Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района»






Скачать 418.15 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «История Буинска и Буинского района»
Дата публикации02.02.2015
Размер418.15 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > История > Программа
Авторская программа элективного курса

«История Буинска и Буинского района».

Разработала:

учитель истории СОШ № 1

Буинского муниципального

района

Казакова Н.И.

2007 год
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………стр. 3-8

2. Тематическое планирование……………………………………стр.9-18

3. Содержание программы ………………………………………….стр.19

  1. Предварительные результаты………………………………...стр.20-21

  2. Занятие № 23 «Их именами названы улицы нашего города»…..22-25

  3. Занятие № 32 «История школы № 1»………………………...стр.26-30

  4. Занятие № 34 «Я и мой город»………………………………..стр.31-33

  5. Литература для учителя ………………………………………….стр.34

  6. Литература для учащихся………………………………………...стр.35


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основные задачи модернизации российского образования- повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Изучение истории своего родного края служит развитию личности, его гражданской позиции и нравственности.

В настоящее время возрастает интерес к изучению истории родного края. Это проявляется в возрождении краеведческой работы в различных формах – в создании клубов, музеев, факультативов, кружков, экспедиций, экскурсий и т.д.

Вместе с тем по своей социально- педагогической сути данный факультативный курс – это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование, и, во- вторых, не воспринимать историю отвлеченно.
Цели и задачи курса:

I. Обучающие:

  1. формировать и развивать у учащихся интерес и любовь к родному краю;

  2. сравнивать, сопоставлять события и факты;

  3. расширять и углублять знания, полученные на уроках всеобщей и отечественной России, литературы, музыки, ИЗО, татарского языка;

  4. помочь сформировать у учащихся целостное восприятие истории, культуры края как части истории мира.;

  5. научить учащихся понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;

  6. учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России.



II. Развивающие:

  1. развивать аналитическое мышление, устную речь;

  2. формировать умения работы с различными источниками;

  3. формировать умение излагать свои мысли.


III. Воспитательные:

  1. воспитать интерес к жизни края, чтобы умел самостоятельно находить нужную информацию – о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах края.

  2. воспитать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей района;

  3. создать коллектив единомышленников.

Основными принципами программы являются:

- принцип региональности

- принцип интегративности

- принцип вариативности.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно- методическая функция позволяет учителям Буинского района получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного курса.

Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемый системный материал.

Программа факультатива «История Буинска и Буинского района» является ориентиром для учителей города Буинска и Буинского района, а также может использоваться в качестве элемента курса по краеведению или в изучении курса «История Татарстана и татарского народа».

По способу разработки данная программа относится к адаптивной, т.е. имеет локальное (местное) значение.

Программу можно представить к опубликованию для учителей Буинского района.

Программа факультатива «История Буинска и Буинского района» предусматривает формы и методы организации работы по ней: рефераты, доклады, лекции, исследования, обобщения, встречи, экскурсии как заочные, так и очные, просмотр кино и видео фильмов, сочинения, эссе, игры, социологические опросы и др.

Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет ему на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Потенциал краеведения велик. Открытие в знакомом мире незнакомого, поиск новых сведений – увлекательный процесс познания. В перспективе материал постоянно будет обновляться и вносить свои коррективы в программу.

Мне кажется, что «краеведение» уже пора поэтому бы войти в образовательную область как отдельная, постоянная и самостоятельная область.

Таким образом встают вопросы: для чего необходимо изучать этот курс? Что нужно изучать. Чтобы достичь намеченной цели? Каким образом надо организовать процесс обучения? 34-35 часовой курс можно будет и увеличить.

Термин «краеведение», возникший в начале XX века, имеет своим объектом изучения края как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить. Я полагаю, что именно термин «краеведение» более всего подходит к школьным курсам, ориентирующим учащихся на изучение их жизненного пространства, ибо соответствует восприятию ребенка.

Термин «краеведение» с момента своего введения в научный оборот подразумевает комплексный подход: «ведать», т.е. изучать и знать одновременно историю, природу, этнографию, своего края. Анализ же существующих программ учебных краеведческих курсов, разработанных в разных регионах России, учебных пособий и накопленного опыта преподавания краеведения показывает, что в настоящее время доминирует историко – краеведческий подход в изучении города, реже региона и края. Комплексный подход к изучению своего края распространен в меньшей степени.

Остается открытым вопрос об образовательной области, в которую может войти новая предметная область «краеведение». Я придерживаюсь мнения о необходимости создания интегрированной образовательной области «краеведение». В нее могут войти постоянные предметные область «краеведение» и «плавающие» компоненты- краеведческие фрагменты других предметных областей (литературы, истории, географии и т.д.).

Структура краеведческого компонента должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент в других учебных курсах и краеведческий компонент во внеклассной работе (схема 1).
Структура краеведческого компонента в рамках образовательной программы школы.

С
Учебный курс знакомящий учащихся с процессом формирования наследия края, его особенностями, проблемами; деятельностью знаменитых и рядовых земляков
ХЕМА 1



Краеведческий компонент в других предметных областях

Краеведческий компонент во внеклассной работе.




Краеведческий курс формирует и систематизирует знания о ценности микромира, наследия, о проблемах жизни края, о взаимосвязи человека и окружающей среды, развиваются умения самостоятельной познавательной деятельности по изучению родного края.

В рамках краеведческого компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.

Краеведческий блок во внеклассной работе должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программы краеведческого курса.

Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу следует тщательно продумать. Избыточность местного материала также не разумна, как и его недостаточность.

Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края является «наследие». Она включает:

  • совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории;

  • местные традиции;

  • места хранения и трансляции духовных ценностей (музеи, библиотеки, театры).


Содержание программы (34-35 ч.)
Вводный урок «Буинск» (1ч.)

Источники изучения истории г. Буинска. История. Источники исторических знаний. Проблемы подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса.

Древний Буинск. (5ч.)

Территория, реки, почвы, растительный и животный мир, население. История заселения края. Археологические памятники Буинского район. История. Всемирная история. История России. История края. Растительный и животный мир, население. Могильники, курганы, стоянки, городища.
Наш край в составе Российской империи. XVI – XVIII в.в. (4ч.)

Место и роль нашего края в истории России и Татарстана. Волжская Булгария и наш край. Монголо- татарское завоевание Волжской Булгарии. Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Походы Ивана Грозного через Буинские земли.. Причины, участники, ход, причины поражения, итоги восстания. под предводительством С. Разина. Указ Екатерины 2 о создании г. Буинска.
Пореформенный период.19 век. (2ч.)

В.П. Ивашев – участник восстания декабристов. Буинский период жизни семьи Ивашевых. Программы декабристов, Ссылка декабристов в Сибирь. Подвиг жен декабристов. Камилла Ле Дантю. Либеральные реформы 1861- 1874 г.г. Отмена крепостного права.
Основные вехи Буинска 20 века. (21ч.)

Наш край в годы революций, гражданской войны. Установление Советской власти на местах. «Белые» и «Красные». И.С. Космовский. Наш край в 20-30 г.г. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х - начало 1940-х г.г. Великая Отечественная война 1941 - 45-х г.г. Послевоенный период. Герои социалистического труда. Культура края: обычаи, традиции, наука, искусство, образование.
Современность. (2-3 ч.)

Знаменитые люди края. Экологические проблемы. Обобщение курса.

Предварительные результаты.

В результате изучения «История Буинска и Буинского района» ученик должен:

знать /понимать

  • свою взаимосвязь с окружающим микромиром;

  • связь с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений; для современных жителей, для России и лично для него: «Я – мой город (село) – мой край (республика) – мое Отечество - мир»;

  • многогранности наследия;

уметь

  • использовать различные формы работы с учащимися (игровые ситуации, состязания, защита реферата, заочные и очные экскурсии и др.), приобретать знания (З), навыки (Н), умения (У) творческого подхода в выполнении задания;

  • приобретать З У на занятиях краеведения, способствующие переносу З и У на другие учебные курсы (ИЗО, музыка, литература, татарский язык, история России, всемирная история, история Татарстана и др.);

  • применять освоенный материал на занятиях возможно как в рамках учебного курса, так и во внеклассной деятельности (классные часы, экскурсии, туристические походы, праздники, вечера и т.д.);

  • видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его;

  • составлять маршрут, оформлять маршрутный лист, формулировать познавательные вопросы, учиться этике общения;

  • сравнивать, сопоставлять наследие своего края с культурой других районов России, находить общее и различие в их развитии; определять вклад жителей края в дело построения общероссийской культуры, видеть перспективы развития своего края;

  • в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность.

использовать приобретенные навыки для:

- организации самостоятельной учебной деятельности;

- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.

Занятие 23. Их именами названы улицы нашего города.

Цели занятия:


  • названия многих улиц города связаны с именами исторических личностей как российских, так и зарубежных, поэтому необходимо будет повторить материал курсов “Истории Татарстана”, “История России”.




  • развивать у учащихся умения работать в группе, работать с картами, схемами, планом города, развивать навыки беседы, составления вопросов со старожилами;



  • продолжать формировать гражданственность патриотизм учащихся, чувство ответственности перед Родиной.



Основные понятия: архитектура, планирование города.

Ход занятия.
Можно провести занятие различными формами – встреча с мэром города, работниками горсовета.

Большой интерес вызывает у учащихся и путешествие - экскурсия по улицам города (можно и заочно).

Учитель.

Извилистые и параллельные, расположенные в центре и на периферии, узкие и широкие улицы. Все вместе они составляют го­род, а каждая по отдельности... история. На них скрываются угол­ки нашего детства, тропки юности, отчие дома. Воспоминания, свя­занные с той или иной улицей, хранятся в душе каждого из нас. Но когда привычным подчерком вы пишите знакомый адрес: город Буинск, такая-то улица, такой-то дом, не задумывались ли вы над вопросами - а почему улица Гарнизова, а кто это Г. Шараф? А за теми именами, которые мы, не задумываясь, произносим - судьбы, прославившие Буинск.

Учащийся 1.

Гагарин - первый человек, проложивший дорогу в космос, Г. Тукай - великий татарский поэт, X. Такташ, С. Садыкова, Пушкин, Маяковский, М. Джалиль - всем известные фамилии и поэтому каж­дому школьнику ясно, почему ули­цы названы их именами. Кутузов и Суворов - великие полководцы. Чапаев, Щорс, Вахитов - герои Гражданской войны. И геройский поступок Александра Матросова потряс весь мир - улица Матросо­ва названа в его честь. Человек, проживающий на улице Карташова, Ш. Мухаммедова, Сафина, и осведомленный о жизни своих из­вестных земляков, должен гор­диться не меньше, чем тот, кто живет на Гагарина.

Учащийся 2.

Альшиховский парень Арсентий Карташов по­вторил подвиг Александра Матро­сова. Шакир Мухаммедов, родив­шийся 20 мая 1865 года в Буинске, широко известный для своего вре­мени писатель и журналист. Он ос­вещает жизнь татар в газете, печа­тающейся на Кавказе в Тифлисе. Выпускает иллюстрированный са­тирический журнал. Гарай Сафин, чьим именем названа улица Сафи­на - Герой трудового фронта, носил звание Героя Социалистичес­кого Труда. И жители улицы Сторожева должны знать своего героя - Георгий Степанович передовой комбайнер Буинской МТС, брига­дир тракторной бригады. В 1945 году за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной вой­ны он был награжден орденом Тру­дового Красного Знамени, а позже ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он ра­ботал по принципу «На земле нуж­но навести порядок - на месте одного колоса вырастить два».

Учащийся 3.

Известный художник и скуль­птор Баки Урманче тоже наш - он уроженец деревни Черки-Дюртиле Буинского района. Если бы в на­шем городе не было улицы, нося­щей его имя, это было бы неспра­ведливо по отношению к нашему знаменитому земляку. Прослав­ленный музыкант Салих Сайдашев (в Буинске есть улица Сайдашева) хоть и не является уроженцем на­шего края, с Буинском его связы­вают несколько лет жизни. В 1917 году 18-летний Сайдашев по при­глашению уездного комиссариата народного образования приезжает к нам в город. Здесь в 1918-1919 годах он выступает с предложени­ем организовать музыкальную сту­дию. Позже здесь преподает уро­ки фортепиано. В 1923 году на месте студии открывается первая в Татарстане районная музыкаль­ная школа. Молодой музыкант организует в Буинске самодеятель­ный оркестр, которым сам же ру­ководит. Он сплачивает татарский и чувашский хор, организует театр.
Учащийся 4.

Фамилию, которой названа улица Ивашева, увековечил декабрист Василий Петрович. Жители улицы Гарнизова - шигалинского парня в лучшем случае знают, что он Ге­рой Советского Союза. Сержант Гарнизов с последними словами: «Умру, но не пропущу», взяв гра­нату, устремился на вражеский танк и подорвал сам себя. Другой наш земляк-герой Петр Шафранов из деревни Большое Фролово. Пройдя по фронтовым дорогам с начала до конца войны, он участву­ет в Москве на параде Победы. По случаю 30-летия Победы в Вели­кой Отечественной войне улица

Заводская была переименована в улицу Героя Советского Союза генерал-полковника Шафранова. На ней жил его сослуживец Ша­миль Вагапов. Улица, носящая имя третьего Героя Советского Союза - Самочкина, находится - в север­ной части города. Не спешите на­звание улицы Казанкина связать со столицей Татарстана. Казанкин - это фамилия бес­страшного команди­ра группы парашюти­стов-десантников на­шего земляка Алек­сандра Федоровича. В изданной в 1942 году «Гослитизда­том» книге «Десант­ники» полковник Казанкин серию очер­ков посвящает бес­примерному герой­ству молодых ребят. 5 ноября 1944 года командиру присваи­вается звание генерал-лейтенанта.

Учащийся 5.

Иван Космовский, именем ко­торого названа самая длинная улица города - из первых коммуна­ров. Свое общество они называли Северной Коммуной. Название улицы Северной Коммуны оста­лось с тех пор. «Хозяин» улицы Галимзяна Шарафа или как звали его соратники Жан Шараф - ученый и педагог, родившийся в деревне Аксу Буинского района (в то вре­мя Тетюшского уезда). «Шурале» Тукая впервые с татарского на русский язык перевел он. Одна из цен­тральных улиц города - улица Интернационала была переименована в улицу Ефремова. Эта фамилия прославившегося своим самоот­верженным трудом во время Ве­ликой Отечественной войны дирек­тора МТС, награжденного множе­ством медалей и орденов, Героя Социалистического Труда.

Учащийся 6.

Одна из улиц поселка Западного носит фа­милию Ф. Замалиевой - активист­ки во время организации колхозов, доярки, заведующей фермой, пред­седателя колхоза, женщины необыкновенно сильного характера. Еще до войны она, была награждена орденом Ленина, Большой Золотой медалью ВДНХ. Она была депутатом пер­вого созыва Верхов­ного Совета СССР. Улицы и переулки И. Хайруллина, Ш. Абдрахманова, Р. Шарафутдинова, А. Шайдуллина - наши свежие раны. Они увековечили имена сотрудни­ков районного и городского отде­ла внутренних дел, противостоявших вооруженным дезертирам 4 февраля 2002 года. Названия Речная, Малая Набережная, Ягодная, Озерная говорят сами за себя – они определены географическим расположением. Улица Строительная, действительно, улица новых построек. Объездная появилась с тех пор, как построили дорогу на окраине города. Только центральные улицы города имени Карла Маркса, Карла Либнехта, Розы Люксембург – граждан Германии никак нельзя связать с Буинском. Но тем не менее это история. Во времена Советского Союза, наверное, не было городов, в которых не было бы улиц, носящих эти имена.

Об улице М. Джалиля рассказывает жительница этой улицы - Латыпова Ильсина.
Домашнее задание: продолжать собирать материалы об улицах, на которых живут учащиеся.


Занятие 32. История школы № 1.
Цели и задачи:

- вовлечь учащихся в поисковую работу;

- соприкоснуться с живой историей – первым директором, первыми учителями, первыми учениками, первыми выпускниками;

- учить уважению к традициям школы;

- воспитывать патриотизм по отношению школе, улице, двору, городу, республике, стране;

-учить работать с документацией архивным и семейным материалом;
Основные понятия: традиции школы, ценности.
Ход занятия:

«Учителями славится Россия,

ученики приносят славу ей!»
Занятия можно провести в форме круглого стола - встречи с бывшими и настоящими работниками школы, а можно организовать юбилейный праздник, посвященный 45-летию нашей школы. Учащиеся по классам получили заранее задание: собрать материал - фотографии, воспоминания всех тех, кто учился и работал в школе № 1. Работа предстояла огромная, собран богатый материал, который затем был передан в школьный музей. На праздник приглашаются десятки выпускников школы.

Праздник можно вести в духе 1962 года- с линейкой, пионерским горном, в галстуках, отрядными флагами, с дружинным знаменем, т. е. с атрибутикой того времени.

1. Вступительное слово учителя.

В нашей школе сегодня праздник – 45 летний юбилей. Богата традициями наша земля, наш город, наша школа.

- Это слеты отличников, День школы, День Защитников Отечества, День города, Сабантуй, День цветов и т. д.

«Незнание своей истории – говорили классики, - есть первый признак дикости и безнравственности». За эти 45 лет через школу прошло три поколения, в данный момент уже учатся внуки первых учеников - это Волковы, Демидовы, Латыповы и др.

Этот праздник предназначается в первую очередь нынешним учащимся нашей школы, чтобы они больше узнали об истории своей Малой Родины, чтобы уважали и передавали младшим учащимся эти традиции. Только так, соприкасаясь с живой историей, можно сознательно познать и историю своего города и всего человечества.

Наша работа посвящена большому событию в истории нашего города, открытию школы № 1, расположенной в микрорайоне сахарного завода. Мы постарались встретиться с современниками этого события – первыми строителями, первым директором, первыми учителями, учениками, выпускниками, родителями. Итак, как это было – 1 сентября 1962 года.

Пионеры, знамена, выше!

Дружно шагайте за рядом, ряд!

Родина слышит, родина видит

Самых счастливых на свете ребят!

Такими словами начиналась торжественная линейка 1 сентября 1962 года. Ровно 45 лет назад на месте недавних участков полей и пустырей в микрорайоне Буинского сахарного завода было построено одно из красивейших школьных зданий города – восьмилетняя школа № 1. В августе 1962 года сюда пришли два десятка педагогов, которым нужно было начинать общую трудовую жизнь. Для быстрейшего завершения строительства школы приглашали родителей будущих учеников, старшеклассников, которые посещали разные школы города, учителей.

Убирали территорию и здание, благоустраивали школьный участок, в классах устанавливали мебель, учителя записывали детей в микрорайоне.

И вот ровно в 9 часов утра 1 сентября 1962 года прозвенел первый звонок. Руководители района вручили директору символический ключ от школы и пригласили детей на первый школьный урок.

- А как это было? – обратились мы к первому строителю, прорабу Прудникову Дмитрию Никитовичу, под руководством которого строители возвели такое красивое здание в очень короткие сроки.

- «Знаете, что представлял собой микрорайон сахарного завода? Поля, пустыри. Ветер, и шелест бурьяна. Но вот здесь появились люди, оживилась местность: начал возводиться сахарный завод, почти одновременно появился поселок, где в основном жили рабочие предприятия. Ранее необитаемые места приобретали новый вид. Вскоре возникла необходимость в школе, строительство здания которой было закончено в августе 1962 года. 1-го сентября, мы строители, многие из которых привели в эту школу своих детей, испытывали чувство гордости и удовлетворения, что наши дети будут учиться в такой красивой школе, построенной нашими руками».

Наш милый директор, надежный помощник

Мы любим вас за строгость, доброту

За знания, за юмор, за терпенье

За человеческую простоту,

За ваше бескорыстное горение.

Приказ № 451 по Министерству просвещения Татарской АССР от 10 июля 1962 года, приказ по Буинскому РОНО за № 78 от 13 июля 1962 года, приказ №1 по Буинской восьмилетней школе №1 от 15 июля 1962 года «назначить директором Буинской восьмилетней школы – Волкова Анатолия Александровича».

Заслуженный учитель РТ, участник ВОВ, имел за плечами 10 лет работы в сельской школе. Все свои знания и накопленный опыт приложил за строительство здания школы. Как руководитель школы старался быть компетентным в вопросах педагогической теории и практики, постоянно изучал содержание школьных учебных программ. За 16 лет работы посетил и проанализировал свыше 4000 уроков и мероприятий, собирал и обобщал практический опыт учителей и воспитателей. Обо всем этом он изложил в своей книге «Школа, дети, учитель».

- А каким оно вам запомнилось – 1 сентября? – спросили мы у Анатолия Александровича Волкова.

«Утро 1 сентября 1962 года запомнилось чуть пасмурным. На открытии школы присутствовали руководители района: Мамонов Г. Ф. – первый секретарь РК КПСС, Чернов Л. Г. – председатель Исполкома райсовета, Шамгунов Ф. Л. – заведующий Буинским РОНО, Белов В. В. – директор сахарного завода, Гусев А. Н. – руководитель строителей школы.

Нелегка была задача руководителя школы организовывать разных по характеру, не знающих друг друга людей. Педагогический коллектив складывался постепенно и нелегко. Иногда объективные трудности усугублялись неправильными действиями некоторых учителей, которые не хотели и не умели думать о работе, об авторитете школы и нуждах коллектива. Они ушли. Работать в школе было не легко. С первых лет учителям создавались условия для успешных занятий, доверяли им, дружно всем коллективом поддерживали живую интересную инициативу, гордились успехами и достижениями товарищей. Был я грешен, на один год покинул нашу школу – выдвинули меня заведующим РОНО. Но школа оказалась милее. Не смог я без нее, без детей и коллег. Можно сказать, что Буинская средняя школа №1 – лучшая, в полном смысле этого слова.

Мой первый учитель!

Не вправе забыть о тебе никогда.

Ты с нами идешь сквозь года.

Тебе я обязан


Всем чистым, всем светлым

Что есть на земле

И думая о судьбах Отчизны

Что нес ты на светлом челе.

Появившись на свет, человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат: солнечный луг, пролетевшая бабочка, любимая сказка, смешная картинка, веселая игра. Но вот наступает день, и он приходит в школу, где его встречают учителя.

На день первого звонка 1962 года собрали 288 учеников. Из них в начальной школе около 100 учеников. В первые классы пришли 48 первоклассников. А их учителями стали: Школьникова Клавдия Захаровна, Чекалина Анастасия Петровна, Куликова Мария Николаевна и др.

По 30 лет с лишним жизни отдали они школе. Интересно было на их уроках, сотни семинаров, совещаний районного и республиканского масштаба провели за эти годы. Высокой оценки заслужили учителя. Свыше 500 учащихся выпустили каждая из этих учительниц. А в середине 80-х годов коллектив проводил их на заслуженный отдых. Низкий вам поклон, дорогие наши ветераны педагогического труда, здоровья на долгие годы, семейного счастья! Мы помним и преклоняемся перед вами.

- Отличался ли праздник первого звонка 1962 года от других таких же праздников? – спросили мы Марию Николаевну Куликову.

- Для меня – начала Мария Николаевна – праздник 1 сентября не был первым. Я уже имела опыт работы в Горьковской неполной средней школе. Но 1 сентября 1962 года – был особенный – новая школа, новый педколлектив, новые дети. Дружными, способными они оказались. Настоящими помощниками в обучении и воспитании ребят стали для меня и их родители. Все приходилось делать своими руками – «Доводить до ума» кабинет, изготавливать наглядные пособия и все равно это время вспоминается мне как самый счастливый период в моей жизни.

Вы помните? Вы все конечно помните.

Как мамы за руку вас в школу привели,

Взволнованно назвали новым словом – школьники!

И вы на встречу знаниям пришли.

Неумолимо идет время. Отсчитывая секунды, минуты, часы, недели, годы.

Кажется, что это было очень давно, когда первоклассники 1962 года робко и неуверенно вошли в первый класс. Тогда для них все было впереди: 1 учительница, 1 звонок, 1 прочитанное слово, 1 радости и огорчения.

В 1972 году для них прозвенел последний звонок. Они были настоящими первыми выпускниками.

Большую помощь оказывали, конечно, и родители учеников. Бобынина Валентина Николаевна, бывший бухгалтер Буинского сахарного завода. 1 сентября 1962 года привела в первый класс свою дочь.

- Валентина Николаевна, вы помните 1 сентября 1962 года, каким оно было?

- Хмурое, пасмурное, но дождя не было. Ребята выстроились перед входом в школу. Было много родителей, гостей, и, конечно же, красная ленточка – ведь это было не просто 1 сентября, а и открытие школы. Наши дети, не как современные, были одеты гораздо скромнее – в школьную форму, девочки платья и белые фартуки, мальчики в форменные костюмы. Но что радовало нас родителей, то, что они очень быстро сдружились, полюбили друг друга. Мы – родители, как могли помогали и школе, и учителям. Школа стала для наших детей вторым домом, и я очень благодарна учителям за обучение и воспитание наших ребят.

Дорогая наша школа
Мы тебя благодарим
За любовь и за заботу
Всем спасибо говорим

Этими словами мы хотим закончить наш праздник, посвященный открытию школы №1, 1 сентября 1962 года.
Домашнее задание: подготовить сообщение о выпускниках школы № 1.

Занятие 34. Я и мой город.



Цели: - проверять знания учащихся по курсу «История Буинска и Буинского района» по ключевым вопросам;

  • способствовать обобщению и систематизации знаний;


Основные понятия и термины:

«Малая Родина, ценности, традиции»

Оборудование: карта «Россия XX век», карта «Республика Татарстан», план Буинского района, план поселка сахарного завода.
Ход занятия

  1. Вводная беседа.

Урок начинается вступительной беседой с информацией об изученном курсе «История Буинска и Буинского района».
Учитель : Ребята в течении этого учебного года мы с вами изучали историю нашего города и района. 227 лет исполнилось нашему Буинску. Многие из вас родились здесь, ходили в детский сад, ходите в школу. Многие из вас после окончания школы вернуться жить и работать на предприятия, в учреждения Буинска.

Наш город молод, но богат своей историей, а самое главное людьми. Много традиций накоплено за эти годы. И задача молодого поколения сохранить эти традиции и передать своим потомкам.


  1. Подводя итоги нашей с вами работы, мы сегодня заслушаем ваши отчеты-сочинения «Я люблю свой город».

Заслушаем несколько выступлений учащихся.

Остальные работы сдаются учителю.

Работы комментируются, обсуждаются.

  1. тестовая проверка знаний учащихся по курсу.

1. В какой части РТ находится Буинский район?

А) юго-западной *

Б) северо-западной

В) востоке

  1. С каким районом РТ не граничит Буинский район?

А) Дрожжановским

Б) Нижнекамским*

В) Апастовским

3. Крупнейшей рекой нашего края является

А) Волга

Б) Карла

В) Свияга*

4. В 1670 году на р. Кубня был бой крестьян с правительственными войсками под предводительством

А)С. Разина*

Б) Е. Пугачева

В) И. Болотникова


  1. Екатерина II пожаловала указ о придании Буинску статуса уездного города

А) 15 ноября 1782г.

Б) 15 октября 1552г.

В) 15 сентября 1780г.*

  1. На гербе Буинска изображена овца

А) золотая

Б) серебряная*

В) черно-белая

  1. Первая женщина врач в Буинском уезде М.С. Бюрно работала в

А) с. Киять*

Б) д. Мещеряки

В) д. Бурундуки

  1. Первая трехклассная женская прогимназия в Буинске была открыта в

А) 1900г.

Б) 1908г.

В) 1911г.*

  1. В XIX веке в Буинск заезжал будучи студентом автор романов «Обломов», «Обрыв»

А) И. Гончаров*

Б) Н. Карамзин

В) А. Державин

  1. И.С. Космовский родом был из

А) Буинского уезда

Б) Казанской губернии

В) Чувашии*

  1. Буинский уезд был освобожден от белогвардейцев частями Красной Армии

А) 1919г.

Б) 1918г.*

В) 1917 г.

  1. Кто из этих Героев Советского Союза не был уроженцем РТ

А) П.Г. Шафранов

Б) М.И. Гарнизов

В) М. Джалиль*



  1. Восстание декабристов 1825 г. связано с фамилией нашего земляка

А) Ивашевым*

Б) Пестелем

В) Муравьевым

  1. Как называлась 1 Буинская газета 1919 года?

А) «Буинская беднота»*

Б) «Знамя»

В) «Байрак»

  1. Композитор, открывший в Буинске 1 музыкальную школу?

А)Ф. Яруллин

Б) С. Сайдашев*

В) Н. Жиганов

16. Книгу В Каверина «Два капитана» на чувашский язык перевел наш земляк

А) А. Калган

Б) А. Назул

В) В. Урдаш*

17. Количество школ в городе на 2007 год составляет

А) 7

Б) 6

В) 9

18. Крупнейшее предприятие города

А) моторный завод

Б) сахарный завод*

В) маслосыр завод

19. Через Буинск проходит федеральная автотрасса

А) Ульяновск-Казань*

Б) Ульяновск- Чебоксары

В) Буинск- Тетюши

20. Центральный городской стадион назван в честь Олимпийского чемпиона

А) Творогова

Б) Танцурина

В) Трусенева*

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ БУИНСКА И БУИНСКОГО РАЙОНА».


№ занятия

Тема занятия

Основное содержание занятия

Форма проведения занятия

Базовые понятия

Межпредметные связи

Цели и задачи.

Самостоятельная и домашнее задание

1.

Вводный урок «Буинск»

Источник изучения истории города Буинска

Знакомство с печатным материалом, археологическими экспонатами.

История. Источники исторических знаний.

Библиография, литература.

  • научить пользоваться словарями, энциклопедиями;


  • показать какое место занимает Буинск в истории Республики и России.

Посмотреть литературу о Буинске.

2.

Наш край в истории России.

Место и роль нашего края в истории Татарстана и России.

Беседа. Рассказ о важнейших событиях истории России. Обобщение знаний по истории России.

История, всемирная история, история России, история края.

История Татарстана, история России, география.

  • продолжать работу с картой




3.

Природа и население нашего края.

Территория, реки, почвы, растительный и животный мир, население.

Обобщение знаний по географии нашего края. Организация экскурсии на природу.

Растительный и животный мир, население.

География

  • изучить по карте территорию, реки, почву, растительный и животный мир, население края;


  • учить сравнивать, анализировать в контексте историю России и Татарстан.

Продолжать работу с картой, нарисовать план города.

4.

История заселения края.

Волжская Булгария и наш край.

Заочное путешествие по Волжской Булгарии. Обобщение знаний из курса истории Татарстана и татарского народа.

Булгары.


Волжская Булгария.

История Татарстана.

  • показать как осваивалось Поволжье;


  • актуализировать знания о возникновении Волжской Булгарии.

Еподготовить материал о Волжской Булгарии и г. Булгары.

5.

Археологические памятники Буинского края.

Больше- Карлангинское, Больше-Фроловское, Степановское,Черки- Бибкеевское городища; Кайбицкие,Рунгинские, Нурлатские Курганы; Козловский могильник, Архитектурные памятники района.

Встреча с местным археологом Верьяловым.

Могильники, курганы, стоянки, городища.

Археология, нумизматика, история.

  • работать с основными понятиями;


  • показать и найти на карте археологические памятники.

Принести предметы имеющие историческую ценность. Нарисовать орудие труда первобытных людей.

6.

Наш край в 10-12 веках.

Монголо- татарское завоевание Волжской Булгарии.

Изучение материала по учебникам.

Монголо- татары, раздробленность, завоевания.

История России, ИЗО, литература.

  • раскрыть роль народных масс в борьбе с монголо – татарами;


  • раскрыть итоги и значение монголо- татарского ига для народа нашего края.

Прочитать книгу В.Ян «Чигизхан». Нарисовать рисунки по теме, и написать сочинение «Борьба Булгар с монголо- татарами».

7.

Освоение края с 16-17 веков. Основание Буинска.

Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Поход Ивана Грозного через Буинский уезд в 1552 году. Варианты даты возникновения поселения.

Изучение карты «Походы И. Грозного», художественной литературы по этому периоду.

Казанское ханство.

История Татарстана, история России, география.

  • раскрыть причины походов И. Грозного на Казанское ханство;


  • работа с картой «Русское государство в 16 веке».

Просмотр видео фильма «Иван Грозный».

8.

Участие буинских крестьян в восстании под предводительством С.Разина

Причины восстания, участники, ход восстания, причины, поражения, итоги восстания.

Изучение материала на основе учебников по истории, работа с картой «Восстание С. Разина», изучение личности С. Разина по книге.

Крестьянское восстание.

История Татарстана, история России, литература, музыка.

  • раскрыть причины восстания С. Разина;


  • показать роль народных масс края в восстании;

  • прослушать песни о С. Разине.

Прочитать книгу А.П. Чапыгина «Степан Разин».

9.

Буинский уезд в 18 веке.

Указ Екатерины II о создании города Буинска. Занятия жителей г. Буинска.

Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с экспозицией «Буинский уезд в 18 веке».

Герб, уезд.

История.

  • раскрыть деятельность Екатерины II и ее административную реформу.




Нарисовать герб города Буинска.

10.

«Гроза» 1812 года. В.П. Ивашев.

Участники войны 1812 г. и восстания декабристов. - В.П. Ивашев. Буинский период жизни семьи Ивашевых в Буинском уезде.

Изучение школьного материала о причинах, целях, итогах восстания декабристов. Знакомство с книгой Гусева «Легенда о синем гусаре».

Декабристы, Сенатская площадь, дворянство, каторга, ссылка.

История.

  • раскрыть причины восстания декабристов;


  • рассмотреть их программы;

  • ознакомиться в биографией В. Ивашева.

Нарисовать дворянский герб семьи Ивашевых.

11.

Буинский край в 19 веке. Реформы 1861-1874 г.г.

Либеральные реформы.

Обобщение знаний по теме. Беседа. Обсуждение проблемы «отмена крепостного права».

Реформы, либералы.

История.

  • раскрыть суть реформ 1861г.




12.

Уезд в начале 20 века.

1905 год. Русско-японская война и революция 1905 года.

Беседа. Тест «Русско-японская война».

Революция.

История.

  • учить формулировать свою точку зрения;


  • раскрыть причины поражения России в русско- японской войне.

13.

Буиский Октябрь.

Установление Советской власти на местах.

Работа в группах. Игра по теме «Буинский Октябрь»


  • «народ»

  • «царь»

  • «армия»

Партии, экономические и политические требования.

История.

  • изучить статью И. Скрипина «За власть Советов»;


  • познакомиться с биографией И. Космовского.

Собрать материал об улице Космовского.

14.

Гражданская война.

Белые и красные.

Проблемное занятие по теме: «Белые» и «Красные» «за» и «против».

Революция, гражданская война.

История.

  • изучить статью И. Скрипина «За власть Советов»;


  • познакомиться с биографией И. Космовского.

Собрать материал об улице Космовского.

15.

И.С. Космовский

Биография И.С. Космовского. Буинский период жизни.

Конференция посвященная героям гражданской войны – землякам.

История.

  • изучить статью И. Скрипина «За власть Советов»;


  • познакомиться с биографией И. Космовского.

Собрать материал об улице Космовского.

16.

Индустриализация и коллективизация в крае.

Работа с цифровым материалом. Составление диаграмм.

Коллективизация, индустриализация.

История, литература.

  • повторить изученный материал об индустриализации, коллективизации, культурной революции.



Найти участников данных событий.

17.

«Большой террор» 30 г. г. 20 века.

Споры о массовых репрессиях. Формы, методы репрессий.

Занятие – практикум, работа с документами архивов.

Репрессия, реабилитация.

История.

  • организовать работу с документами СМИ о репрессиях в нашем крае;


  • составить список погибших Буинского района в ходе репрессий.

Собрать материал- воспоминания о жизни в 30 годы. Встретиться с людьми переживших эти события.

18.

Буинск накануне Великой Отечественной войны.

Изучение материалов по книге «Буинские просторы».

История.

  • изучить положение об экономическом развитии края.




19.

Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.

Встречи с участниками Вов. Посещение музея Буинского сахарного завода.

Фашизм, нацизм, скинхеды, неофашизм.

История.

  • раскрыть причины ВОв;


  • раскрыть роль наших земляков в ВОв, герои Советского Союза – сыны Татарии;

  • организовать конкурс военной песни, газет.

Написать эссе «Дети и Великая Отечественная война». Просмотреть кино, видео фильмы о войне.

20.

Герои Советского Союза – наши земляки.

П.Г. Шафранов, М.И. Гарнизов, А. Самочкин.

Рефераты о Героях Советского Союза – земляках.

История.

  • раскрыть причины ВОв;


  • раскрыть роль наших земляков в ВОв, герои Советского Союза – сыны Татарии;

  • организовать конкурс военной песни, газет.

Написать эссе «Дети и Великая Отечественная война». Просмотреть кино, видео фильмы о войне.

21.

Он повторил подвиг А. Матросова.

А.М. Карташов. Песнь о герое – Ю. Поливцев.

Изучение печатного материала.

История.

  • раскрыть причины ВОв;


  • раскрыть роль наших земляков в ВОв, герои Советского Союза – сыны Татарии;

  • организовать конкурс военной песни, газет.

Написать эссе «Дети и Великая Отечественная война». Просмотреть кино, видео фильмы о войне.

22.

Победа и восстановление хозяйства.

Организовать встречи с участниками этих событий.

Повторение, обобщение учебного материала. Лекция, беседа.

История.

  • раскрыть причины ВОв;


  • раскрыть роль наших земляков в ВОв, герои Советского Союза – сыны Татарии;

  • организовать конкурс военной песни, газет.

Написать эссе «Дети и Великая Отечественная война». Просмотреть кино, видео фильмы о войне.

23.

Их именами названы улицы нашего города.

Из истории улиц города, в честь кого названы. Изучение плана города.

Экскурсия по улицам города. Встречи с мэром города, работниками горсовета.

Архитектура, планирование города.

  • познакомить учащихся с планом города;


  • познакомиться с историей названия этих улиц;

  • организовать экскурсии по улицам города.

Написать рассказ о своей улице. Нарисовать свою улицу.

24.

Социально- экономическое развитие в 50-60 г.г.

Изучение материала в форме лекции учителя и беседы.

Экономика: с/х, промышленность, восстановление народного хозяйства.

25.

Сабантуй в Буинске.

Как праздновали сабантуй наши предки и как празднуют этот праздник сейчас.

Игра – «Малый сабантуй».

Традиции, обычаи.

ИЗО, физкультура, музыка.

  • раскрыть обычаи, традиции татарского народа;


  • показать толерантность народов края;

  • провести малый Сабантуй.

Прочитать книгу Сабантуй в Буинске.

26.

Народное творчество народов нашего края.

Фольклор, танцы, костюм, промыслы, ремесла, обряды, игры. Встречи с народными умельцами.

Посещение выставки народного творчества в краеведческом музее и д. Рунга.

Фольклор, обряд, традиции.

ИЗО, музыка, технологии.

  • познакомить учащихся на базе городского музея с костюмом, обрядами, народов края.




Нарисовать чувашские, татарские, русские национальные костюмы. Подготовить пословицы, поговорки, танцы, песни, игры.

27.

История развития религий распространенных в крае.

Из истории мировых религий: христианство и ислам. Распространение на территории Буинского края.

Лекция учителя, сообщения учащихся. Встречи со священно служителями.

Религия, вера, мировые религии.

История.

  • воспитывать толерантность к другим нациям, религиям, культурам, языкам;


  • раскрыть как в крае уживаются представители разных религий;



Написать рассказ «Наша дружная семья».

28.

Знаменитые люди края.

И. Трусенев – мастер спорта СССР. А. Алексеев – художник. Землячество Буинск – Буа. Б. Урманче, Р. Харис.

Защита рефератов: « Развитие культуры в крае». Беседы, встречи с талантливыми людьми края. Экскурсии в краеведческий музей и д. Рунга.

Культура, народная культура, массовая культура.

История.

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов, художников, спортсменов, ученых – земляков;


  • изучить как отразилось на творчестве природа Буинского края.

Узнать о деятелях культуры нашего края. Написать о них рассказ.

29.

Герои Социалистического труда.

Г. Строжев, Р. Аглиуллин, А. Николаева.

Встречи с родственниками Героев.

Социализм, соц. соревнование.

История.

  • познакомить с биографиями земляков – Героями Соц. труда




30.

История сахарного завода. Из истории свекло-сахарного производства.

Посещение и экскурсии на сахарный завод и музей.

Экскурсия на сахарный завод и музей. Встречи с передовиками производства.

Производство, технологии, автоматизация.

  • организовать экскурсии на Буинский сахарный завод, музей;


  • организовать встречи с работниками сахарного завода.

Изучить книгу И Билалова «30 лет спустя».

31.

Из истории образования района.

Роль И.Н. Ульянова в организации народного края История школ города.

Изучение местной периодической печати.

  • познакомить учащихся с историей развития образования в районе;


  • организовать экскурсии по учебным заведениям города.

Собрать материал об учебных заведениях города.

32.

История школы № 1.

Первые учителя, первые ученики, выпускники. Традиции школы.

Встречи с первыми учителями, учениками, выпускниками. Круглый стол. Организация юбилейных праздников школы: «Школе № 1- 45 лет».

Традиции школы, ценности.

  • раскрыть роль образования в жизни человека.




Изучить книгу А. Волкова «Школа. Дети. Учитель». Продолжать собирать материал к 45- летию школы.

33.

Экологические проблемы края.

Экскурсия на р. Карла, Свияга, и в лес.

Встреча с экологами города. Посещение экологического лицея № 2. Экскурсия на р. Карла, Свияга, и в лес

Экология.

География, экология, биология.

  • ознакомить учащихся с экологическими проблемами края;


  • организовать встречу с экологами района;

  • совершить экскурсии на р. Карлу, Свиягу, в лес, на полигон.

Описать экологическую ситуацию города.

34.

Обобщение курса.

Подведение итогов. Тест по курсу.

Тестирования, конкурс сочинений, рисунков «Я люблю свой Буинск».

Малая Родина, ценности, традиции.

  • обобщить курс в форме анкетирования, тестирования;

  • выяснить какие темы учащимся были интересны. А какие нет.

Продолжать собирать краеведческий материал.


Литература для учителей


  1. «Учитель- творец». Казань – «Магариф» 2000г.

  2. Л.К. Ермолаева. «Изучение своего края. Проблемы и подходы к их решению». Исп. И общ. В школе № 3, 2003 г., стр. 40-48 И и О Ш

  3. А.В. Шевляков. Факультативный курс ПИШ,- № 5,- 2000,- стр. 41-44.

  4. «Как преподавать историю Татарстана и татарского народа» // Маариф -1995- № 9,10.

  5. «Региональный компонент образования в Тататрстане: проблемы и перспективы »// Народное образование. 1995. - № 10.

  6. Ш. Ахмадуллин «Буинские просторы». Казань 2000г.

  7. «История Татарстана 20 век». Казань 1998 г



Литература для учащихся
1.М. Бубеннов «Сабантуй в. Буинске». Чебоксары 1974.

2.А.А. Волков «Школа. Учитель. Дети.». Буинск 2000г.

3.«Города России». Энциклопедия. Москва 1994 г.

4.«История Татарстана 20 век». Казань 1998 г.

5.Газета «Республика Татарстан»

6.В. Гусев «Легенда о синем гусаре» Москва 1988 г.

7.И. Сергейчев «История Буинска». Казань 1980г.

  1. Районная газета «Знамя».

  2. И. Хасанов «Буинскому сахарному заводу – 40 лет». Казань 1995г.

  3. Р. Харрис «Избранное». Казань.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconОбразовательная программа «История родного края» «История города Буинска и Буинского района»
Автор: Н. И. Казакова, учитель истории мбоу сош №1г. Буинска, краевед района, пдо, руководитель школьного краеведческого кружка «Эхо...

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconРабочая программа Элективного курса «История Крыма»
Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение «найдёновская школа» красногвардейского района республики крым

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconПрограмма элективного курса «История религий часть истории человечества»
Аннотация к программе элективного курса для 9 классов «История религий часть истории человечества». Курс рассчитан на 8 часов. Программу...

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconРабочая программа элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупнённой...

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconРабочая программа элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупнённой...

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconПрограмма элективного курса «история вооруженных сил россии»
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Российской армии

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconРабочая программа элективного курса «История России XX век»
Основная цель курса формирование целостного представления исторического пути России ххв

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки и профильного...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «Введение в историю». Автор-составитель О....

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...

Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» iconРеферат Литература в годы Великой Отечественной войны
«Рунгинская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск