Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе






Скачать 81.33 Kb.
НазваниеТема урока: Государства СНГ в мировом сообществе
Дата публикации01.03.2017
Размер81.33 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > История > Урок
История 11 класс

Учебник «Всеобщая история» Н.В.Загладин. 2007г.

Уровень обучения базовый.

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 час

Цели и задачи урока:

  • Определить процессы интеграции после распада СССР.

  • Выявить сущность основных исторических терминов и понятий, затрагиваемых в ходе урока.

  • Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.

  • Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.

  • Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, историческими первоисточниками, учебником.

  • Развивать умения учащихся анализировать и критически оценивать изучаемый материал.

  • Формировать у учащихся осознание личностной причастности к мировому историческому процессу, осознание себя “гражданином мира”.

Техническое обеспечение урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа карты.

  • Учебник по Всемирной истории для 11 класса.

  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.

Содержание урока:

    1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.

    2. Актуализация опорных знаний учащихся (проводится путем беседы по вопросам).

    3. Изучение нового материала по следующему плану:

План изучения нового материала:

1.Образование и развитие СНГ.

2.Вооружённые конфликты в СНГ.

3.Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.

Ход урока:

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Какие факторы повлияли на социалистический выбор стран Восточной и Юго-Восточной Европы?

  2. Сравните процессы, проходящие в период строительства социализма в СССР и странах «народной демократии».

  3. Какие процессы происходили в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в 1944—1945 гг. — 1948—1949 гг.; в 1949—1956 гг.; в конце 50-х — конце 60- х гг.; в 70-х — конце 80-х гг.; в конце 80-х — начале 90-х гг.?

  4. Какие проблемы возникли в отношениях между социалистическими государствами в 50—70-е гг.?

  5. На примере одной из восточноевропейских стран покажите формирование, развитие, кризис и крушение социализма.

  6. Какую роль в истории государств Восточной и Юго-Восточной Европы сыграл СССР?

  7. Выскажите свою точку зрения о существовании альтернатив развития стран Восточной и Юго-Восточной Европы после Второй мировой войны.

  8. Почему социально-политические преобразования в странах «народной демократии» приняли форму революций? С чем связана специфика революционных процессов в различных государствах?


III. Изучение нового материала.

1.Образование и развитие СНГ.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) президенты России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о роспуске СССР и создании СНГ

При изучении пункта 1 просим учащихся показать на карте государства, которые образовались после распада Советского Союза.

В состав СНГ вошли республики бывшего СССР (кроме государств Балтии – Литвы, Латвии и Эстонии, а также Грузии, вступившей в СНГ 1993 г). Ставшие суверенными государства были приняты в ООН.

Цели стран – участников СНГ

1. Сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

2. Всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

3. Обеспечение прав и свобод человека;

4. Сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

5. взаимная правовая помощь;

6. Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации

Органы СНГ.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год.

Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год.

Все решения, как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса.

Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: « Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников ».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

согласованная миграционная политика,

развитие единых транспортных коммуникаций,

взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах

сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Альтернативные Интеграционные формы

Организация Договора о коллективной безопасности - ОДКБ, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.
Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ . Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии

Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 г. с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 г. Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ , в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей

Многие участники СНГ одновременно искали союзников и партнёров вне содружества:

1997 г. представители Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии создали союз, названный ГУАМ . Они обязались развивать сотрудничество не в рамках СНГ, а в рамках ЕС и НАТО.

В этом же году Украина подписала Хартию об особых отношениях с НАТО . На ее территории стали проводиться военные учения Североатлантического альянса. В 2003 г. Украина поддержала военную операцию США против Ирака. В 2003 г. окончательно решилась крымская проблема.
2.Вооружённые конфликты в СНГ.

По данному вопросу заслушиваются индивидуальные сообщения, приготовленные учащимися заранее, по конфликтным ситуация возникавшим на территориях государств СНГ с момента образования до настоящего времени (при подготовке используются материалы текущей прессы и Интернета).

Необходимо сделать вывод и ответить на вопрос: какую роль Россия играла в урегулировании данных конфликтов?
3.Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.

"Цветные революции" – название попыток смены правящих режимов в постсоветских республиках.

Серия " цветных революций " в ряде государств постсоветского пространства резко изменила ближайшее окружение России, создав качественно новую геополитическую реальность. Недавно прошедшие "цветные революции" в Грузии, Украине и Киргизии положили начало качественным изменениям в существовании всего постсоветского пространства, создавая новую конфигурацию сил в Евразии.

Возможность проведения "цветной революции" складывается в странах, где, несмотря на существующие демократические институты, можно в широких пределах манипулировать избирательным процессом и не допускать победы оппозиции, то есть в странах с полуавторитарными или "мягко авторитарными" режимами. Такими были кучмовский режим на Украине , режимы Шеварднадзе — в Грузии и в революционно-демократической Киргизии , где президент Акаев много лет пытался формально следовать западным правилам демократии, и где действовало рекордное количество в СНГ западных фондов и обществ.

Однако не во всех странах, бывших республиках Советского Союза, "цветные революции" имели успех, так например их провал в Азербайджане и Казахстане в 2005г. и в Белоруссии в 2006г. стал свидетельством того, что в этих странах достаточно высокая популярность действующей власти и слабая оппозиция.

Не подлежит сомнению, что "цветные революции" все же были революциями: они меняли общественный строй . При этом в ряде случаев ( Центральная Европа, Прибалтика, Закавказье ) менялась и властная элита , в других же случаях ( Центральная Азия, Украина, Белоруссия, Молдова ) у власти закреплялся тот слой партийно-советской номенклатуры, который поднялся наверх в последние годы перестройки.

"Цветные революции" справедливо указывают на то, что они символизируют завершение процесса превращения бывших советских республик в независимые государства.

Интеграция в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), проходившая неоднозначно. Эта политика была продолжена и в 2000-е годы. 10 октября 2000 г. президенты пяти стран СНГ – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан по инициативе Н. Назарбаева в Астане подписали Договор об учреждении экономического сообщества (ЕврАзЭС). Концепция внешней политики от 28 июня 2000 г. в числе важных задач политики России в отношении государств – участников СНГ указывает на то, что практические отношения с каждым из государств-участников необходимо строить с учетом трех условий: «встречной открытости» для сотрудничества; готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации; обеспечения прав российских соотечественников.

Совместно с классом сформулировать и записать Причины трудностей и проблем интеграции в рамках СНГ.

Причины трудностей и проблем интеграции в рамках СНГ:

– различия в уровне социально-экономического развития стран;

– разное отношение лидеров к проведению экономических и политических реформ;

– опасение чрезмерного усиления влияния России;

– рост национализма и шовинизма в обществах;

– противодействие интеграции со стороны других мировых и региональных лидеров (США, Турция, Румыния и др.);

– межэтнические конфликты, которые не удалось разрешить в рамках СНГ (нагорно-карабахский, грузино-абхазский, приднестровский, киргизо-узбекский).
IV. Закрепление и систематизация знаний учащихся проводится путем беседы по вопросам:

1.Каие соглашения были заключены между странами СНГ?

2.Какие страны СНГ отказались от их заключения и почему?

3. Работа с картой: показать государства СНГ.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Вывод: ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ СНГ

Экономическая интеграция СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса.

VI. Объяснение нового домашнего задания.

Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconЗадачи урока: воспитание у детей положительного отношения к государственным...
Задачи урока: воспитание у детей положительного отношения к государственным символам своего государства и государств – участников...

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconХарактеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках...
Вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и мировом...

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconВвп: доля стран брикс в мировом ввп с 2000 по 2010 год возросла с...
В 3 раза за 10 лет выросла доля стран СНГ в мировом ввп, в 2 раза выросла доля стран брикс

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconКонспект урока истории (6 класс) Тема урока: Расцвет Древнерусского...
Цели и задачи урока: Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней...

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconТема Методология и теория исторической науки. Россия в мировом историческом...
Тема Методология и теория исторической науки. Россия в мировом историческом процессе

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconНа экране мультимедиа портрет И. А. Крылова, тема урока. Ход урока....
Тема: И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconУчебное пособие москва 2012 Содержание Часть I. Древняя Русь. Тема...
...

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconКонспект урока Тема урока : Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства
Цель урока: Ознакомление учащихся с процессами происходящими в христианской церкви в 16 в в Европе

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconТип урока: Комбинированный. Место урока в теме
Место урока в теме: урок музыки №8 в 7 классе запланирован в I четверти в разделе «Героическая тема в русской музыке»

Тема урока: Государства СНГ в мировом сообществе iconТема урока: «Населённые пункты Краснодарского края». Тип урока
Цель урока: познакомить учащихся с городами Краснодарского края, совершив заочную экскурсию






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск