Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог»






Скачать 398.53 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог»
страница1/3
Дата публикации30.01.2015
Размер398.53 Kb.
ТипОбразовательная программа
h.120-bal.ru > История > Образовательная программа
  1   2   3



Образовательная программа дополнительного образования детей

«Юный Археолог»

Возраст обучающихся 13 - 18 лет

Срок реализации - 2 года
Пояснительная записка
Направленность программы – культурологическая.

Вид программы – примерная. В основе данной программы лежат методические подходы и дидактические принципы, представленные в авторской образовательной программе "Юные археологи" (авт. Кочкина А.Ф.,зав. сектором археологии СОИКМ им. П.В.Алабина).

Преамбула программы. Основу исторического образования составляет история Отечества и родного края. Наряду с этим важно знать и закономерности развития всемирной истории, уметь сравнивать и анализировать события и явления в жизни человечества, а, следовательно, правильно понимать и ценить то, что дала нам история.

Археология - это наука, изучающая прошлое на основе материальных остатков жизнедеятельности человека.

В настоящее время не теряет актуальности интерес общества к истории Отечества и родного края. В связи с этим особое значение приобретает работа с учащимися по археологии в детских объединениях. Знание своих корней, истории той территории, где проживаешь, человеку необходимо наряду с прочими условиями, для формирования в подрастающем поколении гражданственности на основе искреннего уважения к прошлому, понимания и осознания его, как основы культурно-исторического развития человечества.

Мировая история, насчитывает не один миллион лет, пронесла сквозь эту бездну времени огромное количество событий. Но, несомненно, основу гражданского воспитания составляет история Отечества и, в первую очередь, того края, где человек родился. Археология как наука, изучающая прошлое на основе материальных остатков деятельности человеческого общества, является одной из важнейших составляющих исторической науки, играет в этом далеко не последнюю роль.

В школьном курсе истории археология несправедливо занимает незначительное место. Несколько уроков не позволяют закрепить достаточно прочно знания и общие понятия в этой области. В учебниках истории археологические материалы представлены абстрактно, практически без конкретной «привязки» к археологическим памятникам. Упоминаемые редкие памятники чаще всего расположены где-то далеко в Египте или Греции. Вся кропотливая повседневная исследовательская работа археологов остается, как правило, вне поля зрения людей. До сих пор программа общеобразовательной школы не включает в качестве обязательного и курс исторического краеведения, с которым археология связана непосредственно. Отчасти это можно объяснить более расширенными задачами программ общеобразовательной школы. В этой связи роль дополнительного образования несоизмеримо возрастает, так как именно в этом направлении у педагога появляются широкие возможности как для пропаганды и популяризации археологии, так и для решения задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Без знания особенностей исторического развития подростку, входящему во взрослую жизнь, сложно дать объективную оценку происходящему.

Актуальность данной программы проявляется в том, что при ее изучении школьники не только теоретически, но и практически, непосредственно в экспедиции прикасаются к прошлому нашей Родины. Взаимодействие археологии и исторического краеведения во внешкольной работе позволяет воспитывать в учащихся осознание историко-культурной ценности родного края и формировать основы историко-культурного мышления школьников, т.е. понимание ими взаимосвязи территорий в историческом развитии, значимости и важности изучения прошлого человечества.

Педагогическая целесообразность программы, состоит в том, что археологическая работа с учащимися помогает решать задачу социализации личности, под которой рассматривается процесс усвоения ребенком нового социального опыта и одновременно воспроизведения им тех или иных социальных отношений.

Отличие данной программы от других:

Программа предполагает дифференцированный подход к учащимся - ориентацию массовую аудиторию и сравнительно узкий круг детей, проявляющих повышенный интерес к древнейшей истории и процессу научного познания.

Образовательная программа создана с учетом возрастных особенностей детей, нормативных документов, регламентирующих деятельность детских объединений в учреждении дополнительного образования детей, с учетом норм и требований СанПиН 2.4.4.1251-3.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ - содействовать становлению учащегося как человека культурного, творческого, патриота, через его активное участие в возрождении культуры родного края средствами археологической и научно-исследовательской работы.

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомить с древнейшей и средневековой историей Среднего Поволжья.

  2. Пробудить интерес к археологическому наследию как части общекультурных ценностей человечества в целом и родного края в частности.

  3. Развивать познавательную и творческую деятельность школьников:

  • Формировать умения анализировать исторические источники и делать выводы об уровне развития народов;

  • Развивать навыки исследовательской работы;

  • Приобщать учащихся к знаниям по древней истории в условиях археологической экспедиции.

  • Формировать навыки активно-положительного проведения свободного времени у подростков, расширять кругозор и развивать творческие способности путем проведения культурно- развлекательных мероприятий.

  1. Воспитывать самостоятельность и способствовать формированию навыков самообслуживания в процессе проведения полевой археологической практики с элементами имитации жизни древних человеческих коллективов.



Возраст детей. Сроки реализации программы и режим занятий

Возраст членов коллектива  от 13 до 18 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Основная форма занятий – групповая. Численный состав группы  15 человек. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний.

Занятия учебных групп проводятся:

1 год обучения –2 раза в неделю по 2 часа (45 минут + 15 минут перерыв), в год 144 часа;

2 год обучения –3 раза в неделю по 2 часа (45 минут + 15 минут перерыв), в год 216 часов;

По уровню содержания – учебно-исследовательская.

По степени профессионализации – методологической грамотности и общекультурной компетенции.

По широте охвата и взаимодействию содержания деятельности – профильная.

На второй год обучения принимаются учащиеся, успешно освоившие предыдущий курс (прошедшие летнюю археологическую практику).
Механизм реализации программы

Виды занятий: аудиторные, выездные. Аудиторные занятия проводятся  в учебном помещении, включающем: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), с соответствующим по возрасту размером мебели, с естественным левосторонним освещением, с достаточным искусственным освещением. Программа предполагает следующие виды занятий: вводные, лекционные, игровые, посещение музеев, пешеходные экскурсии, итоговые.

В целом работа объединения проводится по нескольким направлениям: познавательному, развивающему и научному. В обычном двухчасовом занятии используется несколько форм.

В зависимости от возраста учащихся, их потребностей и интеллектуальных возможностей выделяются несколько уровней обучения.

I уровень рассчитан на школьников 7-8 классов. Условно этот уровень можно назвать научно-популярным. Он предполагает решение следующих задач:

  • удовлетворение познавательного интереса в области древней истории;

  • расширение дополнение школьного курса истории;

  • популяризация научных знаний;

  • приобретение практического знания и узнавания археологических древностей.

II уровень рассчитан на учащихся 9-11 классов. Его условно можно назвать уровнем научных знаний, где учитываются возрастные особенности учащихся. Этот уровень предполагает приобретение компетентности в области археологии:

  • владение основными проблемами (хронологии, периодизации, признаками археологических культур Поволжья и т.д.);

  • владение методикой полевых работ на уровне рабочего-профессионала.

Если 1 уровень усвоения доступен практически каждому, то занятия по II уровню предполагают определенные склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Формы и методы работы объединения

В качестве основного методического приема используется игровая, развлекательная форма: игры, викторины, соревнования, походы, экскурсии.

Учебное время программы распределяется между аудиторными и полевыми занятиями, существенную часть которых составляет археологическая экспедиция.

Наряду с общими теоретическими знаниями, проводимыми в виде лекции или беседы, просто свободного разговора по теме занятия, обязательно используются интеллектуальные и подвижные игры, викторины, конкурсы, коллективные кроссворды. На семинарах сообща обсуждаются отдельные изучаемые проблемы, заслушиваются рефераты и сообщения.

Практические занятия проводятся непосредственно с археологическим материалом, чаще в музее и фондах ГИМ (зарисовки, шифровка материала и т.д.)

Выезды на археологические памятники, экскурсии, поездки по историческим местам, многодневные и однодневные походы положительно влияют на привлечение ребят в объединение.

Для расширения кругозора и досуга учащихся организуется посещение музеев, выставочных залов и театров города.

Для формирования коллектива проводятся исторические и культурно – развлекательные вечера, ставшие уже традиционными.

С детьми, проявляющими профессиональный интерес к археологии, организуются индивидуальные занятия, где педагог курирует их работу по подготовке докладов, с которыми они участвуют в конференциях. Свои способности дети могут проявить в предметных и краеведческих олимпиадах, научно-практических конференциях.

Ведущими методами обучения по данной программе являются:

Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда, археологическим материалом, чаще в музее и фондах ГИМ (зарисовки, шифровка материала и т.д.)

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся, прошедшие 1 год обучения кружка "Юный Археолог",

должны знать:

  • Основные понятия об археологии, методы археологических исследований.

  • Археологическую периодизацию и хронологию.

  • Археологическую карту края.

  • Научную терминологию.

Должны уметь:

  • Анализировать исторические источники.

  • Владеть навыками исследовательской работы.


Учащиеся, прошедшие 2 год обучения кружка «Юный Археолог», должны знать:

  • Историю, археологию, культуру древнейших цивилизаций.

  • Археологические памятники Киевской Руси.

  • Основы нумизматики.

  • Историю археологии России.

  • Правила разбивки раскопа.

  • Составлять археологические планы и чертежи.

  • Производить раскоп археологического памятника в полевых условиях.

  • Готовить отчеты о летней экспедиции.

Должны уметь:

  • Работать с архивными материалами.

  • Производить обработку археологических данных.

  • Составлять маршрутный лист, археологическую карту по изучаемым памятникам



Механизм выявления результатов и оценки полученных знаний

Освоение учащимися программы постоянно контролируется разнообразными способами: небольшие викторины, решение кроссвордов по пройденным темам, тесты.

Диагностические тестирование проводится как на промежуточных этапах, так и по завершении каждого года обучения. Подготовка тестов осуществляется руководителем кружка в соответствии с пройденными темами и задачами тестирования. Одна из форм контроля знаний: самостоятельная подготовка небольших письменных работ типа сочинений на темы, связанные с изучаемым курсом, такие работы способствуют развитию воображения, общей эрудиции, фантазии у ребят. Развитию и закреплению исследовательских навыков способствует подготовка рефератов и докладов по выбранным самостоятельно или по рекомендации руководителя темам.

Практические навыки археологических исследований проверяются во время экспедиции. Учащиеся после второго года обучения уже могут работать на раскопках, самостоятельно контролируя качество своей работы и работы новичков. После 2 года обучения многие ребята могут оказывать достаточно квалифицированную помощь в экспедиции при разбивке раскопа, нивелирования поверхности и находок, зачистка стенок раскопа и поверхности, первичной обработке массовых находок. Летняя археологическая экспедиция предусматривает выезд на 20 дней. Археологическая экспедиция является наиболее ожидаемым ребятами этапом их занятий в объединении. Во время проведения экспедиции, учащиеся приобретают навыки полевых археологических работ, включаются в профессиональную деятельность историков, археологов. Именно в экспедиции в наибольшей степени удовлетворяется познавательный интерес учащихся.

Для достижения оптимизации воспитательного процесса в работе объединения, к сотрудничеству привлекается психолог, который оказывает профессиональную помощь в проведении ряда методик для изучения личностных особенностей подростков, межличностных отношений в группах, общего настроя в детском коллективе, в определении познавательной активности детей.

Работа детей в археологическом объединении по подготовке и защите рефератов и докладов является решением одной из задач программы, а именно – развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

В целом результативность программы можно будет оценить по количеству учащихся продолжающих историческое образование в ВУЗах.

Виды контроля:

  1. Вводный контроль (диагностика первоначальной осведомленности учащихся по предмету, по новой теме),

  2. Текущий контроль (систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков по каждом занятии).

  3. Периодический контроль (осуществляется после изучения крупных разделов программы).

  4. Итоговый контроль (по окончании каждого года обучения).

Формы контроля:

  1. Устный контроль (беседа по материалу предыдущих тем).

  2. Чтение схемы.

  3. Письменный контроль (терминологические диктанты и т.д.),

  4. Практический контроль (выполнение практического задания)

  5. Дидактическое тестирование.

  6. Наблюдение педагога.


Подтверждением успешности освоения программы служат следующие показатели

  • Стабильный состав обучающихся;

  • Успешность выступлений учащихся на заседаниях объединения, на районных и городских олимпиадах и научно-практических конференциях по археологии;

  • Качество и глубина подготовительных работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Задачи первого года обучения:

  1. Познакомить с основными научными понятиями археологии,

  2. Показать связь археологии с другими научными дисциплинами,

  3. Дать понятие об основных особенностях археологического источника,

  4. Сформировать систематические знания по первобытной археологии;

  5. Привить навыки камеральной обработки материала;

  6. Познакомить с основными методами проведения полевых исследований.






п/п


ТЕМА

Количество часов

Способы отслеживания результатов

всего

теория

практика в помещ.

практика на мест.

1



Вводное занятие

2



2









Анкетирование

3

Основные понятия об археологии

2

2







Мини-опрос

4

Археология и ее место в системе научного познания

4

4







Мини-опрос

5

Методы археологических исследований

6

2

2

2

Мини-опрос, проверка правильности выполнения практических заданий

6

Археологическая периодизация и хронология. Методы археологического датирования


4


4







Опрос, выполнение письменных заданий

7

Естественнонаучная история Земли и биологическая эволюция

2

2







Сообщения учащихся

8

Древнейшее прошлое человечества

2

2







Викторина

9

Древний каменный век – палеолит. Палеолитическое искусство

6

6







Сообщения учащихся

10

Мезолит в истории человечества

4

4







Сообщения учащихся

11

Неолит. Неолитическая революция

4

4







Сообщения учащихся

12

Гончарство: происхождение, развитие и методы археологического изучения

6

4

2




Опрос, выполнение письменных заданий

13

Энеолит. Зарождение производящего хозяйства

2

2







Опрос, выполнение письменных заданий

14

Археологические культуры эпохи бронзы.

6

6







Сообщения учащихся

15

История медно – бронзовой металлургии

2

2







Сообщения учащихся

16

Камеральная обработка археологических материалов: основные принципы и методы.



8



2



6




Опрос, выполнение письменных заданий

17

Чтение и обсуждение художественной и научно-популярной литературы.


12


12







Сообщения учащихся, круглый стол

18

Моделирование. Макетирование. Археологический рисунок.

6

2

4




Проверка правильности выполнения

19

Археологическая карта края. Археологическая разведка

16

4




12

Выполнение заданий по карте

20

Экскурсии в музеи и на выставки

12




12




Наблюдение

21

Исторические вечера

10

4

6




Конкурсы , викторины

22

Организация археологической экспедиции. Оборудование лагеря. Техника безопасности в быту и на раскопках.


2


2










23

Методика археологических раскопок.

2

2







Проверка правильности составления археолог. планов и чертежей

24

Выезды к археологическим памятникам (походы)

20







20

Проверка правильности выполнения заданий

25

Диагностика

6

6







Тестирование, контрольная работа




ИТОГО:

144

78

32

34


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный патриот»
Российской Федерации, областной целевой программы «Патриотического воспитания граждан»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету...
«Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconОбразовательная программа «Интеллектуальный клуб»
...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconПрограмма составлена на основе модифицикации следующих пособий: Ю....
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр творческого развития и гуманитарного...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconОбразовательная программа художественно-эстетического направления...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образование детей центр детского творчества «развитие»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconОбразовательная программа по баскетболу возраст детей: 8 18 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconДополнительная образовательная программа отделения хореографии «История...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconПрограмма дополнительного образования детей художественно-эстетического...
Автономное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования Заводоуковский городской округ

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Подиумная пластика»
Мы считаем, что данные проблемы в условиях учреждения дополнительного образования могут быть решены наиболее успешно, так как дополнительное...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «волейбол»
Образовательная программа “Волейбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т е...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск