Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания






Скачать 359.89 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания
страница1/2
Дата публикации06.02.2015
Размер359.89 Kb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Методические указания

В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы, методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники».

Методические указания подготовлены на кафедре истории Отечества, государства и права и предназначены для студентов специальности 200100 «Приборостроение».

Тема 1.

История науки и техники: предметная сфера, круг проблем, функции.


  1. История науки и техники как научная дисциплина.

  2. Периодизация развития науки и техники.

1. Наука и техника во все времена находились в центре общественных интересов. Цивилизация, в ее материальном аспекте невозможна без науки и техники. Распространение научных идей и технических новшеств является важнейшим фактором развития человечества. Для того чтобы понять, как это происходит, недостаточ­но знать, что делают наука и техника в наше время. Необходимо также знать, как они стали тем, чем являются сейчас, как влияла на науку и технику в прошлом смена форм общественного устройства и как они в свою очередь способствовали формированию этих форм. Известны историк науки ХХ века Дж. Бернал отмечал: «В науке, больше чем в каком-либо другом институте человечества, необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и господства над природой в будущем».

Таким образом, предметом изучения истории науки и техники являются исторические процессы научного познания и технического творчества. Для понимания сущности истории науки и техники необходимо четко представлять себе основные понятия. Дайте определение понятий: история, наука, техника.

Дж. Бернал следующим образом характеризовал связь между развитием техники и науки: «Техника - это индивидуально приобретенный и обще­ственно закрепленный способ изготовления чего-либо; наука - это способ понимания того, как это изготовить, с тем, чтобы изготовить лучше». Определите общие принципы взаимосвязи науки и техники. Подберите примеры, характеризующие эту взаимосвязь.

История науки и техники – наука о закономерностях развития науки и техники. Это самостоятельная отрасль исторической науки. Она является комплексной наукой, одновременно гуманитарной, естественной и технической. Исходя из этого положения определите цели, задачи и функции истории науки и техники. Укажите круг проблем ею изучаемых.

2. Научно-техническое развитие человечества представляет собой единый, внутренне связанный процесс, имеющий свои объективные законы. На каждом этапе исторического развития технический уровень цивилизации зависит от степени познания человеком законов природы и умения использовать их на практике. Всего выделяют три периода или ступени общественного производства. Для каждого периода характерен свой тип взаимоотношений науки и техники, во многом определяющийся уровнем развития научных и технических знаний, что в свою очередь соответствует общему уровню производительных сил, производственных отношений и культуры общества.

С момента своего возникновения человечество сотни тысяч лет существовало в условиях первобытной техники недифференцированного в отраслевом отношении охотничьего хозяйства и отсутствия научных знаний в их современном понимании.

Первая ступень общественного производства – ремесленная начинает складываться в условиях раннего неолита (VI — IV тыс. до н.э.) и господствует в рабовладельческом обществе, а также в условиях раннего и развитого феодализма вплоть до середины XV в.

Вторая ступень общественного производства – мануфактурная активно формируется с середины XV в. и охватывает период позднего средневековья и нового времени в плоть до конца XVIII в.

Третья ступень – машинная начинается с конца XVIII в. и продолжается до наших дней. Сегодня происходят новые фундаментальные изменения в истории человечества, начинается трансформация индустриального общества в постиндустриальное под влиянием целого ряда факторов, в том числе и научно-технического прогресса. Эти процессы могут вывести человечество на новую ступень общественного производства.

Дайте характеристику каждой ступени общественного производства. Обратите особое внимание на характер взаимодействия науки и техники в тот или иной период.

Дайте определение понятиям: технический уклад, общественное производство, способ производства, производительные силы, производственные отношения, сферы материального производства.

Литература:

1. Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 288 с.

2. Нефёдов С.А. Лекции по истории науки и техники. Екатеринбург, 2007.

3. Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» - 1998.

4. Чёрный А.А. История техники. Учебное пособие, Пенза. 2005.

5. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1956.

6. Соломатин В.А. - История науки. Учебник - 2003.

7. Офицеров В.В. История науки и техники: конспект лекций .Омск,
2008.

8. В.И.Ковалев, А.Г. Схиртладзе, И.П, Борискин История техники. учебник. Старый Оскол, 2009.
Тема 2.

Знания и техника в первобытном обществе.


  1. Первобытная техника.

  2. Донаучные знания.


Развитие техники и развитие человечества неразрывно связаны. Этапы технического прогресса часто совпадают с этапами развития человеческого общества. Особенно характерна такая связь для первобытного периода развития человечества. Первобытное общество (иногда его именуют доисторическим) охватывает период от возникновения человечества до появления письменности и государства. Периодизацию первобытного общества ученые нередко ставят в зависимость от материала и техники изготовления орудий труда. В истории человечества выделяют каменный, бронзовый и железный век. Первобытные отношения в основном относятся к каменному веку, но поскольку человечество развивается неравномерно, в некоторых случаях эти отношения сохраняются в бронзовом и железном веке.

Рассматривая развитие первобытной техники каменного века, следует отметить особенности различных его этапов. Каменный век делится на три эпохи: древний, средний, новый (палеолит, мезолит, неолит). В каждой эпохе выделяют сменяющие друг друга культуры, различающиеся по типу орудий, методам их изготовления. Например к верхнему палеолиту относятся дошелльская, шелльская, ашельская, мустьерская культуры. Выделите характерные признаки каждой эпохи и культуры каменного века. Обратите внимание на постепенное усложнение орудий и техники их изготовления.

Следует отметить общие особенности в изучении технического развития первобытного общества: длительность отдельных этапов развития (в некоторых случаях сотни тысяч лет), отсутствие возможности назвать конкретные имена изобретателей новой техники и точное время изобретений. Необходимо также помнить, что сходные изобретения могли появляться независимо друг от друга в разных местах, исчезать и вновь возникать.

2.Для возникновения науки необходимы определенные предпосылки, которые формируются обществом длительное время. Но вопросы возникновения и устройства окружающего мира, а также место человека в этом мире, волновали людей задолго до появления научных знаний. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф удовлетворял стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение. На основе мифологии формируются языческие религии ,неотъемлемой частью которых является создание соответствующей уровню развития общества картины мира.

Рассмотрите, каким образом дается объяснение проблемы происхождения и устройства окружающего мира в религиозно-мифологических воззрениях древних народов. Для примера можно взять любую древнюю религию, сведения о которой сохранились: древнеегипетскую, древнегреческую, древнеримскую, скандинавскую, славянскую, японскую и т. д. Попробуйте найти сходства и различия в представленных различными религиями картинах мира и объяснить, чем они вызваны.

Дайте определение понятиям: миф, легенда, религия, археологическая культура.

Литература:

1.Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982

2.Нефёдов С.А. Лекции по истории науки и техники. Екатеринбург, 2007.

3. Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» - 1998.

4. Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 2000

5. В.И.Ковалев, А.Г. Схиртладзе, И.П, Борискин История техники. учебник. Старый Оскол, 2009.

6. Еремин А.Д. - Зарождение познания и технического развития человечества. Хрестоматия – 2008.

7. С т р о й к Д. Я. Краткий очерк истории математики. М. 1990.

8. Чёрный А.А. История техники. Учебное пособие, Пенза. 2005.

9. Соломатин В.А. - История науки. Учебник - 2003.

10. http://politekonomi.ucoz.ru/polit/1pervjbitnie.htm

11. Энциклопедия мифологии http://godsbay.ru

12. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии.М., изд. Мир, 1983.

13. . История техники / Образование механика [электронный ресурс] URL: http://www.emomi.com

Тема 3.

Научные и технические знания на Древнем Востоке.
1.Зарождение научных знаний на Древнем Востоке.

2.Технические достижения древневосточных цивилизаций.
1. К научным знаниям древности нельзя подходить с той же меркой, как к науке нашего времени. Сегодня мы привыкли к тому, что производственный процесс ведется на основе сознательного приложения законов естествознания. Связь между современной наукой и техникой для нас очевидна. Гораздо более сложной и завуалированной была эта связь в древнем мире.

В мировоззрении людей той эпохи собственно научные сведения переплетались с религиозно-мифологическими образами, сохраняя много пережитков первобытного анимизма. На Востоке трудно датировать новые открытия. Статический характер его общественного строя приводил к тому, что научные сведения сохранялись без изменений в течение столетий и даже тысячелетий. Открытия, сделанные в пределах одного региона, могли остаться неизвестными в других местностях. Хранилища научных и технических знаний могли быть уничтожены войнами, наводнениями и новые поколения заново открывали уже известные предкам, но утерянные знания.

Охарактеризуйте особенности зарождения научных знаний на Древнем Востоке. Этот процесс следует рассматривать во взаимосвязи с развитием общественного хозяйства:

развитие храмового хозяйства и появление письменности и счёта;

строительство пирамид, храмов, ирригационные работы и развитие математики;

переход к земледелию, освоение мореплавания и развитие астрономии;

Следует также рассмотреть тесную взаимосвязь развития научных знаний с развитием религиозных культов.

Попытайтесь выявить особенности научных знаний в различных древневосточных цивилизациях.
2.Рассматривая техническое развитие цивилизаций Древнего Востока, следует обратить внимание на специфику этого процесса. С одной стороны мы наблюдаем параллельное развитие различных цивилизаций самостоятельно добивавшихся сходных технических достижений, с другой фундаментальные открытия одной цивилизации (изобретение колеса) довольно быстро становились достоянием всего древнего мира.

Охарактеризуйте изменения в технике, связанные с началом использования металлов.

Рассмотрите особенности технического развития наиболее значительных ближневосточных цивилизаций: Египта и Месопотамии.

Египет - развитие строительного дела (строительство пирамид), специфика ирригационных работ, появление папирусной «бумаги», стекла, особенности обработки металлов.

Междуречье – изобретение колесной повозки, специфика ирригационных работ, особенности обработки металлов, появление первых станков.

Дайте определение понятиям: астрология, алхимия, иероглиф, ирригация, Месопотамия,

Литература:

1.Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982

2.Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» - 1998.

3 Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.

4. С т р о й к Д. Я. Краткий очерк истории математики. М. 1990.

5.Чёрный А.А. История техники. Учебное пособие, Пенза. 2005.

6. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

7. Соломатин В.А. - История науки. Учебник - 2003.

8. Еремин А.Д. - Зарождение познания и технического развития человечества. Хрестоматия – 2008.

9. В.И.Ковалев, А.Г. Схиртладзе, И.П, Борискин История техники. учебник. Старый Оскол, 2009.

10. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М., изд. Мир, 1983.

11. Египетские пирамиды навсегда! [электронный ресурс] URL: http://piramidavorever.ru

12. IQ-Coaching - Образовательный портал [электронный ресурс] URL: http://www.iq-coaching.ru

Тема 4.

Наука и техника в античный период.

  1. Становление элементов науки в эпоху античности.




  1. Античная техника.


1.В конце второго тысячелетия до н. э. в бассейне Средиземного моря и в прилегающих к нему областях очень многое изменилось. Бронзовый век сменился веком железа. На исторической сцене появились новые народы. Наибольших успехов в использовании новых условий железного века достигли греки. Они заимствовали и сохранили знания древних цивилизаций Востока и благодаря своему собственному глубокому интересу и разуму превратили их в нечто более простое, абстрактное, рациональное. Со времен древних греков и до наших дней нить знания уже не прерывалась. Определите особенности древнегреческой науки. Почему именно Древняя Греция стала колыбелью современной науки?

Историю греческой науки можно разделить на четыре важных этапа:

первый - ионийский этап -VI век до н. э. это период зарождения греческой науки;

второй этап – афинский или классический, охватывает 480—330 годы до н. э. развитие научных знаний ,в основном, в рамках древнегреческой цивилизации;

третий этап- эллинистический – с 330-х годов до н.э. – завоевания Александра Македонского дали возмож­ность греческой науке прийти в непосредственное соприкосновение с более древними источниками культуры на востоке, в результа­те чего значительное развитие получили математика, механика и астрономия, именно тогда впервые сформировалась основа точной науки как связного целого, граница между этим этапом и следующим весьма размыта;

четвертый- римский этап до середины V в. не отличался особой оригинальностью, но он явился мостом между античной наукой и всеми последующими этапами развития науки. Выделите характерные черты каждого этапа.

Развитие античной математики.

Рассмотрите первые шаги античной математики. Особое внимание обратите на достижения Фалеса, Пифагора и их последователей. Ими были предприняты первые попытки теоретического обобщения достижений Древнего Востока, результатом чего стало создание математической акустики, открытия в области геометрии и арифметики. Определенное влияние на развитие математических знаний оказали Зенон Элейский ,Анаксагор, с его идеей бесконечно малых величин. Становление геометрической алгебры в этот период связано с трудами Гиппократа из Хиоса и Евдокса Книдского. В классический период появляются три знаменитых математических проблемы античности: трисекция угла, удвоение куба, квадратура круга. Определите сущность этих задач.

Дайте характеристику эллинистического периода, как высшего этапа развития античной математики. Остановитесь подробнее на деятельности Александрийского Музея и связанных с ним первых профессиональных ученых. Особое место среди александрийских ученых занимает Евклид давший теоретическое обобщение основ античной геометрии. Идеи Евклида развивал Аполлоний Пергский. Эратосфен Киренский и Диофант Александрийский внесли вклад в изучение алгебры и арифметики. В Музее занимался математическими изысканиями Архимед.

Становление естественных наук.

Астрономия. Запросы сельского хозяйства и мореплавания определили важное место астрономии в античной науке. Рассмотрите различные взгляды древнегреческих ученых на устройство вселенной. Особое внимание следует обратить на гелиоцентрическую теорию Аристарха Самосского и геоцентрические теории Гиппарха и Клавдия Птолемея. Необходимо отметить другие достижения античных астрономов: создание звездных каталогов, изобретение астрономических приборов, расчет различных астрономических величин.

Физика. В античности из разделов физики наибольшее развитие получила механика. Рассмотрите деятельность Архимеда, Архита Тарентского, Герона Александрийского в области механики. Охарактеризуйте вклад Аристотеля в развитие физики.

Биология. Рассмотрите достижения элейской школы. Охарактеризуйте взгляды Ксенофана из Колофона, Эмпедокл из Акраганта и его идею эволюционного развития. Проанализируйте вклад Аристотеля в развитие основ зоологии, Феофраста (или Теофраста) из Эфеса в создание основ систематической ботаники.

Медицина. Рассмотрите вклад Гиппократа из Коса и Клавдия Галена в формирование медицины как целостной науки. Проанализируйте первые попытки научного изучения анатомии и физиологии человека Алкмеоном из Кротона, Герофилом из Халкидона, Эразистратом.

2.Использование железа привело к появлению новых и усовершенствованию старых ручных орудий труда.

Основой античной экономики было сельское хозяйство. Рассмотрите изменение в сельскохозяйственной технике и технологии вызванные появлением железных орудий труда.

Наиболее заметны технические новшества в ремесленном производстве. Проанализируйте появление новых технологий в металлообработке, производстве стекла, гончарном производстве.

В сфере строительства следует отметить появление первых механизмов для подъёма тяжестей. Большим достижением стало изобретение древнеримскими строителями бетона.

Особое место в античном мире играло мореплавание. Укажите наиболее значительные достижения античности в области кораблестроения и судоходства.

Военное дело в античности, как и в последующие времена, являлось основным двигателем технического прогресса. Именно здесь наибольшее применение нашла доступная античности механизация. Рассмотрите эволюцию военных машин от появления ручных стрелковых механизмов - гастрофётов – до осадной техники Деметрия Полиоркета и оборонительных машин Архимеда. Создание военных машин способствовало зарождению военной науки – «механики».

Ряд технических изобретений античности выходил за рамки существующего уровня производства. Среди изобретателей античности, чьи изобретения обогнали свое время, следует выделить Архита Тарентского, Герона Александрийского, Ктесибия. Дайте характеристику их достижений.
Дайте определение понятиям: античность, философия, гелиоцентрическая теория, геоцентрическая теория, эллинизм,

Литература:

1.Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980

2.Нефёдов С.А. Лекции по истории науки и техники. Екатеринбург, 2007.

3. Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» - 1998.

4. Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.

5. С т р о й к Д. Я. Краткий очерк истории математики. М. 1990.

6. Чёрный А.А. История техники. Учебное пособие, Пенза. 2005.

7. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

8. Соломатин В.А. - История науки. Учебник - 2003.

9. Еремин А.Д. - Наука и техника в классической античности. От Фалеса до Аристотеля. Хрестоматия - 2008.

10. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М.: Изд-во Центрполиграф, 2002.

11. В.И.Ковалев, А.Г. Схиртладзе, И.П, Борискин История техники. учебник. Старый Оскол, 2009.

12. . Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии.М., изд. Мир, 1983.

13. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., 1990

14. Ученые с мировым именем/ Хронос. Всемирная история в интернете [электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/index.php

15. История техники / Образование механика [электронный ресурс] URL: http://www.emomi.com

16. IQ-Coaching - Образовательный портал [электронный ресурс] URL: http://www.iq-coaching.ru


Тема 5.

Наука и техника восточных цивилизаций.

  1. Научные и технические знания в древнем и средневековом Китае.

  2. Наука и техника в древней и средневековой Индии.

  3. Научные достижения исламской цивилизации в средние века.


1.Контакты между Китаем и средиземноморской цивилизацией долгое время носили эпизодический характер. Научно- техническая мысль развивалась в древнем и средневековом Китае самостоятельно. В отдельных случаях можно проследить распространение технических достижений китайской цивилизации на запад. Определите особенности развития науки и техники в древнем и средневековом Китае.

Характерной чертой этого периода было значительное влияние религиозно-философских учений на развитие науки. В отличие от средневековой Европы в Китае конфуцианство и даосизм прямо стимулировали развитие науки. Рассмотрите, каким образом осуществлялся этот процесс.

Образование в средневековом Китае имело большую социальную значимость. Часто именно уровень образования определял место человека в социальной иерархии. Следует отметить влияние этого фактора на развитие китайской науки.

Обратите внимание, как вышеперечисленные особенности китайского общества отразились в развитии математики, естественных и гуманитарных наук.

Техническая мысль в Китае этого периода добилась впечатляющих результатов. Великая китайская стена, грандиозные ирригационные сооружения в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы свидетельствуют о высоком уровне технических знаний. Такие технические достижения китайской цивилизации, как компас, порох, бумага оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всего человечества. Охарактеризуйте основные аспекты технического развития.

2. Индийская цивилизация на протяжении более чем трех тысячелетнего развития пришла к поистине грандиозным достижениям. Воспринимая достижения чужих культур, она сохраняла и свои исконные ценности.

С упадком Римской империи центр математических исследований постепенно перемещался в Индию. Проследите влияние эллинистической науки на развитие индийской математики (трактаты «Сиддаханты») , деятельность Ариабхаты в V веке и Брамагупты в VII. Обратите внимание на собственные достижения индийской математики такие, как создание позиционного принципа, понятия ноля, современных цифр и др.

Большого развития в Индии достигли естественные науки. Рассмотрите развитие индийской астрономии, алхимии, медицины. К числу наиболее значимых достижений можно отнести атомистические взгляды древнеиндийскою философа-естествоиспытателя Кананды (V IV вв. до н.э.), представлениям индийских ученых о сущности явления испарения жидкости и теплоте, создание в результате алхимических опытов новых красителей, развитие аюрведы (традиционной медицины).

Замечательны успехи индийской техники. Создание Делийской колонны состоящей почти из чистого железа, - лучшее тому доказательство. Древние мастера знали множество сплавов цветных металлов, химических составов, умели изготовлять разнообразные стойкие минеральные и растительные красители. Рассмотрите эти и другие достижения технического развития индийской цивилизации подробнее.

3.Исламская цивилизация стала своего рода мостом в пространстве между наукой Востока (Индия, Китай) и наукой Запада (Европа) и мостом во времени между античной и европейской наукой. В отличие от западной Европы в раннее средневековье, где научные достижения античности были почти забыты, арабы, захватившие Ближний Восток, сумели сохранить и вскоре превзойти научный уровень прежних цивилизаций. В этой связи следует рассмотреть деятельность « Дома науки» созданного багдадскими халифами в начале IX века.

Собственные достижения мусульманских ученых особенно заметны в сфере математики и естественных наук. Рассматривая развитие математики следует обратить внимание на деятельность Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми ( в Европе известен как Алгорисмус), чьи труды сыграли важную роль в истории математики как один из главных источников, с помощью которых Западная Европа познакомилась с индийскими цифрами и с арабской алгеброй, Омара Хайяма, в работах, которого содержится систематическое исследование уравнений третьей степени и Насира эд дина Туейя, (в Европе -Ат-Туси) отделившего от астрономии тригонометрию как самостоятельную науку.

В астрономии арабы продолжали греческую традицию, принимая без кри­тики теорию Птолемея. Проанализируйте деятельность астрономов IX — Х вв. аль-Баттани и Абу-ль-Вафа, создавших самые точные в эпоху средневековья астрономические таблицы (зиджи), уточнившие многие данные Птолемея. Самым выдающимся астрономом на исламском Востоке является Абу-р-Рейхан аль Бируни, который, в отличие от других, допускал возможность движения Земли вокруг Солнца. Среди тех, кто внёс значительны вклад в развитие астрономии был среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек.

В области химии мусульманские врачи, парфюмеры и металлурги внесли свой величайший вклад в общий прогресс науки. Они работали на основе традиций и практики, глубоко укоренившихся в восточных цивилизациях с древности. Но именно арабский ученый Абу-Муза Джабир (в Европе известный как ГЕБЕР) на основе разнообразных химических опытов попытался создать первую всеохватывающую теорию, что предполагало подход к химии как к науке.

В области медицины особое место принадлежит Ибн Сине (Авиценне), чей труд «Канон врачебной науки» являлся одним из основных источников медицинских знаний на протяжении нескольких столетий.
Дайте определение понятиям: конфуцианство, даосизм, аюрведа,, зиджи.

Литература:

1.Березкина Э. И. Математика древнего Китая. М., издательство: Наука, 1980.

2.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М., 1980

3. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966

4. Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» - 1998.

5. Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.

6. С т р о й к Д. Я. Краткий очерк истории математики. М. 1990.

7. Чёрный А.А. История техники. Учебное пособие, Пенза. 2005.

8. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

9. Соломатин В.А. - История науки. Учебник - 2003.

10. В.И.Ковалев, А.Г. Схиртладзе, И.П, Борискин История техники. учебник. Старый Оскол, 2009.

11. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии.М., изд. Мир, 1983.

12. Ученые с мировым именем/ Хронос. Всемирная история в интернете [электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/index.php

13. IQ-Coaching - Образовательный портал [электронный ресурс] URL: http://www.iq-coaching.ru

Тема 6.

Развитие науки и техники в средневековой Европе.

  1. Техническое развитие средневековой Европы.

  2. Наука в средневековой Европе.


1.Хронологические рамки средневековья обычно определяют следующим образом: V в.—середина XV в. В социально-экономическом аспекте средним векам соответствует период раннего и развитого феодализма. Охарактеризуйте феодальный способ производства.

В античную эпоху передовые центры технического и научного творчества находились в пределах средиземноморских стран, входивших в состав Римской империи. В средние века положение изменилось. С IX в. в Западной Европе наблюдается рост технических достижений. Быстрыми темпами этот процесс пошел после крестовых походов, а особенно в XIII—XV вв.

Среди государств раннефеодального периода выделяется своеобразной материальной и духовной культурой Киевская Русь. Вплоть до монголо-татарского нашествия XIII в., ремесленная техника древнерусского государства развивалась на уровне стран Западной Европы. Опишите основные способы организации хозяйственной деятельности и технические достижения в Древнерусском государстве.

Основу производства в феодальном обществе составляло сельское хозяйство. Первоначально многие достижения античной культуры земледелия были забыты. В западноевропейских государствах, образовавшихся на развалинах Римской империи, произошел возврат к примитивным формам земледелия. Однако постепенно начинается техническое совершенствование сельского хозяйства. Укажите основные аспекты этого процесса. Особое внимание следует обратить на первые попытки механизации труда – использование водяных и ветряных мельниц.

Ведущая роль в развитии техники и технологии ремесленного производства принадлежала городам, в которых ремесло получило цеховую организацию. Рассмотрите структуру и основные принципы функционирования средневековых цехов.

Проанализируйте развитие отдельных отраслей ремесленного производства. В горнорудном деле и металлообработке следует обратить внимание на появление новых технологий добычи железа, в частности появление доменных печей, на элементы механизации производства – использование водяных двигателей в различных производственных процессах. В текстильном производстве необходимо остановиться на особенностях производства различных видов тканей, описать процесс развития ручных ткацких станков и первые попытки использования водяных двигателей. Рассмотрите новые направления в гончарном производстве – появление фаянса, майолики. Часовое дело отличалось от других ремесел средневековья. Особенность состояла в его изначальной связи с теорией. Производство часов потребовало определенных знаний математики и астрономии, без которых нельзя было ни строить часы, ни регулировать их ход. Часовая техника явилась первым мостиком, соединившим «высокую» науку и практику. Выделите основные этапы развития часового производства.

Развитие торговли дало мощный толчок совершенствованию морского судостроения. Проследите технические изменения в кораблестроении от норманнского дракара до португальской каравеллы.

Особых технических успехов Западная Европа добилась в производстве оружия. Сначала совершенствование ручных механизмов – арбалетов, осадных орудий, затем с появлением пороха – настоящая революция в вооружении. Проанализируйте развитие европейской военной техники.

В 1455 г. Иоганн Гутенберг напечатал первую книгу. Обратите внимание на это важнейшее для развития техники достижение. Теперь техническая литература, размножение которой осуществлялось более дешевым способом, могла поведать миру о технических новшествах в широком масштабе.

2. В Западной Римской империи, подпавшей под власть варваров, не существовало научных центров, где бы до того развивались античное естествознание, философия и математика. В раннем Средневековье обучение здесь ограничивалось элементами латинской грамоты и некоторым практическими науками. Постепенно в Западной Европе стали заново развиваться техника и некоторые отдельные отрасли естествознания, сначала повторявшие основы античных знаний, а затем уже ощупью продвигавшиеся вперед.

В центры учености превращаются образовавшиеся в эти годы монастыри. Опишите особенности накопления и развития научных знаний в монастырях.

Особым в средневековой Европе было взаимоотношение науки и религии. Науке отводилась роль «служанки» богословия, что выражалось в использовании ее для иллюстрации и подтверждения религиозных истин, в воздействии догматических положений христианской религии на процесс формирования всего аппарата средневековой науки. Сформировавшийся в это время тип научного знания получил название- схоластика. Дайте характеристику средневековой схоластики, и определите её место в развитии научного знания.

Большую роль в развитии европейской науки сыграло появление высших учебных заведений- университетов. Следует рассмотреть структуру, принципы организации обучения в средневековых университетах, их вклад в научную интеграцию европейских стран.

Изучая развитие европейской науки в Средние века, необходимо обратить особое внимание на отдельные её направления.

Развитие математических знаний.

В течение первых столетий западного феодализма даже в монастырях математика сводилась всего лишь к скромной арифметике церковного назначения, которой пользовались главным образом для вычисления пасхалий. Но именно церковь дала Европе первых математиков. Рассмотрите научную и педагогическую деятельность британского монаха Алкуина, создавшего при дворе Карла Великого одну из первых в эту эпоху школ. Другим математиком-церковником был Герберт, французский монах, который в 999 г. стал папой, приняв имя Сильвестр II. Опишите его вклад в становление и распространение математических знаний.

С развитием городов научные знания начинают проникать в среду городской буржуазии. Математика развивалась главным образом в растущих торговых городах, под непосредственным влиянием торговли, навигации, астрономии и землемерия. Одним из самых значительных представителей этого направления средневековой математики был Леонардо Пизанский (Фибоначчи). Он написал ряд математических трактатов самым известным, из которых является «Книга абака». Проанализируйте его научную деятельность.

Среди математиков позднего средневековья следует также выделить английского математика Томаса Брадвардина.

Развитие естественных наук.

Сдвиги в естественных науках начались с конца XI в. Крестовые походы способствуют знакомству Европы с культурными достижениями Востока. В результате происходят существенные изменения в экономике: повышается эффективность сельского хозяйства, возникают ремесла, развивается торговля, усиливается рост городов.

Одним из главных достижений средневекового европейского естествознания стало развитие экспериментального метода. Рассмотрите деятельность Роберта Гроссетета, который считается пионером эмпирического доказательства аристотелевского естествознания, заложившим основы для развития экспериментального метода в естественных науках. Особого внимания в этой связи заслуживает деятельность английского ученого и философа Роджера Бэкона. Он высказал мнение, что ученый не должен безоговорочно доверять авторитетам, а истинное знание основывается только на экспериментальном методе исследования. Проанализируйте главный труд Роджера Бекона « Великое дело». К этому направлению средневековой науки можно отнести таких её представителей как П. Перегрин и Ж. Буридан. Их деятельность также заслуживает внимания.

Проанализируйте развитие различных направлений средневековой физики в трудах Витёллия (Вителло из Силезии), Альберта Саксонского и Никола Орема.

Значительных успехов в средневековой Европе достигла алхимия. На первом месте здесь по-прежнему стояли попытки отыскать «философский камень», якобы способный превращать неблагородные металлы в золото. В ходе этих поисков делались вполне реальные открытия. Рассмотрите достижения средневековых алхимиков.

Средние века стали очередным этапом развития науки и техники. Они не дали фундаментальных научных открытий или гигантских технических прорывов в производстве, но именно в средневековой Западной Европе был сделан решающий шаг объединения техники и книжной научности, что и позволило появиться современной науке.

Дайте определение понятиям: абак, схоластика

Литература:

1.Нефёдов С.А. Лекции по истории науки и техники. Екатеринбург, 2007.

2.Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» - 1998.

3. Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.

4. С т р о й к Д. Я. Краткий очерк истории математики. М. 1990.

5. Чёрный А.А. История техники. Учебное пособие, Пенза. 2005.

6. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

7. Соломатин В.А. - История науки. Учебник - 2003.

8. . Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М.: Изд-во Центрполиграф, 2002.

9. Офицеров В.В. История науки и техники: конспект лекций.Омск,
2008.

10. В.И.Ковалев, А.Г. Схиртладзе, И.П, Борискин История техники. учебник. Старый Оскол, 2009.

11. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии.М., изд. Мир, 1983.

12. Ученые с мировым именем/ Хронос. Всемирная история в интернете [электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/index.php

13. IQ-Coaching - Образовательный портал [электронный ресурс] URL: http://www.iq-coaching.ru


Тема 7.
Роль эпохи Возрождения в развитии науки и техники.


  1. Переход к новому этапу технического развития.

  2. Начало революции в науке.


1. Возрождение  — эпоха в истории Европы примерно с середины XV в. до конца XVI в., когда начался переход от средневековой цивилизации к цивилизации Нового времени. Развитие городов, торговли и промышленности, достигшее к концу средне­вековья довольно высокого уровня, уже не соответствовало экономике феодализма. Начинается формирование новых капиталистических отношений в экономике, что в свою очередь, приводит к коренным изменениям в социальной структуре общества, культуре, науке и технике. По мнению английского исследователя истории науки Дж. Бернала «Это сочетание технической, экономической и социальной революции представляет собой единственное в своем роде общественное явление.»

В развитии техники это время перехода от ремесленного периода к мануфактурному. Проанализируйте важнейшие особенности мануфактурного производства.

Вначале техника мануфактуры почти не отличалась от ремесленной. Рассмотрите процесс модернизации производства за счет развития ручных механизмов в текстильной промышленности.

В ходе дальнейшего развития мануфактурного произ­водства наряду с ручными орудиями труда в нем начинают при­меняться некоторые элементарные машины и механизмы, приво­димые в движение силой животных, воды или ветра. Проанализируйте причины и особенности применения водяных и ветряных двигателей.

Бурное развитие производства заставляет интеллектуальную элиту Европы задумываться над техническими проблемами. Широта технических интересов того времени проявляется в достижениях великого инженера, ученого и художника Леонардо да Винчи (1452—1519). Рассмотрите его технические достижения. Леонардо да Винчи был не одинок, при изучении развития технической мысли в эпоху Возрождения следует обратить внимание на труды Бириигуччо и Георга Бауэра (Агриколы).

Эпоха Возрождения запустила важнейший технический процесс переход от техники, опирающейся на использование дерева и гидроэнергии, к технике железа и энергии угля. Попробуйте обосновать необходимость столь важных технических изменений.
2.Сущность научной революции, начало которой положила эпоха Возрождения, довольно точно выразил Дж. Бернал: «Это было преобразованием науки из средства примирения человека с миром, каков он есть, был и будет в дальнейшем, в средство господства над природой путем познания ее вечных законов». Наука эпохи Возрождения впервые за несколько столетий осознано попыталась перешагнуть через авторитет античности в познании законов окружающего мира. Особенно заметен был этот шаг в сфере естествознания.

Начало революции в естествознании.

Начало научной революции положил Николай Каперник в своем труде «Об обращении небесных сфер». Рассмотрите сильные и слабые стороны гелиоцентрической теории в изложении Коперника. Проследите дальнейшую эволюцию астрономии как в трудах сторонников Коперника (Джордано Бруно), так и в работах его оппонентов (Тихо де-Браге).

В результате научной революции возникла новая физика, основанная не на отвлеченных рассуждениях, а на опыте и точном математическом анализе результатов опыта. Первые шаги в этом направлении были сделаны в трудах Леонардо да Винчи. Проанализируйте его научные достижения в сфере естествознания.

В один год с изданием книги Каперника 1543 г. Была опуб­ликована вторая книга, столь же революци­онная в области биологических наук, как и книга Коперника в области астрономии. Эта был труд: «О структуре че­ловеческого тела» бельгийского анатома Андреаса Везалия. Рассмотрите его научные взгляды.

Достижения в математике.

Математика развивалась в торговых городах. Горожан интересовал счет, арифметика, вычисления. Сначала центр математических исследований находился в Италии и Германии. Рассмотрите деятельность немецких и итальянских математиков Иоганна Мюллера, Сципиона дель Ферро, Луки Пачоли, Тартальи, Иеронима Кардано.

Во второй половине XVI в. центр математических исследований сдвигается на запад Европы в новые торговые государства во Францию, Англию и Голландию. Среди математиков этого периода следует отметить Франсуа Виета, Стевина, Джона Непера.

Главным достижением эпохи стало то, что ученые Возрождения сумели перешагнуть через устоявшиеся стереотипы и заложить основы современной науки.

Дайте определение понятиям: Возрождение, Ренессанс, мануфактура, навигация.

Литература:

1.Нефёдов С.А. Лекции по истории науки и техники. Екатеринбург, 2007.

2.Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» - 1998.

3. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XV – XIX веков: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

4. С т р о й к Д. Я. Краткий очерк истории математики. М. 1990.

5. Чёрный А.А. История техники. Учебное пособие, Пенза. 2005.

6. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

7. Соломатин В.А. - История науки. Учебник - 2003.

8. . Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М.: Изд-во Центрполиграф, 2002.

9. Офицеров В.В. История науки и техники: конспект лекций .Омск,
2008.

10. В.И.Ковалев, А.Г. Схиртладзе, И.П, Борискин История техники. учебник. Старый Оскол, 2009.

11. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии.М., изд. Мир, 1983.

12. Ученые с мировым именем/ Хронос. Всемирная история в интернете [электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/index.php

13. История техники / Образование механика [электронный ресурс] URL: http://www.emomi.com

14. IQ-Coaching - Образовательный портал [электронный ресурс] URL: http://www.iq-coaching.ru
Тема 8.

Развитие науки и техники в Новое время.

1. Техника мануфактурного периода.

2. Научная революция Нового времени.
1.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Занятию, вопросы для обсуждения и список литературы и интернет-ресурсов. Далее приводятся методические указания для самостоятельной...

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconМетодические указания и планы семинаров по дисциплине «История науки и техники»
Методические указания и планы семинаров по дисциплине «История науки и техники»/ Уфимск гос авиац техн ун-т; сост.: Конюков Т. С....

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconМетодические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена...
Философские проблемы техники и технических наук: методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена по курсу...

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconМетодические рекомендации по планированию и организации самостоятельной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconРефератов по дисциплине «История Украины»
В них даются методические рекомендации студентам, изучающим одну из важных тем в украинской истории первой половины ХХ в. – голодомор...

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconМетодические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Археология»
Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу «археология» 7

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconМетодические указания по выполнению творческой работы по учебной...
В процессе освоения учебного курса «История науки и техники» Вам предстоит выполнить творческую работу на одну из предложенных ниже...

Методические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим занятиям по курсу «История науки и техники». Методические указания iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск