Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся






Скачать 346.92 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся
страница1/3
Дата публикации02.02.2016
Размер346.92 Kb.
ТипОбразовательная программа
h.120-bal.ru > История > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

Усть - Кутского муниципального образования


Образовательная программа по предмету

«История изобразительного искусства»


ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-2-3-4 КЛАССОВ

(СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 4 ГОДА)
Типовая программа по истории изобразительного искусства

для ДХШ и ДШИ

Протопопова Ю.Н. г. Москва 1998.
Усть-Кут, 2003г.

I. Пояснительная записка

Преподавание истории изобразительного искусства направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Данная рабочая образовательная программа составлена на основе типовой программы для ДХШ и ДШИ (художественных отделений) автора Ю.Н.Протопопова « История изобразительного искусства».

Одна из основных задач курса - постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства.

Основная учебная задача - развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих питомцев. У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.

Данная рабочая программа имеет художественно-эстетичесую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее изобразительное образование, основанное на сложившейся традиционной методике обучения истории искусства.

Актуальность программы заключается в её своевременности, при современном стремительно возросшем потоке информации знания по истории искусства в большинстве своём отрывочны и стихийны. Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей  учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Педагогическая целесообразность программы состоит в развитии активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства, материал программы может быть расширен на факультативных занятиях.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.

При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют диапазон возможностей преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.).

Отличительная особенность программы заключается в ориентации программы на контингент обучающихся в данной школе, в возможности включения в процесс урока современных компьютерных технологий.
Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «История изобразительного искусства» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-год

4-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8




Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

34

Максимальная нагрузка

48

54

48

54

64

72

64

72

476


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 4-хлетнем сроке обучения составляет 176 часов. Занятия с 1-й по 4-й классы проходят по 1 разу в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в групповой форме.

Цель учебного предмета

Цель программы—Приобретение необходимых знаний в области истории изобразительного искусства, развитие навыков восприятия художественного образа, общая гуманитарная и художественная эрудиция учащихся.
Задачи учебного предмета

Основные задачи программы заключаются в следующем:

Образовательные: целенаправленное развитие творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Дать представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, рассматривание каждого явления искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло, выработка навыков анализа произведения искусства, постижение учащимися духовного опыта человечества посредством познавания поступательного развития искусства в целом.

Развивающие: развитие самостоятельности суждений учеников об увиденных произведениях, развитие навыков восприятия художественного образа: целенаправленное развитие творческих способностей учащихся их познавательной и эмоциональной активности.

Воспитательные: Воспитание у учащихся отзывчивости на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения.
Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (использование репродукционного материала, хранящегося в методической папке отделения, показ научно-популярных фильмов, просмотр дисков, содержащих фотографии картин художников и изображений стилевых направлений в видах изобразительного искусства), дидактические карточки с наклеенными мелким форматом репродукциями), словесный, проблемно-поисковый, научный (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора

дополнительного материала по изучению предложенных тем, использование Интернет-ресурсов предполагает самостоятельное изучение определенной эпохи, личности художника, его наследия.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Первый год обучения

№№

п/п

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов




Введение

2




Часть I. История зарубежного изобразительного искусства




Раздел 1. Искусство древнего мира.

1

Искусство первобытного общества                                  

2

2

Искусство Древнего Египта                                                  

5

3

Искусство Древней Греции                                                  

7

4

Искусство Древнего Рима                                                    

2




Раздел 2. Искусство Византии                       

2




Раздел 3. Искусство Западной Европы 10-14 вв.




5

Романское искусство        10-12 в.в                                      

2

6

Готическое искусство     12-14 в.в.                                      

2




Раздел 4. Искусство Западной Европы 14-20 вв.




7

Искусство эпохи Возрождения в Италии                            

7

8

Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе            

1




Повторение

2




Итого:

34



Второй год обучения

№№

п/п

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

9

Искусство Италии 17 в.                              

1

10

Искусство Испании 17 в.  

1

11

Искусство Фландрии 17в.              

2

12

Искусство Голландии 17 в.                    

4

13

Искусство Франции 17в.                              

1

14

Искусство Франции 18 в.                                  

1

15

Искусство эпохи великой Французской буржуазной революции          

1

16

Искусство Англии 18- нач. 19 в.                    

1

17

Искусство Испании 18- нач. 19 в.                      

1

18

Искусство революционного романтизма во Франции  

1

19

Искусство реализма во Франции сер. 19 в.  

1

20

Искусство импрессионизма                                                  

2

21

Искусство постимпрессионизма                                            

1

22


Характеристика основных направлений

западноевропейского искусства 20в.

2




Повторение

1




Часть II. История русского изобразительного искусства







Раздел 5. Древнерусское искусство




23

Искусство Древних славян. Киевская Русь 11-12 в.в.      

2

24

Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12 в.

2

25

Искусство Новгорода и Пскова 11-15 в. в.        

2

26

Искусство Москвы 14-15 в.в.                     

2

27

Искусство Москвы 15-17 в.в.                               

2




Повторение

2




Итого:

34




Третий год обучения

№№

п/п

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов




Раздел 6. Русское искусство 18- начала 20 вв.

28

Архитектура первой половины 18 в.                                  

2

29

 Скульптура и живопись первой половины 18 в.                

2

30

Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины

18 в.              

3

31

Скульптура и живопись второй половины 18 в.                

3

32

Архитектура первой половины 19 в.                                    

2

33

Скульптура и живопись первой половины 19 в.

5

34

Жанровая живопись второй половины 19 в.   Творчество передвижников.

4

35

Творчество И.Е. Репина                                     

2

36

Пейзажная живопись второй половины 19 в.

2

37

Историческая и батальная живопись

второй половины 19 в.                                    

2

38

Творчество В.И. Сурикова                               

2

39

Искусство конца 19-нач. 20 в.                                                

3




Повторение  

2




Итого:

34


Четвертый год обучения

№№

п/п

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов




Часть III. История изобразительного искусства советского периода.

40

Изобразительное искусство периода Октябрьской революции и гражданской войны                                                       

4

41

Искусство 20-х годов              

4

42

Искусство 30-х годов                 

4

43

Искусство периода Великой Отечественной войны              

4

44

Искусство конца 40-нач. 80 годов                                          

12

45

Декоративно-прикладное искусство советского периода                                              

3




Повторение

3




Итого:

34




Всего по курсу:

136




Годовые требования

Первый год обучения

Результатом освоения программы 1 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний:

  • что такое искусство, его происхождение и эволюция;

  • искусство Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Византии;

  • Романское искусство 10-12 в.в., готическое искусство 12-14 в.в., искусство эпохи Возрождение в Италии и в Северной Европе.


Второй год обучения

Результатом освоения программы 2 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний:

  • искусство Италии 17 в.; искусство Испании 17 в., искусство Фландрии 17 в.; искусство Голландии 17 в., искусство Франции 17 в.;

  • искусство Франции 18 в., искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции;

  • искусство Англии 18-19 вв., искусство Испании конца 18 – начала 19 вв.,

  • искусство революционного романтизма во Франции, искусство реализма во Франции середины 19 в.,

  • искусство импрессионизма, постимпрессионизма;

  • искусство Киевской Руси 11-12 вв., искусство Древней Руси 12-17 вв.

Третий год обучения

Результатом освоения программы 3 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний:

  • архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись в России 18-19 вв.

  • жанровая, пейзажная, батальная, историческая живопись;

  • творчество И.Е. Репина, В.И. Сурикова;

  • русское искусство конца 19 – начала 20 вв.

Четвертый год обучения

Конечным результатом освоения программы по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний:

  • искусство периода Октябрьской революции;

  • искусство 20-х, 30-х г.г.

  • искусство периода ВОВ;

  • искусство 40-80-х г.г.;

  • декоративно-прикладное искусство советского периода.

Подведение итогов проходит в виде экзамена.
 1 класс

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconОбразовательная программа по предмету История декоративно-прикладного искусства
Программа курса предназначена для использования в детских школах искусств на отделениях декоративно-прикладного творчества (искусства)...

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconПриказ №198-лс
«история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко...

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconКафедра истории культуры, искусства и дизайна
Виды искусства. Виды, роды и жанры изобразительного искусства. Происхождение изобразительного искусства. Искусство первобытного общества....

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconПояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconПрограмма дисциплины "Введение в историю искусства"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 50....

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconПрограмма дисциплины "Введение в историю искусства"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 50....

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconПрограмма дисциплины "Введение в историю искусства"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Образовательная программа по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск