Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины






Скачать 334.21 Kb.
НазваниеГахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины
страница1/2
Дата публикации24.01.2015
Размер334.21 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Журналистика > Документы
  1   2




ББК 001.8

Г 24

Рецензент канд. филос. наук, доц. Ж.В. Пименова



Гахова И.В.

Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины. – М.: МГТУ ГА, 2004. – 28 с.

В данном пособии представлена лекционная часть курса теории и практики массовой информации, касающаяся инфраструктуры СМИ, рынка PR в России и различных аспектов взаимодействия авиакомпаний и СМИ.

Пособие издается в соответствии с учебным планом для студентов специальности 350400 дневного обучения.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 01.04.04 г. и методического совета 23.03.04 г.

© Московский государственный

технический университет ГА, 2004

От автора
Представляя студентам I и II курса, обучающимся в МГТУ ГА по специальности 350400 «Связи с общественностью», по сути журналистский курс «Теории и практики массовой информации», позволяющий им изучить методологические основы журналистики, стоит заметить, что одной из важной его составляющей является часть, касающаяся взаимодействия PR со средствами массовой информации, которая и рассматривается в данном пособии.

Стоить заметить, что если сама журналистика как профессия еще довольно молода – первые печатные периодические издания в Европе появились в начале 17 века, - то такая смежная профессия как PR – «связи с общественностью» можно сказать, только зарождается в нашей стране, поскольку у нас она получила свое развитие в последние 15 лет. Важно понимать, что журналистика – это в первую очередь общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (посредством печати, радио, телевидения, Интернета), тогда как специалист по связям с общественностью, исходя из определения старейшего специалиста по PR, доктора Рекса Харлоу, выполняет одну из функций управления, способствующую установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположению и сотрудничеству между организацией и ее общественностью.

Определить грани соприкосновения двух профессий, помочь студентам сориентироваться в основных направлениях деятельности по своей будущей специальности и призвано помочь данное пособие. В первом его разделе рассматривается место PR в инфраструктуре средств массовой информации и дается представление о рынке PR в России. Второй раздел посвящен теме взаимодействия средств массовой информации с авиакомпаниями. Студентам дается представление о сложившейся ситуации на рынке пассажирских авиаперевозок в стране и пути развития авиации в мире, называются ведущие авиакомпании страны и затем отдельно рассматриваются собственно отраслевые издания гражданской авиации. В следующей части, посвященной непосредственно сотрудничеству авиакомпаний со СМИ, сделан акцент на PR-кампаниях авиакомпаний в СМИ, которые способствуют продвижению бренда. Дается определение таким понятиям как бренд, паблисити , рассказывается о разделении рекламы и PR деятельности. Кроме того, студентам предоставляется возможность познакомиться с практическим опытом некоторых PR –служб авиакомпаний (например, здесь подробно рассказывается о том, как налажена работа со СМИ в российском представительстве шведской авиакомпании Swiss International Air Lines).

Наконец, учитывая, что на сегодня многие авиакомпании информацию о себе предпочитают распространять не только через СМИ, но и активно задействуют в этом Интернет, в том числе путем создания собственных сайтов, возникла необходимость рассмотреть и эту сторону в главе, которая так и называется «Что полезного для журналистов содержат сайты авиакомпаний».

Автор выражает надежду на внимательное и заинтересованное изучение студентами курса «Теории и практики массовой информации», поскольку знания, полученные в ходе его изучения, пригодятся им в собственной практике. Они помогут им лучше понять журналистов, быстро наладить взаимоотношения с ними, правильно выбрать издание, в которое им следовало бы поместить информацию о своей организации и, конечно же, по возможности избежать тех «подводных камней», которые неизбежно встречаются в начале любого пути.

Современная инфраструктура средств массовой информации (СМИ)

Печать, радио, телевидение, то есть все, что принято относить к понятию средства массовой информации (СМИ), являются лишь наиболее заметной частью информационной индустрии, поскольку ни одно из СМИ не обходится без необходимой ему медиаинфраструктуры, обеспечивающей приток финансов и новостей, а также доставку информационной продукции потребителям.

Медиаинфраструктура (от лат. «инфра» что значит «под, ниже» + структура) является системой жизнеобеспечения журналистики.

В нее входят, с одной стороны, информагентства, студии звукозаписи, пресс-службы, которые формируют сектор производства содержания, распространяемого затем посредством традиционных каналов СМИ, а с другой стороны, это предприятия, обеспечивающие газетам, журналам, телеканалам приток денежных средств, (имеются в виду рекламные и PR-агентства, хотя их материалы одновременно составляют еще и часть содержания СМИ). Причем этот приток денежных средств зачастую для изданий основной, его доля порой доходит до 80%.

Например, информационные агентства, используя разветвленную корреспондентскую сеть, собирают и обрабатывают большой объем информации и передают ее в СМИ за соответствующую плату посредством тех или иных средств связи (электронной почты, фототелеграфа, телефона, телетайпа, телефакса).

Помимо новостей, поступающих от информационных агентств, к СМИ идет поток информации из различных пресс-центров министерств и ведомств, предприятий, общественных организаций. Все они сотрудничают с интересующими их газетами, журналами, радио и телеканалами в целях информирования через них общественность о деятельности своих организаций. Для этого они проводят пресс-конференции и брифинги, готовят и распространяют пресс-релизы, консультируют корреспондентов, оказывают им помощь в получении информации, ведут сбор материалов и отслеживают публикации в той или иной области.

Студии звукозаписи производят компакт-диски – основу программ для радиостанций. Видео- и киностудии – передачи, клипы для телеканалов.

В более полном объеме к составляющим медиаинфраструктуры следует отнести:

- организации, связанные с подготовкой кадров;

- производственно-технические подразделения (типографии, техцентры ТВ и радио, производителей бумаги и прочее), службы связи, доставки и распространения продукции СМИ;

- а также всю организационно-управленческую инфраструктуру (включая ассоциации издательских и вещательных организаций; социальные институты разного уровня; государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование)1.

Стоит заметить, что некоторые секторы современной инфраструктуры СМИ еще несколько лет назад в условиях СССР, кажется, и не существовали, по крайней мере, не играли той роли и не имели того значения, которое им отводится в настоящее время. Речь идет о рекламной индустрии и зародившейся в ней системе «паблик рилейшнз», которые сформировались у нас примерно за последние 15 лет, тогда как в США и Западной Европе их деятельность насчитывает более столетия.

Закон РФ «О СМИ» 1991 года установил допустимые объемы рекламы в СМИ (газетам – не более 40% газетной площади; радио- и телепрограммам – не более 25% времени вещания (ст.36)). Тогда же появились первые самостоятельные рекламные агентства.

Сегодня на рекламном рынке России, как отмечает Е.Л. Вартанова, «отчетливо заметны универсальные тенденции к концентрации: например, 75% телевизионной рекламы2

контролирует рекламное агентство “Видео Интернэшнл». Присутствуют и другие типичные черты – лидирующее положение телевидения, более медленный рост печатной рекламы, повышенный интерес к Интернету».

Рынок PR в России
Становление индустрии связей с общественностью в нашей стране принято относить к рубежу конца 1980–х началу 1990-х годов, когда PR только зарождался и рассматривался как часть рекламной индустрии. Но что подразумевают под PR?

По оценкам исследователей, существует порядка пятисот различных определений PR от самых общих и кратких до более подробных и детальных. Так, для одного из самых авторитетных ученых в этой области Сэма Блэка (некогда возглавлявшего Международную Ассоциацию PR) «Public Relations - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». Для другого старейшего специалиста по PR, доктора Рекса Харлоу, «PR – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем:

обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер;

обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций;

используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности»3.

Под PR в самом общем смысле понимается воздействие на общественное мнение, поэтому еще одно, отвечающее сути коммерческих PR определений говорит о том, что «PR - это деятельность по применению средств убеждения, направленная на формирование, коррекцию или изменение общественного мнения в заданном направлении с целью усиления конкурентоспособности одной идеи среди множества конкурирующих»4.

Считается, что именно рынок политического PR стал своего рода движущей силой развития индустрии связей с общественностью в России. Показательный пример – парламентские выборы и выборы президента в 1994-1995 годах, когда политический консалтинг сумел привлечь немалые средства, способствующие становлению этого сектора медиарынка. Но вот по оценке президента Российской ассоциации по связям с общественностью (адрес ее сайта в Интернете - www.raso.ru) А.Борисова, политический консалтинг составляет сегодня 60% рынка услуг «паблик рилейшнз», 40% приходятся на бизнес- PR. Что касается объема рынка PR-услуг, то уже в конце 1990-х годов он сравнялся с рекламным, и достиг 1 млрд.$5.

В последние годы PR в России все более интересует крупный и мелкий бизнес. Поэтому его главное направление развития сегодня – проникновение в российский бизнес, который заботится о своем имидже. И не в последнюю очередь потому, что такое понятие как «репутация компании» является своего рода показателем, который имеет свою реальную стоимость. По оценкам зарубежных специалистов, если пятнадцать лет назад «репутация фирмы» составляла 18% от общей доли стоимости западных компаний, то сейчас она порой доходит до 82%6.

Авиакомпании в сотрудничестве со СМИ
Если мы перенесемся на те же пятнадцать лет назад, то вспомним, что тогда еще существовал Советский Союз, и вся гражданская авиация той еще страны именовалась одним словом - «Аэрофлот» (кстати, это название для сокращенного наименования гражданской авиации страны было официально учреждено еще 25 февраля 1932 года).

Однако уже в 1991 году, когда Советский Союз распался, во всех бывших союзных республиках, да и во многих регионах России, стали создаваться собственные авиакомпании, которые по направлениям деятельности принято подразделять на пассажирских и грузовых перевозчиков на внутренних и международных воздушных линиях, кроме того, появились авиакомпании, которые обслуживают те или иные отрасли экономики страны. Однако 1990-е годы явились, по оценкам специалистов, временем беспрецедентного падения объемов авиаперевозок. Если в середине 80-х годов советский "Аэрофлот" перевозил в год 140 млн. пассажиров, то в 1999 году все 320 российских авиакомпаний перевезли 21,5 млн. человек. Эти данные привел заместитель генерального директора ЗАО "Искра-Энергетика" Сергей Седунов в интервью газете “Новый компаньон“ от 23. 01. 2001. Не в последнюю очередь на ситуации в отрасли сказались последствия кризиса 1998-го года. Однако уже через два года в стране отмечается «стабильный рост авиационного бизнеса». Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Евгений Чибирев подтвердил в интервью журналистам свершившийся факт: «Предварительные итоги нынешнего сезона (2002 года) фиксируют продолжающуюся более 20 месяцев тенденцию роста объемов перевозок». Впрочем, «в стране, где почти 60% территории не имеют наземных коммуникаций – отмечают в руководстве Государственной службы гражданской авиации, - без авиации просто-напросто не выжить»7. Другое дело, что и число авиакомпаний у нас очень велико. И сейчас постепенно начинает оптимизироваться их количество, идет процесс интеграции путем создания объединений и альянсов. Один из последних примеров – слияние ЗАО авиакомпания «Евразия» и ЗАО авиакомпания «Авиаэкспресскруиз». Идет и процесс оптимизации авиакомпаниями своих маршрутных сетей. Так, в прошлом году «Аэрофлот» имел соглашения по организации совместных перевозок уже с 19 авиакомпаниями, в том числе CSA, польской LOT, MALEV, французской Air France, австрийской Austrian Airlines и другими8.

Стоит учесть, что современная гражданская авиация является отраслью очень сложной в инженерно-технологическом плане, требующей чрезвычайно высоких затрат на основные средства - заводы, авиационную технику, аэродромную инфраструктуру и персонал. В такой ситуации окупать затраты и получать прибыль возможно только при больших объемах перевозок пассажиров и грузов, и следовательно, больших парках комфортабельных самолетов с экономичными моторами. Поэтому за последние 30 лет сформировались крупнейшие мировые альянсы авиакомпаний и аэропортов. Среди ведущих мировых альянсов авиакомпаний можно выделить глобальный альянс "Sky Team" ("Скайтим"), образуемый авиакомпаниями Air France, Delta Airlines, Korean Air и Air Mexico, куда в 2003 году планировал войти Аэрофлот. А также "Стар Альянс", основанный в 1997 году и объединяющий свыше десятка авиакомпаний, а том числе "Эр Кэнада" (Air Canada), германская "Люфтганза", Скандинавские авиалинии (SAS), "Эр Нью Зиланд" (Air New Zealand) и другие. Авиакомпании-члены "Стар Альянс" перевозят ежегодно около 300 млн. пассажиров в 727 пунктов назначения, расположенных в 127 странах, и выполняют 11 000 полетов в день. Парк "Стар Альянс" насчитывает около 2 000 самолетов9.

У нас в стране первую десятку ведущих авиакомпаний, специализирующихся на пассажирских перевозках, возглавляют (если руководствоваться данными рейтинга авиакомпаний по числу перевезенных пассажиров за январь-август 2002 года, опубликованного в журнале «Авиатранспортное обозрение» № 42)10:

- авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» - 3,7 млн. чел.

(крупнейшая авиакомпания страны, выполняющая более 10% перевозок на внутреннем рынке России и более 60% всех международных перевозок в стране, за 2003 год ею перевезено 6 млн. пассажиров);

- авиакомпания «Сибирь» - 1,7 млн.чел.

(эта новосибирская авиакомпания, согласно рейтингу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по итогам 2001 года вошла в число 50 крупнейших авиакомпаний мира по объёму перевозок на внутренних воздушных линиях)11;

- авиакомпания «Пулково» - 1,5 млн.чел.

(является структурным подразделением авиапредприятия "Пулково, включающего в себя авиакомпанию и аэропорт);

- авиакомпания «Тюменьавиатранс» - 0,9 млн.чел.;

- авиакомпания «Красноярские авиалинии» (KrasAir) - 0,9 млн.чел.

(по официальному рейтингу ГС ГА РФ (Государственной Службы Гражданской Авиации РФ) по итогам 2000 года занимала 3-ю позицию в рейтинге авиаперевозчиков России после Аэрофлота и Пулково (ее доля на внутреннем рынке России составляет - 5% по пассажирообороту и 8,2% по авиаперевозкам))12;

- авиакомпания «Уральские авиалинии» - 0,5 млн.чел.

Возглавляющая список авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» на сегодня занимает в стране лидирующую позицию по международным авиаперевозкам (выполняет более 60% от их общего числа в России). В начале 1990-х годов авиакомпания стала правопреемником наименования "Аэрофлот" и торговой марки международного перевозчика бывшего СССР. Год она просуществовала как Производственно-коммерческое объединение "Аэрофлот - советские авиалинии", и затем 28 июля 1992 года преобразовалась в открытое акционерное общество (ОАО) "Аэрофлот - российские международные авиалинии". Наконец в июне 2000 года по решению акционеров на общем годовом собрании авиакомпания получила новое название: ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии", как «более точно соответствующее статусу и профилю национального авиаперевозчика РФ». Учредитель ОАО – Правительство Российской Федерации - владеет 51% акций, 49% принадлежит трудовому коллективу авиакомпании и другим юридическим лицам13.

Взяв на вооружение уже раскрученный брэнд, поскольку до начала 1990-х годов Аэрофлот являлся монополистом в области авиаперевозок (что лишний раз подтверждает и незамысловатый слоган его прежней рекламы – «Летайте самолетами Аэрофлота»), авиакомпания имела все шансы сохранить за собой лидирующее место на рынке, чем она и не преминула воспользоваться. Даже обычные читательские опросы, отражающие так или иначе общественное мнение, лишний раз подтверждают состоявшийся факт. Так, по результатам опроса читателей журнала "Ридерз Дайджест" в апреле 2001 года Аэрофлот победил в номинации - "Авиакомпании. Торговые марки, вызывающие у читателей наибольшее доверие". Впрочем, сказанное имеет и более весомое подтверждение. По итогам прошлого года «Аэрофлот» стал призером конкурса «БРЭНД ГОДА /EFFIE - 2003»14.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconПособие по изучению дисциплины Москва
История воздухоплавания и авиации в России: Пособие к изучению раздела дисциплины «отечественные авиаконструкторы». – М.: Мгту га,...

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconПрограмма дисциплины «Теория и практика онлайн исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины icon4 Методические рекомендации по изучению тем дисциплины история
Пособие по изучению дисциплины история и выполнению контрольных работ для студентов первого курса заочной формы обучения

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconПрограмма дисциплины «Технологии медиапроизводства» для направления...
«Менеджмент в средствах массовой информации» факультета медиакоммуникаций ниу «Высшая школа экономики». Данный курс является оригинальной...

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Общая теория налогов»
Структура и объем дисциплины «Общая теория налогов» для направления 080110. 65 «Банковское дело»

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconЛекция Отечественная историография Гражданской войны в России Лекция...
Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconКупрюхина Л. И., Гагут Л. Д. К92 Мировая экономика. Пособие по изучению...
К92 Мировая экономика. Пособие по изучению дисциплины, планы семинарских занятий.– М.: Мгту га, 2002. 24 с

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины (учебной дисциплин, практики...
Он также направлен на то, чтобы сформировать у обучаемого представление о характере и основных принципах функционирования современной...

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconГаранина О. Д. Г20 Социально-философские концепции ХХ века: философия...
Г20 Социально-философские концепции ХХ века: философия истории. Пособие по изучению дисциплины. – М.: Мгтуга, 2005. – 36 с

Гахова И. В. Г 24 Теория и практика массовой информации: Пособие по изучению дисциплины iconКарпова Л. И. К26 Отечественная история: Пособие к изучению дисциплины...
К26 Отечественная история: Пособие к изучению дисциплины и планы семинарских занятий. Часть I. – М.: Мгту га, 2003. 36 с






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск