Тема: И.А.Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.
Учитель Фасхетдинова И.Я.
Цели урока: 1) закрепление теоретических сведений о басне, её признаках,
обучение выразительному чтению, знакомство с басней;
2) развитие навыков анализа литературного произведения;
3) воспитывать чувство патриотизма, ответственность за свои поступки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
( На экране мультимедиа портрет И.А.Крылова, тема урока).
ХОД УРОКА.
Проверка домашнего задания.
Слушаем рассказ учеников о жизни и творчестве И.А.Крылова.
- Что вы знаете о баснях ? Откуда берёт свои истоки басенный жанр?
- Что такое аллегория, мораль?
2. Учитель выразительно читает басню « Волк на псарне», проводит с учениками беседу по выявлению восприятия произведения, выясняет глубину непосредственного понимания басни.
Изучение нового материала. ( Постановка проблем, целеполагание). Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.
« У каждой басни Крылова своя история».
- Был ли И.А.Крылов патриотом? В течение урока найдите ответ на этот
вопрос
- Басни И.А.Крылова всегда злободневны. Со всей силой сатиры обрушивается их автор на неправедный суд, взяточничество, продажность и алчность чиновников, которые дочиста грабят народ ( « Слон на воеводстве» , « Лисица и Сурок»,
« Крестьянин и Овца» и др.) , тунеядство дворян, их спесивую гордость и хвастовство
( « Собака и Лошадь» , « Листы и корни», « Гуси» и др.), ложь и мнимую дружбу
( « Лжец», « Собачья дружба» ), лень и легкомыслие ( « Стрекоза и Муравей») , зависть, скупость, лесть, алчность, невежество, эгоизм ( « Ворона и Лисица» ),
« Лягушка и Вол» , «Мартышка и Очки» ) и.т.д.
-В основу многих басен положены исторические события.
Одна из них – « Волк на псарне» - написана в связи с обращением 23 сентября 1812 года Наполеона, оказавшегося в отчаянном положении в сгоревшей Москве, к Кутузову с предложением вступить в мирные переговоры. Великий полководец ответил решительным отказом и через две недели , 6 октября, нанёс французским войскам поражение при Тарутине. И.А.Крылов вкладывает в уста умудрённого седого Ловчего ( Кутузова) замечательную, неувядаемую формулу народного гнева и справедливой расплаты: « С волками иначе не делать мировой, как снявши шкурусних долой».
( Ученик выразительно читает басню)
- Рассмотрим эту басню подробнее: как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года.
-Ситуация, описанная в басне достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года. Строчка: « Волк ночью, думая залезть в овчарню, // Попал на
псарню …» - говорит о том, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся : « В минуту псарня стала адом…» - пишет И.А.Крылов. Фразу « Огня!- кричат, -огня !» можно понимать как
иносказание о пожаре Москвы. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал
себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придётся
ответить за всё зло и беды.
Из Москвы Наполеон послал в Санкт- Петербург, который тогда был столицей
Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире:
« Друзья ! К чему весь этот шум?// Я, ваш старинный сват и кум…»
Басня эта, едва появившись, облетела всю страну. Кутузов сам прочёл её вслух
перед приближёнными офицерами, причём, дойдя до слов Ловчего, обращённых к Волку: « Ты сер, а я, приятель, сед»,- снял фуражку и указал на свои седины.
- Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул И.А.Крылов?
( Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий опытный,
мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.
- « Во что бы ни рядился хищник, он остаётся хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней». Согласны ли вы с этим
утверждением?
( Волк - хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником. Народ понимает и чувствует это. Наполеона как хищника
надо изгнать с родной земли. ( Работа в тетради).
- В каких ситуациях эта басня может служить уроком?
4. Практическая работа. Исследование языка басни. Работа с учащимися по выявлению незнакомых слов, их толкованию.
- Постарайтесь продолжить рассуждение, подумайте над словами, словосочетаниями.
- Убедительность и жизненность произведений великого баснописца достигается
благодаря языковой форме, теснейшим образом связанной с содержанием. Выше
уже говорилось о причинах , побудивших И.А.Крылова написать басню « Волк
на псарне». Её язык во всех своих компонентах нацелён на выражение народного понятия о долге перед Родиной, о справедливом возмездии хищному врагу.
Для характеристики Волка привлекает эмоционально – окрашенную лексику.
Забияка (разговорное)- тот, кто любит затевать драки, ссоры, хитрец, вор.
Этим целям служит пословичное выражение « Ты сер, а я, приятель, сед».
Прилагательные сер и сед употребляются в ней, очевидно, в переносном значе-
нии молод и стар. В басне эти прилагательные приобрели новые, контекстуальные
значения: сер- коварен, изворотлив; сед – мудр, опытен. Слова и словосочетания из
бытовой повседневности ( псарня, овчарня, хлев, драка, псарный двор, прижаться
в угол ) органически сливаются с элементами книжной и официально – деловой речи
( в минуту псарня стала адом; пустился мой хитрец в переговоры; думая залезть в
овчарню и др.)
- Анализируя басню , нельзя обойти вниманием и такие художественно – изобразительные средства: перифраз ( серый забияка); эпитеты ( волчья натура,
волчья клятва) ; метонимия ( поднялся вдруг весь псарный двор).
Какие слова басни звучат как крылатые выражения и пословицы?
(« Попал на псарню», « вмиг ворота на запор», «пустился в переговоры»,
«не делать мировой», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть»).
- Рассмотрим иллюстрацию А. Лаптева к этой басне. Как вы считаете,
соответствует ли она характеру крыловского текста?
- Какую басню мы прочитали? О чём она ? О каком историческом событии?
- Был ли И.А.Крылов патриотом?
-Таким образом, басни И.А.Крылова – это художественная галерея ярких
национальных портретов. По словам В.Г.Белинского, они, кроме поэзии
имеют и другое достоинство – народность, что и делает Крылова великим русским
баснописцем.
5. Выразительное чтение басни.
6. Оценивание работ учащихся на уроке.
7. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». |