Скачать 210.75 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ![]() Г. МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ №1532
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ 7 класс (базовый уровень) Учебный год: 2013-2014 Составитель: учитель истории и обществознания Шашерина О.А. г. Москва 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса истории России конец XVI-XVIII век для 7 класса разработана на основе:
(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69);
Программа рассчитана на 42 часов (2 часа в неделю) Цели изучения курса: Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются: - многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории; - направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления; - внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса; - акцент на сравнение процессов, происходивших в истории России, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны; - ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. В соответствии с Базисным учебным планом предмет «история России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего(полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История России и Всеобщая история в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 42 часа. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Данная программа составлена на основе Авторской программы курса история России Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России для 6-9 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России» 6-9 кл. - М.: «Просвещение», 2010 г.). Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными, государственными стандартами: Курс истории на ступени среднего общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развивать навыки работы с различными типами исторической информации. Изучение истории должно быть ориентировано на личностное развитие обучающихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирование их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Развивающий потенциал исторического образования на ступени среднего общего образования связан с переходом от изучения фактов и их осмыслению к сравнительно-историческому анализу, а на этой основе — развитию исторического мышления у учащихся. Особое внимание придаётся развитию навыков поиска информации, работы её с различными типами, объяснения исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России, и всеобщей истории. Критерий качества исторического образования в общей средней школе связан не с усвоением всё большего количества информации, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры обучающихся. Информация о внесённых изменениях в программу их обоснования: Данная программа разработана без изменений. Информация об используемом учебнике: Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010 Информация о количествах учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ и др. Основные содержательные линии программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем их состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учётом социальной значимости и актуальности содержания курса истории. Предлагается следующая система распределения учебного материала для 7 класса: «Всеобщая история» - 28 часов (1-2 триместр). «История России» - 40 часов (3-4 триместр); Технология обучения: Применяются следующие виды технологий: информационные, доклады, исторические диктанты, индивидуальные задания, сочинения, диспуты, работа с первоисточниками. Уроки деятельностной направленности:
Нетрадиционные формы уроков
Использование современных образовательных технологий:
Виды и формы контроля: Применяются промежуточные формы контроля: устные и письменные ответы учащихся, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, схемы, индивидуальные и коллективные задания по карточкам; формы итоговой аттестации — контрольная работа, контрольное тестирование. Уровень подготовки выпускников должен соответствовать рекомендуемым стандартам. Учащиеся должны знать изученный материал, осознанно его воспроизводить (порядок исторических событий, даты, выдающихся деятелей и их влияние на ход событий в стране и мире). Самостоятельная работа учащихся (контроль)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Тема №1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (6 ч.) Государственный строй и реформы в XVI в. Усиление власти Ивана Грозного. «Опричнина» Смута. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана грозного. Смутное время. Царь Федор Иванович.Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство.В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Основные понятия темы Смута, крестьянское восстание, самозванчество, семибоярщина. Тема №2. Россия в XVII в. (9 ч.) Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли гос. аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина - Нащокина и В. В. Голицина, царя Федора Алексеевича. Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно- денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов. Усиление позиции дворянства. Соборное уложение 1649 . Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг. Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Украины и Киева к России. Русско-польская война1653-1667 гг. Русско-Турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы. Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образования. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков. Сословный быт. Обычая и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычая крестьян. Основные понятия темы. Мелкотоварное ремесло, фабрика, ярмарка, крепостное право, церковный раскол, обмирщение культуры. Тема №3. Россия при Петре I. (9 ч.) Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Основание Петербурга. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Внешняя политика Петра I. Северная война. Полтавская битва. Прутский поход. Народные движения. Восстание К.Булавина. Башкирское восстание. Изменения в культуре. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве В.Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны. Основные понятия темы. Рекрутская система, «потешные войска», приписные крестьяне, посессионные крестьяне, протекционизм, кунсткамера, цифирные школы. Тема №4. Россия в 1725-1762 годах. (5 ч.) Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель. Тема №5. Россия в 1762-1801 годах. (11 ч.) Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков. Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Основные понятия темы. Просвещенный абсолютизм. Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, ассигнации, классицизм, деспотия. Итоговое повторение (2 часа) Требования к уровню подготовки учащихся: должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников; должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку; сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории; сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах. Способны решать следующие практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. владеть компетенциями:
Дополнительные пособия для учащихся:
Интернет – ресурсы: Сайты для учителя: 1.http://www.kremlin.ru - Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации 2.http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html- Библиотека думающего о России 3.http://old.russ.ru/ist_sovr/express- «Век в зеркале прессы»: ретроспектива газет от «Биржевых новостей» и «Правды» до «Независимой газеты» и «Завтра» по каждому десятилетию ХХ века 4.http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век». 5.http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения 6.http://www.levada.ru - Левада – Центр 7.http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» 8.http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» Для учащихся: Интернет-ресурсы: http://lesson-history.narod.ru/nh8.htm http://lesson-history.narod.ru/russia8.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html http://dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm http://www.proshkolu.ru/user/Elenarop/ http://svlk-history.blogspot.com/2009/02/8.html Техническое обеспечение образовательного процесса Материальное обеспечение кабинетов: Мультимедийный компьютер; Проектор; Экран; Интернет; Программное обеспечение Операционная система Windows 98/Me(2000/XP) Текстовый редактор MS Word Используемый УМК: 1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России: конец XVI-XVIII в.» 7 класс; - М.: «Просвещение», 2009 г. 2. О.В. Дмитриева. «Новая история. Конец XV-XVIII в.» Учебник. 7 класс; - М.: Русское слово, 2004. 3. Н.И. Дорожкина «Современный урок истории: использование мультимидийных презентаций: 5-11 классы». – М.: ВАКО, 2009. 4. С.И. Козленко, «История. Всероссийские олимпиады». - М.: «Просвещение», 2008. 5. М.В. Короткова «Методическое пособие для учителя» для 6-7 кл., - М.: «Владос - пресс», 2001. 6. Е.В. Пчелов «История России XVII-XVIII вв.» Учебник. 7 класс; - М.: Русское слово, 2004. 7. К.А. Соловьев, Б.Н. Серов «Методическое пособие для учителя» для 7кл., - М.: «Вако», 2006.
|
![]() | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ![]() | А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России 6-11 классы», 2010 г., в соответствии с учебниками: «История нового времени, 1500-1800... |
![]() | Программа А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: с древнейших времён до конца XVI века», учебник А. А. Данилова, Л. Г.... | ![]() | Мо РФ 2004 г и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Да¬нилова и Л. Г. Косулиной. М.: Просвещение, 2006и... |
![]() | Сроки реализации: 2011-2012 уч год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.... | ![]() | |
![]() | «История России с древнейших времен до 18 века»,А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России с 18 до начала 21 вв»,Е. В. Агибаловой,... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. Структура программы соответствует структуре... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования мо рф, авторской программы А. А. Данилова,... | ![]() | Данилова А. А., Косулиной Л. Г., Морозова А. Ю. История России. Конец XVI –xiii век. 7 класс 1 |
..На главную | Поиск |