Концепция исторического образования в лицее






Скачать 87.54 Kb.
НазваниеКонцепция исторического образования в лицее
Дата публикации31.01.2015
Размер87.54 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
Новосибирский городской педагогический лицей имени А.С. Пушкина

Кафедра общественных наук


КОНЦЕПЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЛИЦЕЕ


Авторы концепции:


  • Ткаченко Наталья Юльевна, учитель истории высшей категории

  • Жичина Елена Юрьевна, учитель истории второй категории


Новосибирск -2009
I.Актуальность

В настоящее время, когда открывается новая страница нашей истории и формируется новая система ценностей, отношений, оценок прошлого и настоящего страны, представляется необходимым восстановить адекватность целостность восприятия исторической реальности. Содержание обществоведческих дисциплин помогает каждому новому поколению осваивать культурно-историческую традицию своего народа, осознанно интегрироваться в социальные общности, идентифицировать себя как граждан страны.

Отказ от унифицированной системы образования привел к созданию учебных заведений различных типов, таких как гимназии, лицеи, школ со специализированными классами.

В условиях трансформации гуманитарного образования, тем более, когда еще не принят и не введен в действие Государственный образовательный стандарт, крайне необходимо заново осмыслить как содержание, так и организацию учебного процесса в преподавании истории на концептуальном уровне в соответствии с требованиями времени и особенностями образовательного учреждения.

Городской педагогический лицей - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее принцип непрерывного образования с ярко выраженной педагогической специализацией. Педагогический лицей является звеном в системе педагогического образования:

общеобразовательная школа

педагогический лицей
педагогический колледж педагогический университет

Конечная цель этой системы — формирование социально активной, саморазвивающейся личности, способной эффективно решать сложные нестандартные индивидуальные и общественные проблемы. Следовательно основным критерием эффективности образования в лицее является саморазвитие личности. При этом педагогическая специализация лицея дает возможность получения положительного творческого опыта и успешной самореализации в сфере "человек - человек".

Система деятельности в лицее строится на понимании того, что подростковый возраст — это время активных поисков ребятами своего места в обществе, коллективе, продиктованных потребностью осознания себя как личности. Лицей призван создавать такую творческую образовательную среду, способствующую формированию высококультурной, интеллектуальной, социально активной личности.

Жизнедеятельность лицея базируется на следующих концептуальных идеях:

  1. целостность образовательного и воспитательного процессов, обеспечивается единством целей, содержания и способов реализации;

  2. интегрирование учебных предметов;

  3. личностно-ориентированный подход;

  4. свободный выбор уровней деятельности (в учебной сфере это проявляется в выборе предметов для углубленного изучения и спецкурсов предполагающих творческую и исследовательскую деятельность, в воспитательной — через систему чередования традиционных поручений [ЧТП]);

  5. приоритетность творческих форм работы;

  6. коллективный творческий подход ко всем делам как на уроках, так и во внеурочной деятельности (это обуславливает приоритет групповых и творческих форм работы);

  7. необходимость рефлексии как важнейшего структурного элемента всех видов деятельности.

Основными задачами в деятельности лицея является:

— создать нерепродуктивный тип взаимодействия учащихся с педагогом, при этом лицеист не ожидает готовых решений и образцов, но умеет сотрудничать с учителем при решении поставленных проблем;

— сформировать тип взаимодействия между лицеистами, основанный на совместной деятельности, необходимым условием которой является создание единого смыслового пространства по пониманию другими себя и самому других;

— выработать особый тип взаимодействия учащегося с самим собой, меняющимся в ходе обучения, важнейшим принципом которого является рефлексия и саморефлексия.


  1. Основные положения концепции

  1. Теоретические основы исторического образования

Во второй половине XX века сложилась специфическая система общественно-исторического познания, для которой характерно неуклонное приближение познающего мышления к объекту, рассмотрение действительности во все большей конкретности, дифференцированности, индивидуальности. Теоретические основы такой системы исторического познания были заложены в исследованиях французских историков, сгруппировавшихся вокруг журнала “Анналы”. Их идеи получили развитие в концепции истории повседневности (в российской историографии эту концепцию развивают Ю. Бессмертный, Л. Пушкарев и др.), концепции устной истории (В. Бердинских). При построении нашей концепции были использованы элементы этих теорий.

В настоящее время большинство ученых склоняется к необходимости использования многофакторного подхода к изучению истории, это нашло отражение в нашей концепции.

Методологической базой концепции послужила идея диалогичности культуры, разработанная в отечественной философской литературе В.С. Библером. В своих работах он подчеркивал, что культура неминуемо должна включать в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е. через диалог.

Методической основой нашей концепции являются положения, рассмотренные в трудах И.Я. Лернера (проблемный подход), Б. Богоявленского, К. Митрофанова, А. Головатенко (обучение истории как ремеслу), Ю.Л. Троицкого (изучение истории используя ДМК).
2. Цели и задачи исторического образования

Целью исторического образования в лицее мы считаем формирование исторического мышления, т.е., с точки зрения И.Я. Лернера, способности учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и, вместе с тем, органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое — настоящее — будущее).

Осознание детерминированности любой точки зрения на факты, явления, процессы истории (отличительная черта каждого мыслящего человека), помогает создавать собственную интерпретацию событий. Собственная же интерпретация подразумевает, с одной стороны, этническую, культурную, гражданскую самоидентификацию, с другой — понимание и восприятие иных позиций, т.е. интеллигентность.

Воспитание сопричастности истории Отечества и мировой истории как условие для освоения духовных ценностей созданных в ходе исторического развития.

В сущности, изучение истории в таком ключе, является основой самопостижения.

  1. Предмет изучения истории — прошлое человека и человечества в их естественном и социальном развитии. Основные системные характеристики объекта — историческое время, историческое пространство, историческое движение. Содержательные доминанты курса истории — история Отечества, всеобщая история, история края, личная история.




  1. Принципы организации содержания исторического образования:

  1. гуманизация содержания (в центр исторического процесса поставлен человек с его потребностями, мотивами, ценностями, что находит свое выражение в особом внимании к личности в истории, к быту, истории повседневности);

  2. многофакторный подход (объяснение особенностей исторического развития стран влиянием совокупности факторов — географического, геополитического, религиозного, социальной организации и др.);

  3. проблемный подход в изучении курса истории (рассмотрение исторических явлений не только в хронологической последовательности, но и сквозь призму возникновения, обострения и разрешения ключевых проблем);

  4. соотнесение процессов и событий отечественной и зарубежной истории;

  5. плюрализм при рассмотрении теорий, концепций, персоналий.


5. Особенности учебного процесса:

К важнейшим особенностям учебного процесса в лицее относится наличие трех компонентов в структуре учебного плана:

— федерального (базовое ядро учебных предметов);

— лицейского базового (профильные предметы, учет регионального компонента);

— индивидуального лицейского (спецкурсы и факультативы).
6. Формы изучения материала:

  1. лекция;

  2. семинар;

  3. ролевая игра (освоение различных позиций, умений, навыков, стратегий поведения, информации, необходимых для исполнения роли);

  4. конференция (ее суть состоит в обмене знаниями, информацией о различных сторонах явления, процесса, события, что дает возможность составить целостное представление о предмете обсуждения);

  5. практикум (освоение навыков работы историческими источниками);

  6. диспут, дискуссия (выработка умения предъявить собственную точку зрения и достойно оппонировать);

  7. творческие формы самостоятельной работы (выполнение заданий, например, в форме эссе, реферата, рецензии, реконструкции источника).

Применение заданий для самостоятельной работы позволяет варьировать организацию учебного процесса, сочетая при этом фронтальную, групповую и индивидуальную учебно-познавательную деятельность.


  1. Ожидаемые результаты:

  1. формирование понимания динамики и целостности исторического процесса;

  2. способность структурировать событийный подход (поток);

  3. знание ключевых фактов мировой и Отечественной истории и культуры;

  4. осознание многовариантности и альтернативности исторического процесса;

  5. умение реконструировать событие;

  6. понимание относительности знаний о прошлом;

  7. умение создавать собственную интерпретацию событий;

  8. умение работать с историографическими версиями;

  9. умение анализировать исторические источники;

  10. освоение позиций (современник, иностранец, потомок): различение (выявление), осмысление, комментарии (включение в исторический контекст, смысловой перевод).



  1. Диагностика

С нашей точки зрения, диагностику знаний и умений учащихся целесообразно проводить используя, прежде всего, различные виды заданий для самостоятельной работы. Их применение дает возможность установить не только наличие тех или иных знаний, но и уровень их усвоения, способность осознанного их применения в новой учебной ситуации. Использование заданий для самостоятельной работы вместо вопросов, требующих воспроизведения материала, содержащегося в учебнике или в лекции, меняет характер контроля за знаниями.

Контроль перестает быть для ученика своего рода пугалом, угрозой получения неудовлетворительной оценки, неловкого положения перед сверстниками, а выступает средством своеобразной пробы сил, сосредоточения своих интеллектуальных возможностей, средством самоутверждения в коллективе. Это соответствует психологическим особенностям старшеклассников, стремящихся к осмыслению окружающего мира и утверждающихся в нем. Контроль с применением заданий для самостоятельной работы позволяет учащимся в большей мере применить свои способности.

Выбор того или иного вида задания определяется спецификой самого занятия. Так, при проведении школьной лекции используются задания, ориентирующие ученика на уяснение главного и выявление взаимосвязей между отдельными частями ее содержания, на осознание логики изложения, соотношения между аргументами и выводами, на формирование личностного отношения к изучаемому материалу. Задания формулируются до начала лекции или в ходе ее изложения, с проверкой их выполнения в конце урока.

При проведении семинарского занятия задания для самостоятельной работы используются как в процессе подготовки к нему, так и в ходе самого семинара. В первом случае они способствуют творческой работе с источниками, более полному раскрытию их содержания и логики изложения материала, синтезу знаний на основе комплекса источников, предложенных к семинару. Во втором случае такие задания позволяют организовать дискуссию вокруг вопросов, включенных в план занятия.

На практическом занятии задания для самостоятельной работы нацеливают учащихся на тщательный, глубокий анализ текста исторического источника, раскрытие сути наиболее сложных фрагментов путем установления связей с уже изученным материалом, на прослеживание движения мысли автора и раскрытие его личности. На практических занятиях обсуждаются результаты выполнения опережающих заданий по сбору и обработке уже собранного материала, а также задания, требующие оценки общественных явлений и принятия решений на основе анализа конкретных ситуаций.

Так, за несколько недель до изучения очередной темы учащимся могут быть даны задания исследовательского характера, выполняемые индивидуально или группой учеников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция исторического образования в лицее iconКонцепция исторического пейзажа
Концепция исторического пейзажа в творчестве М. Волошина

Концепция исторического образования в лицее iconВоспитательная работа в лицее ведется по нескольким направлениям
Воспитательная работа в лицее строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Таким образом,...

Концепция исторического образования в лицее iconКатегория субстанции и концепция исторического процесса

Концепция исторического образования в лицее icon«Новая концепция исторического образования и проблемы ее реализации»
...

Концепция исторического образования в лицее iconСтатья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов...
Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной...

Концепция исторического образования в лицее iconКонцепция системы государственного управления концепция создана по заказу
Воронежского регионального общественного движения по содействию в борьбе с коррупцией «З а е динство и р авноправие н ашего о бщества»...

Концепция исторического образования в лицее iconКонцепция сохранения и развития санаторно-курортной помощи в архангельской...
Настоящая концепция развития санаторно-курортной помощи в Архангельской области (далее концепция) определяет основные задачи и направления...

Концепция исторического образования в лицее icon«Читаем вместе о родном лицее»
Андрусенко П. Тем, кто увлечен физикой и математикой // Северная правда – 1968. – 25 мая

Концепция исторического образования в лицее iconМетодические рекомендации по переходу на линейное изучение истории...
Методические рекомендации по переходу на линейное изучение истории (2016-2017 уч год)

Концепция исторического образования в лицее iconСовершенствование системы школьного исторического образования через занятия по источниковедению
Важнейшей задачей средней школы является обеспечение качества образования выпускников школы. Что можно понимать под качеством исторического...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск