Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика






НазваниеУчебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
Дата публикации12.02.2015
Размер155 Kb.
ТипТематическое планирование
h.120-bal.ru > История > Тематическое планирование


Учебный план начальной формы обучения.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание по темам


Характеристика основных видов деятельности ученика

Священное Писание (2 час)

Основные понятия:

О Священном Писании: авторство, кем, когда и при каких обстоятельствах писалась. Переводы Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Библия как самая издаваемая книга. Уникальность Библии. Единство Библии. Богодухновенность Священного Писания
(обзорно, дать представление).


Знать историю появления Священного Писания и общее представление об авторах.

Понимать и рассказывать о Богодухновенности Священного Писания.

Священная история Ветхого Завета (30 часов)

Творение Богом мира. Человек – венец творения. Смысл творения человека. Заповеди в Раю и суть грехопадения. Последствия грехопадения. Протоевангелие (обещание пришествия в мир Спасителя).

Повреждение грехом человеческой природы. Примеры умножения греха в человеческой истории. (Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом. «Раскаяние» Бога о творении. Потоп.)

Язва греха у Хама. «Хамство» – понятие, этимология слова. Наказание за непочтительное отношение к родителям. Проявление хамства в современном мире. Нравственные выводы из истории с Хамом и его потомством.

Продолжение разрушительного действия греха. Вавилонское столпотворение как яркий пример того, как грех разделяет людей не только с Богом, но и друг с другом. Разделение языков как следствие гордыни и отступления от истинного Бога.

Нравственное и религиозное состояние человеческого общества во времена Авраама. Что вменилось Аврааму в праведность (параллель с Посланием апостола Павла к Римлянам, 4гл.). Вера и дела. Их взаимосвязь (Послание апостола Иакова, 2гл). Взаимоотношения Авраама и Лота.

Мелхиседек – таинственный прообраз Христа (послание апостола Павла к Евреям, 7гл.). Молитва Авраама за жителей Содома и Гоморры. Гибель городов. Иконы Ветхозаветной Троицы (Симона Ушакова и др.). Образ Авраама в литературе и живописи.


Благословение отца на брак. Женитьба Исаака. Его преданность одной жене. Исаак – уникальное явление Ветхозаветного смирения, кротости и праведной жизни. Иаков-Израиль. Его горячая вера и желание служить Богу. История с первородством. Исав – пример нехранения благодати и небрежного отношения к духовной жизни. Обмен отеческого благословения на мирские и малоценные блага. Утверждение Богом данного Иакову благословения (сон Иакова, Лестница, ночное борение). Воздаяние Иакову за обман отца. (14 лет работы за Рахиль, история с переодеванием Лии, как укор за «переодевание» Иаковом).

Иосиф Прекрасный. Прообраз Христа. Действие Промысла Божия в истории с Иосифом и всем народом Израильским. Образ Иосифа в шедеврах мирового искусства.

Моисей – Боговидец. История рождения, детства и призвания Моисея. Казни египетские, их нравственный смысл. Ветхозаветная Пасха и Агнец, их прообразовательное значение. Исход. Чудеса в Пустыне.
Синай и Декалог. Образ Моисея в шедеврах мирового искусства.

Десять Заповедей – основа общечеловеческой морали. Скиния – первый храм: устройство, символика, прообраз. Ветхозаветное богослужение и его прообразы. Отступление от Бога и наказание. Смысл и необходимость «жесткости» в Ветхом Завете. Странствование по пустыне: причины, события, прообразы.

Иисус Навин и завоевание Земли Обетованной (падение Иерихона, разделение земли).

Эпоха Судей (общая характеристика). Напоминание основных событий и прообразов. Самсон и Далида: символика образов. Покаяние Самсона и возвращение силы.

Самуил – пророк и последний судья: история рождения, перевод имени.

Книга Руфь. Смирение и кротость как добродетели Руфи. Руфь –прабабушка царя Давида. Саул – пастух, царь, победитель, отступник. Саул и Давид: мораль их отношений. Богобоязненность Давида и почитание Царя Саула. Смерть Саула и Иоанафана.
Давид – Царь: грех и раскаяние. Псалтирь. Царь Соломон: мудрость, строительство Храма и отступление от Бога.

Ровоам и разделение Царств. Пророки древние: суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Падение Израильского царства. Царство Иудейское его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исайя, Иеремия, Михей, Иоиль (обзорно). Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Пророк Иезекииль и его пророчество о всеобщем воскресении мертвых.

Возвращение иудеев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Пророки Аггей, Захария и Малахия (обзорно) Иудеи под властью греков. Мученики за веру. Маккавеи. Иудеи под властью римлян. Состояние мира перед приходом Спасителя (обзорно).

Образ Иакова в живописи и литературе.

Иконы праотцев и пророков. Русский иконостас. Библейские Ветхозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства (музыка, живопись, скульптура, графика и др.)

Знать историю Сотворения мира.

Знать историю творения человека.

Понимать и различать образ и подобие Божие в человеке как данность и заданность.

Рассказывать и пояснять отдельные истории Ветхого Завета.

Видеть нравственный смысл тех или иных событий Ветхозаветной истории и уметь проводить параллели с современной жизнью.

Использовать в ответах мнения и толкования святых отцов.

Уметь работать с Библией, быстро ориентироваться и находить параллельные места.

Видеть единство Священного Писания, уметь находить связь между Ветхим и Новым Заветом.

Знать и объяснять ветхозаветные прообразы.

Сравнивать богослужебный опыт Ветхозаветной Церкви и Церкви Православной, видеть их связь.
Понимать суть и значение старшинства в Церкви, семье, обществе.

Объяснять важность уважительного отношения к старшим на примерах из ветхозаветной истории.

Знать и рассказывать о христианских или библейских культурных памятниках, картинах и проч.

Знать наизусть и уметь объяснять с православной точки зрения и с точки зрения исторической содержание 10 заповедей Синайского Законодательства.

Сравнивать ветхозаветные и новозаветные постановления, видеть их единство.

Объяснять «трудные» места Священного Писания (о «жестокости» и подоб).

Понимать и объяснять в чем заключалась ветхозаветная праведность.

Сравнивать с понятием праведности в Новом Завете.

Развивать навык самостоятельной работы с источниками.

Понимать в чем заключалась суть пророческого служения в Ветхом Завете.

Рассказывать основные мессианские пророчества.

Знать основную хронологическую канву ветхозаветной истории.

Сравнивать ветхозаветное мученичество с мученичеством новозаветным.

Объяснять их различия и сходства.

Знать структуру Псалтири, авторство, как используется в богослужении и частной молитве.

Узнавать на иконах святых праотцев.

Иметь представление в каких областях культуры и как использовались библейские сюжеты.

Священная история Нового Завета. (80 часов)


Хронология общественного служения.

Явление ангела Захарии. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Посещение Девой Марией Елизаветы. Родословие Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Откровение тайны воплощения праведному Иосифу. Рождество Христово. Дата Рождества. Обрезание и Сретение Господне. Праведный Симеон и пророчица Анна. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус в Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Первый год общественного служения Иисуса Христа. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа Господа с Никодимом. Беседа Господа с самарянкой. Исцеление в Кане сына царедворца. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление больных в Капернауме. Призвание Марфы. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов.

Нагорная проповедь.

Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего и силе молитвы. Исцеление слуги сотника. Притчи Царства. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Знамения Царствия Божия. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (Таинстве Причастия). Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях.

Хронология – путь на Страсти.

Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесное получение монеты для уплаты на храм. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Посещение Марфы и Марии Господом. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Учение Иисуса Христа об обязанности подданных платить дань и о главных заповедях. Похвала усердию вдовицы.

Страстная седмица. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Великий Вторник. Ответ Господа о дани кесарю Беседа на горе Елеонской о Втором пришествии и кончине мира. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение страшного суда. Великая Среда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Помазание миром Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Великая Пятница. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор синедриона. Осуждение Его и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне. События Деяний апостольских, Посланий и Откровения святого Иоанна Богослова.


Историко-культурный контекст:

Исторические свидетельства о Новозаветной истории. Святая Земля во времена Господа нашего Иисуса Христа: карта древней Палестины (величина, положение и границы, долина реки Иордан, области Палестины).

Новозаветная история в образах культуры. Иконописные школы на Руси. Святые иконописцы: прп. Андрей Рублев, Дионисий и др. Первые иконы на Руси. Иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы Иоанна Предтечи. Иконы Двунадесятых праздников. Русский иконостас. Традиции русского храмового зодчества. Золотное шитье.

Новозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства: в музыке, живописи, скульптуре, литературе.



Знать хронологию Евангельской истории.

Уметь определять в какой хронологический период произошло то или иное важное Евангельское событие.

Объяснять с привлечением святоотеческих толкований трудные места Новозаветной истории (например: кто есть братья Христовы)

Знать имена двенадцати апостолов.

Знать основное содержание и общее толкование догматических бесед (с самарянкой и Никодимом).

Рассказывать и пояснять отдельные Евангельские истории.

Видеть параллели с Ветхозаветной историей.

Знать наизусть и объяснять Заповеди Блаженств.

Рассказывать историю чудес, упоминаемых в Евангелии.

Рассказывать и объяснять нравственные посылы в Нагорной Проповеди.

Понимать что такое промысел Божий.

Объяснять Промысел Божий на примерах

Библейских историй.

Знать хронологию последних дней земной жизни

Спасителя.

Объяснять что такое притча.

Рассказывать и толковать евангельские притчи.

Осмыслять и применять Евангельское учение к современной жизни.

Понимать чудо Воскресения Христова, как основу нашей веры.

Приводить доказательства реальности Воскресения Христа, как Евангельские, так и святоотеческие.

Ориентироваться в именах и географии Евангельских событий.

Иметь представление об отражении евангельских тем в культурных творениях человечества.

Богослужение и Таинства (22часа)

Понятие о православном богослужении. Церковные службы. Виды колокольного звона. История возникновения колокольного звона.


Название и краткое чинопоследование Таинств.

Терминология (тропарь, кондак, икос, седален, октоих, акафист, антифон и проч). Богослужение суточного круга. Происхождение и священные события, прославляемые в повседневных службах. Понятие о кругах богослужения. Суточный, седмичный и годовой круг богослужения. Богослужение Великих церковных праздников (общие отличительные особенности). Богослужения Великого поста (общие отличительные особенности). Понятие о Литургии, ее установление. Формирование чинопоследований Литургии (краткая история). Символическое значение основных частей Божественной Литургии. Литургия свт. Иоанна Златоуста, Литургия свт. Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров (отличительные черты). Символика и краткое чинопоследование служб суточного круга. Всенощное бдение. Вечерня. Утреня. Часы. Заупокойное богослужение (понятие, дни совершения). Богослужебные книги. Неизменяемые и изменяемые части богослужений (понятие, перечисление). Особенности богослужения Двунадесятых Праздников.





Знать начальные молитвы наизусть объяснять их смысл.

Различать виды колокольного звона.

Знать названия и литургическое содержание всех Таинств.

Ориентироваться в чинопоследовании богослужений и кругах служб.

Рассказывать о богослужебных особенностях в период Великого поста.

Знать отличительные особенности Литургии свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Преждеосвященных Даров.

Иметь навык чтения утренних и вечерних молитв, а также подготовительных молитвословий к Причастию.

Ориентироваться в богослужебных книгах.

Знать и понимать богослужебную терминологию.

Рассказывать и объяснять историю и значение Праздников.

Понимать пользу и объяснять смысл молитв за усопших.

Формировать навыки молитвы за ближних.

История Церкви (22часов)

Книга Деяний святых апостолов, авторство, общий план. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов о Воскресении Иисуса Христа. Первая христианская община в Иерусалиме. Избрание семи диаконов. Суть диаконского служения в ранней Церкви и в современности. Жизнь первых христианских общин (забота об Апостолах, обобщение имуществ, история с Ананией и Сапфирой). Первомученик архидиакон Стефан. Обращение Савла. Апостольская проповедь язычникам. Обращение первого язычника – Корнилия сотника. Апостольский собор в Иерусалиме.

Гонения на Церковь и мученики за Христа. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов. Константин Великий. Миланский Эдикт и первый Вселенский собор. Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г.
Историко-культурный контекст:

История Византии времен Константина Великого (кратко, иллюстративно).

История апостольского века в образах культуры.

Иметь представление о распространении христианской веры в первые века. Апостольское служение.

Знать и рассказывать об устроении жизни в христианских общинах первых веков.

Рассказывать отдельные истории из книги Деяний, понимая общую содержательную канву.

Знать причины созыва Апостольского Собора и Пояснять те нормы, которые были приняты, применительно к современной жизни.

Рассказывать некоторые жития святых, понимая их в историческом контексте жизни Церкви и положении её в языческом мире.

Иметь представление и кратко рассказывать об эпохе Вселенских Соборов.

Понимать суть праздника Торжество Православия и причины его возникновения.

История Русской Православной Церкви. Подвижники благочестия.

(14 часов)

Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Преподобный Сергий Радонежский и его обитель.
Значение Троице-Сергиевой Лавры в истории России. Александр Невский и Дмитрий Донской – печальники и освободители земли Русской.

Государственно-церковные праздники: День славянской письменности и культуры 24 мая. День народного единства 4 ноября. День Победы 9 мая.
Примеры в виде небольших рассказов о том, как Церковь участвовала в жизни государства и народа в разные исторические периоды, например во время войн Отечественной 1812 г., Первой Мировой и Великой Отечественной, примеры из современной истории, в том числе примеры из епархиальной или приходской жизни (местночтимые святые).
Примеры дел милосердия из современности и прошлого (сестры милосердия, полковые священники, дома презрения и проч). Святая мученица Анастасия Узорешительница. Святая новомученица Татиана Гримблит. Преподобномученница Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители). Бессребреники Косма и Дамиан. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).
Просветительское служение:

Святые просветители Гурий Казанский и Варсонофий Тверской.
Святитель Герман Аляскинский.


Знать и уметь рассказывать жития святых (по выбору).

Понимать и переживать историю своего Отечества, тесно связанную с православной верой.

Рассказывать и пояснять на примере из истории и житий святых, как Православная Церковь участвовала в жизни русского народа и государства, особенно в трудные исторические периоды.

Сравнивать образы социального и просветительского служения древних и современных святых.

Анализировать опыт служения Церкви, примеряя этот опыт к современной жизни.

Обсуждать и размышлять о возможном личном участии в социальном или другом служении в Церкви.

Основы вероучения: (28 часов)
Двенадцать членов Символа веры; о Единстве Божием; догмат Пресвятой Троицы, о Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу, о Боге как Творце и Промыслителе, о Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, о Христе-Спасителе. Пришествие (Воплощение) на землю Сына Божия; Господь Иисус Христос – Истинный Бог, о человеческой природе Господа Иисуса Христа, безгрешность Иисуса Христа, о едином поклонении Христу; о Духе Святом, Единосущие и Равночестность Святого Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим; Догмат о Пресвятой Матери Божией, Приснодевство Богоматери, Пресвятая Дева Мария есть Богородица; Воскресение Христово, смысл искупления и Жертвы Христовой; о Святой Церкви; о Таинствах Церкви; о Всеобщем суде; догмат иконопочитания, почитание святых мощей.

Библейское основание почитания мощей, иконы и святые мощи, отличие почитания от поклонения. Виды икон. Чудеса мироточения, кровоточения и проч.



Объяснять в чем различие между поклонением Богу и почитанием святынь.

Знать наизусть и уметь пояснять основные догматы православной веры.

Уметь ссылаться в ответах на Священное Писание и святых отцов.

Знать и понимать основные богословские термины

(Боговоплощение, Единосущие, Единородный, Приснодевство).

Приобретать опыт свидетельства о своей вере.

Понимать и объяснять отличие почитания икон и святынь от поклонения Богу.

Знать богословский смысл Таинств Церкви.

Обсуждать и делиться опытом духовной жизни в вопросах участия и подготовки к Таинствам.


Молитвы. (12 часов)

О молитве (молитва – дыхание жизни, воздух для души). Смысл молитв за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, почитание мощей и икон.
Основные молитвы из утреннего и вечернего правила. Тропари двунадесятых Праздников. 50-й и 90-й Псалмы.


Знать наизусть все начальные молитвы и некоторые из утреннего и вечернего правила.

Понимать и объяснять важность молитвенного правила.

Уметь объяснить смысл и содержание некоторых молитвословий и псалмов.

Знать наизусть тропари Двунадесятых праздников.

Укреплять опыт чтения молитв и псалмов.

Учиться привлекать справочную литературу для пояснения непонятных слов или выражений в молитвословиях.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconТематическое планирование курса всеобщей истории для 5 класс
Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconМетодические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных...
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных...

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика icon6 тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Аннотация к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconРабочая программа по внеурочной деятельности в рамках фгос «Олимпик»
Тематическое планирование занятий с примерным распределением часов по разделам на четыре года обучения в начальной школе

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconПримерное тематическое планирование по истории. Планирование составлено...
Программа и планирование в 11 классе рассчитано на 70 часов, из них 24 часа на курс

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconКалендарно-тематическое планирование заданий для учащихся экстернатно-заочной...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ Российской Федерации

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconУчебный план экстернатной формы обучения на 2011 2012 учебный год

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconТематическое планирование 8 класса № Тема урока Требования к уровню подготовки учащихся
А – понимать основное содержание прослушанных текстов о прогнозе погоды, о погоде в разных странах и заполнять таблицу о прогнозе...

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconКалендарно-тематическое планирование по баскетболу 1-й год обучения...
Москва, Чечерский проезд, д. 56, 715-51-36, 715-88-79, e-mail: sch1980@mosuzedu ru

Учебный план начальной формы обучения. Примерное тематическое планирование основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика iconКалендарно- тематическое планирование на 2013-2014 учебный год учитель: Гарбаев А. Б. Предмет
Календарно-тематический план составлен в соответствии с учебным планом школы, утвержденным решением педсовета






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск