Г. В. Прутцков






Скачать 488.29 Kb.
НазваниеГ. В. Прутцков
страница1/6
Дата публикации28.01.2015
Размер488.29 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
h.120-bal.ru > Журналистика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы
Г.В. ПРУТЦКОВ

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (I часть)
Учебно-методическое пособие для студентов

вечернего и заочного отделений

МОСКВА

2003


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
“История зарубежной журналистики (I часть)” - продолжение курса введения в мировую журналистику, который студенты освоили в предыдущем семестре. Здесь временной отрезок значительно короче: от первого десятилетия XIX века, ознаменовавшегося политикой Наполеона Бонапарта в области печати, до начала Второй мировой войны (1939 - 1945 гг.).

Как и прежде, изучение курса осложняется отсутствием полного учебника. Студентам, изучающим историю журналистики ХIХ века, рекомендуется обращаться прежде всего к фундаментальным исследованиям в области печати, таким как «Всеобщая история прессы» Л. Саламона, Н. Новомбергского «Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России» , сборник статей «Периодическая печать на Западе», вошедшие в антологию «История печати» (тт. 1-2)*. Темы, связанные с историей развития коммунистической печати, немецкой революционной публицистикой (прежде всего К. Маркса и Ф. Энгельса), нашли отражение в учебном пособии под редакцией О.Г. Панкиной «Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика»**.

По истории мировой журналистики первой половины ХХ века, к сожалению, нет никакой общей учебной литературы. Поэтому главный источник информации для студентов – лекционный материал.

Литература, необходимая и рекомендованная при изучении отдельных разделов, сгруппирована по темам семестра. Произведения, выделенные в тексте курсивом, являются обязательными для прочтения. Даты, фамилии, термины и названия периодических изданий, выделенные жирным шрифтом, необходимо запомнить.

Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено на основе методических разработок кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ.

_________________

* История печати / Под ред. профессоров Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. – М., 2001.

* История печати / Под ред. профессоров Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. – М., 2001. – Т.2.

** Панкина О.Г. Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. - М., 1989.

ТЕМА I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА В ХIХ ВЕКЕ
Пожалуй, ни одно другое столетие не было таким богатым на всевозможные технические изобретения и открытия, как девятнадцатое. Именно в ХIХ веке происходит постепенное формирование системы прессы в современном его виде и газеты в сегодняшнем ее понимании. Изменения эти можно условно разделить на три категории: технические и технологические, собственно журналистские и социально-политические.

Первая категория изменений делится, в свою очередь, на средства передачи информации и средства связи. До начала ХIХ столетия новости развозили гонцы. Основными средствами передачи информации были, как и в античном обществе, лошади (или верблюды, ослы – в зависимости от климатической зоны), парусные суда. В связи с этим свежесть новостей была очень относительной. Так, в американских газетах того времени считалась свежей информация из Европы полугодичной давности. Жители Аляски (которая принадлежала тогда России) узнали о смерти императрицы Екатерины Второй только в июне 1797 года, спустя семь месяцев после ее смерти.

В 1807 году в США был спущен на воду первый в мире пароход «Клермонт». Первый русский пароход «Елизавета» курсировал с 1811 года между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. И, хотя пароходы стали господствовать на морях только в 1860-е годы, их появление резко ускорило передачу информации между Европой и Америкой: до трех недель – одного месяца.

В 1804 году в Англии изобретатель Джон Стефенсон построил первый в мире паровоз, который курсировал с 1825 года между городами Дарлингтон и Стоктон. Позднее железная дорога связала индустриальный город Манчестер с морским портом Ливерпулем. В России первая железнодорожная ветка была проложена из Санкт-Петербурга в Царское село в 1837 году, связав таким образом зимнюю и летнюю резиденции императора. В 1851 году первый паровоз, выйдя рано утром из Санкт-Петербурга, пришел в Москву поздно вечером того же дня. Таким образом в столичные газеты пользовались практически свежей информацией о жизни второй столицы, тогда как до этого новости между двумя городами шли около недели.

К ХIХ веку относятся и разработки самолета. Первый самолет был построен братьями Райт в США в 1903 году.

Совершенствовались и средства связи. В 1832 году русский ученый П.Л. Шиллинг (1786 - 1837) изобрел телеграф, который был усовершенствован Самюэлом Морзе (1791 - 1872). Существовавший до этого оптический телеграф (с помощью света, флажков и т.п.) постепенно уходил в прошлое. На принципе использования телеграфа была построена работа созданных в середине XIX столетия информационных телеграфных агентств. Первое агентство «Гавас» основал в Париже француз Шарль Гавас в 1835 году. В 1851 году англичанин Поль Юлиус Рейтер открыл в Лондоне информационное агентство «Рейтер». В 1848 году немец Теодор Вольф создал агентство «Вольф» в Берлине. В 1859 году в США начало работу информационное агентство «Ассошиэйтед пресс».

В 1858 году по дну Атлантического океана был проложен трансатлантический кабель, связавший информационные потоки Европы и Америки. Из-за несовершенства кабеля и технических неполадок регулярное телеграфное сообщение между двумя континентами наладилось только к концу 1860-х годов.

Таким образом, благодаря новейшим техническим достижениям, мир к середине XIX века как бы стал меньше, доступнее.

Из технических изобретений той эпохи большую важность для развития журналистики представляет появление фотоаппарата. В 1839 году француз Луи Жак Дагер (1787 - 1851) изобрел принцип фотографирования – дагеротипию. Первые фотоснимки в газетах появились в 1870 – 1880-е годы.

К концу века мир обогащается изобретениями, которые привели к возникновению новых средств массовой информации. 7 мая 1895 года русский ученый Александр Степанович Попов (1859 - 1906) на заседании Русского физического общества продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. Немного позднее итальянский предприниматель Гульермо Маркони (1874 - 1937), познакомившись с изобретением Попова и слегка его усовершенствовав, запатентовал его в 1897 году как свое собственное и стал использовать в коммерческих целях.

В декабре того же 1895 года в Париже проходит демонстрация первого в истории документального фильма «Прибытие поезда на Северный вокзал в Париже», снятого братьями Луи Жаном (1864 - 1948) и Огюстом (1862 - 1954) Люмьерами. В Россию кинематограф пришел спустя полгода, в мае 1896 года. Первый русский фильм был посвящен коронации императора Николая Второго.

Позднее, в начале ХХ века, на основе синтеза радио и кинематографа был изобретен принцип телевидения, о котором речь пойдет позже.

К собственно журналистским изменениям относится прежде всего экономическая революция в прессе, которая началась в 1830-е годы сначала во Франции, США, затем в Англии, позднее – в других странах. Благодаря энергичной деятельности Эмиля Жирардена (о нем смотри тему III) газета стала экономически выгодным предприятием. За счет изобретенной Жирарденом рекламной спирали газета становится дешевой и доступной широким слоям читателей.

Рост экономики способствовал развитию грамотности, культуры. Кроме того, появляется новый читатель – человек невысоких доходов, с трудом воспринимавший язык и стиль элитарной прессы. Реклама в XIX веке стала заинтересована в людях с относительно небольшими доходами, так как дешевые товары считались наиболее выгодными для извлечения прибыли.

Для такого читателя в противовес качественной создается массовая пресса. Первыми массовыми газетами были основанная в 1836 году «La Presse» («Ля Пресс» - «Пресса») Эмиля Жирардена во Франции, а также основанная в 1833 году «New York Sun» («Нью-Йорк сан» - «Нью-Йоркское солнце») Бенджаменом Деем в США.

С появлением рекламы возникает коммерческая печать, не знающая политических и партийных границ. Она оказалась более прибыльной, поскольку была надпартийной.

В 1870-е годы, когда появляются первые синдикаты и тресты, газеты скупаются. Таким образом, идет процесс концентрации прессы. Появляются газетные магнаты. Экономика газет активно включается в финансовую и экономическую сферы. Газета из информационно-политического института превращается в информационно-политико-коммерческий.

Развивается и журнальное дело. Но массовые журналы появляются только на рубеже ХIХ – ХХ веков.

В связи с новыми экономическими условиями, появлением новых информационных институтов и техническими изобретениями изменяется структура газеты. Прежде один человек вполне мог самостоятельно выпускать периодическое издание, и журналистика до 1840-х годов носила персональный характер. Теперь в редакциях газет создаются отделы, появляются специальности репортеров, колумнистов, аналитиков, сборщиков информации. Постепенно складывается дифференцированный журнализм, газета начинает приобретать современную структуру.

Большая часть информации поступала в периодические издания по телеграфу. Из-за технического несовершенства телеграфная лента часто рвалась, и журналисты оставались без информации, которую ждали. Тогда был разработан принцип усеченной (или перевернутой) пирамиды: самая главная новость шла фактом в начале текста, затем следовали ее пояснение и комментарии. Теперь в случае обрыва телеграфной ленты журналисты все равно успевали получать факт и уже имели возможность прокомментировать его сами. Так со временем сложился западный принцип журналистики – журналистики фактов.

К социально-политическим изменениям относится в первую очередь появление партийной журналистики, упразднение предварительной цензуры и переход многих государств от авторитаризма к демократическим концепциям журналистики. В середине XIX века в Германии, а затем в других странах появляется социалистическая пресса. Ее основатели Карл Маркс и Фридрих Энгельс оставили значительный след в истории журналистики.
Рекомендуемая литература:

  1. Ученова В.В. У истоков публицистики. – М., 1989.

  2. Берлин П. Очерки современной журналистики (Периодическая печать на Западе) // История печати. – 2001. – Т.2.

Примерные вопросы:

  1. Технологические изменения в прессе в XIX веке.

  2. Пресса в процессе социально-политических изменений.

  3. Изменение внутреннего облика газеты в XIX веке.

  4. Появление принципа усеченной (перевернутой) пирамиды.

  5. Изобретения XIX века, повлиявшие на развитие журналистики.


ТЕМА II. ФРАНЦУЗСКАЯ ПРЕССА В ЭПОХУ НАПОЛЕОНА
В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые оказали бы решающее влияние на развитие журналистики. Одним из таких политиков был Наполеон Бонапарт (1769 – 1821). Став в 1799 году первым консулом Франции, Наполеон спустя два месяца, 17 января 1800 года (что соответствовало 27 нивоза VIII года по республиканскому календарю), опубликовал декрет, который открыл новый этап в развитии журналистики. Согласно первому параграфу этого декрета, из семидесяти двух газет, выходивших в то время в Париже, закрытию подлежали пятьдесят девять. Оставшиеся тринадцать газет подлежали строгому контролю предварительной цензуры. (Впрочем, Наполеон не употреблял слово «цензура» и предпочитал пользоваться эвфемизмами.) Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше (1759 - 1820) предоставить доклад о провинциальной печати. Параграф третий запрещал создание каких бы то ни было новых газет – как в Париже, так и в провинции.

В том же 1800 году была опубликована новая конституция Франции, где уже ничего не говорилось о свободе печати. Таким образом, пресса потеряла независимость на полтора десятилетия.

При Наполеоне восторжествовала авторитарная модель печати и впервые в истории мировой журналистики была создана вертикальная система управления прессы из единого центра. Главной французской газетой, рупором и орудием наполеоновской политики стала «Moniteur» («Монитор» - «Инструктор»). Все другие газеты должны были ориентироваться на нее. В провинциях создавались отделы этой газеты. «Моniteur» обладала монополией на международную информацию.

Правительственный контроль над прессой все время ужесточался. В 1801 году было создано бюро общественного настроения – с одной стороны, для дополнительного контроля и проверки соблюдения газетами указаний Наполеона, с другой стороны, для сбора информации об отношении французов к режиму Наполеона – сначала первого консула, а затем, с 1804 года, императора.

Декрет 6 ноября 1807 года запрещал всем провинциальным газетам писать какие бы то ни было статьи по политическим вопросам, за исключением перепечаток из правительственного официоза. Кроме того, для всех газет устанавливался единый налог в пользу государства в размере 1/6 дохода.

В 1809 году министр полиции постановил, что в каждом департаменте должно существовать не более одной политической газеты (а их насчитывалось около ста семидесяти). Удивительно, что этот указ способствовал появлению политической прессы в некоторых отдаленных провинциях Франции, где доселе газет не было вовсе.

Наполеоновскими декретами 8 февраля и 17 сентября 1811 года закрывались все парижские газеты, кроме четырех: «Moniteur», «Journal de l` Empire» («Журналь дель ампир» - «Газета империи»), «Journal de Paris» («Журналь де Пари» - «Газета Парижа») и «La Gazette de France» («Ля Газетт де Франс» - «Газета Франции»). Все оставшиеся газеты объявлены собственностью государства на том основании, что за долгие годы существования они уже принесли достаточно дохода своим владельцам.

В завоеванных странах Европы Наполеон впервые в истории создал систему распространения прессы. В каждом государстве создавались газеты наполеоновской администрации. Кроме того, всячески поощрялась местная печать, поддерживавшая Бонапарта. Часто такие газеты были билингвистичны, то есть издавались параллельно на двух языках: французском и языке захваченной страны.

В некоторых оккупированных странах местная пресса сначала искренне поддерживала Наполеона. Например, захватив в 1808 году северную часть Испании, где проживают угнетавшиеся испанским королем каталонцы, галисийцы и баски, Наполеон разрешил им издавать газеты на их родных языках, что вызвало решительную поддержку населения. К 1811 году национальная пресса северной Испании осмелела и стала критиковать политику Наполеона. Закрытие властями всех этих газет привело к партизанской войне и изгнанию Наполеона из Испании в 1814 году.

Отличие созданной в начале XIX столетия во Франции авторитарной концепции от аналогичной концепции XVII – XVIII веков в том, что для Людовика XIII и кардинала Ришелье пресса была инструментом власти, ее использовали в интересах правительства. Наполеон превратил журналистику в орудие власти, поставив практически всю прессу на службу себе. Кроме того, наполеоновская журналистика практически впервые в истории прессы становится элементом пропаганды.

Потерпев поражение в 1814 году, Наполеон бежал из ссылки и захватил Париж. Наступил последний период его деятельности, длившийся с марта по июнь 1815 года сто дней. В течение этого короткого времени печать получила практически неограниченную свободу. Наполеон стал считать, что может удержаться у власти только при свободной прессе. Но такие меры оказались запоздалыми: Наполеон был вторично свергнут и сослан на остров святой Елены, где и умер.

Во Франции была восстановлена монархия Бурбонов, произошло возвращение к законодательству о печати, существовавшему до 1789 года. Правда, впоследствии политика власти в области журналистики неоднократно, вплоть до 1881 года, претерпевала изменения.
Рекомендуемая литература:

  1. Тарле Е.В. Печать во Франции при Наполеоне I // История печати. – М., 2001. – Т.2.

  2. Смирнов Е. Периодическая печать во Франции // История печати. – М., 2001. – Т.2.

  3. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России // История печати. - М., 2001. – Т.2.

  4. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. – М., 2001.

  5. Попов Ю.В. Печать Франции эпохи Консульства и Империи // Вестник МГУ. - № 1-2 – 1982. – (Серия «Журналистика»).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт





При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск