Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015






Скачать 434.33 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015
страница1/4
Дата публикации04.03.2017
Размер434.33 Kb.
ТипМетодическое пособие
h.120-bal.ru > История > Методическое пособие
  1   2   3   4
Методическое пособие
Наглядные методы обучения,

их связь с другими методами на уроках истории

Самара -2015

Оглавление


Введение

3

Глава I. История развития методов обучения

6

1.1 Понятие метод обучения

6

1.2 Классификация методов обучения

9

Глава II. Методические приемы использования метода наглядности на уроке истории


11

2.1. Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории


11

2.2. Классификация наглядных средств обучения

12

2.3. Методика работы с наглядностями на уроках истории

14

Заключение

34

Список использованных источников и литературы

40








Введение


В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

В наиболее широком понимании метод - система действий, направленных на достижение определенных целей. В словаре русского языка метод определяется как способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо. В педагогике понятие "метод" используется в этих двух значениях - как метод исследования педагогических явлений и как метод обучения, т.е. способ организации познавательной деятельности учащихся. [10,с.269]

В настоящее время в педагогике метод определяется как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, на развитие учащихся и воспитание.

С понятием "метод" связаны еще два понятия: "средство" и "прием". Средство означает приспособление, т.е. то, с помощью чего совершаются какие-либо действия. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т.е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся.

К средствам обучения могут быть отнесены: слова учителя, учебники, учебные пособия, справочная литература, наглядные пособия, учебное кино, звукозапись и другие технические средства.

Прием - это деталь метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод". Так, например, рассказ - это метод обучения, сообщение плана - прием активизации внимания, способствующий систематичности восприятия. [10,с.270] Педагогическая опытность и педагогическое мастерство предполагают не только хорошее знание учителем своего предмета, но и свободное, уверенное владение методами и приемами обучения.

Тема «Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории» актуальна и требует тщательного изучения, в связи с тем, что ныне действующая программа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:

•   сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;

•   включать дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;

•   активизировать научную деятельность.

Достижение предусмотренных данной программой учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности учеников на уроках как отечественной, так и всемирной истории.

Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю достичь высоких результатов.

Поэтому объектом данного исследования является организация процесса обучения детей на уроках истории в школе.

Предметом исследования является наглядность на уроках истории.

Цель работы: проследить различные способы применения наглядного метода и его связь с другими методами на уроках истории.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

  • Раскрыть методику работы со средствами наглядного обучения на уроках истории.

  • Изучить влияние средств наглядности на работу учащихся в процессе изучения истории.

  • познакомиться с различными классификациями и видами наглядного метода обучения истории.

  • Сделать выводы, как наглядность влияет на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса учащихся к изучению истории.


Глава I. История развития методов обучения

1. 1 Понятие метода обучения.

Метод обучения - категория историческая. В древние времена преобладали методы обучения, основывающиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например, трудовые, ученики овладевали им в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, а позднее и печатного слова с последующим усвоением его учащимися. Словесные методы доминировали в средние века. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одной из главных задач образования. [19,с.221]

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний учащимся. Развитие получают методы наглядного обучения, методы, помогающие применять знания на практике.

На рубеже XIX-XX веков интерес вызвала концепция "учение через деятельность" с использованием практических методов обучения. Большие надежды возлагались также на очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении к знаниям. Однако этот метод требует много труда и времени для получения результатов.

Что же собой представляет метод обучения?

В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:

1)это способ деятельности учителя и учащихся;

2)совокупность приемов работы;

3)путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой — сама обуславливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире — как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

Познакомимся и с третьим подходом к определению метода обучения. Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов, и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда — в сознательной деятельности человека. Метод — это правила действия... Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В.Копнин). Под методом я разумею точные и простые правила (Р.Декарт). Как видим, философы подчеркивают в методе, прежде всего его внутреннюю сторону — правила как действовать, которые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-х гг. 20 века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ” , “беседа”. При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине — это указание к педагогически целесообразному действию, предписание как действовать.

В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И.Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?

Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.

Какого из приведенных определений метода обучения необходимо придерживаться? Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание на той или иной стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Поэтому полезно знать все приведенные определения метода обучения.

Все сказанное позволяет утверждать:

1.Независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов.

2. Так как ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в работе можно достигнуть только при использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель мог воспользоваться многообразием методов обучения, которые описаны в педагогической литературе и опробованы в практике, необходимо их упорядочить, привести в определенную систему. Именно это обострило поиски в педагогической науке оснований для классификации методов обучения.

1.2 Классификация методов обучения

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1)По источникам передачи и характеру восприятия информации — система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И.Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические ( лабораторные работы, сочинения и пр.).

2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения Лернера И.Я. — Скаткина М.Н.: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.

3)По основным компонентам деятельности учителя — система методов Ю.К.Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя ); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4)По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося — система методов М.И.Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых построений. Поэтому поиски совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогли бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую и контрольно- коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается его побуждающая деятельность.

На основе исторического наследия, существующей педагогической практики, исследований отечественных и зарубежных исследований выделяются следующие методы обучения[19,с.486]: рассказ, беседа, лекция, работа с книгой, методы программированного обучения, демонстрация, видеометод, наглядный метод.

Глава 2

Методические приемы использования метода наглядности на уроке истории

2.1Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории

Современный урок истории должен соответствовать ряду требований:

  1. соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы;

  2. четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;

  3. определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой проблемой. Определение существенного требует от учителя установления ценности и значительности различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в каждом классе;

4.целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;

5.организация активной познавательной деятельности учащихся.

При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.), и, вместе с тем, определенную завершенность в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.

Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный кинофильм и т.д. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс и исторических деятелей.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаются не только путем приведения яркого материала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconГеополитика
Геополитика. Часть II. История геополитических практик: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / И. В. Степанов....

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconГеополитика
Геополитика. Часть II. История геополитических практик: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / И. В. Степанов....

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconО. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников...
Жолован С. В. – ректор Санкт-Петербугской академии постдипломного педагогического образования, к пед н

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconВопросы к экзамену по дисциплине “История управленческой мысли” для...
Предмет и методы изучения истории управленческой мысли. Взаимосвязь иум с другими историко-научными исследованиями

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Математические методы в исторических исследованиях»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 030600. 62 «История», изучающих...

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconМ. А. Толстая Историография истории нового времени стран Западной Европы и США
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 070003

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconМетодическое пособие по хронологии
Данное методическое пособие представляет собой свод таблиц по хронологии истории стран и их религий, изучаемых в курсе «История религий»....

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconПрограмма учебной дисциплины «История»
Методы изучения истории. Место истории в системе наук. Вспомогательные исторические дисциплины. Связи истории с другими отраслями...

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconПримерный перечень экзаменационных вопросов история языка 2 курс дневное отделение
Предмет и задачи курса истории английского языка. Связь предмета истории английского языка с другими

Методическое пособие Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории Самара -2015 iconМетодическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения пгсха доцентом кафедры истории и социологии Шкалябиной Надеждой...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск