Дипломная работа






НазваниеДипломная работа
страница1/12
Дата публикации26.02.2015
Размер1.49 Mb.
ТипДиплом
h.120-bal.ru > Журналистика > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
__________________________________________________________________

Факультет журналистики

Кафедра новых медиа и теории коммуникации


ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЙ

Дипломная работа

студентки VI курса вечернего отделения

Ю. А. Камардиной

Научный руководитель:

к. ф. н. И. И. Засурский
Москва, 2013
Оглавление

Введение……………………………………………………………… 4

Глава 1. История прямых трансляций. Прямые трансляции на телевидении …………………………………………………………..10

    1. Прямые телевизионные трансляции, их технология и тематика……...10

    2. Особенности прямых телетрансляций и их восприятия……………….18



Глава 2. Онлайн-трансляции. История и современность. Многообразие онлайн-трансляций…………………………………..22

2.1 Первые видеотрансляции в Интернете, их содержание и причины появления………………………………………………………………………...22

2.2 Онлайн-видеотрансляции сегодня. Классификация, темы, примеры…...25

2.2.1 Интернет-телевидение на примере телеканала «Дождь»……….27

2.2.2 Агентство гражданской журналистики «Ридус»………………...32

2.2.3 Трансляции гражданских журналистов…………………………..38

2.2.4 Спортивные, культурные, судебные и другие трансляции. Обзор……………………………………………………………………………..44

2.2.5 Трансляции рядовых пользователей видеохостингов…………..53

2.3 Текстовые трансляции……………………………………………………...64

Глава 3. Трансформация медиареальности…………………………67

3.1 Телевидение и Интернет. Аудитория аудиовизуальной продукции…….67

3.2 Онлайн-трансляция в медиареальности…………………………………...71

3.3 Медиареальность, журналист и обычный человек……………………….73

Заключение……………………………………………………………77
Список литературы…………………………………………………...83

Приложения…………………………………………………………...98

Введение



В конце 2012 года исследователи отмечали, что Интернетом пользуется примерно 34% населения планеты1, а общее количество пользователей составляет около 2,4 миллиарда человек. При этом скорость и качество Интернет-соединений растут – по состоянию на конец 2012 года средняя скорость Интернет-соединения в мире составила 2,9 Мбит/с, что на 25% выше, чем год назад. В России средняя скорость Интернета составляет 5,1 Мбит/с2.

13% всего Интернет-трафика идет через мобильную связь. 59% всего мобильного трафика приходится на видео. При этом только в 2012 году в мире было продано 465 миллионов смартфонов «Android» (всего в мире в конце 2012 года насчитывалось около 1,3 миллиарда смартфонов) 3.

Видеохостинг «Ustream.tv», который специализируется на прямых видеотрансляциях, посещает 60 миллионов пользователей в месяц4. Трансляцию прыжка парашютиста и бейсджампера Феликса Баумгартнера из стратосферы смотрели в прямом Интернет-эфире одновременно 8 миллионов зрителей «YouTube»5. Для сравнения – в 2009 году «Ustream» посещали 6,7 миллиона человек в месяц6. Месячная аудитория «Первого канала» год назад составляла 41,4 миллиона человек7.

Если говорить о России, то по данным аналитической службы «Ericsson» в период с 2010 по 2012 год количество зрителей эфирного ТВ упало (91% против 98%), а количество скачиваемого в Интернете видео увеличилось с 25% до 47%. При этом 25% опрошенных сообщили, что предпочитают просмотр потокового видео. По прогнозам компании, к 2017 году доля видео в объеме мобильного трафика в мире превысит 90%8.

Сейчас Интернетом в России пользуется 74,4 миллиона человек (около 60% населения старше 12 лет). Больше всего времени россияне проводят в социальных сетях, на втором месте – видеоресурсы. За последний год время, проводимое на видеоресурсах, выросло на 55%9. ФОМ сообщает, что месячная аудитория Интернета составляет 61,2 миллиона пользователей старше 18 лет – более 52% совершеннолетнего населения (для сравнения – в 2007 году таких было 23%)10. 47 миллионов человек выходят в сеть ежедневно. 94% пользователей из крупных городов имеют возможность выходить в Интернет из дома, 74% из них имеют широкополосный доступ. Аудитория мобильного Интернета выросла за последний год на 35% (притом, что всего Интернета – на 12%) и составила 16, 7 миллиона человек11.

Мануэль Кастельс называет Интернет «ключевой технологией информационной эпохи»12 и той формой, которая воплощает эту эпоху в себе. Основные виды всемирной экономической, культурной, политической деятельности давно структурируются Интернетом. С одной стороны, Интернет видоизменяет способ коммуникации людей друг с другом, и их (наша) жизнь оказывается в сильной зависимости от этого. С другой же стороны, люди меняют Интернет, используя его для своих целей. Это взаимовлияние и порождает ту социальную структуру, о проявлениях которой пойдет речь в этом исследовании.

Однако причиной трансформации экономики, труда, культуры, политики, государственных институтов, времени и пространства являются не только информационные и коммуникационные технологии. Появление современного сетевого общества обусловлено как новыми технологиями, так и социальными движениями 60-70-х годов, и кризисом капитализма и этатизма13. Новые алгоритмы и инструменты социальной трансформации сетевые и децентрализованные, как и новое общество.

На рубеже 2011-2012 годов параллельно друг другу развивались два явления, во многом подпитывая друг друга. С одной стороны, во многих странах мира появились новые протестные движения. С другой стороны, еще никогда прежде развитие протестного движения нельзя было наблюдать в прямом эфире. Смартфоны, беспроводной Интернет и видеохостинги нашли, возможно, неожиданное применение, и все это в совокупности привело к неожиданным последствиям. Протестная волна вызвала резкий скачок интереса к прямым трансляциям в Интернете, а прямые трансляции подогревали интерес к протестам. Количество зрителей таких прямых эфиров достигало порой десятков тысяч человек одновременно. Их вели не СМИ, а обычные люди, так называемые «стримеры» (от англ. stream – поток). Появились новые методы интерпретации реальности, новые формы журналистики и активизма, новые способы времяпрепровождения. В частности, появилось понятие «real-time журналистика» - журналистика, предполагающая максимально документальную передачу и максимально жесткое совпадение вещания по времени с тем, что происходит14, а также интерактивность и соучастие аудитории в производстве информации.

Медиареальность – термин новый и требует пояснений. Под медиареальностью в этом исследовании будет подразумеваться та реальность, которая создается аудиовизуальными средствами массовой информации и коммуникации как доминирующими по сравнению со всеми остальными. В России изучением медиареальности активно занимается Центр медиафилософии при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета15, в рамках этой работы использованы материалы из сборников Центра. Профессор Савчук В. В. (вслед за М. Маклюэном) определяет медиа не только как средство сообщения, но и как само сообщение. Но при этом «медиа не только есть само сообщение, но сообщение нас с техникой коммуникации, которая меняет нас»16. Многочисленные экраны показывают событие, инсценированное самими медиа.

Именно в производстве новой реальности и раскрывается природа медиа. Медиареальность окружает человека повсюду и он выполняет ее правила и нормы, часто не задумываясь о последствиях. Например, далеко не каждый сможет найти себе достойное занятие в случае, если вдруг сломается компьютер – человек потеряет возможность выполнять огромное количество привычных функций и возникнет пустота. «Итог философского осмысления медиа: это не мы пользуемся медиа, а медиа – нами, они существуют внутри нас, определяют стратегию поведения, наши желания, чувственность, конструкцию взгляда»17. Медиафилософия анализирует трансформацию мира, общества и человека как единый процесс.

Человек привык жить в линейном времени, но попадает в ситуацию, когда множество вещей происходит одновременно. Типичный пример такого раздвоения – когда физически человек присутствует в одном месте, а при помощи веб-камеры - в другом, и все это происходит параллельно18.

Онлайн-трансляции – явление, появившееся в Интернете всего несколько лет назад и все еще находящееся в процессе становления. Явление это до сих пор практически не исследовано и не осмыслено. При этом онлайн-трансляции становятся частью жизни все большего количества людей, начиная от журналистов и заканчивая рядовыми пользователями Интернета. Многие из таких пользователей начинают создавать трансляции самостоятельно. При этом опыт людей, активно вовлеченных в процесс создания онлайн-трансляций, изучен недостаточно.

Объект исследования – современная медиареальность и то, что ее формирует. Предмет исследования – онлайн-трансляции. Выбор темы исследования обусловлен несколькими причинами. Во-первых, автор работы несколько лет активно занимался видео в Интернете. За это время удалось приобрести опыт и активизма, и профессиональной журналистики в этой области. Во-вторых, автор около года проработал в дневном, а потом и вечернем выпуске новостей на одном из федеральных каналов. В-третьих, у автора работы есть опыт ведения текстовых онлайн-трансляций, что позволяет говорить о знании как необходимых технических, так и творческих особенностей онлайн-трансляции как явления и относительно новой формы Интернет-журналистики. И, в-четвертых, весь упомянутый выше бэкграунд позволяет автору свободно рассуждать как об объекте, так и о предмете исследования, не испытывая затруднений ни в терминологии, ни в творческих аспектах выбранной темы, ни в осмыслении всего этого. Помимо этого, автору было интересно узнать нечто новое – поскольку видеотрансляциями автор не занимался никогда, особенно большой интерес вызвали технические и творческие стороны именно видеотрансляций как еще не опробованного способа работы с информацией.

Цель работы – определить и проанализировать, какие трансформации претерпела медиареальность вместе с распространением онлайн-трансляций, и как это отразилось на зрителях, пользователях и журналистах. Больше всего внимания будет уделено видеотрансляциям как самому зрелищному и сильному по эмоциональному воздействию на зрителя способу передачи аудиовизуальной информации, который еще недавно был прерогативой телевидения. Также будут рассмотрены текстовые трансляции. В работе не упоминается радио и его переход в Интернет по той причине, что этот процесс не вызвал принципиальных трансформаций ни в жанрах радиопередач, ни в восприятии слушателем полученной таким образом информации.

Рабочая гипотеза исследования - благодаря развитию технологий и появлению онлайн-трансляций медиареальность и ряд ее составляющих претерпели значительные изменения. Телевидение потеряло монополию на передачу аудиовизуальной информации в режиме реального времени, и возникли новые способы работы журналиста в прямом эфире, которые были невозможны на современном ТВ. При этом между телевизионными и онлайн-трансляциями существует тематическая преемственность. Повсеместное распространение видеотрансляций приводит к беспрецедентному расширению возможностей человека в получении аудиовизуальной информации об окружающем мире. Доступность и простота технологии видеотрансляций привели к появлению новых способов взаимодействия людей с такого рода контентом – от трансляций события до трансляций пользователем самого себя. Рост популярности онлайн-трансляций напрямую связан с появлением и развитием протестных движений. Параллельно со всем этим происходит трансформация мышления и поведения человека.

Теоретическую базу исследования составляют работы, посвященные истории телевидения, развитию и распространению Интернета и социальных медиа, восприятию информации, медиафилософии. В работе использованы методы дедукции, индукции, классификации, анализа, наблюдения и сравнения. Также для сбора необходимой информации были проведены открытые научные интервью.
Глава 1. История прямых трансляций. Прямые трансляции на телевидении



    1. Прямые телевизионные трансляции, их технология и тематика


Первой прямой трансляцией события по телевидению считается трансляция с XI Летних Олимпийских игр, которые проводились в 1936 году в Берлине19. Специально к Олимпиаде было оборудовано 25 специальных помещений для просмотра телевизора20, в которых люди могли бесплатно смотреть соревнования (таким образом, всего телесалонов стало 3321).

На заре телевидения все телевизионное вещание было прямым, и первые телепередачи велись из студий. Нас же интересуют именно трансляции с места события. Условно время начала телевидения и первых экспериментов с ним можно назвать временем, когда во главе процесса развития стояло развитие технологий. Грубо говоря, прямую трансляцию с места события для начала нужно было «изобрести», каким-то образом сделать возможной технически. Само наличие, качество и ряд других свойств прямой трансляции изначально напрямую зависят от уровня развития необходимой технической базы. Долгое время процесс внестудийного создания прямой трансляции движущегося изображения был очень трудоемким.

Необходимым условием рождения интересующих нас трансляций стал переход от механического телевидения к электронному. При механической системе развертки (30 строк и 12,5 кадра в секунду) и телеэкране размером с коробок спичек сложно говорить об интересе зрителя к содержанию изображения. Да, было проведено немало передач, и система совершенствовалась (в частности, появился звук), но все же на этом уровне интерес заключается в том, что этот «коробок» в принципе способен что-то показывать. Технически эта ветвь развития вещания была тупиковой. «К 1934 г. всем в мире уже стало ясно, что механические системы телевещания так и останутся интересным техническим аттракционом», - пишет В. Г. Маковеев22.

Мы опустим подробности того, как электронное телевидение изобреталось и развивалось в каждой отдельно взятой стране в 30-е годы XX века. Отметим здесь лишь то, что трансляции с Олимпиады велись с прогрессивной разверткой на 180 строк и что успех этих трансляций послужил стимулом для развития телевидения во всем мире.

Для трансляции Олимпиады была создана специальная система под названием «цвишенфильм» (от нем. Zwischenfilmverfahren). Суть системы заключается в том, что трансляция ведется с промежуточной записью материала на кинопленку. Камера стояла на крыше автобуса. Отснятая пленка передавалась в автобус по светонепроницаемому каналу, после чего проявлялась и отправлялась в телепередатчик, сигнал от которого шел на телецентр по радиолинии УКВ.

Промежуточная кинопленка была нужна потому, что телевизионные передающие камеры были лучше приспособлены к работе в студии, а «в поле» им не всегда хватало чувствительности. Качество изображения от этого даже увеличивалось, а зрители задержки не замечали. Также наличие записи на кинопленке давало возможность повтора и монтажа телепередачи.

Очевидцы отмечали такое явление во время Игр: часто купить билет в телесалон было сложнее, чем на стадион. Вызвано это было тем, что детали, к примеру, спортивной борьбы, было гораздо легче рассмотреть на телеэкране, а не с трибуны23. Это говорит о том, что качество и размер изображения стали уже тогда более-менее приемлемыми (в телесалонах использовались телевизоры с размером экрана 25х25), хоть и далекими от совершенства. Можно смело утверждать, что прямые телевизионные трансляции начали выполнять одну из своих важных функций – показывать то, что может быть недоступно даже непосредственным очевидцам события.

Интересно, что первая внестудийная телевизионная установка (ПТУ) в СССР появилась в 1949 году, и была создана на базе трофейных немецких камер фирмы «Fernseh». Первая ПТС (передвижная телевизионная станция) под названием «ПТС-МТЦ» появилась в том же году24. 2 мая 1949 года была проведена трансляция с футбольного матча со стадиона «Динамо»25. При этом экспериментальная ПТС начала действовать еще в мае 1948 года в Ленинграде26, с ее помощью провели показ первомайского действа на Дворцовой площади. Правда, по сути это были скорее заводские испытания.

Отметим, что в то время было всего два вида телерепортажа – либо некомментированная трансляция какого-либо события, либо комментируемый из-за кадра спортивный репортаж (но этот комментарий был тем же, что слышали радиослушатели). Появление ПТС внесло значительные коррективы в работу телевизионщиков и много нового и важного в развитие жанра публицистического телерепортажа.

Выезд ПТС на трансляцию – долгий и требующий огромного количества усилий процесс. Каждый выезд должен быть запланирован заранее. Около 3 часов нужно только на то, чтобы развернуть станцию на месте. Кроме основного автобуса был еще вспомогательный, в котором находились персонал, камеры, кабели, свет и прочее. Когда-то в Москве было около 100 точек, откуда часто транслировалось что-либо. Были согласованные точки установки камер и антенн радиорелейных линий с видимостью на Шуховскую или Останкинскую телебашни, точки подключения электрических кабелей. В сложных ситуациях могла потребоваться машина с генератором и автобус с аппаратурой для ретрансляции сигнала, если не было возможности напрямую транслировать на телецентр. Кроме того, для обеспечения работы требуется большое количество профессионалов, недостаточно просто одного оператора. Нужны и режиссер, и ассистент режиссера, и редактор титров, и звукорежиссер, и многие другие.

Как правило, для того, чтобы быть транслируемым, событие должно было быть крупным, важным, значимым и зрелищным. В случае СССР помимо матчей это были культурные события – концерты, спектакли. Например, 29 мая 1951 года состоялась первая в СССР передача спектакля с использованием инфракрасной подсветки темных сцен27. А в июне 1955 года состоялся первый прямой репортаж на европейские страны – встреча президента Демократической республики Вьетнам Хо-Ши-Мина на Центральном аэродроме Москвы. Помимо прочего это был первый для работников тогдашнего телевидения опыт, когда заранее не был известен ход церемонии.

1 мая 1956 года состоялась прямая трансляция военного парада и праздничной демонстрации на Красной площади. Окончательно же оперативный событийный репортаж утвердился на советском телевидении во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 года28.

Далее прямые трансляции отправились в космос. Первая прямая трансляция с космического корабля была проведена 19 августа 1960 года. Изображение с разрешением 100 строк показывало поведение собак в корабле. 12 апреля 1961 года была осуществлена передача изображения Ю. А. Гагарина из корабля «Восток-1», а 14 апреля того же года – трансляция встречи космонавта в аэропорту «Внуково», причем съемка велась даже с вертолета, а трансляция велась на несколько стран. Далее практика космических трансляций только развивалась и процветала – так, 12 августа 1962 года состоялась первая в мире трансляция с борта космического корабля в широковещательную ТВ-сеть СССР и Европы, а 18 марта 1965 года – первый прямой репортаж о выходе в открытый космос.

В конце 70-х – 80-е годы осуществлять прямую трансляцию с места события стало возможно не только с помощью огромных ПТС, но и с помощью ТЖК (телевизионного журналистского комплекта). Это дало возможность вести более живую и непосредственную репортажную съемку29. Первый такой комплект появился в 1975 году и представлял собой ТВ-камеру фирмы «Bosch-Fernseh» (ФРГ) с ранцевым блоком.

Существовали еще стационарные телевизионные трансляционные пункты, в том числе на Большой спортивной арене стадиона в Лужниках, в Кремлевском дворце съездов. Теперь все СТТП, которые работали в 70-е годы прошлого века, демонтированы как устаревшие30.

С развитием технологии видеозаписи прямой эфир на телевидении постепенно стал отходить на второй план. Если продолжать говорить о телевидении СССР, то в 70-е годы наступило буквально засилье записи. С одной стороны, телевидение активно осваивало возможности записи и монтажа, а с другой – теряло непосредственность и живость подачи материала. Все это происходило далеко не без влияния тогдашнего руководства страны. Прямой эфир невозможно контролировать и цензурировать, чего не скажешь о записи на пленке31. Стоит отменить, что и до этого момента в новостях рассказывали только о положительных аспектах жизни СССР, то есть картина действительности изначально представала неполной. Но теперь цензоры получили возможность изымать из телепрограмм те эпизоды, которые сочтут нежелательными. Телевидение вплотную приблизилось к власти – в 1978 году телевизионное ведомство было в очередной раз переименовано. Превратившись в Гостелерадио СССР, оно перестало подчиняться председателю Совета Министров, как раньше, и стало подчиняться напрямую генсеку. В 1980 году состоялась трансляция Олимпиады-80 – единственное масштабное событие в истории прямого эфира тех лет.

Прямой эфир начал возвращаться на телеэкраны параллельно с распадом СССР и другими социально-политическими переменами конца 80-х – начала 90-х. Появилось огромное количество новых программ, использующих прямой эфир, и это стало одной из важных особенностей телевидения того времени. «Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов. Резко выросло количество прямых передач, неподвластных редакторским ножницам»32, - пишет А. Юровский.

Так подробно остановиться на телевидении СССР пришлось потому, что в дальнейшей работе речь чаще всего будет идти о российских реалиях и российских СМИ, и для лучшего понимания происходящего необходимо было обозначить бэкграунд. Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что волны прямых трансляций в России всегда совпадали с периодами политического обновления и оживления. Сначала это был переход к хрущевской оттепели в конце 50-х – начале 60-х, затем – перестройка. Изучая современные онлайн-трансляции, мы снова убедимся в наличии такой закономерности.

Если же говорить о прямых трансляциях вообще, не углубляясь в историю вопроса в каждой отдельно взятой стране (для каждой потребовалось бы отдельное исследование, поскольку социально-политическая ситуация оказывает очень сильное влияние на телевидение), то можно выявить несколько общих закономерностей. Помимо технической сложности и дороговизны процесса можно наблюдать повсеместную схожесть тем для трансляций. Это в основном спортивные события (обязательно – Олимпиады), вручение различных премий и разнообразные церемонии открытия, культурные события, массовые мероприятия, торжества – все массовое и все зрелищное. Прямые включения в новостях делаются обычно с уже упомянутых спортивных событий и торжеств, с мест чрезвычайных происшествий и из горячих точек. При этом длительность прямого включения обычно четко регламентирована.

Мировым эталоном работы в прямом эфире давно выступает телеканал CNN (Cable News Network). С момента появления в 1980 году33 канал имел одну важную особенность, которая оказалась серьезным преимуществом на рынке – события транслировались в режиме реального времени, а не в строго для того отведенные моменты вечерних выпусков новостей, как у других американских каналов. Спрос на новости рос, и такой канал появился очень вовремя. Главный принцип канала – круглосуточное международное вещание с максимальным количеством прямых включений34.

В 1991 году канал совершил серьезный прорыв – во время начала войны в Персидском заливе именно журналисты CNN оказались на месте событий и освещали войну в прямом эфире. С этого момента – когда зрители неожиданно получили возможность наблюдать за войной в режиме реального времени, начались серьезные изменения как в информационной журналистике, так и в зрительских запросах. Наблюдение за ходом войны в режиме реального времени вызвало серьезный международный резонанс. В 1991 году даже руководство Пентагона узнавало о ходе боевых действий из новостей CNN. Аудитория канала достигла 10,8 млн. человек35.

Тогда же заговорили о так называемом «эффекте CNN» - способности прямого эфира воздействовать на преобразование событий. В 1992 году, когда ряд телеканалов сделал сюжеты о голоде и гражданской войне в Сомали, возмущенная общественность буквально заставила президента США подписать указ о начале гуманитарной операции36.

Исследователи отмечали, что «CNN сообщает не о том, что произошло, а о том, что происходит»37, а критики иной раз сравнивали подачу информации журналистами канала с потоком сознания. Также критики сетовали на то, что CNN вообще пагубно влияет на тележурналистику – новости якобы вышли из-под контроля редакторов и порождают всеобщую гонку за сенсациями. Но вряд ли эту гонку породил именно канал CNN, поскольку в условиях рынка и борьбы за свободное время аудитории стремление быть первыми и преподнести информацию таким образом, чтобы заинтересовать зрителя – то, чем занимаются абсолютно все информационные СМИ. Конспирологи же заявляют, что канал сам поучаствовал в организации многих событий в мире и является чуть ли не самой большой и эффективной спецслужбой США38.

Кстати, для работы в горячих точках журналисты канала впервые в мире использовали видеофоны – нечто вроде ноутбука с видеокамерой, средствами для обработки звука и видео и спутниковым телефоном весом 4,5 кг39. Картинка была некачественная, но она была – бегать с тяжелой профессиональной камерой в зоне военных действий опасно и может стоить жизни.

Телеканал CNN очень много раз оказывался в нужном месте в нужное время, это стало буквально «визитной карточкой» канала. Можно сказать, что во многом именно канал CNN сформировал современное зрительское отношение к прямым трансляциям с места событий. Зритель уже привык ждать оперативности, он хочет получить «картинку» из любой точки мира, с любого события, вплоть до самого страшного.

Сейчас аудитория CNN International составляет примерно 200 млн. домохозяйств по всему миру40. Сайт41 на данный момент находится на 72 месте в мире по посещаемости42.



    1. Особенности прямых телетрансляций и их восприятия


Телевидение обладает несколькими основополагающими особенностями. Это вездесущность (способность сигнала проникать в любую точку в зоне действия передатчика), экранность (эту особенность можно назвать и аудиовизуальностью), и, наконец, непосредственность. Третье свойство касается во многом именно прямого эфира и имеет очень большое значение для психологии восприятия телепередач зрителями.

Прямой эфир – это когда действие, событие и изображение всего этого на экране идут одновременно. «Вся телепрограмма разворачивается одновременно и параллельно с текущей жизнью телезрителя, диктор сообщает, например, о демонстрации художественного фильма, находясь в прямом эфире, в реальном времени, и зритель невольно актуализирует содержание этого старого, может быть, фильма, включая его в контекст реальности, находя такие параллели, о которых создатели фильма даже не могли предположить», - пишет А. Я. Юровский43. В силу такой установки на непосредственность зрители даже склонны воспринимать заранее записанные передачи как нечто абсолютно достоверное, хотя сейчас в записи идет точно больше половины того, что мы можем увидеть по телевизору.

В силу своей специфики прямая трансляция обладает высокой степенью доверия аудитории. Считается, что этот способ подачи информации практически исключает какое-либо искажение, субъективность, предвзятость. У зрителя же возникает так называемый «эффект присутствия» - ощущение сопричастности, отчего доверие к тому, что человек видит на экране, только растет.

Доверие зрителя становится наивысшим в том случае, когда материал преподносится без закадрового текста, как в рубрике «No Comment» на канале «Euronews». В контексте этого некомментированное видео предстает практически как эталон объективности для аудиовизуального СМИ. «Мы… верим в то, что наши зрители – аудитория подготовленная, и что миссия новостного канала – в изложении фактов без привнесения мнений или точек зрения… Мы также убеждены в том, что некоторые видеокадры не требуют пояснений или комментариев»44, - написано на странице рубрики «No Comment».

В идеале, чтобы приблизиться к практически полной объективности подачи материала, нужно действовать так: зритель должен видеть только событие, и это событие не должно быть замутнено ничем – ни закадровым текстом корреспондента (который самим своим присутствием в сюжете уже ставит под сомнение любую объективность), ни монтажом. Видео рубрики «No Comment» все же монтируются – режиссер выбирает наиболее яркие моменты из исходника и склеивает из них короткий ролик. Но эта рубрика, в отличие от традиционных новостных выпусков, интерпретирует происходящее по минимуму и таким образом дает зрителю возможность самостоятельной аналитики.

Именно благодаря прямым эфирам люди получили возможность наблюдать в реальном времени за теми событиями, непосредственными свидетелями которых они не могут быть. Прямой эфир, таким образом, победил расстояние и в каком-то смысле решил проблему прочих неурядиц – если ты не можешь поехать на матч, ты можешь посмотреть его прямое включение и быть в курсе всех новостей вместе с теми, кто болеет на стадионе. Сотен болельщиков вокруг эфир, конечно, не обеспечит, но создать ощущение сопричастности он вполне способен.

Ощущение сопричастности усиливается от совместного просмотра таких прямых эфиров – достаточно вспомнить культуру подобного времяпрепровождения в пабах. Крупные спортивные события, как, например, Чемпионат Европы по футболу, доводят эту ситуацию до апогея. В 2010 году во время этого чемпионата автор оказался в Потсдаме (город неподалеку от Берлина). Шел матч с участием сборной Германии, и улицы города были пусты. Скоро стало ясно, что многие жители города собрались вокруг мониторов, показывающих прямую трансляцию матча. В некоторых кафе мониторы были вынесены на веранды, и вокруг них сформировались стихийные зрительные залы – расставленные полукругом в несколько рядов стулья и лавки со зрителями. Каждый такой «зал» насчитывал несколько десятков человек, а кафе никак нельзя было назвать пабами для фанатов футбола. Интересно здесь еще и то, что наверняка каждый из этих людей мог себе позволить аналогичную трансляцию дома – благо, развитие кабельного платного телевидения и Интернета в Германии позволяют не испытывать нехватки в таких передачах. Но люди предпочитают коллективный просмотр прямого эфира вне дома. Можно предположить, что традиция коллективных просмотров на экране особо важных событий сохранилась еще с тех времен, когда телевидение не было доступно каждому, в том числе со времен телесалонов.

Основополагающая особенность прямого эфира заключается в том, что событие и его трансляция происходят одновременно, и это не поддается редактированию. С одной стороны, именно это значительно повышает уровень доверия аудитории именно к прямым эфирам. С другой стороны, отсутствие возможности редактуры приводит к ситуации, когда на экране в любой момент может появиться что угодно непредвиденное (начиная от стандартных курьезов, когда ведущий не знает, что он уже в эфире, и заканчивая ситуациями вроде 11 сентября 2001 года, когда в то время, когда все каналы снимают горящий небоскреб, в кадр неожиданно влетает второй самолет и врезается во второе здание). И здесь уже вопрос к тому, кто ведет трансляцию – готов ли он работать с непредвиденным и показывать это, или предпочтет обойтись без прямого включения? Не представляет ли это непредвиденное какую-либо опасность и если да, то какую и для кого? Этот вопрос становится особенно актуальным, когда речь идет о показе чего-либо менее «безобидного», чем футбольный матч. Вдруг будет сказано или обнародовано то, что власти пытаются скрыть? Кстати, еще Геббельс побаивался такого рода сюрпризов прямого эфира в 30-е годы прошлого века, ведь при прямой трансляции невозможна цензура45. По этой же причине наступило господство записи на телевидении СССР.

Также не следует забывать, что при трансляции одного события с нескольких камер режиссер осуществляет монтаж эфира путем переключения с одной камеры на другую. Соответственно, телезритель всегда будет видеть лишь то, что считает нужным показывать режиссер, всегда будет находиться в плену режиссерской интерпретации.

Из недостатков прямых трансляций можно указать их полную зависимость от единства времени и места. Событие может происходить и передаваться только здесь и сейчас. Это ограничивает как журналиста, который не может покинуть трансляцию ни на минуту, так и зрителя, потому что ни о каком выборе времени просмотра здесь не может быть и речи.

С ощущением сопричастности и сопереживания тоже не все просто. И «эффект CNN», и события вроде тех, что произошли в 2002 году после матча Россия-Япония46 (тогда сборная России проиграла сборной Японии в чемпионате мира по футболу, а трансляция матча шла на мониторах в центре города) показывают, что при соответствующем стечении обстоятельств просмотр прямой телетрансляции может сподвигнуть человека на активные действия, в том числе деструктивного характера.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа iconДипломная работа
Вступление

Дипломная работа iconДипломная работа не менее 65 страниц без приложения
Курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 Х 297 мм). Иллюстрированный материал (таблицы, схемы,...

Дипломная работа iconДипломная работа не менее 65 страниц без приложения
Курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 Х 297 мм). Иллюстрированный материал (таблицы, схемы,...

Дипломная работа iconДипломная работа «Произведения А. П. Чехова на экране»
Кураев Михаил Николаевич – писатель, драматург, лауреат Государственной премии России

Дипломная работа iconДипломная работа на тему: имущественное страхование по специальности:...
Основные направления развития имущественного страхования в Российской Федерации

Дипломная работа iconДипломная работа На тему: «Международные аспекты проблемы иммиграции во Франции»
История миграционной политики Франции с начала 20 века Опыт регулирования миграции во Франции. 7

Дипломная работа iconРекомендации по оформлению списка использованной литературы, ссылок,...
Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация)...

Дипломная работа iconДипломная работа студента Торцова Никиты Алексеевича на тему: «совершенствование...
Развитие некредитного сегмента деятельности коммерческих банков в условиях мирового финансового кризиса 7

Дипломная работа iconКолесник Марии Александровны Анкета библиотекаря. Фио : Колесник...
...

Дипломная работа iconСпецифика продвижения сми в социальных сетях (на примере «new york...
Ключевые социальные сети: «Фейсбук», «Твиттер», «Ютуб»: обзор доступных инструментов для продвижения сми. 25






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск