Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны»






Скачать 94.81 Kb.
НазваниеУрок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны»
Дата публикации05.02.2015
Размер94.81 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > История > Урок
Приложение 1. Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» (Лабутина Нионила Ивановна, МОУ СОШ № 1 п. Редкино; Гайсина Наталья Геннадьевна, МОУ СОШ № 3 г. Ржев; Ионанова Анжела Леваевна, МОУ СОШ № 1 г. Тверь; Шаболина Любовь Александровна, МОУ ООШ д. Старое Мелково).

Тема урока: «Предпосылки и виновники развязывания войны».

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Вид урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

  • Обучающий аспект: выяснить политическую и экономическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Рибентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

  • Развивающий аспект: продолжить формировать умение анализировать исторические документы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение организовывать свою работу в группе;

  • Воспитательный аспект: воспитывать чувство патриотизма, неприятия тоталитарных режимов, трудолюбие, добросовестное отношение к своей работе.

Форма работы учащихся на уроке: групповая.

Опережающее задание группам: прочитать рекомендуемую литературу.

Список литературы:

  1. Данилов В. Сталин опоздал. «Родина», 1995, № 7.

  2. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917г. до наших дней. М., 1995, т.1, гл.7.

  3. Мельтюхов М. И на вражьей земле мы врага разобьем. “Родина”, 1995, №6.

  4. Ржешевский О. А. Война…, в кн. «История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства», М., 1991, с. 217-229.

  5. Суворов В. Ледокол. День «М». Любое издание.

  6. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.3. XX век. – М.: Аванта +, 2000.

  7. Кульков Е.Н. ; Мягков М.Ю,; Ржешевский О.А Война 1941-1945 . Факты и документы. М. 2007.

  8. История Второй мировой войны , 1939-1945. М., 2001-2005. Т. 1.

  9. Великая Отечественная война Советского Союза . Учебное пособие. Кемерово, 2005.

  10. В.А. Поцелуев «История России ХХ столетия» М., 2005.

  11. История России, 1900 – 1945 гг. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2009.

  12. Данилов А.А. История России, 1900 – 1945 гг. Методическое пособие. 11 класс. М., 2008.

Ход урока.

План урока:

  1. Состояние государств Европы и мира накануне Второй мировой войны.

  2. Начальный этап Второй мировой войны (1939 – 1941 г.г.)

  3. Боевые операции на главных театрах войны в 1941 – 1942 г.г.

I. Класс делится на группы заранее. Каждая группа изучает только свой вопрос.

II. Вступительное слово учителя. Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней и внутренней политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой Отечественной войны все еще остается много нерешенных вопросов. Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Предположения эти значительно расходятся между собой и подчас являются взаимоисключающими.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выясним, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как наша страна готовилась к войне.

Накануне Второй мировой войны в Европе и мире сформировались три группы государств, преследующие свои определенные цели.

Учитель показывает таблицу и дает пояснения учащимся.



Участники «Антикомминтер

новского» пакта

Великобритания,

Франция, США

СССР

Главные цели

внешнеполитичес

кого курса



Передел мира и мировое господство. Борьба с коммунизмом.



Сохранение существующего мирового

порядка


Особенности политики


Отказ Германии от условий Версальского договора, расширение территорий в Европе. Развязывание локальных войн между Италией и Японией.



Великобритания и Франция проводят политику умиротворения агрессора, США-изоляционистскую политику.


Двойственность курса: стремление предотвратить войну и попытки активизировать коммунистическое движение Коминтерн. Решение вопроса о возможном союзнике.

Сфера внешнеполитических интересов

Раздел мира на сферы влияния

Мир с установившимися после Первой мировой войны границами.

Территория бывшей Российской империи, зона проливов.


Вопросы учащимся:

  1. Что общего в главных целях внешнеполитического курса первых групп-государств?

  2. Назовите созданную тремя государствами – агрессорами «ось», когда она создана и с какой целью?

  3. Что не устраивало Германию в Версальском договоре и как она стремилась отказаться от его условий?

  4. К чему приводит политика умиротворения агрессора?

  5. К чему приводит поиск СССР возможного союзника?

Учитель: Обстановка в мире накалялась, неизбежность войны была очевидна и она начинается. Страшная, жестокая, развязанная фашистами захватническая война. Историки определяют три периода войны.

Первый период (сентябрь 1939-июнь 1942гг.) – расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров.

Второй период (июнь 1942-январь 1944гг.) – время перелома в ходе войны, инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции.

Третий период (январь 1944-2 сентября 1945гг.) – заключительный этап войны: превосходство стран антигитлеровской коалиции, разгром армий противника, кризис и крах правящих режимов государств-агрессоров.

Работа по группам. Формируются группы (способ комплектования зависит от уровня подготовлнности класса). В каждой группе выделяются следующие роли:

  • Аналитик – координирует работу группы

  • Оратор – выступает от имени группы

  • Наблюдатель 1 – оценивает работу всех членов своей группы

  • Наблюдатель 2 – оценивает работу остальных групп

  • Составитель опорного конспекта.

Все группы получают единый комплект документов. Каждая группа получает свое задание.

Задания группам:

  1. Первая группа должна привести аргументы в пользу того, что нападение Германии было превентивной мерой

  2. Вторая группа должна привести аргументы в пользу того, что Германия внезапно нарушила пакт о ненападении

  3. Третья группа готовит сообщение о подготовке и подписании пакта Молотова - Риббентропа

III. Работа групп в течение 25-30 минут. В процессе работы группы пользуются рекомендуемой литературой, учебником, комплектом полученных документов. В результате работы группы должны представить выступление по своей проблеме и составить опорный конспект.

Документы.

Документ 1

Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939г.

…Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления таким действиям.

Документ 2.

Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939г.

1. Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащими с СССР, в случае агрессии против государств.

Документ 3.

Из меморандума английского правительства правительству Французской республики от 22 мая 1939г.

Представляется желательно заключить какое- либо соглашение, по которому Советский Союз придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине…что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.

Документ 4.

Из заявления министра иностранных дел Польши от 14 мая 1939г.

Наша позиция по вопросу об англо –франко - советских переговорах не может быть ни отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участие не принимаем… Мы по – прежнему придерживаемся той точки зрения, что договор о взаимной польско - советской помощи ускорил бы конфликт.

Документ 5.

Заявление Гитлера верховному комиссару Лиги Наций в Данциге 11 августа 1939г.

Передайте Чемберлену: все, что я предпринимаю, направлено против России. Если Запад так глуп и слеп, что не может это понять, я буду вынужден договариваться с русскими. Затем я ударю по Западу и после его поражения, объединенными силами выступлю против Советского Союза.

Документ 6.

Из воспоминаний Н.С. Хрущева.

Франция, Англия хотели тогда направить удар Германии против Советского Союза… Все попытки правительства Советского Союза договориться с правительствами Англии и Франции не дали ни каких результатов… Гитлер это заметил, и он послал Риббентропа в Москву к Сталину. Тогда был подписан договор о ненападении между Советским Союзом и Германией. Вы что думаете, разве Сталин не видел агрессивных шагов Гитлера? Он видел их и понимал серьезную угрозу новой мировой войны. Он видел, что Англия и Франция толкают Гитлера против Советского Союза. Но у него в тех условиях не было иного выхода, кроме как согласиться на этот договор.

Вопросы и задания к документам:

1. Сравните предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии. В чем вы видите принципиальные отличия позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?

2. Какую позицию занимала Польша? Как вы думаете, почему?

3.Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? Каковы были его истинные намерения?

4. Докажите, что со стороны Советского Союза договор с Германией был вынужденной мерой. В чем вы видите плюсы, и в чем минусы этого договора?

Документ 7.

Шарль де Голль. Из воспоминаний.

Гитлер не терял времени. Уже в октябре 1933 г. он полностью порвал с Лигой Наций и произвольно предоставил себе полную свободу действий в области вооружения. В 1934-1935гг Германия предприняла огромные усилия в производстве оружия, укомплектовании своих вооруженных сил. Национал –социалистический режим открыто заявил о своем намерении разорвать Версальский договор и завоевать «жизненное пространство». Гитлер, разумеется, готовил всеобщую мобилизацию. Вскоре после прихода к власти он ввел трудовую повинность, а затем, и всеобщую воинскую повинность. Но, помимо этого, ему нужна была армия вторжения, чтобы разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве и одним ударом вонзить германский меч в сердце Франции. Для людей осведомленных не было секретом, что фюрер намерен воспитать германскую армию в духе своих идей. В ноябре 1934 г. стало известно, что Германия создает первые три танковые дивизии.

Вопросы к документу.

1. Как французский генерал Ш. де Голль оценивает цели и действия Германии в первой половине 30-х гг?

2. Предположите, почему, зная о намерениях Германии во внешней политике, Франция, другие европейские страны и Лига Наций не предприняли необходимых шагов?

Документ 8.

М.М. Литвинов. Из речи в Лиге Наций в связи со вступлением СССР в эту организацию.

Советское правительство, следившее внимательно за всеми явлениями международной жизни, не могло не заметить усилившуюся активность в Лиге Наций государств, заинтересованных в сохранении мира и борьбе с агрессивными воинственными элементами. Более того, оно заметило, что эти агрессивные элементы считают для себя рамки Лиги стеснительными и стараются от них избавиться. Все это не могло не оказать влияния на отношение СССР к Лиге Наций, в его поисках дальнейших путей в той организации мира, ради сотрудничества с которой мы приглашены в Лигу…

Я далек от преувеличения возможностей и средств Лиги Наций по организации мира. Я больше, чем кто – либо из вас, сознаю ограниченность этих средств. Я знаю, что Лига Наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден, однако, в том, что при твердой воле и дружном сотрудничестве всех ее членов многое может быть сделано для максимального уменьшения шансов войны. Над этой задачей Советское правительство не переставало работать в течение всего времени своего существования. Отныне оно хочет объединить свои усилия с усилиями других государств, представленных в Лиге.

Вопрос к документу:

1. Как оценивает автор документа цели Лиги Наций и цели вступления в нее Советского Союза?

Документ 9.

Уинстон Черчилль. Беседа с И. Риббентропом.

Однажды в 1937г. я встретился с германским послом в Англии Риббентропом. Наша беседа продолжалась более двух часов. Суть речей Риббентропа сводилась к тому, что Германия хочет дружбы с Англией. Германия оберегала бы все величие Британской империи. Немцы, быть может, и попросят вернуть им немецкие колонии, но это не кардинальный вопрос. Важнее было, чтобы Англия предоставила Германии свободу рук на востоке Европы. Германии нужно жизненное пространство. Поэтому она вынуждена поглотить Польшу и Данцигский коридор. Что касается Белоруссии и Украины, то эти территории абсолютно необходимы для обеспечения будущего существования германского рейха. Единственное, чего немцы просили от Британского содружества и империи, не вмешиваться. Я сразу же выразил свою уверенность в том, что английское правительство не согласиться предоставить Германии свободу рук в Восточной Европе. Хотя мы ненавидели коммунизм не меньше, чем его ненавидел Гитлер, но Великобритания никогда бы не утратила интереса к судьбам континента настолько, чтобы позволить Германии установить господство над Центральной и Восточной Европой. Риббентроп сказал: «В таком случае вона неизбежна. Иного выхода нет. Фюрер на это решился. Ничто его не остановит, и ничто не остановит нас».

Вопросы к документу.

1. О каких событиях и процессах международных отношений 30-х гг. говориться в документе?

2. Как формулируется позиция Германии и Великобритании в вопросах мировой политики по документу?

IV. Выступления групп.

Оратор и составитель опорного конспекта каждой группы выходят к доске и презентуют результаты работы группы.

Домашнее задание:

Напишите эссе на тему «Кто же настоящий виновник развязывания Второй мировой войны?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconУрок по новейшей истории России «История формирования и деятельности...
Приложение Урок по новейшей истории России «История формирования и деятельности антигитлеровской коалиции» Жадаевой Галины Сергеевны...

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconУрок по истории России 7 класс Тема: «Северная война»
Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значении Северной войны для России; оценить роль реформы...

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconАккредитованное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мировая война: предпосылки, ход, итоги. Создание советского государства. Предпосылки Второй Мировой войны, роль СССР в разгроме фашистских...

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconАннотация к рабочей программе по истории 11 класса
При этом приоритет отдается ключевым темам по новейшей истории России, но делается акцент и на важнейшие темы новейшей всемирной...

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconПрограмма собеседования для поступающих в магистратуру по новейшей истории России
Деятельность Временного правительства. Октябрьское вооруженное восстание. Создание Советского государства. Социально-экономические...

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» icon"Русско-турецкая война 1877-1878 гг." 8 класс
Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;узнать цели сторон и механизм развязывания войны, соотношение сил и ход военных действий; познакомиться...

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconЗавгородний Д. С. Контрольная работа по Новой и Новейшей истории зарубежных стран
Целью работы является: оказать помощь в изучении Новейшей истории с учетом подготовки учебных планов в вузах России, в связи с новыми...

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconПрезентация Урок истории в 11 классе по теме: «Поляризация сил внутри...
Краткая аннотация: урок групповая работа с использованием мультимедиа презентации

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconУрок по истории России в 9 классе «Основные этапы Великой Отечественной войны»
Обучающая: закрепить знания характеристик основных этапов Вов, учитывая знания исторических дат, персоналей, конкретных фактов, раскрыть...

Урок по новейшей истории России «Предпосылки и виновники развязывания войны» iconУрок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории»
Объяснительная записка: данный медиа урок проводится в рамках изучения темы «ссср в годы Второй мировой войны»






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск