В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С






Скачать 183.34 Kb.
НазваниеВ. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С
Дата публикации15.02.2017
Размер183.34 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
УДК 009

ББК 72.6

В.И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В.И. Вернадского в российском образовании

Обухов А.С.

Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва)
В.И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Г.П. Аксенов [1] выделил множество «слоев творчества» В.И. Вернадского. Среди них основную часть, безусловно, занимают естественные науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биогеохимия и биосферика, изотопы и биота, планетология, метеоритика. Признан вклад В.И. Вернадского в развитие философии, методологии и истории науки: методология естествознания, история науки, ноосферика, природа времени и пространства, симметрия и диссиметрия в эволюции мира. Важная часть творчества и общественной деятельности В.И. Вернадского – вопросы организация науки и высшего образования, общественная публицистика, научная политика государства.

Вопрос же связи В.И. Вернадского с гуманитарным знанием – не менее интересный и значимый как в контексте изучения научного наследия великого ученого, так и для развития современных гуманитарных наук. Этот вопрос может рассматриваться и обсуждаться во многих аспектах. Отметим основные из них, задав лишь возможные направления и сюжеты, которые значимы для дальнейшего детального раскрытия в будущем:

1 – обращение В.И. Вернадского к гуманитарному знанию и отдельным гуманитарным наукам. Интерес к гуманитарному знанию у В.И. Вернадского сложился еще в школьные годы, чему способствовала профессиональная и общественная деятельность его отца Иван Васильевич Вернадский (особенно издательская) и общение с двоюродным дядей Е.М. Короленко [2, 12, 13]. Этот интерес активно развивался в студенческом братстве, в котором глубоко и разносторонне обсуждались различные гуманитарные вопросы [2, 12, 13].

Значительная часть научного наследия В.И. Вернадского, по сути, относится к гуманитарному знанию – истории науки, которую ученый раскрывал во многом через биографический и социальный контексты [8, 9, 10]. В.И. Вернадский проявлял огромное уважение к сложности гуманитарного знания. Так, он сам отмечал сложность вхождения натуралиста в область гуманитарного познания во вступительных словах «Очерков по истории естествознания в России в XVIII столетии»: «Ясно и бесспорно вижу я всю трудность поставленной мною задачи. Ярко чувствую я малую подготовленность натуралиста при переходе от лабораторной, полевой или наблюдательной работы в область исторических изысканий. Ибо развитие научной мысли находится в теснейшей и неразрывной связи с народным бытом и общественными установлениями – ее развитие идет в сложной гуще исторической жизни…» [9, с. 64].

Обращение к гуманитарному знанию в научных текстах, дневниках и письмах В.И. Вернадского требует дальнейшего специального анализа. Такого рода анализ начал проводится некоторыми историками науки. Так, по нашей просьбе историк психологии, член-корреспондент РАО А.Н. Ждан провела анализ обращения В.И. Вернадского к трудам психологов: «В своих трудах В.И. Вернадский ссылается на работы некоторых ученых психологов, идеи которых воспринимались им как созвучные физическим представлениям. Таких ссылок немного. Но они являются драгоценным свидетельством того, что в сферу его воззрений и интересов входили также материалы гуманитарной философско-психологической мысли» [14, с. 21]. Так, в работах В.И. Вернадского обсуждаются идеи Ф. Брентано, А. Бергсона, В. Келера, и еще ряда представителей гештальтпсихологии.

2 – личное и профессиональное общение с учеными из гуманитарных областей знания. В этом контексте, безусловно, наиболее ярким биографическим фактом является его дружба на всю жизнь, начавшаяся со студенческих лет, с известным историком Иваном Михайловичем Гревсом (1860 – 1941); академиком, востоковедом Сергеем Федоровичем Ольденбургом (1863 – 1934) и его братом – педагогом и общественным деятелем Федором Федоровичем Ольденбургом (1861 – 1914).

В дальнейшем В.И. Вернадский много общался и поддерживал профессиональные и дружеские отношения с многими представителями гуманитарного знания. Так, известно активное сотрудничество В.И. Вернадского с представителями гуманитарного и философского знания в его общественной деятельности (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве и др.). При этом, безусловно, их общение не могло ограничиваться только делами политическими или общественными, не затрагивая вопросы гуманитарного знания в отдельности или в контексте общенаучного. Общеизвестно активное участие В.И. Вернадского в развитии высшего образования в России и на Украине. Размышления и программы ученого по развитию образования и науки показывают осознание В.И. Вернадским значимости развития и гуманитарного знания, не отчужденного от натуралистического, при глубоком понимании его особенностей.

В отношении сотрудничества с профессиональными сообществами в области гуманитарного знания, стоит отметить, что В.И. Вернадский с 1901 года был членом Московского психологического общества (основано при Императорском Московском университете в 1885 г.) и выступал на его заседаниях. МПО в те годы объединяло выдающихся представителей гуманитарного знания, философов, писателей. Председатель МПО философ и психолог, профессор Л.М. Лопатин отмечал ценность работ В.И. Вернадского «о зависимости идей и предположений научного мировоззрения от других областей духовной жизни» [16, с. 241]. Хотя к ряду идей психологов, высказывающихся в статьях журнала «Вопросы философии и психологии», издаваемого Московским психологическим обществом, В.И. Вернадский высказывался весьма критически [6, с. 88; 14].

Особо интересен анализ не только личных и внутрисемейных отношений В.И. Вернадского со своим сыном Г.В. Вернадским, но и их научное общение. Все-таки не случаен факт, что сын величайшего натуралиста стал одним из крупнейших историков ХХ века.

3 – обращение представителей современных гуманитарных наук к трудам и идеям В.И. Вернадского. Масштаб личности и значение научных и философских идей В.И. Вернадского, безусловно, известны за пределами естественно-научных кругов. Однако, стоит отметить, что обращение к научному наследию В.И. Вернадского в гуманитарной сфере как в ХХ веке, так и в начале XXI относительно ограничено. Конечно, особое внимание работам В.И. Вернадского уделяется в области истории науки. А в конкретных предметных областях гуманитарных исследований имя В.И. Вернадского в основном упоминается исключительно в контексте его идей о ноосфере. При этом, стоит отметить, что в ряде работ эта идея многими авторами берется без понимания эволюции самой концепции, научного и философского пути через который ученый пришел к концепции о сфере человеческого разума как геологической силе. Это позволяет им рассматривать идеи В.И. Вернадского наравне и в общем смысловом поле с идеями Платона о идеосфере, что, по нашему мнению, является скорее противоположной по своей идее концепцией.

Однако, стоит отметить, что крупные ученые ХХ века из гуманитарной сферы, в том числе и психологи, через призму идей В.И. Вернадского пытались осмыслить бытийные вопросы психологии. Следуя за анализом этого вопроса, проведенного А.Н. Ждан [14], можно отметить, что обращение к трудам В.И. Вернадского было у основателей основных отечественных психологических научных школ. Так, С.Л. Рубинштейн обращался к идеям В.И. Вернадского при раскрытии категории пространства и времени как формы существования сущего, а также специфики детерминации по отношению к разным уровням бытия [19]. М.Г. Ярошевский и Л.И. Анцыферова уделяли внимание значению идей В.И. Вернадского о мысли как планетарном явлении для понимания места личности в истории и во вселенной в целом [22]. Б.Ф. Ломов проводил системное рассмотрение психики через идею В.И. Вернадского о четырех типах организации живого: организменном, популяционно-видовом, биоценотическом и биосферным, которые должны учитываться в психологических исследованиях [15]. Б.Г. Ананьев отмечал, что в основу человекознания должно быть положено учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере и те новые данные о них, которые получены в развитие этого учения в современной науке [3].

В последние годы А.Г. Асмолов особо педалирует идею пророчества В.И. Вернадского о будущем как «психозойной эре». Он также на основе идей В.И. Вернадского дает обоснование системной историко-эволюционной методологии анализа развития человека (биогенез, антропогенез, социогенез, персоногенез) [5].

В исследованиях проблемы личности в контексте природно-культурного ландшафта, культурных традиций народов, эволюция которых происходило в определенных природно-климатических условиях и биотопах, неизбежно обращение к системной концепции В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере [17].

Стоит также отметить, что и продолжатели научной школы В.И. Вернадского, развивают общенаучные идеи В.И. Вернадского от вопросов физики и геологии, через проблемы биологии и химии к проблемам гуманитарным и социальным. Так, последняя монография академика В.С. Урусова «Симметрия-диссиметрия в эволюции Мира: От рождения Вселенной до развития жизни на Земле» [20] заканчивается такими гуманитарными и социальными главами и разделами как «Эволюция мозга: цефализация и церебризация» («Цефализация (рост объема мозга)»; «Церебризация (усложнение функций мозга)»; «Мозг, сознание, интеллект») и «Симметрия и диссимметрия в эволюции цивилизации» («Симметрия и диссимметрия в искусстве»; «Даулизм и дополнительность понятий в религиозных и философских учениях»; «Столкновение цивилизаций в результате нарушения равномерности прогресса»; «Ноосфера – прекрасная мечта или научное предвидение?»).

4 – методологическое значение идей В.И. Вернадского для развития современных гуманитарных наук. Еще в начале ХХ века В.И. Вернадский отмечал, что особенностью развития науки должен стать интегратизм, разработка проблем на пересечении многих естественных и гуманитарных наук. «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, с другой – расширять охват его со всех точек зрения» [7, с. 54]. Общеметодологическое значение для развития научного познания трудов В.И. Вернадского огромно. Научные принципы, которые были им разработаны и реализованы в основном как натуралистом, имеют не меньшее значение для развития и гуманитарного познания. С опорой на анализ А.Н. Ждан [14], можно выделить следующие направления идей В.И. Вернадского, которые актуальны в настоящее время для развития современных гуманитарных наук:

  • внутренняя связь науки и вненаучных областей знания, особенно соотношение науки с философией и религией; сочетание научного прогресса (и прогресса в других областях духовной работы) и научных традиций (и традиций в области искусства и других сферах человеческой жизнедеятельности);

  • значение истории науки и проблема закономерностей в развития науки, кризисы; характеристика периодов взрывчатых изменений научного знания и кризисы науки; интернациональный характер науки и национальное начало в их соотношении; принцип историзма в научном мышлении; о месте истории знаний в работе ученого; общенаучное развитие идей и значение личности в науке; о научной этике и об ответственности ученого;

  • проблема преемственности и связанные с ней вопросы прогресса и традиций в научном познании, соотношение естественных и гуманитарных наук; разные формы научного знания, фундаментальная и прикладная наука;

  • проблема истины в науке; место эмпирических обобщений в структуре научного знания; роль математической формализации в научном познании.

5 – личность и жизненный путь В.И. Вернадского как предмет гуманитарного исследования. Известно, что Фонд В.И. Вернадского в Архиве РАН – самый обширный и насыщенный по содержанию [4]. Помимо научных трудов ученого, многие материалы этого Фонда уже опубликованы (дневники, письма, заметки, публицистические статьи). Опубликованные и архивные материалы, репрезентирующие как жизненный путь В.И. Вернадского, так и его отношения с различными людьми, его рефлексию о событиях и фактах истории – богатейший материал для истинно гуманитарных исследований. Эти материалы, оставленными ученым в наследие потомкам, позволят лучше понять феномен внутренней позиции личности ученого, дадут возможность раскрыть уникальную целостность и устойчивость его гражданской позиции, приоткроют тайну природы научного творчества. Дневники и письма (жене, детям, коллегам, друзьям) В.И. Вернадского – уникальный материал, который дает возможность по-особому осмыслить жизненный путь человека на фоне бурных событий исторической эпохи, а также сами исторические события и их личностной трактовку ученого. Анализ нарративных текстов В.И. Вернадского позволят показать роль рефлексии и диалога в развитии научного познания.
Развитие общенаучного подхода В.И. Вернадского в российском образовании. В этом контексте важно отметить, что научное наследие В.И. Вернадского имеет огромное значение не только для естественных наук и истории науки, но и для развития научного знания в целом по проблемному принципу. Идеи В.И. Вернадского не разъединяют, а объединяют естественные и гуманитарные науки на общеметодологических основаниях. Эта методологическая основа позволила 20 лет назад инициативному коллективу под руководством А.В. Леонтовича на базе ДНТТМ и Донской гимназии (ныне лицей №1553 имени В.И. Вернадского) организовать Чтения юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского. С первых Чтений на них были представлены результаты исследований школьников как в естественных, так и в гуманитарных науках.

Имя В.И. Вернадского было выбрано не случайно. Жизненный путь ученого стал для нас персонифицированным образцом научной, гражданской и человеческой позиции в их целостности. Его идеи позволяли не разъединять, а объединять естественные и гуманитарные науки. Его общенаучные принципы определили общий подход для нас как к организационным, так и смысловым вопросам построения особого научно-образовательного сообщества, в котором исследование и движение по пути познания выступает безусловной ценностью. Где уважение к научной традиции, понимание значение эмпирического факта и научного метода познания, четкость формулировки научных проблем, способность критически и объективно анализировать сложные системные вопросы, значимость корректных научных обобщений и многое другое из наследия В.И. Вернадского – выступают смысловым ориентиром развития.

В 1993 году на Юношеских чтениях имени В.И. Вернадского участвовало всего 20 школьников – авторов исследовательских работ. В 2013 году в 25 регионах России прошли региональные туры Конкурса имени В.И. Вернадского, в которых приняло участие около 4500 работ. А на Всероссийский заочный тур было представлено напрямик 1750 работ. Очный тур в апреле 2013 года прошел в Москве и на него приехали авторы и руководители около 500 исследований (общее количество участников – около 630 школьников и более 300 преподавателей). Россия была представлена 71 регионом (860 организаций). Помимо традиционно приезжающих в Москву представителей стран СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан), в этом году был существенно расширен состав делегаций дальнего зарубежья: Иран, Индия, Филиппины, Словакия, Чехия (34 организации).

С первых лет существования Чтений им. В.И. Вернадского сложилось многостороннее сотрудничество с Комиссией по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН. Эту Комиссию возглавлял академик Александр Леонидович Яншин – крупнейших ученый-геолог ХХ века, продолжатель научной школы В.И. Вернадского. Он регулярно приезжал на Чтения и выступал перед участниками. А.Л. Яншин говорил: «Я считаю Чтения им. В.И. Вернадского очень полезным и очень необходимым делом и приношу благодарность организаторам за то, что они организовали эти Чтения».

После смерти А.Л. Яншина в 1999 году, его жена, доктор философских наук Фидан Тауфиковна Яншина как зам. председателя Комиссии В.И. Вернадского многие годы была неизменным другом Чтений и участвовала до конца своей жизни в 2011 году в их открытии и экспертизе работ по философии и истории науки на стендовой сессии. По инициативе Ф.Т. Яншиной в Комиссии РАН по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского была создана секция по работе с молодежью, в которую вошли члены Оргкомитета Чтений (А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Е.М. Гурвич, А.С. Саввичев, Н.В. Свешникова).

После А.Л. Яншина пост председателя Комиссии занял академик Эрик Михайлович Галимов, который также продолжил поддерживать Чтения и неоднократно выступал на их открытии. Программа научного лектория Чтений ежегодно формируется с непременным участием членов Комиссии.

Научный лекторий как «встреча с наукой из первых рук» для начинающих исследователей стал неотъемлемой частью программой Чтений имени В.И. Вернадского (руководитель научной программы – А.С. Обухов). В разные годы в работе научного лектория Чтений принимали участия ведущие специалисты из совершенно разных областей науки – академики РАН Ю.Д. Апресян, Е.П. Велихов, Э.М. Галимов, Г.С. Голицын, В.П. Дымников, Л.Л. Кисилев, А.Б. Куделин, А.П. Лисицын, Б.Л. Рифтин, Е.Д. Свердлов, К.Г. Скрябин, В.С. Урусов, А.Л. Яншин; члены-корреспонденты РАН В.Ф. Гальченко, Н.Ф. Еланский, М.В. Ковальчук, В.П. Козлов, С.П. Курдюмов, Н.К. Янковский; академик РАО С.О. Шмидт; доктора наук и профессора М.Л. Бутовская, С.Д. Варфоломеев, В.Г. Волович, А.С. Гинзбург, Г.М. Гречко, А.В. Засов, З.А. Зорина, В.Г. Кузнецов, Г.Г. Малинецкий, Г.Б. Наумов, С.А. Небольсин, Ю.Г. Пузаченко, С.Н. Селиверстов, В.А. Смит, А.М. Ушаков, Ф.Т. Яншина, историк науки Г.П. Аксенов и других ученых нашей страны, которые выступали с докладами о своих научных исследованиях.

Основные принципы организации Конкурса и Чтений В.И. Вернадского выстраивались нашим коллективом на основе базовых идей В.И. Вернадского о науке и образовании. В Положении о Конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского зафиксировано, что «цель Конкурса — интеллектуальное и личностное развитие юношества из России и других стран, участвующих в исследовательской деятельности; развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях.

Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В.И. Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.

Задачами Конкурса являются:

  • обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий; повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности;

  • развитие творческого интереса школьников в области фундаментальных наук, наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В. И. Вернадского;

  • выявление и поддержка талантливых учащихся в сфере интеллектуальной деятельности, мотивированных на продолжение образования в сфере науки;

  • знакомство школьников с современными известными учеными; достижениями фундаментальной и прикладной науки;

  • повышение интереса к творческому образованию и интеллектуальной деятельности в среде молодежи, в профессиональных сообществах, в обществе в целом;

  • развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся; содействие их широкому распространению в образовательной системе; преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования; инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы; дистанционное консультирование учащихся и их научных руководителей;

  • развитие межрегиональной сетевой проектно-исследовательской школы, основанной на применении исследовательской деятельности учащихся в общем образовании и создании сообщества профессиональных ученых, преподавателей высшей школы, творческих учителей и педагогов» [18].

В настоящее время Всероссийский Конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского объединяет 28 секций, выстроенных скорее по проблемному принципу, как естественнонаучного направления (15 секция: «Астрономия и физика атмосферы» — астрономия, науки о планетах, космонавтика, физика атмосферы; «Науки о Земле» — геология, география, минералогия, ландшафтоведение, метеорология, климатология и др.; «Науки о водоемах» — гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.; «Ботаника» — изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.; «Зоология беспозвоночных» — изучение беспозвоночных животных: гельминтология, малакология, арахнология, энтомология, экология и этология беспозвоночных и др.; «Зоология позвоночных» — изучение позвоночных животных: ихтиология, герпетология, орнитология, териология, экология и этология позвоночных животных и др.; «Загрязнение сред обитания» — источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том числе в городах) и их контроль; «Микробиология, клеточная биология и физиология растений» — бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.; «Радиоэкология и инженерная экология»; «Фармакология, биотехнология и пищевая химия»; «Агробиология, агрохимия, защита растений»; «Медицина и физиология человека» — анатомия и физиология человека, фундаментальная и прикладная медицина; «Химия» — неорганическая, органическая, физическая; химические технологии; химические исследования; «Физика» – экспериментальные работы в области проблем физики; «Математика» — новые способы решения теоретических и прикладных задач в различных областях математики), так и гуманитарного (13 секций: «Народная культура» — фольклористика и этнография, история и культура российских деревень, диалектология и ономастика; «Человек в современном мире» — экологическая психология, социальная психология, этнопсихология, психология личности, психология индивидуальных различий, когнитивная психология, возрастная психология, психология жизненного пути; «Психофизиология и здоровье человека» — психофизиология человека, гигиена, здоровый образ жизни; «Образование: история и современность» — история образования, образовательных учреждений, учительства и ученичества; современная педагогика и дидактика; «Искусство и литература» — литературоведение, искусствоведение; «Философия и культурология»; «Лингвистика. Язык в современном мире»; «История науки»; «История: человек и событие», «Экономика, социология и право»; «Региональное краеведение»; «Религия вчера и сегодня»; «Археология»).

В последние годы, отталкиваясь от идей В.И. Вернадского об интеграции естественно-научного и гуманитарного знания, развития науки по междициплинарному, проблемному принципы, в рамках Чтений проходит Конкурс междисциплинарных проектов. На конкурс представляются проекты возможных исследований, разработанных двумя авторами из разных регионов и участвующих в разных секциях Чтений (гуманитарного и естественно-научного направлений). Авторы двух исследовательских работ, отталкиваясь от результатов своих исследований, простраивают идею и план реализации новой междисциплинарной перспективной для изучения темы.

Юношеские чтения имени В.И. Вернадского стали не просто организационным способом ознакомления нового поколения исследователей с именем нашего великого соотечественника. Вокруг них сложилось обширное полипрофессиональное и разновозрастное сообщество, объединяющее ученых, педагогов, учащихся. Наука и образование в их неразрывном синтезе и взаимном развитии стали деятельным продолжением и развитием идей В.И. Вернадского в современном образовании.

Сообщество педагогов и ученых, сложившееся на основе Чтений имени В.И. Вернадского в 2007 году объединилось в Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (председателем избран А.В. Леонтович, руководитель научных и издательских программ – А.С. Обухов). Движение в настоящее время объединяет активных и творческих людей в 55 регионах нашей страны. Оно активно сотрудничает с международной организацией поддержки научно-технического творчества молодежи MILSET (являясь представителем MILSET в России). За пять лет Движением было реализовано свыше 30 сетевых проектов Центрального Совета Движения, 34 сетевых региональных проектов и свыше 170 региональных мероприятий. В них приняло участие более 60 000 учащихся и педагогов. Движение явилось эффективным инструментом межрегиональных контактов для всех учреждений и специалистов, имеющих отношение к учебно-исследовательской деятельности. Значительно часть событие и мероприятий Движения связано с имением В.И. Вернадского, особенно в этот юбилейный год – год 150-летия великого ученого.

В завершении этого краткого обзора связей наследия В.И. Вернадского гуманитарным знанием и развитие современного образования, процитирую обращение академика, директора Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского, председателя Комиссии по разработке научного наследия академика Вернадского при Президиуме РАН Э. М. Галимова к участникам Юношеских чтений имени В.И. Вернадского: «Когда мы говорим о В. И. Вернадском, мы говорим не об истории, а почти всегда – о проблемах современности. В.И. Вернадский сочетал в себе свойства исследователя и мыслителя. Он строго держался фактов, требовал экспериментальной или расчетной проверки каждого суждения. Он всегда называл свои обобщения «эмпирическими». Для него обычной была ремарка: «Мы не можем выходить за пределы известных фактов». В то же время именно обобщение было его стилем, он выстраивал и сочетал факты в форме концепции, из которой следовал прогноз. Поэтому выводы его работ были обращены в будущее. Именно отсюда наше ощущение их современности.

Конкурс им. В.И. Вернадского все годы свое существования активно и продуктивно транслировал эти идеи В.И. Вернадского молодому поколению нашей страны. Конкурс стал стартом в науку для многих молодых исследователей, приобщим их к наследию нашего величайшего соотечественника – Владимира Ивановича Вернадского» [21, с. 4].
Список использованной литературы

  1. Аксенов, Г.П. В.И. Вернадский. К 150-летию со дня рождения: Электронная коллекция (Интернет-публикация) / Г.П. Аксенов // http://www.ras.ru/vernadsky/51cafccd-7fbf-4361-b36b-e1d371ae5ab2.aspx

  2. Аксенов, Г.П. Вернадский / Г.П. Аксенов. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 484 с. (ЖЗЛ)

  3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. – 339 с.

  4. Архив РАН // http://www.arran.ru/?q=ru/publications

  5. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 414 с.

  6. Вернадский, В.И. Страницы автобиографии В.И. Вернадского / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1981. – 349 с.

  7. Вернадский, В.И. Размышление натуралиста / В.И. Вернадский. В 2 кн. – М.: Наука, 1977. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление / Сост.: Бастракова М.С., Неаполитанская В.С., Филиппова Н.В.; Редкол.: Кедров Б.М. (пред.) и др. – 191 с.

  8. Вернадский, В.И. Статьи об ученых и их творчестве / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1997. – 364 с.

  9. Вернадский, В.И. Труды по истории науки в России / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – 484 с.

  10. Вернадский, В.И. Труды по истории науки / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 2002. – 501 с.

  11. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – 520 с.

  12. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов; Худож. Б.А. Лавров; Фотохудож. Г.Е. Малофеев. – М.: Современник, 1993. – 688 с.

  13. Гумилевский, Л.И. Вернадский / Л.И. Гумилевский. – 3-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 1988. – 255 с. (ЖЗЛ)

  14. Ждан, А.Н. Творчество В.И. Вернадского и психологическая наука / А.Н. Ждан // Сборник исследовательских работ участников ХХ Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. – М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2013. – С. 18 – 28.

  15. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

  16. Лопатин, Л.М. Научное мировоззрение и философия (По поводу статьи проф. В.И.Вернадского «О научном мировоззрении / Л.М. Лопатин // Лопатин Л.М. Аксиомы философии. Избранные статьи. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. – С. 239 – 314.

  17. Обухов, А.С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры / А.С. Обухов. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. – 320 с.

  18. Положение о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского // http://vernadsky.info/info/terms/

  19. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн / Отв. ред.: К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Славская. – М.: Наука, 1997. – 191 с.

  20. Урусов, В.С. Симметрия-диссиметрия в эволюции Мира: От рождения Вселенной до развития жизни на Земле / В.С. Урусов. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 266 с.

  21. Юбилейный альбом: Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского. Чтения имени В.И. Вернадского: 20 лет истории. – М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2013. – 80 с.

  22. Ярошевский, М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / М.Г. Ярошевский, Л.И. Анцыферова / Под ред. А.А.Смирнова. – М.: Педагогика, 1974. – 284 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconВ. И. Вернадский ученый и организатор науки
Этот препринт был подарен автором, Аркадием Ивановичем Мелуа, «Электронному Архиву В. И. Вернадского»

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconРабочая программа развитие и современное состояние мировой автомобилизации...
Развитие и современное состояние мировой автомобилизации: рабочая программа / авт сост. В. Г. Башкирцев, спб.: Ивэсэп, 2012. – 18...

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconГуманитарное знание: проблемность и междисциплинарность
Текст]: материалы 13-й научно-практической конференции с международным участием (Бийск, 28 апреля 2011 г.). В 2-х частях. Часть 1...

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconЮ. В. Чемякин Международное гуманитарное право и сми
«международное гуманитарное право» и разъясняется сфера его применения, подчеркивается значимость данной отрасли права для всего...

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconРеферат Культурологические воззрения В. И. Вернадского
Понять и по достоинству оценить педагогическое наследие В. И. Вернадского возможно только на основе включения его в контекст современной...

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconСовременное состояние и развитие индустрии гостеприимства
К внешним факторам относятся: политико-правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, инфраструктурно-коммуникационные,...

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconФгаоу во «кфу им. В. И. Вернадского» Научный Шендрикова С. П
Гуманитарно-педагогической академия (филиал) фгаоу во «кфу им. В. И. Вернадского»

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconОтчет по гранту верховной рады крыма «Устойчивое развитие: управление природным капиталом Крыма»
Отчет подготовлен: доцентом кафедры международной экономики Таврического национального университета им. В. И. Вернадского к э н....

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Современное экономическое развитие России: сочетание фискальной и денежно-кредитной политики

В. И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В. И. Вернадского в российском образовании Обухов А. С iconПрограмма-акция «россия для будущего» программа «урусвати»(«urusvati»)
Общества «Знание» Программа-акция «Россия для будущего» ведет свою историю от проведенной в начале девяностых годов Конференции,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск