Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет истории
Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра
Авторы программы:
П.Ю.Уваров, д.и.н., Член-корреспондент РАН, Профессор, oupav@mail.ru
А.В. Шарова, к.и.н., доцент, asharova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры социальной истории «__»_________2010 г.
Зав. кафедрой П.Ю. Уваров Рекомендована секций УМС по истории «__»_______________2010 г.
Председатель И.Н.Данилевский Утверждена УС факультета истории «__»_______________2010 г.
Ученый секретарь О.С.Воскобойников Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Введение в историю человечества.
Программа разработана в соответствии с:
образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ
Образовательной программой 030600.62 «История».
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 030600.62 «История»
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в историю человечества» являются:
формирование у студентов общего представления о целостности всемирно-исторического процесса;
формирование знаний о синхронности развития отдельных регионов, о согласованности между собой различных разделов исторической науки;
знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами;
формирование представлений о принципах поиска каузальных связей в истории;
знакомство студентов с основными традиционными и новейшими историософскими концепциями всемирно-исторического процесса и с возможностью использования историей данных естественных наук;
формирование представлений о множественности возможных интерпретаций человеческой истории.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать общий ход всемирно-исторического процесса, уметь ориентироваться в нем;
получить начальное представление о периодизации и самых известных концепциях развития всемирной истории и о современных подходах к ее изучению;
уметь самостоятельно включать знания по истории отдельных регионов и периодов в контекст всемирной истории, обладать основами целостного синхронистического видения исторического процесса;
иметь первичные навыки работы с научной литературой и источниками.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения,
способствующие формированию и развитию компетенции
| Общенаучная
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| ОНК-4
| Дает определение исторической науки, владеет общепринятой периодизацией истории, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого.
| Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум.
| Инструментальная
Способность к чтению научной литературы конкретно-исторического и историософского содержания, умение работать с картой, знание основ хронологии и понимание исторических источников, овладение первичными навыками критики текстов
| ИК-3
| Может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию. Способен соотнести во времени события, происходившие в разных регионах.
| Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум
| Социально-личностная
Обладание базовой эрудицией, способность выработать и высказать собственную оценку исторических событий с гуманистических позиций.
| СЛК-1
| Способен понимать, на какую эмпирическую реальность опираются авторы теоретических текстов, апеллирующие к эрудиции читателя. Обладает представлениями о «цене прогресса», способен подходить к истории с ценностных позиций.
| Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум
| Профессиональная
Способность к целостному восприятию исторического процесса, умение соотносить общее и частное в историческом исследовании
| ПК-5
| Обладает общими навыками синхронизации исторического материала, умеет включать историю изучаемого периода и изучаемой страны во всемирно-исторический контекст. Способен критически подходить к историко-теоретическим и конкретно-историческим исследованиям. Овладел первичными навыками проблематизации исторического материала.
| Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум
|
|
|
|
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу общеисторических дисциплин.
Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и призвано в какой-то мере компенсировать отказ от традиционного систематического освоения исторического материала в течение всех лет обучения. Концентрированное изложение материала всемирной истории призвано вооружить студента основами базовой исторической эрудиции и облегчить самостоятельный выбор материала для последующего изучения. Важнейшей задачей является синхронизация данных по истории отдельных периодов и регионов. Курс предваряет изучение всех прочих общеисторических дисциплин базового учебного плана.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;
знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы;
понимание языка литературы по общим проблемам исторической науки
5. Тематический план учебной дисциплины
№
| Название темы
| Всего часов по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские занятия
| 1
| Начало человеческой истории
|
| 2
|
| 6
| 2
| Древние цивилизации
|
| 2
| 4
| 2
| 3
| «Осевое время»
|
| 2
| 4
| 2
| 4
| Взлет и падение последних империй Древности
|
| 2
| 2
| 4
| 5.
| Раннее Средневековье: Каганаты, Халифаты и обновленные империи
|
| 2
|
| 4
| 6
| Мир вокруг Тысячного года «Ренессанс XII в».
|
| 2
| 2
| 2
| 7
| Рах mongolica и апогей Средневековья
|
| 2
|
| 4
| 8
| Мир после «Черной смерти»
|
| 2
|
| 4
| 9
| Мир на пороге Нового времени
|
| 2
| 4
| 2
| 10
| «Бунташный век»
|
| 2
|
| 4
| 11
| «Плоды Просвещения»
|
| 2
| 2
| 4
| 12
| Эпоха романтизма: либералы и консерваторы
|
| 2
|
| 4
| 13
| Время торжествующего капитализма
|
| 2
| 2
| 2
| 14
| Конец старого мира. Первая мировая война и межвоенный период
|
| 2
| 4
| 2
| 15
| Вторая мировая война и ее последствия
|
| 2
|
| 4
| 16
| Мир в послевоенный период и конец послевоенной эпохи
|
| 2
|
| 4
| 17
| Вызовы нового мира
|
| 2
|
| 4
|
| ИТОГО часов
|
| 34
| 24
| 58
|
6. Формы контроля:
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Кафедра
| Параметры
| 1
| 2
|
|
| Текущий
(неделя)
| Домашнее задание
| *
| *
|
| Проводятся в начале/конце каждого семинара: доклады, обсуждения, дискуссии.
| Промежуточный
| Реферат
|
| *
|
| 2-3 тыс.слов
| Коллоквиум
|
| *
|
| 120 мин.
| Итоговый
| Экзамен
|
| Рубежный контроль после II модуля
(конец декабря)
|
| Устный: работа с картой и развернутый ответ на вопрос.
|
6.1.Критерии оценки знаний, навыков
Доклад на семинарском занятии – умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе в общих чертах, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы.
Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы.
Коллоквиум – умение дать творческий анализ избранного объекта исследования.
Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Знание основных типов периодизации всемирно-исторического процесса, умение синхронизировать развитие различных регионов.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. |