Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Средних веков и истории России составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией В. А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2008 г. и авторской программы А. А. Данилова «История России » Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов при 2 часах в неделю. Из них 34 часа отводится на средние века и 34 часа на историю России, а также 5 часов на контрольные работы.
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение следующих целей и задач: - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков и Истории России, как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
Программа реализуется с помощью УМК:
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2011
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2011.
Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2011
Настенные карты по истории средних веков.
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина . История России с древнейших времён до начала 16 века. 6 клл. - М.: Просвещение, 2011
Рабочая тетрадь к учебнику. А. Данилова, Л. Г. Косулиной авт. Д. Д. Данилов, С. М. Давыдова, Н. В. Коробкина. – М.: Баласс, 2011.
Атлас по истории России. - М.: Дрофа, 2011
Настенные карты по истории России.
. Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)
Хронологические рамки Средневековья . Понятия « Средние века». Великое переселение народов.
Раннее средневековье (11 часов)
Расселение франков их занятия. Общественное устройство. Франкская империя и её распад Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм . Сеньоры и вассалы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания, создание Священной Римской империи Византийская империя. Ранние славянские государства. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Католическая церковь.
Контрольная работа: «Раннее средневековье» (1 час)
Расцвет средневековья (21 час)
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Ремесло и торговля. Феодальные отношения в странах Европы. Крестьяне и синьоры. Роль церкви в обществе. Средневековая культура. Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и Англии. Образование централизованных государств в Европе. Возрождение. Гуманизм. Германские земли. Гуситское движение. Падение Византийской империи. Османская империя и её завоевания. Индийские княжества. Китай. Цивилизации Африки и Америки в средние века.
Контрольная работа: «Расцвет средневековья» (1 час)
Введение (1 час)
У истоков российской истории (3 часа)
Восточные славяне и их соседи. Расселение. Занятия и быт. Славянские языческие боги. Союзы восточнославянских племён.
Эпоха древнерусского государства 9-начало 12 в. ( 7 часов)
Призвание варяг в Новгород. Первые русские князья. Формирование Древнерусского государства. Причины принятия христианства на Руси . Основные направления политики Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Начало раздробленности. Новгородская земля. Политическая раздробленность Руси.
Русские земли и княжества (12 – середина 13 вв.) (6 часов)
Владимиро-Суздольское княжество. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество. Господин Великий Новгород. Общий взгляд на историю нашей страны и мира в первой половине Средневековья.
Контрольная работа: «Русские земли в начале Средневековья» (1 час)
Эпоха монгольского нашествия 13-14 вв. (8 часов)
Создание державы Чингизхана. Походы Батыя на Русь. Золотая Орда и Русь. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Владычество Золотой Орды на Руси. Повинности русского народа. Борьба против ордынского ига. Восстановление хозяйства на Руси. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергей Радонежский. Москва- центр складывающейся культуры русской народности. Андрей Рублёв.
Эпоха создания российского государства 15-начало 16 в. ( 9 часов)
Внутренняя и внешняя политика Василия 1. Иван 3. Свержение ордынского ига. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Судебник 1497 г. Условия развития страны в 17 в: территория, население, характер экономики. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе.
Контрольная работа: «Русские земли в Средние века» (1 час) Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории средних веков и истории России и выдающихся деятелей;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Распределение учебного материала курса
Количество часов
|
| №
| Наименование раздела
| Примерная или авторская программа
| Рабочая программа
| 1
| Раннее средневековье
| 11
| 11
| 2
| Расцвет средневеквья
| 21
| 21
| 3
| Контрольные работы
| 2
| 2
| 4
| Итого
| 34
| 34
| 5
| Введение
| 1
| 1
| 6
| У истоков российской истории (с древнейших времён до раннего Средневековья)
| 3
| 3
| 7
| Эпоха Древнерусского государства (IX – начало XII в.)
| 7
| 7
| 8
| Русские земли и княжества (XII – середина XIII в.)
| 6
| 6
| 9
| Эпоха монгольского нашествия (XII–XIV в.)
| 8
| 8
| 10
| Эпоха создания российского государства (XV – начало XVI в.)
| 9
| 9
| 11
| Контрольные работы
| 2
| 2
| 12
| Итого
| 68
| 68
|
Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса
№ п/п
| Тема урока
| Предпологаемая дата
| Фактическая дата
| 1.
| Что изучает история средних веков.
| 3.09.
|
| 2.
| Древние германцы и Римская империя
| 6. 09.
|
| 3.
| Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках
| 10. 09.
|
| 4.
| Карл Великий и образование Франкской империи. Феодальная раздробленность.
| 13. 09.
|
| 5.
| Западная Европа в IX-XI веках.
| 17. 09.
|
| 6.
| Культура Западной Европы в раннее Средневековье
| 21.09.
|
| 7.
| Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
| 24.09.
|
| 8.
| Культура Византии
| 27.09
|
| 9.
| Арабский халифат и его распад.
| 1.10
|
| 10.
| Культура стран Арабского халифата.
| 4.10
|
| 11.
| Средневековая деревня и ее обитатели. Средневековый замок.
| 8.10
|
| 12.
| Повторительно – обобщающий урок по теме: «Раннее средневековье»
| 11.10
|
| 13.
| Формирование средневековых городов
| 15.10
|
| 14.
| Торговля и денежное дело в Европе.
| 18.10
|
| 15.
| Католическая церковь и еретики.
| 22.10
|
| 16.
| Первый крестовый поход.
| 25.10
|
| 17.
| Дальнейшие крестовые походы и их историческое значение.
| 29.10
|
| 18.
| Объединение Франции
| 1.11
|
| 19.
| Англия в XI-XII веках.
| 12.11
|
| 20.
| Начало Столетней войны. Жакерия.
| 15.11
|
| 21.
| Восстание Уота Тайлера в Англии
| 19.11
|
| 22.
| Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
| 22.11
|
| 23.
| Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
| 26.11
|
| 24.
| Усиление власти князей в Германии.
| 29.11
|
| 25.
| Гуситское движение в Чехии
| 3.12
|
| 26.
| Завоевание турками – османами Балканского полуострова.
| 6.12
|
| 27
| Средневековая культура стран Западной Европы.
| 10.12
|
| 28
| Культура раннего возрождения в Италии
| 13.12
|
| 29
| Научные открытия и изобретения.
| 17.12
|
| 30
| Средневековый Китай.
| 20.12
|
| 31
| Индия в средние века.
| 24.12
|
| 32
| Государства и народы доколумбовой Америки.
| 27.12
|
| 33
| Африка в средние века.
| 17.01
|
| 34
| Повторительно – обобщающий урок по теме: «Расцвет средневековья»
| 21.01
|
|
| I. Введение. История России как часть всемирной истории
|
|
|
| II. У истоков российской истории
(с древнейших времен до раннего Средневековья)
|
|
| 35
| Древние жители Северной Евразии
| 25.01
|
| 36
| Северная Евразия в начале Средневековья
| 28.01
|
| 37
| Мир восточных славян
| 31.01
|
| 38
| Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности
| 4.02
|
|
| III. Эпоха Древнерусского государства (IX – начало XII в.)
|
|
| 39
| Становление Древнерусского государства
| 7.02
|
| 40
| Князь Владимир и крещение Руси
| 11.02
|
| 41
| Жители Древнерусского государства
| 14.02
|
| 42
| Расцвет Руси при Ярославе Мудром
| 18.02
|
| 43
| Начало распада Древнерусского государства
| 21.02
|
| 44
| Достижения культуры Древней Руси
| 25.02
|
| 45
| Родной край в глубокой древности (VII–XII вв.)
| 28.02
|
|
| IV. Русские земли и княжества (ХII – середина XIII в.)
|
|
| 46
| Раздробленность русских земель
| 4.03
|
| 47
| Владимиро-Суздальское княжество
| 7.03
|
| 48
| Господин Великий Новгород
| 11.03
|
| 49
| Общий взгляд на историю нашей страны и мира в первой половине Средневековья
| 14.03
|
| 50
| Контрольная работа 1: «Русские земли в начале Средневековья»
| 18.03
|
| 51
| Работа над ошибками
| 21.03
|
|
| Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности
|
|
| 52
| V. Эпоха монгольского нашествия (XIII–XIV вв.)
|
|
| 53
| Монгольское нашествие
| 1.04
|
| 54
| Татаро-монголы в нашем крае. XII–XV вв.
| 4.04
|
| 55
| Русь между Западом и Востоком
| 8.04
|
| 56
| Золотая Орда
| 11.04
|
| 57
| Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных
| 15.04
|
| 58
| Возвышение Москвы
| 18.04
|
| 59
| Собирание Руси вокруг Москвы
| 22.04
|
| 60
| Возрождение русской культуры
| 25.04
|
|
| VI. Эпоха создания Российского государства (XV – начало XVI в.)
|
|
| 61
| Распри в Московском княжестве
| 29.04
|
| 62
| Судьба Золотой Орды
| 2.05
|
| 63
| Создание Российского государства
| 6.05
|
| 64
| Власть в Российском государстве
| 13.05
|
| 65
| Население Российского государства
| 16.05
|
| 66
| Культура Российского государства
| 20.05
|
| 67
| Родной край в составе русского централизованного государства
| 23.05
|
| 68
| Контрольная работа 2: «Русские земли в Средние века»
| 27.05
|
|
Учебно-методическая литература
Методические пособия для учителя: 1.Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2011
2.Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2011.
3.Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2011
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина . История России с древнейших времён до начала 16 века. 6 клл. - М.: Просвещение, 2011
Рабочая тетрадь к учебнику. А. Данилова, Л. Г. Косулиной авт. Д. Д. Данилов, С. М. Давыдова, Н. В. Коробкина. – М.: Баласс, 2011.
Атлас по истории России. - М.: Дрофа, 2011
7. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории : пособие для учителя / Л. П. Борзова. – М. : ВЛАДОС, 2005.
8. Борзак, Е. Олимпиады по истории 5–9 классы : пособие для учителя / Е. Борзак. – Волгоград : Корифей, 2006.
9. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства : практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 2003.
10. Дричак, А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. – Волгоград : Экстремум, 2005.
11. Кадневский, В. Тесты по истории России с древнейших времен до XVIII века. 6–7 кл. / В. Кадневский. – М. : Айрис-Пресс, 2001.
12. Балашов, М. М. Костюм Киевской Руси : метод. пособие / М. М. Балашов. – М. : Детство-Пресс, 2002.
13. Кириллов, В. В. История России. VI–XXI вв. : справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. – М. : Эксмо-Пресс, 2004.
14. Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века : справ. пособие / М. Н. Зуев. – М. : Дрофа, 2009.
15. Сахаров, А. Н. Дипломатия Древней Руси / А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 1987.
16. Муравьев, А. В. Очерки истории русской культуры. IX–XVII вв. / А. В. Муравьев, А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 1984.
17. Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5–11 кл. / М. П. Чернова. – М. : Экзамен, 2008.
18. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. – М. : АСТ, 1996. Дополнительная литература для учащихся:
1. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. – М. : Вече, 2007.
2. История мировой культуры: справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Слово, 1996.
3. Рыжов, К. В. Все монархи мира. Западная Европа : книга для учащихся / К. В. Рыжов. – М. : Вече, 2001.
4. Аграшенков, А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. – М. : Вече, 2001.
5. Цыбульский, В. П. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. П. Цыбульский. – М. : Просвещение, 1982.
6. История России в датах: справочник школьника / сост. Г. Михайлов. – М. : Литера, 2008.
7. Ушакова, О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. – М.: Литера, 2006.
8. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ. пособие / Ю. С. Рябцев. – М : ВЛАДОС, 1998.
9. Левандовский, А. А. История России / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Н. С. Борисов. – М.: Росмэн, 2004.
10. Ушакова, О. Д. Повелители России: Великие князья : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – М.: Литера, 2008.
11. Ушакова, О. Д. Повелители России: Цари и императоры : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – М : Литера, 2008.
12. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века : книга для чтения / А. Н. Сахаров. – М.: Росмэн, 2003. Учебно-методическое обеспечение:
1. Наглядно-демонстративные пособия.
Таблицы по основным разделам «Истории России с древнейших времен до конца XIX века» (хронологические, сравнительные, обобщающие). Таблицы по «истории средних веков».
Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX в.
Карты:
– Славянские племена в VI–IX вв.
– Древнерусское государство в IX–X вв.
– Древнерусское государство в X–XI вв.
– Древнерусское государство в VII–XIII вв.
– Монголо-татарское нашествие. Борьба русского народа против немецких рыцарей и шведских феодалов.
– Московское княжество в 1340–1462 гг.
– Западная Русь в составе Великого княжества Литовского.
– Распад Золотой Орды.
- Ливонская война 1558–1583 г
- Европа в 11-15 в
- Европа в 8-9 в
- Завоевание арабов в 7-11 в
- Индия и Китай в средние века
- Европа и ближний восток во времена крестовых походов
- Европа в 16 в 2. Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.
– Великие российские династии (CD).
– Электронный учебник по истории для 5–8 классов (CD).
– Видеофильмы по истории России (DVD).
– Слайды (диапозитивы) по всеобщей истории.
3. Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Компьютер.
Экран проекционный.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт.
Приложения
Контрольная работа по истории средних веков № 1.
|