Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края»






Скачать 158.98 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края»
Дата публикации30.01.2015
Размер158.98 Kb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > История > Рабочая программа
ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Рассмотрена и согласована Рассмотрена на УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением педагогическом совете Директор школы – интернат

Протокол № ------ Протокол № -------- _____________ О. А. Юдина

от «___»___________2012г. от «___»___________2012г. «___» ___________2012г.


Рабочая программа

учебного курса

«История и культура Тамбовского края»

для 10 класса школы VIII вида

Составитель:

учитель истории С. С. Саяпина

2012

Пояснительная записка

Настоящий курс «История и культура Тамбовского края» предназначен для учащихся, изучающих историю в 10 классе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.

Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности ребенка с ОВЗ на образование.

Основными задачами курса являются:

• освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;

• помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

• развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

• овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.

Нормативная база

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012г №272-ФЗ;

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Школа-интернат руководствуется в своей деятельности Всемирной Декларацией ООН «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

Концепцией специальных федеральных государственных образовательных стандартов детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;

Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г.№212., 23.12.2002 г., № 919;

СанПин;

I вариант Базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065).

Устав ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья»;

Положения о порядке разработки и утверждении рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида. Сведения о примерной программе:

Сведения о примерной программе:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.

Рабочая программа по курсу «История и культура Тамбовского края» в 10 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией О.И.Бородина, В.М.Мозговой М.:ВЛАДОС, 2000.

Модуль краеведение выделен в отдельный учебный курс, для более полного изучения связи истории края с общей историей Отечества.

Место и роль курса. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса «История и культура Тамбовского края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа курса «История и культура Тамбовского края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Для учащихся целесообразно закончить изучение «Истории Отечества» разделом «История и культура Тамбовского края». Этот материал позволит логически завершить систему исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих ее народов их связи с общей историей судьбой России.

Курс направлен на формирование у подростков чувства патриотизма, национального самосознания, сопричастности к жизни своего народа. Уроки истории и культуры Тамбовского края способствуют расширению миропонимания, сознанию своего «я».

Отбор содержания программного материала произведен с учетом возрастных, познавательных и психологических особенностей подростков старшего возраста.

Программа рассчитана на коррекцию специфических нарушений познавательной деятельности и речи учащихся. Она способствует наиболее эффективному усвоению пробного материала, формированию жизненно необходимых знаний, умений, навыков.

Местный компонент активизирует мыслительную деятельность учащихся. Разнообразит методику уроков, повышает в преподавание конкретность и убедительность. Обостряет внимание с окружающей действительности, в учебный процесс вносит определенный элемент живого участия школьников.

В основу составления программы положена книга «Историческое краеведение: история Тамбовского края». Учебное пособие для учащихся 7-9-х классов. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2007.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Формы организации образовательного процесса: индивидуальный подход, дифференцированное обучение и интегрированное обучение.

Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок самостоятельной работы, урок – экскурсия, урок: закрепление знаний, умений, навыков.

Методы:

• Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

• Наглядные - наблюдение, демонстрация.

• Практические – упражнения.

• Методы изложения новых знаний.

• Методы повторения, закрепления знаний.

• Методы применения знаний.

• Методы контроля.

Ключевые компетенции

• Ценностно-смысловые

• Общекультурные

• Учебно-познавательные

• Информационные

• Коммуникативные

• Социально-трудовые

Занятия проводятся в классно урочной форме. Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Виды и формы контроля

Текущий контроль:

устный опрос, тестирование, контрольные вопросы и задания, работа с исторической картой, учебником, картиной, схемой, самостоятельная работа, собеседование.

Итоговый контроль по окончанию темы, раздела: фронтальный опрос, самостоятельная работа, подготовка сообщения, упражнения на соотнесения, высказывание своего мнения и самостоятельно-выборочная работа.

Планируемый уровень подготовки:

В конце изучения курса истории и культуры Тамбовского края обучающиеся должны знать:

основные понятия курса;

даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей);

основные исторические события;

уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Уметь:

в связной форме воспроизводить прочитанный текст;

давать оценку историческим явлениям, высказывая собственную точку зрения;

пользоваться историческими источниками;

ориентироваться в исторических датах;

умение читать историческую карту.
Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов

Количество

часов

1

Введение



2

Тамбовский край с древнейших времен до конца XVIII века

10 ч

3

Тамбовская губерния в 1796-1917 годах

8 ч

4

Тамбовщина от начала революции 1917 года до начала XXI века

12 ч

5

Повторение, экскурсия

3 ч




Итого

34 ч



Содержание программы

1 Введение-1ч

2 Тамбовский край с древнейших времен до конца XVIII века-10ч.

Наш край в период бронзового века. Жизнь наших предков в раннем железном веке. Цнинская мордва. Рязанское пограничье в XIV- начале XVI века. Рязанское пограничье в XIV- начале XVI века. Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства. Освоение Тамбовского края в XVII веке. Православная церковь на территории Тамбовского края в XII-XVII веках. «Бунташный век» на Тамбовщине. Наместник Тамбовского края Г.Р.Державин. Народный быт в XVII –XVIII веке. Экскурсия.

Обучающиеся должны знать:

Что такое история, источники о жизни людей в прошлом, исторические памятники, символы Родины, границы на карте, свою родословную, историческую карту России.

Уметь:

Пользоваться учебником, иллюстрациями, ориентироваться в тексте, составлять ответы, анализировать события, работать с картой, атласом, историческими терминами, новыми понятиями, пользоваться условными обозначениями.

Межпредметные связи

География. Название рек, озер, городов, работа с картой.

Математика. Счёт в пределах 1000. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике, применение римской и арабской нумерологии.

Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов.

3 Тамбовская губерния в 1796-1917 годах-8ч.

Расцвет крепостного права. Города и горожане в первой половине XIX века. Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины XIX века. Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период. Фабриканты, рабочие, ремесленники. Тамбовские революционеры. Тамбовская епархия в XIX – начале XX века. Культурная жизнь в 1860 – 1910-е годы. Повторение

Обучающиеся должны знать:

Быт города и деревни. Знаменитых земляков и их вклад в культуру края. Историю названий улиц и населенных пунктов. Развитие епархии и святые места края..

Уметь:

Объяснять значение новых терминов и понятий, работать со словарем, выполнять занятия коллективно, индивидуально, находить объяснения слов в учебнике, давать полный ответ, составить монологический рассказ на основе опорных слов, пользоваться дополнительным материалом учебника, находить ключевые слова в тексте дату на ленте времени.

Межпредметные связи

География. Название рек, озер, городов, работа с картой.

Математика. Счёт в пределах 1000. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике, применение римской и арабской нумерологии.

Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами .

4 Тамбовщина от начала революции 1917 года до начала XXI века-12ч.

Первая мировая война и Февральская революция 1917 года. Большевики приходят к власти. Тамбовский край в годы Гражданской войны. Крестьянское восстание под предводительством А.С. Антонова. Наш край в 1920-1930-е годы. Боевой вклад Тамбовщины в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками (1941-1945 годы). Экономика и общество Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны. Трудные послевоенные годы (1945-1953). Общество и власть в 1950-1980-е годы. Культурное развитие Тамбовского края в 1950-1980-е годы. Общественно-политическое развитие и культурная жизнь Тамбовщины в новейшей истории края. Социально-экономическое развитие Тамбовщины на рубеже XX-XXI веков. Повторение.

Обучающиеся должны знать:

Ход революции и гражданской войны на территории края. Знаменитые люди и их вклад в историю края. Герои и события Великой Отечественной войны. Историю названий улиц и населенных пунктов.

Уметь:

Объяснять значение новых терминов и понятий, работать со словарем, выполнять занятия коллективно, индивидуально, находить объяснения слов в учебнике, давать полный ответ, составить монологический рассказ на основе опорных слов, пользоваться дополнительным материалом учебника, находить ключевые слова в тексте дату на ленте времени.

Межпредметные связи

География. Название рек, озер, городов, работа с картой.

Математика. Счёт в пределах 1000. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике, применение римской и арабской нумерологии.

Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами .

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

— какие исторические даты называются точными, приблизительными;

— когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

— кто руководил основными сражениями; Учащиеся должны уметь:

— пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

— пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, но заранее

составленному плану;

— соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

— пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

— устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

— пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

Перечень контрольных мероприятий

Для контроля ЗУНов применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. На тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
Программно – методическое обеспечение

1. География Тамбовской области. Под ред. В. В. Воротникова., Центр. - Черноземное кн. изд - во. Воронеж; 1992. 113 с.

2. Земля Тамбовская. Под ред. Г. И. Сельцера. Изд - во «Планета». М.; 1982.212 с.

3. Константинов В. К. Город старый, город новый. Центр. – Черноземное кн. изд - во. Воронеж; 1199. 160 с.

4. Кученкова В. А. Неизвестный Тамбов. Тамбов; 1993. 221 с.

5. Мельников А. Ю. Город на Цне. Тамб. Кн. изд - во; 2000; 174 с.

6. Мизис Ю. А. Тамбовский край в 17- 18 веках. Тамбов; 2002. 105 с.

7. Попова Т. И. Сказы о земле Тамбовской. ТОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч»; 2004. 23 с.

8. Рязанов В. Е. Край наш Тамбовский. Центр. - Черноземное кн. изд - во. Воронеж; 1994.78 с.

9. Тамбовская область. Краткий краеведческий справочник. Центр. - Черноземное кн. изд - во. Воронеж; 1998. 272 с.

10. Черменский П. Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов; 2001. 216 с.

Дополнительная литература

  1. Горелов А.А. Эпоха заводских гудков (о становлении индустриальной базы города Тамбова). Очерк. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2007.

  2. Поэтические школы Тамбова. Прецедентные феномены тамбовских писателей в современной русской литературе. Сборник статей. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2008.

  3. Под ред. профессора С.А. Есикова Российский крестьянин в годы войн и в мирные годы (XVIII – XX вв.). Сборник трудов. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2010.

  4. Фролов С.А. Крестьянский поземельный банк в Тамбовской губернии (1884 – 1917 гг.) / Под науч. ред. д-ра ист. наук, проф. С.А. Есикова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 120 с.

  5. Бредихин В.Е. Тамбовская область в годы Великой отечественной войны : метод. разработки к лекции / В.Е. Бредихин. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 32 с. – 100 экз.

  6. История Тамбовского края: актуальные проблемы: Учеб. пособие / Под ред. д-ра ист. наук, проф. А.А. Слезина. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 112 с.

  7. История Тамбовского края: век XX-й: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Слезина. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 92 с.

Электронные ресурсы:

1. www.school-collection.edu.ru

2. http://zavuch.info/forums.html

3. http://www.gramma.ru

4. http://www.openclass.ru

5. http://www.gramota.ru

6. http://korped.rkc-74.ru

7. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

Календарно – тематическое планирование на 2014- 2015 учебный год по курсу «История и культура Тамбовского края» в 10 классе

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата

план

Дата

факт

1

Введение


1

Вводный.










Тамбовский край с древнейших времен до конца XVIII века

11










2

Наш край в период бронзового века


1

Вводный.







3

Жизнь наших предков в раннем железном веке


1

Текущий. Опрос







4

Цнинская мордва


1

Текущий. Опрос







5

Рязанское пограничье в XIV- начале XVI века


1

Текущий. Опрос







6

Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства

1

Текущий. Опрос







7

Освоение Тамбовского края в XVII веке


1

Текущий. Опрос







8

Православная церковь на территории Тамбовского края в XII-XVII веках

1

Текущий. Опрос







9

«Бунташный век» на Тамбовщине

1

Текущий. Опрос







10

Наместник Тамбовского края Г.Р.Державин


1

Текущий. Опрос







11

Народный быт в XVII –

XVIII веке

1

Текущий. Опрос







12

Экскурсия


1

Итоговый.










Тамбовская губерния в 1796-1917 годах


9










13

Расцвет крепостного права


1

Вводный.







14

Города и горожане в первой половине XIX века

1

Текущий. Опрос







15

Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины XIX века

1

Текущий. Опрос







16

Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период

1

Текущий. Опрос







17

Фабриканты, рабочие, ремесленники.


1

Текущий. Опрос







18

Тамбовские революционеры


1

Текущий. Опрос







19

Тамбовская епархия в XIX – начале XX века


1

Текущий. Опрос







20

Культурная жизнь в 1860 – 1910-е годы


1

Текущий. Опрос







21

Повторение


1

Фронтальный. Опрос










Тамбовщина от революции 1917 года до начала XX I века

13










22

Первая мировая война и Февральская революция 1917 года.

1

Вводный







23

Большевики приходят к власти


1

Текущий. Опрос







24

Тамбовский край в годы Гражданской войны


1

Текущий. Опрос







25

Крестьянское восстание под предводительством А.С. Антонова

1

Текущий. Опрос







26

Наш край в 1920-1930-е годы


1

Текущий. Опрос







27

Боевой вклад Тамбовщины в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками (1941-1945 годы)

1

Текущий. Опрос







28

Экономика и общество Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны

1

Текущий. Опрос







29

Трудные послевоенные годы (1945-1953)


1

Текущий. Опрос







30

Общество и власть в 1950-1980-е годы


1

Текущий. Опрос







31

Культурное развитие Тамбовского края в 1950-1980-е годы

1

Текущий. Опрос







32

Общественно-политическое развитие и культурная жизнь Тамбовщины в новейшей истории края.

1

Текущий. Опрос







33

Социально-экономическое развитие Тамбовщины на рубеже XX-XXI веков

1

Текущий. Опрос







34

Повторение


1

Фронтальный. Опрос.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Мировая художественная культура. 10—11 классы». Данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (за год- 68 часов) для изучения...

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа учебного курса «История»
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе авторской программы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И....

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа учебного курса «История»
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе авторской программы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И....

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconПрограмма курса по дисциплине «История российского конституционализма»
Программа курса предназначена для студентов Института права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. История...

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа факультатива по истории 7 класс «История в жизнеописаниях великих людей»
Ставропольского края от 07. 07. 2012 года №537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского...

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа по мировой художественной культуре 11 класс
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «История и культура Тамбовского края» iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск