1. Цели и задачи дисциплины






Название1. Цели и задачи дисциплины
страница1/8
Дата публикации31.01.2015
Размер1 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8





1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Отечественная история как учебная дисциплина имеет важное значение для общеобразовательной и специальной подготовки высококвалифицированных специалистов. История играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании объективных законов развития человеческого общества, в воспитании патриотизма, интернационализма, трудовых и нравственных качеств личности. Важным аспектом изучения отечественной истории является формирование исторического мышления, что помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Цель изучения дисциплины: дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, показать взаимосвязь отечественной и мировой истории, место и роль России в мировой цивилизации.

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование представлений у студентов об этапах и специфике исторического развития России;

  • закрепление знаний о закономерностях социально-экономического и политического развития страны и ее народов;

  • освоение студентами базовых категорий и понятий исторической науки;

  • усвоение студентами основ исторического мышления, целостного видения исторического процесса.







    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать основные исторические этапы развития Российского государства; место и роль исторической науки в общественной жизни; основные исторические понятия, законы, теории; основные исторические факты, даты, имена выдающихся исторических и политических деятелей.

Студент должен уметь анализировать исторические факты; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому; понимать и анализировать исторические проблемы; использовать исторический понятийно-категориальный аппарат, знания об основных исторических закономерностях развития в профессиональной деятельности; ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать современные и прошедшие значимые общественные явления; применять методы и средства познания для повышения собственного уровня исторического знания; ориентироваться в современной исторической учебной и научной литературе.

Студент должен владеть методами изучения истории; навыками исторического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста по проблемам истории; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии по исторической проблематике.

У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК): владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма (ОК-5); способностью анализировать исторические факты, философские проблемы (ОК-10).



    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ




Политология

История экономики




  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

    1. Аудиторные занятия очной формы обучения (лекции, семинарские занятия)

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Лекции







1-10

1-2

10
2

10
2

Модуль 1: «История России IX – начала ХХ вв.».

Тема 1: «Древняя Русь IX – XIII вв.».

Лекция 1: «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.».

  1. Предмет, принципы, основные методологические подходы в изучении истории.

  2. Образование Древнерусского государства. Дискуссия о призвании варягов.

  3. Социально-политические и экономические отношения в Киевской Руси.

  4. Русские земли и княжества в XII-XIII вв. Борьба Руси за независимость в XIII веке.

М, П, Д , Э, ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


3-4

2

2

Тема 2: «Единое российское государство в XIV – XVII вв. Становление абсолютной монархии».

Лекция 2: «Единое российское государство в XIV – XVII вв.»

  1. Объединение русских земель вокруг Москвы.

  2. Московское государство в XV – XVI веке: социально-экономическое и политическое развитие.

  3. Россия в XVII в. Становление абсолютной монархии.

  4. Цели и основные направления внешней политики в XVII в.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


5-6

2

2

Тема 3: «Российская Империя в XVIII веке».

Лекция 3: «Российская Империя в XVIII веке».

  1. Социально-экономическое, политическое и международное положение России на рубеже XVII-XVIII вв.

  2. Реформы Петра I. Становление Российской Империи.

  3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

М, П, Д , Э, ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


7-8

2

2

Тема 4: «Российская Империя в XIX веке».

Лекция 4: «Российская Империя в XIX веке».

  1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века и особенности реформирования 1801 – 1855 гг.

  2. Россия после 1861 г.: реформы и контрреформы.

  3. Освободительное движение и общественно-политическая мысль: этапы становления, основные направления, место в жизни общества и государства.

  4. Внешняя политика Российской Империи в XIX веке.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


9-10

2

2

Тема 5: «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия».

Лекция 5: «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв.».

  1. Противоречия социально-экономического развития России в конце XIX – начале ХХ века.

  2. Революция 1905 – 1907 гг. Реформы П.А. Столыпина.

  3. Россия в Первой мировой войне. Кризис и падение самодержавия в феврале 1917 г.

  4. От февраля к октябрю 1917 г. Становление советской власти.

Контрольная работа по итогам освоения Модуля №1.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


11-18
11-12

8

2

2

-

Модуль 2 «История России ХХ – начала XXI вв.».

Тема 6: «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

Лекция 1: «Становление советской России. 1917 – 1939 гг.».

  1. Советская республика в условиях гражданской войны. Политика «Военного коммунизма».

  2. Новая экономическая политика. Образование СССР.

  3. Форсированное строительство социализма: коллективизация и индустриализация.

  4. Внешняя политика Советского государства в 1920-е – 1930-е гг.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


13-14

2

-

Тема 7: «СССР во Второй мировой войне и восстановительный период (1939 – 1953 гг.)».

Лекция 2: «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».

  1. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

  2. Великая Отечественная война: характер, периодизация, основные этапы. Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн.

  3. Восстановление народного хозяйства и общественно-политическое развитие СССР 1945 – 1953 гг.

  4. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

М, П, Д , Э, ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


15-16

2

2

Тема 8: «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.: от реформ к стагнации советской системы».

Лекция 3: «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.».

  1. «Оттепель» 1950-х гг. Советского общество в 1953 – 1964 гг.

  2. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Стабильность и стагнация социалистической общественной системы.

  3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в период перестройки.

  4. Цели и направления внешней политики СССР во второй половине ХХ века.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


17-18

2

-

Тема 9: «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)».

Лекция 4: «Россия в 1992 – 2010 гг.: противоречия реформаторского курса и перспективы развития страны».

  1. Демонтаж союзной государственности. Социально-политическое развитие России в 1992 г. – начале XXI века.

  2. Экономические реформы в России 1990-х – 2000-х гг.: итоги и перспективы.

  3. Россия и внешний мир на рубеже ХХ - XXI веков.

Контрольная работа по итогам освоения Модуля №2.

М, П, Д , Э, ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10











Практические занятия /семинары







1-10

1

20
2

-

Модуль 1: «История России IX – начала ХХ вв.».
Тема 1: «Древняя Русь IX – XIII вв.».

Семинар 1: « Предмет, методология и задачи исторической науки».

  1. Предмет, принципы и методы изучения истории.

  2. Основные концептуальные подходы к изучению истории.

  3. Социальные функции исторической науки.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



2


2


-

Тема 1: «Древняя Русь IX – XIII вв.».

Семинар 2: «Древняя Русь IX – XIII вв.: социально-экономическое и политическое развитие».

  1. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства. Дискуссия о призвании варягов.

  2. Социально-политические и экономические отношения в Киевской Руси.

  3. Причины феодальной раздробленности. Русские земли и княжества в XII-XIII вв.

  4. Борьба Руси против иноземных нашествий в XIII веке.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



3


2


-

Тема 2: «Единое российское государство в XIV – XVII вв.».

Семинар 3: «Единое российское государство в XIV – XVI вв.»

  1. Основные этапы и особенности процесса объединения русских земель Москвой.

  2. Социально-экономический и политический строй Российского единого государства в XV – первой трети XVI вв.

  3. Реформы 1530-1550-х гг. Опричнина Ивана IV Грозного.

  4. Цели и основные направления внешней политики России

в XVI в.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



4


2


-

Тема 2: «Единое российское государство в XIV – XVII вв.».

Семинар 4: «Россия в XVII в. Становление абсолютизма».

  1. Россия в начале XVII в. «Смута»: причины, этапы, последствия.

  2. Российское государство и общество в XVII в.: новые явления в хозяйственной жизни, социальные движения, церковный раскол.

  3. Политическое развитие России в XVII в. Становление абсолютной монархии.

  4. Внешняя политика России в XVII в.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



5


2


-

Тема 3: «Российская Империя в XVIII веке».

Семинар 5: «Россия в первой четверти XVIII века. Реформы Петра Великого».

  1. Россия на рубеже XVII – XVIII вв. Предпосылки и особенности реформ Петра I.

  2. Основные направления петровской модернизации.

  3. Место реформ Петра Великого в истории России: дискуссия в исторической литературе.

  4. Внешняя политика России в первой четвери XVIII в. Северная война.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



6


2


-

Тема 3: «Российская Империя в XVIII веке».

Семинар 6: «Российская Империя во второй половине XVIII века. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II».

  1. Эпоха «дворцовых переворотов»: особенности социально-политического и экономического развития страны.

  2. Содержание и результаты политики «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

  3. Сословная политика и экономические отношения в Российской Империи второй половины XVIII века.

  4. Цели и направления внешней политики Российской Империи второй половины XVIII века.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



7


2


-

Тема 4: «Российская Империя в XIX веке».

Семинар 7: «Российская Империя в первой половине XIX века».

  1. Внутренняя политика при Александре I: основные этапы, противоречия и проблемы.

  2. Социально-экономическое и политическое развитие России при Николае I.

  3. Общественная мысль и общественное движение в первой половине XIX века: декабристы, консерваторы, западники, славянофилы, революционные демократы.

  4. Внешняя политика в первой половине XIX века: восточное и западное направления. Крымская война.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



8


2


-

Тема 4: «Российская Империя в XIX веке».

Семинар 8: «Российская Империя во второй половине XIX века».

  1. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х гг.: предпосылки, основное содержание, характер и последствия.

  2. Контрреформы 1880-1890-х гг.

  3. Идейная борьба и общественное движение во второй половине XIX в.: консерваторы, либералы, революционеры.

  4. Проблемы и противоречия внешней политики России во второй половине XIX века.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10




9



2



-


Тема 5: «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия».

Семинар 9: «Противоречия социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX – XX веков. Первая русская революция».

  1. Развитие промышленности и сельского хозяйства России на рубеже XIX – XX вв.

  2. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, этапы, итоги.

  3. Российская многопартийность и парламентаризм начала ХХ века.

  4. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.

М, П, Д , Э, ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



10


2


-

Тема 5: «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия».

Семинар 10: «Кризис самодержавия и революции 1917 года».

  1. Первая мировая война: причины, характер. Участие России в войне.

  2. Нарастание социально-политического и экономического кризиса в 1915 – начале 1917 г.

  3. Февральская революция 1917 г. Поляризация политических сил в период от февраля к октябрю 1917 г.

  4. Октябрь 1917 г. Формирование новой системы власти.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10


11-18
11


16

2

-

-

Модуль 2: «История России ХХ – начала XXI вв.».

Тема 6: «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

Семинар 1: «Становление советской России. 1917 – 1920-е гг.».

  1. Гражданская война и интервенция: причины, состав противостоящих сил, итоги. Политика «Военного коммунизма».

  2. Новая экономическая политика: основные направления и сущность.

  3. Политический режим в условиях НЭПа.

  4. Образование СССР. Выход из международной изоляции.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



12


2


-

Тема 6:«Советская Россия в 1917 – 1939 гг.».

Семинар 2: «СССР в 1920-е – 1930-е гг.».

  1. Внутрипартийная борьба в РКП (б). Курс на форсированное построение социализма.

  2. Индустриализация и коллективизация: содержание процессов, основные этапы и результаты.

  3. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е годы. Сталинизм: предпосылки возникновения, сущность, последствия.

  4. Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10




13



2



-

Тема 7: «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».

Семинар 3: «СССР во Второй мировой и великой Отечественной войне».

  1. Международные отношения и проблемы внутренней политики СССР накануне и в начале второй мировой войны.

  2. Великая отечественная война 1941 – 1945 гг.: причины, характер, основные этапы. Партизанская война в тылу врага. Историческое значение Победы.

  3. Советский тыл и экономика в годы войны.

  4. Дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны: превентивная война, причины поражения Красной Армии в начале войны, проблема ленд-лиза, потери в войне, роль ВКП (б) и И.В. Сталина в войне, причины победы СССР.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10




14



2



-

Тема 7: «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)».

Семинар 4: «СССР в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг.».

  1. Социально-экономическое развитие страны после войны. Перевод экономики на гражданские рельсы.

  2. Политический режим в 1945 – 1953 гг. Репрессии конца 1940-х – начала 1950-х гг.

  3. Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы и формирование мировой социалистической системы.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



15


2


-

Тема 8: «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.».

Семинар 5: «Особенности социально-экономического и политического развития СССР эпохи «Оттепели». 1953 – 1964 гг.».

  1. Смерть В.И. Сталина и борьба за власть в 1953 – 1958 гг.

  2. Либерализация общественно-политической жизни страны в середине 1950-х гг. Десталинизация и ее пределы.

  3. Экономическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.

  4. Международные отношения СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Политика «мирного сосуществования».

М, П, Д , Э, ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



16


2


-

Тема 8: «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.».

Семинар 6: «СССР в 1964 – 1991 гг.: от реформ к крушению советской системы».

  1. Реформы в промышленности и сельском хозяйстве 1965 г., их содержание и судьба.

  2. Общественно-политическая жизнь в 1964 – 1985 гг. Диссидентство.

  3. Сущность и этапы «Перестройки» 1985 – 1991 гг. Причины распада СССР.

  4. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Крах мировой социалистической системы.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



17


2


-

Тема 9: «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)».

Семинар 7: «Российская Федерация в 1990-е гг.».

  1. Цели, основные направления, этапы и итоги экономической реформы 90-х годов. Дефолт 1998 г.

  2. Политическое развитие России в 1990-е гг.: становление новой государственности, формирование многопартийной системы, опыт парламентской демократии.

  3. Проблемы межнациональных отношений.

М, П, Д , Э, ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10



18


2


-


Тема 9: «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)».

Семинар 8: «Российская Федерация в 2000-е гг.».

  1. Социально-экономическое развитие России в 2000-х гг. Приоритетные национальные проекты и их реализация.

  2. Политическое развитие России в 2000-х гг. Реформы структур государственной власти. Борьба с терроризмом.

  3. Внешняя политика РФ 1990-х – 2000-х гг. Отношения с ближним и дальним зарубежьем.

М, П, Д , ПБ.

ОК-1 ОК-5

ОК-10

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины iconФилософия цели и задачи дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ок-1, ок-2, ок-3, ок-5, ок-6, ок-11, пк-2, пк-4, пк-21,...

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1. Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная

1. Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа дисциплины «история»
Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий...

1. Цели и задачи дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» Цели и задачи освоения дисциплины
Практическая цель – подготовка будущих специалистов к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личной...

1. Цели и задачи дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста в области таможенного дела, который способен решать профессиональные задачи...

1. Цели и задачи дисциплины iconСодержание рабочей программы пояснительная записка 5 Цели и задачи...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, проомежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск