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

3) При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребёнка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. (См. ст. 58 Семейного кодекса РФ).

Ссылка на конкретную статью Семейного кодекса дана для информации эксперта, её отсутствие не должно влиять на оценку.

За каждую задача по 1 баллу за верный ответ. До 2-х баллов за полноту разъяснений в ответе.

Всего – 9 баллов.
8. Сформулируйте вопрос о предпринимательстве для задания ЕГЭ (выбор ответа из четырёх представленных) к следующему их набору и сами его решите, указав правильный ответ.

1) рента 2) заработная плата 3) прибыль 4) процент

Ответ и оценивание:

Например. Предпринимательству соответствует вид факторного дохода: 3.

1 балл за верный ответ.
9. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте. Выбирайте для этого слова и словосочетания из предложенного в конце текста списка (они даны в именительном падеже, который при выполнении задания можно менять), запишите их порядковые номера в скобках в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание: слов в списке больше, чем пропусков в тексте.
О результатах революций из монографии Ш.Н. Эйзенштадта «Революция и преобразование обществ: сравнительное изучение цивилизаций» – М.: Аспект Пресс, 1999.
«Во-первых, это насильственное изменение существующего ( ), основ его легитимности и его ( ) . Во-вторых, замена неспособной политической ( ) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на ( ) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политических процессах. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считают, в-пятых, что ( ) вносят изменения в ( ) и воспитание, что они создают или порождают нового ( )».
1. Реакционность. 2. Человек. 3. Закрепление. 4. Символика. 5. Нравственность. 6. Конфессия. 7. Элита. 8. Политический режим. 9. Модернизация. 10. Революция. 11. Экономический цикл. 12. Преступность.
Ответы и оценивание:

«Во-первых, это насильственное изменение существующего (8. политического режима), основ его легитимности и его (4. символики) . Во-вторых, замена неспособной политической (7. элиты) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на (9. модернизацию) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политических процессах. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считают, в-пятых, что (10. революции) вносят изменения в (5. нравственность) и воспитание, что они создают или порождают нового (2. человека)».

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего – 7 баллов.
10. Заполните пропуски в схеме, вписав ответы под соответствующими номерами в таблицу. Для успешного решения задачи постарайтесь понять логику составления схемы. Для этого в ней есть подсказки.


1.

2. …

(даосизм…)

7.

4.

иудаизм

5.

3. …

(индуизм…)

6.

9.

8.

10.…

православие
стрелка вправо 314 стрелка влево 327 стрелка вниз 329 стрелка углом 331 стрелка углом вверх 334 стрелка углом вверх 335 стрелка углом вверх 336 стрелка вниз 337 стрелка вниз 338 стрелка углом вверх 339 стрелка углом вверх 340


пропуска

Текст для заполнения

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.





Ответы и оценивание:


пропуска

Текст для заполнения

1.

Религии (классификации религий и т.д.)

2.

Без богов

3.

Политеистические

4.

Монотеистические

5.

Христианство

6.

Ислам

7.

Католицизм (может быть п. 8)

8.

Протестантизм (может быть п. 7)

9.

Шиитского толка (может быть п. 10)

10.

Суннитского толка (может быть п. 9)


По 1 баллу за каждый верный элемент. Всего – 10 баллов.
Всего за первый тур – 70 баллов.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconМетодические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального...
Основные нормативные документы, определяющие проведение всероссийской олимпиады школьников

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconМетодические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального...
Основные нормативные документы, определяющие проведение всероссийской олимпиады школьников

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconМониторинг 11. 11. 2013
В абакане в понедельник стартует муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников 22

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconТретий этап Всероссийской олимпиады школьников
Шкаликова Екатерина Ивановна моу чирикеевская оош, Майнский район 47,7 41 88,7 88,70% победитель

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconО. В. Савинова Варианты заданий районного (городского) тура Всероссийской...
В данном материале представлены задания, не вошедшие в сборник «Исторические олимпиады школьников», составленный О. В. Савиновой...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном...
«Слове о полку Игореве» 23. «Хождение за три моря А. Никитина» 24. Избрание В. Путина президентом РФ 25. Принятие «Соборного Уложения»...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconЗаключительный этап VIII всероссийской олимпиады школьников по истории
Соотнесите события российской и всемирной истории, совпадающие по хронологии (совпадение в рамках нескольких лет). Для этого соедините...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconПриказ 14. 12. 2012 №1418 Об утверждении итогов муниципального этапа...
На основании материалов, представленных городским оргкомитетом и предметными жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconЗадания первого тура заключительного этапа Всероссийской олимпиады...
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 учебного года iconРекомендации к проведению школьного тура олимпиады по истории
Школьный этап олимпиады должен быть массовыми и способствовать повышению интереса школьников к исторической науке и к олимпиадному...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск