СОДЕРЖАНИЕ Все мы дети — одной истории Между нами не должно быть границ
«Раз мы не научились жить врозь, значит, мы не разучились жить вместе»
«Для стабилизации маната нужно 250 — 300 млн долларов» Может ли экономика игнорировать генетику?
Процесс осуществления реформ все-таки продвигается вперед Азербайджан между Россией и Турцией Независимость — это выбор формы зависимости Выполняя президентский указ Доверие способствует экономическим связям Еще один важный шаг на пути аграрных реформ Роль СНГ могла бы быть значительно больше
«Политическая болезнь» президента Ельцина
Азербайджан вынесет вопрос о поставке вооружения Армении на международный уровень Азербайджан: пути преобразования «Нам не надо создавать проблем, необходимо сохранять то,
что заложено нашими предками»... «Мы — за взаимовыгодное сотрудничество»
«Я — человек независимый, но благодарный» «Я даже не могу себе представить, как может Азербайджан
жить без России» Россия является ведущим торговым партнером Азербайджана «Нас связывает не только история, но и вполне реальное настоящее» Сотрудничество во имя процветания «С Россией нас связывают культурные, исторические корни, мы являемся стратегическими партнерами» «Намерен и дальше делать все, чтобы в Азербайджане проводилось немало международных турниров по борьбе» «Азербайджан должен сотрудничать в оборонной сфере не только с Россией» Президенту Азербайджанской Республики господину Ильхаму Алиеву Президент Азербайджана Ильхам Алиев вручил Аббасу Аббасову орден «Истиглал»
ВСЕ МЫ — ДЕТИ ОДНОЙ ИСТОРИИ
«Правда»
24.10.1992 Подписанием всеобъемлющего соглашения завершился визит в Москву Президента Азербайджанской Республики Абульфаза Эльчибея. О перспективах развития российско-азербайджанских отношений в беседе с нашим корреспондентом А. Петровым рассказывает первый вице-премьер правительства Азербайджана А. Аббасов. — Аббас Айдынович, подписанные вами соглашения с правительствами Москвы и Санкт-Петербурга, визит Е. Гайдара в Баку, недавняя встреча в Москве президентов двух государств должны, по всей видимости, способствовать развитию отношений между нашими странами. Как вы оцениваете их будущее? — С моей точки зрения, последние полгода можно действительно назвать временем оздоровления азербайджано-российских отношений. Основная причина этого, на мой взгляд, заключается в том, что обе стороны отказались от поиска идеологических основ межгосударственных отношений и стали строить их на реальных политических и экономических интересах. В Азербайджане, наконец, перестали называть Россию империей, а в России — видеть в Азербайджане зависимое государство. Именно это позволило в диалоге между правительствами двух стран перейти от взаимных претензий к поиску путей взаимовыгодного сотрудничества. Если попытаться еще глубже разглядеть причины сближения Азербайджана и России в последнее время, то их, безусловно, необходимо искать в параметрах политических процессов, идущих в двух государствах. В нашей республике нарастание тенденций демократизации общественно-политической жизни, некоторая консолидация политических сил, расширившаяся социальная база самой власти дают возможность политическому руководству отойти от любых проявлений популизма во внешней политике и выдержать принципиальную позицию отстаивания национальных интересов. В свою очередь появление в российском руководстве прагматиков и реалистов позволило увидеть в Азербайджане геополитическую перспективу для своей страны. Ну и не последнюю роль, я думаю, в изменении атмосферы азербайджано-российских отношений сыграл прорыв информационной блокады вокруг Карабаха. Сегодня, к тому же, отношение МИД и Минобороны РФ к этой проблеме ближе к паритету, чем в начале года. Все это, безусловно, дает основания для большего оптимизма, помогает стабилизировать отношения между Россией и Азербайджаном. — Господин вице-премьер, не считаете ли вы, что более решительная позиция России в карабахском конфликте могла бы способствовать его скорейшему разрешению и мирному урегулированию? — Отношение к Карабаху всех сопредельных государств, в том числе России, сложное. С одной стороны, и Иран, и Турция, и Россия, и психологически ощутимо присутствующие в регионе США и страны Западной Европы понимают всевозможные ужасающие последствия кампании пересмотра границ в регионе. С другой — столкновение геополитических интересов этих стран, их несостыкованность не позволяют им положить конец войне двух не устоявшихся и пока довольно немощных молодых государств. Позволю себе личную и, быть может, спорную точку зрения. Карабах — своего рода отдушина незримой борьбы за влияние могущественных в регионе сил, сохранение перманентной возможности «спускать пар» этого противоборства. Карабах — потенциальная стартовая площадка физического выяснения отношений региональных сверхдержав. Поэтому не все здесь, конечно, уже в решающей степени зависит от России.
Важнее другое — то, что в самой России по сей день существуют силы, которые считают, что интересы этой державы в Закавказье должны заключаться в предельном ослаблении сопредельных государств, а значит, и в сохранении незатухающих конфликтов на территории Грузии и Азербайджана. Но обратите внимание — так называемое «ослабление» Грузии посредством уже второго на территории этого государства межнационального конфликта, как ни парадоксально, предельно ослабляет саму Россию на ее южных окраинах, в то время как наличие сильной, целостной Грузии могло бы способствовать стабилизации обстановки в неспокойных районах Северного Кавказа. Применительно же к нашей республике это означает, что было бы правильно с точки зрения интересов России не обстановку в Азербайджане дестабилизировать через розыгрыш так называемой «лезгинской карты», а, наоборот, на ситуацию в Дагестане благотворно повлиять через стабилизирующийся Азербайджан. — Давайте затронем интересную и крайне болезненную для сегодняшней России проблему межнациональных отношений среди народов юга Северного Кавказа и Дагестана. Что вы думаете по поводу разворачивающихся здесь процессов? — Я готов высказать свои суждения по этой теме, но с одним условием — все это будет воспринято как моя личная точка зрения, если угодно, как бывшего советского человека, а не как официальная точка зрения правительства Азербайджана.
Я убежден, что невозможно сегодня правильно понимать происходящие в России события без глубокого знания и понимания ее истории, без развязывания и распутывания пластов, мощных наслоений политических и этнических проблем, заложенных в основе эволюции российской государственности. К сожалению, стало привычно называть развал бывшего СССР крахом последней мировой империи. Между тем, Советский Союз был уникальным государственным образованием, которое очень условно можно было бы назвать империей. По той простой причине, что в нем никогда не было метрополии в классическом смысле этого слова. Ведь русские в период так называемого «социалистического эксперимента» пострадали точно так же, как и другие народы многонациональной страны. А может, даже и больше. Собственно, это явление можно, наверное, считать своеобразной чертой русской истории. В России бесправие никогда не было уделом только «инородцев». Крепостное право является привилегией русских, украинцев, белорусов.
В течение долгих веков русское государство вбирало в себя территории, могучие пространства, поглотило целые народы. На новых землях происходили, как правило, мирная крестьянская колонизация, массовое поселение русских общин. Сегодня так же, как и в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Казахстане, Узбекистане, Татарстане, Башкортостане, Калмыкии есть русские люди. Они − в трех, пяти, семи, а то и десяти поколениях, − живут на этих землях. Русская трагедия обозначилась, когда она стала выходить за свои территориально-этнографические границы. Расширение Руси привело к сужению, а потом и к ликвидации свободы русского человека. Человек, который хотел осчастливить других, стал самым несчастным человеком в мире. Историк Ключевский хорошо видел эту связь между разбуханием Российской империи и потерей русскими свободы и гражданских прав.
Будущее народов одной шестой части суши по-прежнему зависит от благородства русской души, от ее силы и выносливости, от способности быть выше узких этнонациональных интересов. И если сегодняшняя Россия сумеет отказаться от жалкой имитации былой единой государственности и найдет в себе силы на подлинно демократической основе перестроить национально-государственное устройство страны, если все-таки не сорвется на войну с крохотной Чечней, в этом случае, наверное, нигде на всем, еще едином, пространстве бывшего СССР стремление народов к свободе не будет ассоциироваться с антирусской борьбой.
Я абсолютно далек от назидания, я лишь с тревогой вглядываюсь в будущее. В наше общее будущее. Потому что мы — дети одной единой истории...
МЕЖДУ НАМИ
НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ГРАНИЦ
«Бакинский рабочий»
14 августа 1992 года Как сообщалось в печати, 7 августа в Кубинском районе состоялась встреча правительственных делегаций Азербайджана и Дагестана. На встрече был обсужден широкий ряд вопросов, представляющих взаимный интерес. Ниже публикуем сокращенную запись этой встречи, касающуюся вопроса ужесточения границ, которая, думается, заинтересует читателей. Встречу открыл премьер-министр Азербайджана
Р. Гусейнов и предоставил слово ее участникам. А. АББАСОВ, первый заместитель премьер-министра Азербайджана: — Учитывая близость исторических корней и традиций, наличие общей границы, по обе стороны которой и живут родственные народы, с учетом новых реальностей мы договорились с Председателем Верховного Совета Республики Дагестан о подготовке проекта соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между двумя республиками. Проект документа готов, и сегодня надо определить конкретные сроки его подписания на уровне глав наших республик.
Один из принципиальных пунктов этого соглашения — пункт восьмой — в частности, гласит: «Азербайджанская и Дагестанская республики, учитывая исторически сложившиеся условия, тесные родственные связи, добрососедские отношения, систематическое общение между жителями приграничных районов, считают важным сохранение существующих условий на границе. Для соблюдения общепринятых норм экономических и других взаимоотношений на границе считать важным организацию соответствующих приграничных и таможенных пунктов для поддержания порядка на ней». То есть мы не предусматриваем никаких визовых въездов и выездов на границе. Это мнение нашего правительства, мнение нашего Президента.
И еще. По нашим сведениям, в ряде районов Дагестана на дорогах часто случаются нападения на азербайджанский транспорт. Неизвестные люди, вооруженные автоматами, останавливают машины, забирают грузы, угрожают водителям. Кроме того, в Хачмасском, Кусарском районах наблюдаются провокационные вылазки, преследующие цель создать напряжение между лезгинами и азербайджанцами. Если мы не примем действенные, радикальные меры и не пресечем действия преступных элементов, то последствия могут быть и драматическими для всего региона. Мы прекрасно понимаем, кто стоит за всеми этими провокациями, у нас есть много фактов и доказательств того, что отнюдь не лезгины, не дагестанцы хотят усиления конфронтации. Думается, настала пора принимать решительные меры, вплоть до привлечения смутьянов и провокаторов к уголовной ответственности. Р. ГУСЕЙНОВ:
— Возможно, в текст договора вы захотите внести свои коррективы и предложения. Главное — надо добиться такого положения, чтобы раз и навсегда снять все споры о границах и упредить негативные процессы. Мы должны обнародовать свою позицию и твердо заявить, что никому не позволим омрачить добрососедские отношения между двумя независимыми, суверенными республиками. Этого ждут наши народы. Я вчера встречался в Кусары с представителями местной общественности, интеллигенцией. Состоялся доверительный, откровенный разговор. И я почувствовал это огромное желание людей жить в мире и согласии — в ладу, как говорится, со своей совестью. И вся эта политическая шумиха им абсолютна чужда. А. АББАСОВ:
— Осложнения, собственно, начались после того, как поднялся вопрос о границах. Он явился своеобразным детонатором. Если мы объединимся и согласуем свои позиции, никому не удастся вбить клин между нами. Ибо ничего хорошего это не принесет ни азербайджанцам, проживающим в Дагестане, ни лезгинам, живущим на территории нашей республики. Сегодня ставится на карту судьба двух народов. Оба народа должны заявить на весь мир: между соседями-братьями не может быть границ! Многое сейчас зависит и от руководителей приграничных районов, того же Низами Сулейманова — главы исполнительной власти Кусарского района, от Саида Джамаловича Курбанова — председателя Дербентского райсовета, от лидеров других районов, да и от всех нас с вами.
Надо раз и навсегда поставить все точки над «i»: лезгины, живущие в Азербайджане, — наши соседи, наши братья. Мы для них культурную автономию создали и будем ее дальше развивать. Но никаких разделов, размежеваний, территориальных склок Азербайджан со своей стороны не допустит. Это официальная точка зрения азербайджанского руководства, которую просим довести до сведения руководства Дагестана. Н. МАГОМЕДОВ, первый заместитель Председателя Совета министров Дагестана:
— Отношение дагестанского народа к этой проблеме однозначно: он хочет жить дальше в мире и согласии с азербайджанскими братьями, сохранять и развивать все доброе в наших взаимоотношениях. Такой же позиции придерживается руководство Дагестана. И сегодня я тоже хочу довести до вашего сведения официальную точку зрения руководителей республики: границ в их классическом понимании между Азербайджаном и Дагестаном быть не должно. Я хочу заметить, что это понятие — «глухие границы» — ни одной из наций и народностей, которые проживают в Дагестане, не воспринимается. И об этом было четко сказано на последней сессии Верховного Совета республики. Наша позиция была доведена до сведения руководства России, в том числе до самого Президента. Вместе с тем таможенные посты, таможенные службы на границах нужно усилить. Это необходимо, чтобы пресечь незаконный вывоз и ввоз продукции, контрабанды и прочего. В этой связи мы разделяем вашу озабоченность и понимаем ваше желание иметь действенную таможенную службу для защиты внутреннего экономического рынка.
Относительно тех эксцессов и провокационных выступлений, о которых вы говорили, я должен сказать: это не мнение народа, это не политика правительства. Хотя, я должен признать: на каждом митинге эти вопросы поднимаются, подчас намеренно муссируются. Поэтому я абсолютно согласен с Аббасом Айдыновичем: мы должны активно подключиться к работе с населением, разъяснить нашу позицию. Я уверен, что наша точка зрения найдет отклик и понимание у всех народов Дагестана. Мы не исключаем, что здесь действуют какие-то третьи силы, которым это выгодно. М. ГУСАЕВ, председатель Государственного комитета по делам национальностей Республики Дагестан:
— Вы, уважаемый Аббас Айдынович, говорили о преступлениях, о провокационных публикациях и пр. Если мы сейчас начнем собирать публикации и отдельные выступления в Дагестане по этому вопросу и в Азербайджане, то неизвестно, чья чаша перетянет. Что касается выступлений в московской печати, например, статьи в «Собеседнике» от 27 июля, то мы по этому поводу направили официальный протест М. Полторанину. Кроме того, готовятся документы на подачу в суд на эту газету. Эта статья воспринята в Дагестане однозначно — как оскорбление всех народов, проживающих в нашей республике, а не только азербайджанцев.
Что касается преступлений на дорогах, у нас есть сведения об инцидентах, которые происходят здесь, в Азербайджане. Мы даже хотели привести этот список на встречу, а потом решили — не стоит. Опять-таки для того, чтобы не завязнуть во взаимных обвинениях. Такие факты есть с обеих сторон и их следует решительно пресекать. И еще: мы должны больше доверять друг другу. На этих трех митингах только один раз было допущено недружественное высказывание в отношении Азербайджана... А. АББАСОВ:
— Вот это-то нас и беспокоит. Мы же знаем, что это было за выступление. |