Скачать 391.35 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Восточно-Сибирский государственный технологический университет Кафедра истории России ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ(с древнейших времен до наших дней) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ г. Улан-Удэ, 2002 г. Базовое высшее образование по направлению «Технология продуктов питания» предполагает: знакомство в области исторических наук, знакомство с этическими нормами, регулирующие отношения человека к человеку и обществу, окружающей среде: умение учитывать их при разработке социальных проектов; способность научно анализировать социально и исторически значимые проблемы и процессы: умение использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; знакомство с этическими нормами, регулирующие отношения человека к человеку и обществу, окружающей среде: знание и умение грамотно использовать профессиональную лексику, иметь целостное представление о процессах, происходящих в обществе и владение ими на уровне необходимость для решения профессиональных задач; знание форм и типов культур, основных культурно-исторических центров и регионов мира, закономерностей их функционирования и развития; умение оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии; знание основных исторических событий, фактов, дат и имена исторических деятелей; умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения. В курсе дисциплины на лекционных и практических занятиях обязательно вводится национально-региональный компонент в виде ссылок на изучение исторических событий бурятского народа. Студенты пишут рефераты и сообщения, как правило, на национально-региональном материале. 1. Содержание курса Тема 1. Древняя цивилизация: типы общества, государства. Древняя Русь. Представление о человеческом обществе и его истории. Возникновение и развитие цивилизаций в обществах древности, причины возникновения древнейших цивилизаций на Востоке. Стратификация древневосточных обществ. Ранние города-государства как форма становления цивилизации на Древнем Востоке. Первые мировые державы. Причины их образования и особенности развития. Их расцвет и гибель. Античность в истории человеческого общества, условия ее возникновения. Христианство и его роль в эволюции античной культуры. Древние народы на территории России. Становление народов, процесс этногенеза. Происхождение славянского этноса. Эпоха великого переселения народов (IV – VII вв.). Новая этническая карта Европы. Первые государственные образования на территории Восточной Европы – Хазарский каганат и Волжская Булгария. Завершающий этап выделения восточных славян и общеправославянского единства. Племенные объединения. Древнерусская летопись «Повесть временных лет». Складывание ранних политических образований. Объединение разноязычных племен. Варяги на Руси. Норманская теория в современной историографии. Варяжский князь Олег. Образование Древнерусского государства, или Киевской Руси. ЛИТЕРАТУРА
Тема 2. Средневековое общество в Европе и Азии. Киевская Русь. Раннее средневековье в Западной Европе VI – IX вв. Начальный уровень развития материального производства. Причины образования крупных раннесредневековых государств. Особенности социально-политического устройства раннесредневековых государств в Западной Европе. Освоение античного культурного наследия. Роль христианства. Оформление социальной структуры средневекового общества Западной Европы. Взаимоотношения господствующей элиты и крестьянства. Человек средневековья. Духовные ценности и эстетические идеалы средневекового общества. Возникновение Киевской Руси и процесс государствообразования в Европе. Русь и западнославянские Соседи. Князь Владимир. Принятие христианства из Византии. Киев – политический, культурный и церковный центр восточнославянского государства. Государственное устройство русских княжеств и земель. Формы политической власти. Образование крупных самостоятельных княжеств. Киевское княжество во второй половине XII в. Распадение Киевской Руси. Политические и социальные факторы ослабления древнерусского государства. Русь и Золотая Орда. Политика ордынских ханов на Руси в XIII в. ЛИТЕРАТУРА
Тема 3. Начало формирования национальных государств в Европе. Складывание Московского государства. Западная Европа в XIV – XV вв. Усиление роли государства в жизни средневекового общества. Появление специализированных институтов государственной власти, суда и управления на местах. Обострение социальной борьбы. Эпоха Возрождения. Гуманистическая идеология и ее характерные черты. Социально-экономическое развитие Руси. Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Политический строй Руси в XIV в. Политика Ивана I (Калиты). Распад Золотой Орды. Ликвидация татаро-монгольского ига на Руси. Образование Русского централизованного государства. Аппарат управления. Вооруженные силы. Система хозяйствования. Культурные и политические связи Руси с различными странами. Сложение великорусской народности. Законодательное закрепление сословной организации общества. Судебник 1497 г. завершение объединения русских земель. ЛИТЕРАТУРА
Тема 4. Формирование европейской цивилизации. Россия в XIV – XVII вв. Завершение процесса политического объединения национальных территорий и образование централизованных государств. Первые попытки политического оформления новых социальных связей в Западной Европе. Великие географические открытия. Последствия географических открытий для Западной Европы. Начало реформации. Феодальная реакция и контрреволюция в Европе. Нидерландская революция в XVI в. Начало капиталистического развития Англии. Социальный и политический строй России к середине XVI в. Иван IV (Грозный). Реформы 40-50 гг. Формирование социальной базы самодержавия. Присоединение Казани и Астрахани. Народы Среднего Поволжья и Южного Приуралья в составе русского государства. Ливонская война. Борьба за выход к Балтийскому морю. Присоединение народов Западной Сибири к Русскому государству. Учреждение опричнины. Русская культура в XVI. Крестьянская война начала XVII в. в России. Феодально-крепостнические отношения. Обострение социальных противоречий. Польская интервенция. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – организаторы и руководители освободительной борьбы. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и воцарение Михаила Романова. Социально-экономическое развитие страны в XVII в. Возникновение мануфактур и развитие мелкого товарного производства. Генезис капиталистических отношений. Начало формирования феодально-абсолютистской монархии. Падение экономического и политического влияния боярства. Усиление дворянства. Соборное уложение 1649 г. Формирование абсолютной монархии. Раскол в русской православной церкви. Патриарх Никон. Городские восстания середины ХVII в. Особенности культурного развития. ЛИТЕРАТУРА
Тема 5. Преобразование традиционного общества и государства в XVII – XVIII вв. В странах Европы и Северной Америки. Особенности российской модернизации в XVIII в. Зарубежные страны в новое время. Изменения материальной и социальной культуры европейского общества. Социально-политические революции XVII – XVIII вв. в Европе и Северной Америке. Влияние революций на развитие общества и государственности. Переход от абсолютистских государств к национальным буржуазным государствам с монархической и республиканской формами правления. Россия на рубеже XVII – XVIII вв. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XVIII в. Внешняя политика России. Борьба за выход к балтийскому морю. Внутренняя политика царизма. Оформление абсолютизма. Реформы Петра Великого. Формы социального протеста. Судьба Петровских реформ. Просвещенный абсолютизм и его социально-правовая программа. Классовая борьба в 50 – 60 гг. Формирование освободительных идей в России. Русские просветители. Критика крепостнических порядков. Три направления в русской общественной мысли во второй половине XVIII в. ЛИТЕРАТУРА
Тема 6. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Государственные структуры и общественные движения в России в XIX в. Национально-освободительные процессы в Западной и Центральной Европе и складывание системы европейских государств. Создание основ гражданского и национального общества и особенности этого процесса для отдельных земель региона. Промышленный переворот и процесс создания «индустриального общества» в Европе и Северной Америке. Проблемы периодизации и хронологические рамки свершения промышленного переворота в странах Запада. Особенности развития государственной власти и общественных институтов в период промышленного переворота. Развитие национальной государственности. Политическая жизнь и международное положение России в начале XIX в. Необходимость радикального изменения общественно-экономического строя. Декабристы, «Союз спасения», «Союз благоденствия», Южное и Северное тайное общество. Николай I и его программа. Общественное движение в России 30 – 40-х гг. XIX в. Эпоха великих реформ 60-х гг. XIX в. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. Попытка модернизации общественно-политического уклада России. Социально-политический кризис рубежа 70 – 80-х гг. Общественно-политическое движение в России в 80 – 90-х гг. Развитие русской культуры и культуры народов России. ЛИТЕРАТУРА
Тема 7. Мир в начале ХХ в. Реформы и революции в судьбе России. Процесс создания «индустриального общества в Центральной и Юго-Восточной Европе на рубеже веков. Страны Востока. Методы колониальной эксплуатации. Возникновение мелкобуржуазных партий. Нарастание социально-классовых антагонизмов. Причины, характер и особенности первой российской революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание законодательной Государственной думы. Место Думы в системе управления страной. Аграрная реформа. Роль Столыпина в проведении «новой аграрной политики». Причины первой мировой войны. Цели России в войне. Внутренняя и внешняя политика царизма в годы войны. «Кризис верхов». Февральская демократическая революция 1917 г. в России. Большевики, В.И. Ленин. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Влияние октября на судьбы народов России и зарубежных стран. ЛИТЕРАТУРА
Тема 8. Кризис цивилизации ХХ в. Становление тоталитарных режимов. Сталинизм. Подъем революционного движения в капиталистических странах. Революционное движение в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1918-1923 гг. Образование Коммунистического Интернационала. Военная интервенция на севере и Дальнем востоке. Мятеж чехословацкого корпуса. Политика и практическая деятельность белогвардейцев и национальных правительств. Военное строительство. Создание Красной Армии. Военные специалисты Роль военных комиссаров. Красный и белый террор. Интервенты и их политика, степень участия в военных действиях. Роль Ленина, Троцкого, Сталина в гражданской войне. «Военный коммунизм»: идеология, политика, экономика. Политика Советской власти в области науки, культуры, отношении к интеллигенции, церкви. Лидеры эмиграции, ее центры. Кризис «военно-коммунистической» системы и угроза социалистическому выбору. Крестьянские восстания и их подавления. Х съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике. НЭП как политика временного отступления от доктриальных принципов марксизма. Непоследовательность и противоречивость в проведении НЭПа. Проблемы взаимоотношения РСФСР с другими советскими республиками. Образование СССР. Сращивание партийного и государственного аппарата, превращение ВКП(б) в партию-государство. 1929 г. – год «великого перелома». Завершение Сталиным политического переворота. Сталин – «вождь». Создание культа личности Сталина, идеологии сталинизма. Сталинизм как исторический феномен, его сущность, политические и социальные корни, закономерность победы. Формирование централизованной командно-административной системы управления народным хозяйством. Дальнейшее развитие имперской национальной политики. Тенденция к к русификации народов СССР. Идеология сталинизма и практика духовного террора. Успехи и провалы индустриализации. Конституция СССР 1936 г.: иллюзия и действительность. Сущность и особенность тоталитаризма советского образца. ЛИТЕРАТУРА
Тема 9. Продолжение кризиса современной цивилизации. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Причины неустойчивости системы международных отношений в 30-е гг. Начало войны, ее характер и основные этапы. Гитлеровский «новый порядок» в Европе. Внешняя политика СССР в период мировой войны. Имперский характер воссоединения Западной Украины и Западной Беларуссии с Советской Украиной и Советской Беларуссией, присоединение к СССР Литвы, Латвии, Эстонии, Бессарабии и Северной Буковины. Международная реакция на силовые методы внешней политики СССР. Сотрудничество стран антигитлеровской коалиции. Народная война в тылу врага. Национальная политика сталинского режима. Незаконное выселение народов с их исконных земель. Значение победы СССР в Великой Отечественной войне. Цена победы. Окончание второй мировой войны. ЛИТЕРАТУРА
Тема 10. Основные тенденции развития всемирной истории в 50 – 90-х гг. Советское общество: кризис тоталитаризма и социалистического эксперимента. Начало образования двух мировых систем и их конфронтация. Укрепление позиции СССР на мировой арене. Насильственное распространение сталинской модели социализма в странах народной демократии. Холодная война. Международные кризисы в послевоенном мире. Восстановление народного хозяйства. Политические и идеологические кампании. Новая волна политических репрессий. Смерть «вождя народов». Борьба за власть. Первые попытки десталинизации общества. Образование мировой системы социализма. Новый облик западного мира. Сочетание рыночных и планирующих начал хозяйствования. Курс на демократизацию и восстановление принципов коллективного руководства. Начало десталинизации советского общества. ХХ съезд КПСС. Отставка Н.С. Хрущева. Реванш в политической и идеологической сферах. Л.И. Брежнев. Контрреформы в сфере управления. Реставрация в административной и хозяйственной сферах. Оппозиция неосталинизму. Правозащитное движение в СССР. Проблемы экономического роста в 70-е гг. Особенности экономического подъема 80-х гг. Трансформация социально-экономических курсов западных государств. Проблемы социальной политики. Перемены в СССР и Восточной Европе. Потребность административно-командной системы в глубоком реформировании. М.С. Горбачев. Поиск путей модернизации страны на основе исторически сложившейся модели общества. Экономический кризис в стране в конце 80-х гг. Начало распада СССР. Парад «суверенитетов», требование «дефедерализации». Формирование народных фронтов. Роль этнических и религиозных факторов в национальных движениях. Проблемы беженцев и некоренного населения в республиках. Приход к власти сторонников национальной самостоятельности. Начало вооруженных межнациональных конфликтов в стране. Распад тоталитарной системы власти в Советском Союзе. Крах структур КПСС, ВЛКСМ, профсоюзов и других общественных организаций. Институт президентства, многопартийность. Ликвидация однопартийной системы власти. Завершение распада СССР. Образование Содружества Независимых Государств. Обострение противоборства либералов и консерваторов. Августовский путч 1991 г. Обострение борьбы за власть и собственность. Поддержка российской экономической реформы западными странами. Начало и ход реализации программы. Трудности и сложности экономической реформы. Внешняя политика России в 90-е гг. в ХХ в. Отношения России с бывшими союзными республиками и «дальним зарубежьем». Споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Вывод российских войск из стран Балтии в августе 1994 г. Положение русскоязычного населения в Эстонии, Латвии, Литве. Политика сближения России с США и странами Запада. Январь 1993 г. подписание договора ОСНВ – 2 между Россией и США, предусматривавший взаимное сокращение и 2003 г. ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, зафиксированным соглашением ОСНВ – 1. Участие России в ежегодных встречах лидеров «большой семерки». Поворот России «лицом» к Востоку. Развитие отношений с Китаем, Индией, странами Юго-Восточной Азии. Поиск путей для восстановления связей со странами Восточной Европы, с бывшими союзниками СССР в «третьем мире». Российская Федерация в конце ХХ века. Поиск путей преодоления противоречий советской индустриальной модели. Либерализация цен и торговли, начало массовой приватизации. Итоги «шоковой терапии». Политическое сопротивление реформам и провал планов макроэкономической стабилизации. Экономическая политика правительства в 90-е гг. Развитие банковской системы, частного предпринимательства и фермерства. Финансовые пирамиды. Рост коррупции, криминализация экономики и политики. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Падение жизненного уровня и социальная дифференциация. Формирование среднего класса, его отличия от среднего класса стран Запада. Финансовая олигархия и ее связи с политической элитой. Парадоксы в экономическом поведении населения. Переходный характер российской государственности. Противоречия между президентской республикой и советовластием. Политический кризис октября 1993 г. и способы его разрешения. Конституция Российской Федерации 1993 г. Укрепление демократии и развитие многопартийности. Политические партии и их лидеры. Трудности формирования гражданского общества. Особенности современной российской бюрократии. Усиление националистических движений. Процесс суверенизации национальных республик в составе Российской Федерации. Чеченская проблема: политический, военный и психологический аспекты. Политическая ситуация в 1993-2000 гг. Итоги выборов в Государственную думу в 1995 г. и возвращение в политику коммунистов. Президентские выборы 1996 г. Деятельность «молодых реформаторов» весной 1997 – весной 1998 гг. Предвыборная борьба и итоги выборов в Государственную думу в 1999 г. Факторы победы В.В. Путина на президентских выборах 2000 г. ЛИТЕРАТУРА
Лекции являются ведущей формой учебного процесса. На лекциях студенты знакомятся с основными проблемами курса, получают разъяснение по наиболее сложным теоретическим вопросам, новейшим данным исторической науки. В лекциях слушатели получают установки по самостоятельной работе с документами, учебной литературой. Студентам заочного обучения очень важно продуктивно использовать информацию, полученную на лекционных занятиях для подготовки к семинарским занятиям, экзаменам. Контрольные работы (тематика в конце данных методических указаний) являются формой проверки самостоятельной работы студентов. В контрольной работе должны найти отражение творчество студента в подборе и анализе современной литературы. Умение студента логично и грамотно излагать содержание избранной темы в письменном виде. Контрольная работа должна отражать и отношение автора к излагаемому материалу. Объем работы – не более школьной тетради. Все цитаты, цифровые данные, малоизвестные факты должны быть оформлены ссылками на источник (в нижней части страницы). Работа должна включать план изложения темы, в конце – список использованной литературы. Допущенные к защите контрольные работы защищаются во время экзаменационных сессий (индивидуально) или во время семинарских занятий. Семинарские занятия – важнейшая форма учебного процесса, проверки самостоятельной работы студентов. Необходимо изучить рекомендованную литературу, подготовить тезисы ответов на вопросы семинарских занятий. Семинары предполагают активные выступления студентов, дискуссии по наиболее сложным вопросам. Оправдывает себя форма совмещения контрольной работы и подготовки к выступлению на семинарском занятии. В этом случае необходимо взять тему контрольной работы, совпадающую с вопросами семинарских занятий. Неучастие в групповом обсуждении, пропуски занятий приравниваются к невыполнению учебного плана сессии и являются основание для не допуска студентов к экзаменам. |
![]() | Министерство Промышленности и торговли Бурятии и нп «Бурятская Ассоциация Рестораторов», приглашают вас принять участие в Первом... | ![]() | Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсовой работы. Даны общие требования к курсовой работе, выбору... |
![]() | Технология продуктов общественного питания — техническая дисциплина, изучающая рациональное приготовление кулинарной продукции в... | ![]() | Верхнеудинского округа Забайкальской области. Выгодное экономико-географическое положение Верхнеудинска способствовало превращению... |
![]() | Методические разработки данного пособия являются результатом многолетнего сотрудничества Дома детского творчества и школ Октябрьского... | ![]() | Сми в качестве корреспондентов и обозревателей в профильных изданиях по искусству, в качестве авторов, литературных редакторов |
![]() | Программа предназначена для поступающих на первый курс по направлению подготовки по направлению подготовки 46. 03. 01 История на... | ![]() | Программа предназначена для поступающих на первый курс по направлению подготовки 44. 03. 02 Психолого-педагогическое образование... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»... |
..На главную | Поиск |