Скачать 0.6 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.4. История педагогической мысли и СМИ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030601 Журналистика Утверждено на заседании кафедры культурологии и межкультурной коммуникации, теории языка и журналистики факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 2 от 12.09.2012г.) Зав. кафедрой ______________________________ (Иванищева О.Н.) СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: Бакула В.Б., старший преподаватель кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики 1.2. Рецензенты: Вагинова Л.С., доктор культурологии, профессор Мурманского государственного гуманитарного университета Сапрыкин В.П., директор Мурманского областного краеведческого музея, к.п.н., доцент 1.3. Пояснительная записка Целью курса является: изучение истории педагогической мысли и процесса развития русской печати как культурного наследия, их роли в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох. Задачи курса: - ознакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций, - вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания; - изучить закономерности развития отечественной печати, радио, телевидения и основных направлений и достижений; - познакомить с деятельностью выдающихся российских публицистов, радиожурналистов и тележурналистов. Требования к знаниям и умениям студентов. В результате изучения курса «История педагогической мысли и СМИ» студент должен знать:
уметь:
Учебный курс «История педагогической мысли и СМИ» тесно связан с учебными дисциплинами «Введение в теорию журналистики», «Теория литературы», «История литературы» и другими. Программа к курсу составлена на основе государственного образовательного стандарта по специальности 030601 «Журналистика». При подготовке программы использовались следующие учебные материалы: Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1982; Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.; Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.; История педагогики : учеб. пособие / В.А. Капранова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Новое знание, 2005. — 240 с.; Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков, 2002; Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с. Есин, Б. И. История русской журналистики (1703−1917) : учебно-методический комплект / Б. И. Есин. − 2-е изд., испр. − М. : Флинта : Наука, 2001. − 464 с.; Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917−2000) : учебный комплект / И. В Кузнецов. − 2-е изд. − М. : Флинта : Наука, 2003. − 640 с.; Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 − начало XXI в. : учеб. пособие / Р. П. Овсепян ; под ред. Я. Н. Засурского . − 3-е изд., доп. − М. : Изд−во Моск.ун−та : Наука, 2005. – 352 с. и другие. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности Не предусмотрено 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1.Разделы дисциплин и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения История педагогики и образования как область научного знания. Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем Мире Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физического и возникновение организованных форм воспитания и обучения. Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Востока. Педагогика Конфуцианства. Ведическая воспитательная система древней Индии. Развитие педагогической мысли в Ближневосточных цивилизациях. Возникновение первых школ и педагогической мысли. Роль Византии в развитии педагогической мысли и образовательной практики христианских цивилизаций. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Становление и сущность христианской педагогической традиции. Традиции религиозного и светского образования. Педагогическая мысль Западной Европы (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр). Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов. Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрожденческого гуманизма. Педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, Т. Мора и др. Образовательные модели в эпохи. Возрождение античных традиций. Тема 2. Развитие педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XXI вв. Развитие педагогической мысли в Европе в период Нового времени. Общая направленность педагогических поисков в Западной Европе XVII в. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Педагогическая концепция Д. Локка. Содержание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект организации школ для детей трудящихся. Д. Локк и дальнейшее развитие педагогической теории и практики. Нарастание кризиса образования в странах Западной Европе в XVIII в. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро). Концепция естественного общечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе конца XVIII – до 90-х гг. XIX в. Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVIII – середины XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Влияние И.Ф. Гербарта на дальнейшее развитие педагогической теории и практики. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX начала XX вв. Основные течения реформаторской педагогики конца XIX начала ХХ вв. в Западной Европе и США: трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер), экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман), прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и их последователи. Теория свободного воспитания (М. Монтессори). Вальдорфская педагогика. Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.). Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в ХХ – начале ХХI вв. Демократизация, гуманизация, дифференциация образования. Поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д. Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония). Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в. Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в. Воспитание у восточных славян. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. Влияние христианства на развитие образования в педагогической мысли. Возникновение первых школ. Система семейно-сословного воспитания и развитие образования в Русском государстве. Развитие образования в XVII в. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и ее роль в развитии отечественного образования и педагогической мысли. Просветительные реформы начала ХVШ в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и т.д.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений. Частное обучение. Возникновение сословных учебных заведений. Создание Московского университета. Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Устав народных училищ 1786г. Деятельность Ф.И.Янковича. «Руководство для учителей народных училищ». Учительская семинария. Образование и педагогическая мысль России в XIX в. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.). Устав гимназий и училищ (1828 г.). Наступление периода реакции в области народного образования. Назревание кризиса системы школьного образования в России. Общественно-пeдагогическое движение 60-х годов XIX в., его содержание, основные формы и течения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Школьные реформы 60-70 гг. Развитие начальной школы. Классические и реальные гимназии. Новый университетский устав (1863г.). Ведущие тенденции в образовательном процессе к концу XIX в. Земские начальные школы. Женское образование. Подготовка учителей. Демократическая педагогика и ее главные представители (В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптеров). |
![]() | Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ![]() | Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... |
..На главную | Поиск |