
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории Древнего мира (5 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2009 г.
Задачи курса:
Формировать историческое мышление:
• дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
• чем отличается Древний мир от мира современного.
Цели курса:
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Умения:
• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
• умение спорить и отстаивать свои взгляды;
• умение оперировать историческими датами;
• умение читать карту;
• умение анализировать исторические источники.
Используемые технологии: критического мышления, модульного обучения, дифференцированное обучение, метод проектной деятельности, ИКТ уроки с презентациями, слайд-шоу, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний и т. д.)
Формы контроля: устный ответ, устный и письменный зачёт,фронтальный опрос
Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов при 2 часах в неделю.
Программа реализуется с помощью УМК:
- Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2007.
- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2007.
Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории. Тематическое планирование учебного материала по истории Древнего мира в 5 классе при 2 уроках в неделю (68 часов) по учебнику Вигасина А. А. «История Древнего мира». – М.: Просвещение, 2009
/ по программе общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008/
Контроль
знаний
| № урока / творческое д. з.
| Тема урока
| Цели
| Форма / тип урока.
Способы деятельности
| Планируемый результат
| Работа в парах
Устный опрос по карточкам С/Р
Работа по карточкам
К.Р.
Работа по карточка Тест
Тест
Контрольный тест С/Р Работа по карточкам
Тест
Работа по карточкам
С.Р.
Практическая работа в печатных тетрадях
Контрольный тест
Практическая работа в печатных тетрадях С.Р. Работа по карточкам
Тест Работа по карточкам
Игра «Эстафета»
Заполнить таблицу «Греко – персидские войны»
Тест «Полисы Греции»
Работа по карточкам
Работа по карточкам С.Р. Работа по карточкам
Пр. работа в печатных тетрадях
Работа по карточкам
С.Р. Работа по карточкам
К. тест
Самостоятельная работа в группах и составление таблицы на основе устных выступлений групп Тест
Работа по карточкам
Тест
К. тест
С.Р.
Пр. работа в печатных тетрадях
Итоговая К.Р.
| 1 – 2 /
Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края.
3 – 5 /
Сравнительная таблица «Родовая и соседская община»
6 – 7
8 – 14 /
Составить кроссворд. Сделать макет египетской пирамиды.
Нарисовать схему Древнего Египта
15 – 21 /
Задания в рабочей тетради с. 39 – 68
22 – 25 /
Сравнительная таблица «Древний Восток»
26 – 30 /
Составить список греческих богов
31 – 37 /
Задания в рабочей тетради на с. 13 - 25
38 – 42 / Задания в рабочей тетради на с. 26 – 34
43 – 45 / Задания в рабочей тетради на с. 34 – 38
46 – 48 /
Рассказ о религиозных верованиях Древнего Рима
49 – 51 / Задания в рабочей тетради на с. 46 – 51
52 – 55 /
Задания в рабочей тетради на с. 51 – 60
56 – 60 /
Задания в рабочей тетради на с. 61 – 66
61 – 62
63 – 68
| Введение (2 ч)
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)
- Древнейшие люди (1 ч) - Родовые общины охотников и собирателей (1 ч)
- Возникновение искусства и религиозных верований (1 ч).
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч)
- Возникновение земледелия и скотоводства (1 ч)
- Появление неравенства и знати (1 ч).
Раздел 2. Древний Восток (18 ч)
Тема 1. Древний Египет (7 ч)
- Государство на берегах Нила (1 ч)
- Как жили земледельцы и ремесленники в Египте (1)
- Жизнь египетского вельможи (1) - Военные походы фараонов (1)
- Религия древних египтян (1)
- Искусство Древнего Египта (1) - Письменность и знания древних египтян (1)
Тема 2. Западная Азия в древности (7ч.)
- Древнее Двуречье (1)
- Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1) - Финикийские мореплаватели (1) - Библейские сказания (1)
- Древнееврейское царство (1) - Ассирийская держава (1)
- Персидская держава «царя царей» (1)
Тема 3. Индия и Китай в древности (4ч)
- Природа и люди Древней Индии (1)
- Индийские касты (1) - Чему учил китайский мудрец Конфуций (1)
- Первый властелин единого Китая (1) Раздел 3. Древняя Греция (20 ч.)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)
- Греки и критяне (1)
- Микены и Троя (1) - Поэма Гомера «Илиада» (1)
- Поэма Гомера «Одиссея» (1)
- Религия Древних греков (1) Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)
- Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (1)
- Зарождение демократии в Афинах (1)
- Древняя Спарта (1) - Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей (1)
- Олимпийские игры в древности (1) - Победа греков над персами в марафонской битве (1)
- Нашествие персидских войск на Элладу (1)
Тема 3. Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии (5 ч)
- В гаванях афинского порта Пирей (1) - В городе богини Афины (1) - В афинских школах и гимнасиях (1)
- В театре Диониса (1) - Афинская демократия при Перикле (1) Тема 4. Македонские завоевания в IV веке до н. э.(3 ч)
- Города Эллады подчиняются Македонии (1)
- Поход Александра Македонского на Восток (1)
- В Александрии Египетской (1) Раздел 4. Древний Рим (17 ч)
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)
- Древнейший Рим (1)
- Завоевание Римом Италии (1)
- Устройство Римской республики (1) Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
- Вторая война Рима с Карфагеном (1) - Установление господства Рима во всём Средиземноморье (1)
- Рабство в древнем Риме (1) Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)
- Земельный закон братьев Гракхов (1)
- Восстание Спартака (1)
- Единовластие Цезаря (1)
- Установление империи (1) Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)
- Соседи Римской империи (1) - В Риме при императоре Нероне (1) - Первые христиане и их учение (1)
- Расцвет империи во II – м веке (1) - «Вечный город» и его жители (1) Тема 5. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)
- Римская империя при Константине (1) - Взятие Рима варварами (1)
Повторение (6 ч)
| Создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная история», «Всеобщая история». Содействовать пониманию того, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории. Продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.
Подвести учащихся к пониманию того, что труд выделил древних людей из мира животных, помог выжить, причин появления неравенства между людьми. Продолжить формировать умения пересказывать содержание текста, работать с текстом, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины по данной теме.
Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта, Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая; хозяйственные занятия населения и жизнь египетских вельмож. Познакомить с содержанием законов царя Хаммурапи, политической историей создания Персидской державы, осветить взгляды китайского мудреца Конфуция, подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации, последствий военных походов фараонов и тому, что появление неравенства у индейцев было закреплено религией; познакомить учащихся с религиозными верованиями, искусством и письменностью изучаемых стран. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формулировать несложные выводы, сравнивать географическую среду изучаемых стран. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного через изучение шедевров мировой культуры.
Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции; продолжить формирование умений правильной работы с картой, текстом учебника и его иллюстрациями; познакомить учащихся с Микенской культурой Древней Греции; раскрыть причины и ход Троянской войны; на основе поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» воспитать у учащихся трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям; изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них. Обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты», «демократия», «реформы». Раскрыть учащимся причины возникновения греческих полисов, проведения реформ Солона; познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством; осветить основные направления греческой колонизации; пробудить в детях желание серьёзно заняться каким – либо видом спорта; познакомить учащихся с историей олимпийских игр. Показать героическую борьбу греков над персидской агрессией и причины их победы в Марафонской битве. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты. Познакомить учащихся с главным городом Афинского государства; изучить особенности древнегреческого воспитания и образования; дать представление об этапах развития греческой культуры. Рассказать о расцвете демократии в правление Перикла. Подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии; осветить восточный поход Греко – македонских войск, причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского; познакомить учащихся с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока.
Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений правильно показывать на карте изучаемые объекты и обобщать отдельные события. Обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», «империя»; расширить знания учащихся о государстве; подвести их к пониманию управления в Римской республике. Подводить учащихся к формулированию несложных выводов в конце каждого ответа. Подвести учащихся к пониманию причин и характера войны Рима с Карфагеном; продолжить формирование умений выделять главное из ответа учителя и одноклассников. Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря; подвести итог по образованию Римской державы. Познакомить учащихся с положением рабов в древнем Риме. Познакомить учащихся с борьбой крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; познакомить учащихся с личностью Спартака; дать характеристику причин начала восстания, его хода и поражения; подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме, а также причин падения республиканского строя в Риме. Рассказать о деятельности первого императора Рима; показать учащимся усиление императорской власти в Риме после правления Октавиана Августа; рассказать о возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви; познакомить учащихся с достижениями древних римлян. Рассказать учащимся о признании христианства господствующей религией в Римской империи; подвести учащихся к пониманию изменения императорской власти при Константине и причин падения Римской империи.
Итоговое повторение материала, пройденного в 5 классе.
| Диалог / Повторение.Коллективная групповая, в парах
Лекция / Комбинир-й. Коллек-ная
Беседа / Контроль и коррекция знаний. Групповая
Семинар / Практическое применение знаний. Групповая
Лекция / Формирование новых умений. Коллек-ная
Проверка знаний. Индивидуальная
Лекция / Формирование новых умений. Коллективная
Диалог / Комбинир –ный. Групповая Семинар / Коррекция знаний, умений. Коллективная
Лекция / Комбинир –ный. Коллективная
Лекция / Комбинир – ный. Коллективная
Диалог / Формирование новых умений. Групповая
Проверка знаний. Индивидуальная
Практикум / Практическое применение знаний, умений. Коллек-ная Лекция / Урок изучения новых знаний. Коллективная
Беседа / Контроль и коррекция знаний, умений. Коллективная
Конференция / Практическое применение знаний, умений. Групповая
Лекция / Комбинированный. Коллек-ная Семинар / Контроль и коррекция знаний, умений. Индивидуальная Лекция / Комбинированный. Коллек-ная
Беседа / Комбинированный. Коллективная Проверка знаний. Индивидуальная
Лекция / Формирование новых умений. Коллек-ная
Диалог / Практическое применение знаний. Групповая
Лекция / Комбинированный. Коллективная
Семинар / Контроль и коррекция знаний. Групповая
Диалог / Изучение новых знаний. Коллек-ная
Конференция / Практическое применение знаний, умений. Групповая
Лекция / Изучение новых знаний. Коллек-ная
Лекция / Комбинированный. Коллективная
Диалог / Урок изучения новых знаний. Групповая Проверка знаний. Индивидуальная
Лекция / Комбинированный. Коллек-ная
Беседа / Комбинированный. Групповая
Семинар / Контроль и коррекция знаний. Индивидуальная
Лекция / Формирование новых умений. Коллек-ная
Диалог / Практическое применение знаний. Групповая
Проверка знаний. Индивидуальная
Лекция / Изучение новых знаний. Коллек-ная
Семинар / Контроль и коррекция новых знаний. Групповая
Проверка знаний. Индивидуальная
Диалог / Практическое применение знаний, умений. Групповая
Семинар / Контроль и коррекция знаний, умений. Индивидуальная
Беседа / Комбинированный. Коллективная Лекция / Формирование новых умений. Коллек-ная
Семинар / Контроль и коррекция новых знаний. Групповая
Практикум / Практическое применение знаний, умений. Групповая
Беседа / Комбинированный. Коллек-ная
Проверка знаний. Индивидуальная Лекция / Комбинированный. Коллек-ная
Диалог / Практическое применение знаний, умений. Групповая Урок повторения знаний. Коллективная, групповая
| Знать, что изучает история, история Древнего мира, археология; что называется историческим источником.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника.
Знать, как жили древние люди; определения понятий по теме урока. Уметь работать с историческими картами и иллюстрациями.
Знать географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владеть понятийным аппаратом по темам, уметь правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп.
Знать географические и климатические особенности Древней Греции; уметь правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела ; уметь на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знать причины и ход основных военных действий раздела; уметь на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы в конце каждого вопроса. Сплотить класс посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов.
Уметь оперировать новыми терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; уметь формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знать положение зависимого населения в древнем Риме; знать основные исторические личности по разделу; знать основное содержание периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знать основные достижения римской цивилизации и возникновение христианской религии. Уметь анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное. Начать формирование умения составлять сложный план параграфа.
| |