Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения






Скачать 102.89 Kb.
НазваниеФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения
Дата публикации12.02.2015
Размер102.89 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
Наименование дисциплины

Б.3.В.24. Философия и методология истории.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

Общие сведения

1.

Кафедра

Истории

2.

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

3.

Дисциплина (модуль)

Б.3.В.24. Теория и методология истории

4.

Тип заданий

Тестовые задания

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

9 тем

Перечень компетенций

ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

ПК-12: способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

ПК-13: способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

Критерии и показатели оценивания компетенций

1) Знания:

  • основные понятия курса (методология, научный метод, исторический процесс, исторический факт и т.п.);

  • основные концептуальные модели исторического развития, различные подходы к периодизации всеобщей истории и истории России;

  • исторически сложившиеся представления о смысле и направленности истории, ее движущихся силах).

2) Умения:

  • анализировать и сопоставлять основные идеи концептуальных моделей исторического развития;

  • определять совокупность методов и научных подходов для написания научно-исследовательских проектов;

  • выявлять основные тенденции в современной методологии истории.

3) Владение навыками:

  • умениями и навыками применения общенаучных и специальных приемов, методов и методик в исследовательской практике.

Этапы формирования компетенций


Тема I. Европейская методология истории XIX-XX вв. Методологические новации США. Российская методология истории XIX-XX вв.

Тема II. История как наука и искусство: предмет исторической науки, ее социальные функции. Понимание истории в разные эпохи.

Тема III. Смысл и направленность истории. Историческое время и историческое пространство.

Тема IV. Особенности исторического познания. Исторические законы и альтернативы. Исторический факт.

Тема V. Категория субъекта исторического процесса.

Тема VI. Движущие силы в истории.

Тема VII. Исторический процесс: его понимание и истолкование (унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к истории, линейно-стадиальное и глобально-стадиальное понимания исторического прогресса). Концептуальные модели истории.

Тема VIII. Современная история: проблемы и перспективы развития.

Тема IX. Научные подходы, принципы и методы исторических исследований. Этапы и структура исторического исследования.


1) Типовые тестовые задания

Тестовые задания (демонстрационная версия)

Вариант 1

ДЕ. 1. Смысл и направленность исторического процесса. Концептуальные модели истории.

1. ……………………………………… представлял мировую историю как повторяющееся круговое движение всех народов от периода дикости к цивилизации, и затем возвращение к первоначальному состоянию, которое является исходным для нового восхождения. Он анализирует исторический материал из жизни различных народов и выявляет в их истории три основные эпохи: время Богов, время Героев и время Людей.

2. В чем смысл и цель истории для Н.М. Карамзина?__________________________________________________________________

3. История предстает в его труде как единый закономерный процесс движения от низших форм к высшим, более совершенным. В основе его лежит развитие абсолютного духа. Конкретизируя это понятие, он говорит о народном духе, который воплощает в себе единство законов, государственных учреждений, религии, философии, искусства у того или иного конкретного народа. Прогресс во всемирной истории каждый раз осуществляется одним определенным народом, дух которого является на данном этапе носителем мирового духа. ________________

4. Это автор в работе «Метод легкого познания истории» (1566) исходил из того, что человечество представляет собой один единый организм, или, как он писал, «мировое государство». В развитии этого единого организма он выделяет три великие эпохи, каждая из которых длилась 2000 лет. Первая из них характеризуется доминированием во всемирной истории народов Востока, живших на юге в жарком поясе. Эти народы выявили секреты природы, открыли математические дисциплины, первыми осознали природу и власть религии и небесных тел. Таким образом, «2000 лет человечество провело в постижении религии и мудрости и ревностно изучало движение небесных тел и всеобщую силу природы». ______________________

5. Этот французский исследователь выделял в развитии общества три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную: А) О. Конт Б) Кондорсе В) Вольтер

6. Автором концепции культурно-исторических типов был: А) Н.М. Карамзин Б) Н.Я. Данилевский В) В.О. Ключевский

7. К. Ясперс отвергает теорию культурных циклов истории общества, созданную О. Шпенглером и А. Тойнби. Какую концепцию он предлагает взамен? _____________________________________________________________________________

ДЕ. 2. Движущие силы в истории.

  1. Что в качестве критерия общественного прогресса называл Кондорсе? ___________________________

  2. Идея истории как прогресса гуманности была изложена ___________________ в работе «Идеи к философии истории человечества». В качестве факторов, влияющих на общественный прогресс, он называл культуру, государство и семью.

3. Этот российский историк полагал, что общество - это целостный организм, развивающийся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевания, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Будучи сторонником сравнительно-исторического метода и указывая на общность черт в развитии России и Западной Европы, ученый вместе с тем отмечал и своеобразие в развитии России, заключавшееся по его мнению, прежде всего в географическом положении страны (между Европой и Азией), вынужденной вести многовековую борьбу со степными кочевниками:

А) В.Н. Татищев Б) С.М. Соловьев В) Н.И. Кареев Г) В.О.Ключевский

4. О.Шпенглер высказал мнение, согласно которому: «Сущность всякой культуры – религия, следовательно, сущность цивилизации – иррелигиозность. Культура – это последняя из достижимых для нас действительностей». Как соотносятся в концепции истории О.Шпенглера понятия «культура» и «цивилизация»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите авторов следующих трудов: «Постижение истории», «Россия и Европа», «Закат Европы».

____________________________________________________________________________

6. Сторонниками географического детерминизма являются:

А) А. Кост, Л. Гумплович Б) Л.Уайт, Г.Ленски В) Т.Бокль, Л.И. Мечников

7. Представителями расового детерминизма являются:

А) Дж. Кларк, М.Харрис Б) Э.Дюркгейм, А.А. Богданов В) Ж. Гобино, Х. Чемберлен

8. Идеи провиденциализма разделял: А) Ж. Боден Б) Ж.Б. Боссюэ В) И. Гердер

ДЕ. 3. Теория истории. Современная история: новые методологические подходы.

  1. Концепции центра-периферии и периферийного капитализма были разработаны: А) Р. Пребишем Б) Т. Дус-Сантосом В) Ф.Э. Кардозу

2. Автором концепции миров-экономик является: А) М. Блок Б) Ф. Бродель В) И. Валлерстайн

3. Антиисторический подход к истории наиболее полно был изложен и обоснован известным вначале австрийским, затем английским философом __________________

4. Укажите не менее трех функций исторической науки. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Термин «философия истории» был впервые введен в научный оборот: А) И. Гердером Б) Вольтером В) О. Шпенглером

Вариант 2

ДЕ. 1. Смысл и направленность исторического процесса. Концептуальные модели истории.

  1. «Философией истории, - писал ________________ - я называю историю человечества с философской точки зрения, а философскую теорию исторического знания и исторического процесса, отвлеченно взятого, называю историософией: она должна заимствовать свои учения из философии (самые общие воззрения), из историки, т.е. исторического знания (методы) и из психологии и социологии (законы духовной и общественной жизни), чтобы быть теорией философии истории, системой ее общих идей и принципов, какие необходимы при занятии всякой наукой»:

А) В.О. Ключевский Б) Н.И. Кареев В) С.М. Соловьев

  1. В работе «Происхождение языков» (начало 60-х годов XVIII в., опубликована посмертно) этот французский исследователь пишет о трех образах жизни: охотничьем, пастушеском и земледельческом. «Этому нарисованному выше деление, соответствуют три состояния отношений человек к обществу. Дикарь является охотником, варвар — пастухом, цивилизованный человек — земледельцем». В его работах обличается зло, порожденное цивилизацией:

А) О. Конт Б) Ж.-Ж. Руссо В) Вольтер

3. Автором концепции локальных цивилизаций был: А) О. Шпенглер Б) К. Поппер В) А. Тойнби

4. Этот российский историк писал, что «…историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой - устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, - словом, выработка человека и человеческого общежития - таков один предмет исторического изучения, … содержание особой отрасли исторического ведения, истории культуры, или цивилизации. Другой предмет исторического наблюдения - это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолётным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века. Историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлений их отдельных органов, … составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе, которую также можно выделить из общего исторического изучения под названием исторической социологии»:

А) В.Н. Татищев Б) С.М. Соловьев В) Н.И. Кареев Г) В.О.Ключевский

5. Какие три категории людей в соответствии с таким свойством как «пассионарность» выделяет Л.Н. Гумилев в своей теории этногенеза? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Создателем концепции «осевого времени» является: А) К.Ясперс Б) О. Конт В) К. Поппер

7. Назовите авторов следующих трудов: «Опыт о законе народонаселения, как он влияет на будущее улучшение общества, с замечаниями на рассуждения мистера Годвина, мсье Кондорсе и других писателей», «Цивилизация и великие исторические реки (Географическая теория прогресса и социального развития)», «Футуршок»__________________________________________________________________

ДЕ. 2. Движущие силы в истории.

  1. Что в качестве критерия общественного прогресса называл П.Л. Лавров? ___________________________

  2. Сторонниками демографического детерминизма являются:

А) А.Кост, Л.Гумплович Б) Л.Уайт, Г.Ленски В) Т.Бокль, Л.И. Мечников

3. Представителями экологического детерминизма являются: А) Дж. Кларк, М.Харрис Б) Э. Дюркгейм, А.А. Богданов В) Ж. Гобино, Х. Чемберлен

4. Концепции определяющей роли социально-духовного фактора придерживался: А) Г. Ленски Б) Э. Уилсон В) П. Сорокин

5. ………………………………………вслед за Ж. Боденом и Ж.-Б. Дюбо, к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит прежде всего климат. «Есть страны, — писал он, — жаркий климат которых настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную обязанность только из страха наказания. В таких странах рабство менее противно разуму; и так как там господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское рабство сопровождается в этих странах политическим рабством»

6. В концепции _______________ присутствуют два субъекта истории: расы и цивилизации. Но в основе истории цивилизаций лежит история рас. Именно расовый фактор определяет историческую судьбу цивилизаций: их возникновение, расцвет и гибель. Расы не просто субъекты истории, расовый фактор является источником ее развития. Так ____________ мы сталкиваемся с концепцией расового детерминизма.

7. Это автор в работе «О разделении общественного труда» (1893) писал, что видит главную причину перехода общества от механической солидарности к органической, прежде всего в росте плотности населения, а тем самым — плотности общества и увеличении его объема: «Мы не говорим, что возрастание и уплотнение обществ допускают все большее разделение труда, но утверждаем, что они обуславливают его необходимость. Это не орудие, посредством которого осуществляется разделение труда; это — определяющая причина его». Назовите этого исследователя. ______________________

8. Главным для ________________ является понятие культуры. В отличие от других сторонников суперорганической концепции культуры он рассматривает ее не только как духовное, но и как материальное явление. ___________ выделяет в культуре четыре компонента: идеологический, социологический, сентиментальный и технологический. Ведущим среди них является последний. Технологический фактор в общем виде определяет форму и содержание всех остальных. Он детерминирует и социальную систему, и философские взгляды, и общественные чувства. Изменения в технологии вызывают изменения во всех остальных секторах культуры. Технология — базис и движущая сила культурной системы.

ДЕ. 3. Теория истории. Современная история: новые методологические подходы.

1. Автором концепции депендетизма (зависимости) является: А) Р. Пребиш Б) Т. Дус-Сантос В) Ф.Э. Кардозу

2. Автором работы «Современный мир-система I. Капиталистическое земледелие и возникновение европейского мира-экономики в шестнадцатом веке» (1974) является: А) М. Блок Б) Ф. Бродель В) И. Валлерстайн

3. Этот автор в работе «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960; русск. перевод: Нью-Йорк, 1961) выделяет пять стадий экономического роста и вместе с тем развития общества. В качестве первой стадии выступало традиционное общество: общество с ограниченными производственными возможностями, с преимущественно сельскохозяйственным производством, т.е. аграрное, иерархической социальной структурой, властью в руках земельных собственников, доньтонианским уровнем науки и техники. Вторая стадия — период создания предпосылок для подъема, или переходное состояние, третья — стадия подъема (взлета), четвертая — стадия быстрого созревания, пятая - век высокого уровня массового потребления. Согласно его взглядам, в принципе все конкретные, отдельные общества должны в конечном счете пройти все эти стадии. В этом и заключается процесс модернизации. Назовите его имя. ________________

4. Укажите не менее трех значений понятия «история». _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Автором работ «Конец истории», «Конец истории и последний человек» является __________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconНаименование дисциплины д 1 История отечественного государства и...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconНаименование дисциплины. В. 23 Правоохранительные органы фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconНаименование дисциплины. В. 20 Административное право фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconНаименование дисциплины. В. 26 Семейное право фонд оценочных средств...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconНаименование дисциплины. В. 28 Конституционное право фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по модулю Тимси: теория и методика баскетбола

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине в. 3 История философии

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения
Педагогическое образование (профиль – физическая культура, дополнительное образование)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения
Ок-1: способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся Общие сведения
Пк-11: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск