Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»






Скачать 467.36 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
страница1/5
Дата публикации23.01.2015
Размер467.36 Kb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

ГИМНАЗИЯ № 1558

имени Росалии де Кастро





Рассмотрено на заседании кафедры историко-эстетического цикла

«28» августа 2013г.

Согласовано заместителем директора по учебной работе

С. И. Левиной

Утверждаю

Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г.

Директор гимназии №1558

Г.И. Юсуповой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

8 КЛАСС

(базовый, гимназический, профильный уровень)
(1 час в неделю, за год – 34 часа)

типовая, модифицированная, авторская программа
Составлена на основе ФГОС

Составитель: Добрынина Галина Васильевна

Учебный год 2013-2014

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

8 КЛАСС



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Мировая художественная культура 8 класс» составлена на основе программы «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в 2001 г. (М.: Владос) в сборниках программ для общеобразовательных учреждений наряду с программой Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура. 9—11 классы».

Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего за год -34 часа.

Программа направлена на первичное знакомство учащихся 8-х классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры Нового времени (Раздел 1 - Художественная культура эпохи Возрождения. Западная Европа. Раздел 2 - Художественная культура XVII в. Западная Европа. Раздел 3- Художественная культура XVIII в. Западная Европа.Россия.)

Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания.

Цели: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Западной Европы и России от эпохи Возрождения до конца XVIII в.; формирование представлений о закономерностях развития художественной деятельности человека в эпоху Возрождения, XVII—XVIII вв., о переходе от религиозного мировоззрения к светскому в художественной культуре эпохи Возрождения и месте научных знаний в мировоззрении человека Нового времени, выявление места и роли рационально-эстетической формы мышления в воссоздании целостной картины мира.

Задачи:
• познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и музыки, созданными народами Западной Европы и России в эпоху Возрождения, XVII—XVIII вв.;
• дать представление об общих закономерностях развития художественной культуры в странах Западной Европы и России, их сходстве и различиях, начиная с эпохи Возрождения и до конца XVIII в., а также о характерных особенностях типов культур, возникших в этот период;
• дать представление о том, что ответ на главный вопрос эпохи Нового времени: «Каков мир, окружающий меня?» — в художественной культуре был дан в рационально-эстетической форме, а искусство этого времени приобрело ярко выраженную социальную направленность;
• показать, что искусство стран Западной Европы и России эпохи Возрождения, XVII—XVIII вв., продолжало обращаться к сюжетам, образам и символике христианства, хотя их значимость перестала играть ведущую роль;
• показать на примере памятников художественной культуры народов Западной Европы и России особенности становления светского искусства;
• раскрыть на их примере особенности возникновения и становления национальных школ в художественной культуре стран Западной Европы и России;
• выявить на примере памятников архитектуры, литературы, живописи и музыки эпохи Возрождения, XVII—XVIII вв. общие закономерности возникновения стилей (барокко, классицизм) и направлений данного исторического периода и их основные признаки;
• показать на примере памятников художественной культуры возможности обмена идеями между художественными культурами разных народов стран Западной Европы и России, а также сложность мировой художественной культуры, в которой сосуществуют разные стили и направления;
• показать, что для художников этого времени характерно осознание значимости своего труда и роли в жизни общества, а также то, что произведение искусства стало товаром;
• дать представление об особенностях становления русской национальной школы искусства и ее месте в художественной культуре Нового времени.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Западная Европа


Тема 1. Прорыв в действительность, или О том, как человек по-новому взглянул на окружающий мир (2 ч)

Проблемы. Средневековая Италия накануне перемен. Выделение культурных центров — Рим, Падуя, Флоренция, Верона. «Облагороженный» облик этих городов — просторные площади, благоустроенные улицы, появление роскошных дворцов. Гуманистические тенденции в художественной культуре Италии конца XIII — начала XIV в. Сохранение религиозности, но усиление интереса к реальной жизни и реальному человеку. Проторенессанс в истории итальянского Возрождения. Расцвет живописи как равноправного искусства по отношению к литературе. Данте и Джотто.
«Божественная комедия» Данте, «последнего поэта Средневековья и в то же время первого поэта Нового времени» (Ф. Энгельс). Смысл названия («комедия» — произведение с трагическим началом и счастливым концом, эпитет «божественная», по преданию, прибавленный Боккаччо, чтобы отметить совершенство поэтического творения Данте). Особенности «Божественной комедии» («жанр видений», сумма всех знаний того времени, значение числа «3» в структуре поэмы, разработка образа поэта как пророка, призванного Богом показать исторический путь человечества в прошлом, настоящем и будущем). Личный, интимный характер повествования. Три части поэмы — три мира, окружающие Данте (ад внешней жизни, чистилище внутренней борьбы, рай веры, не покидающей поэта). Образ Вергилия, проводника Данте, ощущение преемственности с великим прошлым. Главный вывод «Божественной комедии» — познание истины невозможно, но необходимо в течение всей жизни приближаться к ней, совершенствуя самого себя.
Традиции и новаторство в религиозной живописи Джотто и братьев Губерта и Яна ван Эйк. Сочетание двух систем художественного мышления, средневековой и ренессансной, в их произведениях.
Капелла дель Арена в Падуе. Романские черты в ее внешнем облике. Посвящение капеллы религиозным праздникам — Благовещению и Рождеству Богоматери. Художественная реформа Джотто. Трактовка Евангелия как реального события. Замена религиозного циклического времени на земное, линейное, однонаправленное. «Историческая» последовательность сюжетов, начало их чтения с левого верхнего угла вдоль ярусов (история Иосифа и Анны, родителей Марии, Рождество Богоматери, Рождество Иисуса Христа, деяния Христа, Страстная неделя, смерть и Воскресение). Новый, гуманистический подход в трактовке евангельских образов — преобладание общечеловеческих ценностей над религиозными. Пространственно-живописные искания Джотто: трехмерность и глубина плоскости картины, реальное освещение, значение пейзажа. Отсутствие элемента предстояния и «вечности» события, их «замкнутый», скрытый в самом себе, текущий независимо от зрителя, характер. Вневременность и вечность темы Благовещения и Страшного суда как отражение религиозных традиций в цикле фресок Джотто.
Распространение идей гуманизма в странах Западной Европы. Гентский алтарь братьев Губерта и Яна ван Эйк как новая художественная модель мироздания. Тема алтаря — «Поклонение агнцу» и его посвящение Празднику Всех Святых. «Бытовой» характер Гентского алтаря в закрытом виде. Сложность композиционного построения Гентского алтаря в открытом виде и взаимосвязь его отдельных частей. Утверждение высокой значимости человека, живущего в гармонии с природой, — главная идея Гентского алтаря.

Художественные памятники. Фрески Джотто в капелле дель Арена в Падуе («Благовещение», «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Страшный суд» и др.). Фрагменты Гентского алтаря братьев Губерта и Яна ван Эйк в закрытом виде («Сцена Благовещения», изображенная в интерьере бюргерского дома; вид улицы города Гента из окна и портреты заказчиков Йодокуса Вейда и его жены Елизаветы де Бурлют). Композиционное построение Гентского алтаря в открытом виде (изображение Бога Отца, Иоанна Крестителя, Адама и Евы, поющих ангелов, славящих агнца, шествие пророков, святых мужей и святых жен и изображение среди них Вергилия и Данте). Новое в понимании пейзажа, внимание к анатомическому строению обнаженного тела, любовная передача материальности предметов.

Тема 2. Борьба за разум, или О том, как гуманисты Возрождения казнили несовершенства мира (2 ч)

Проблемы. Средние века и господство религиозной модели мира. Две «модели поведения» средневекового человека (благочестивая, повседневная и праздничная, карнавальная, «смеховая»). Рождественские праздники «наоборот» (шутовские обряды «передача посоха» и «праздник ослов», карнавальные шествия). Ваганты, трубадуры и миннезингеры — характерное явление художественной культуры Средних веков. Вольнолюбивые, антиклерикальные, сатирические мотивы в поэзии бродячих певцов, внешняя вульгарность, обилие простонародных и непристойных выражений в их поэзии, скрывающих внутреннюю чистоту их духовного мира. Прославление радостей полноценной мирской жизни в творчестве вагантов как предпосылки для развития гуманизма эпохи Возрождения.
Обращение к традиционным средневековым жанрам «смеховой культуры», освобождение их от религиозной окрашенности в литературе Германии и Нидерландов. Себастьян Брант — родоначальник немецкой бюргерской литературы. Эразм Роттердамский — ученый-гуманист нидерландского Возрождения. Краткие биографические сведения об этих писателях (знание античных авторов, владение латинским языком, занятия многими областями науки). Общие черты в их мировоззренческой позиции. Творческое наследие Себастьяна Бранта и Эразма Роттердамского, имевшее значительный общественный резонанс.
«Корабль дураков» Себастьяна Бранта и «Похвала глупости» Эразма Роттердамского как начало литературы о глупцах. «Похвала» и «прославление» пороков современного общества — сатирический прием новой, гуманистической литературы. Композиционные особенности произведений этих писателей. Широта охвата критики проблем человеческого общества с позиций гуманизма (ученые-педанты, астрологи, шарлатаны-врачи, модники и модницы, пьяницы и обжоры, игроки, хвастуны, богохульники, жажда славы и богатства, честолюбие и корыстолюбие). Отсутствие ясного представления о положительном социальном идеале в этих критических произведениях. Судьба книг Себастьяна Бранта и Эразма Роттердамского. Иллюстрации Альбрехта Дюрера («Корабль дураков») и Ганса Гольбейна Младшего («Похвала глупости»).
Критика людских пороков — новая тема искусства живописи, ее развитие в искусстве Нидерландов. Сохранение общей религиозной направленности, но тщательное воспроизведение реалий предметного мира. Все большее внимание к проблемам человека, размышления о его греховности. Назидательный характер изобразительного искусства. Иероним Босх и Питер Брейгель Старший.

Художественные памятники. Литературные произведения: «Корабль дураков» Себастьяна Бранта, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (избранные отрывки по выбору). Живопись: «Сад наслаждений», «Рай», «Ад», «Семь смертных грехов», «Воз сена» Иеронима Босха. Евангельская проблематика и гуманистическая основа сюжетов. Сложность живописного языка (безудержная фантазия и реалистическая точность в изображении предметов, связь с народными пословицами и поговорками, архаические черты и декоративный характер произведений Иеронима Босха. Питер Брейгель Старший — продолжатель и преемник Иеронима Босха. Национальные корни творчества Питера Брейгеля Старшего. Критика пороков и недостатков общества в его циклах «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей». Народные пословицы и фольклор в произведениях «Битва Масленицы и Поста», «Пословицы», «Детские игры» Питера Брейгеля Старшего. Мир природы в жанровых сценах «Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Сенокос», «Возвращение стада» в цикле «Времена года» Питера Брейгеля Старшего. Тема крестьянской жизни в многофигурных композициях художника «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец». «Слепые» — итог всей жизни и размышлений Питера Брейгеля Старшего.

Тема 3. Титаны Возрождения, или О том, каких людей породила новая эпоха (2 ч)

Проблемы. Высокое Возрождение в художественной культуре Италии. Новое, возрожденческое понимание человека, его отличие от человека античного и человека средневекового. Непревзойденность таланта Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Оценка современниками масштаба их личности и творчества как титанов эпохи. Признаки «титанизма» (дарование во всех областях человеческой деятельности, грандиозность созданного, впечатление необычайной легкости творческого процесса, его «импровизационный» характер, творческое долголетие). Джорджо Вазари о титанах Возрождения.
Краткие биографические сведения о Леонардо да Винчи, Рафаэле, Микеланджело. Мощь их дарования, интерес к наукам, живописи, архитектуре. Изобретения Леонардо да Винчи. Основные темы творчества титанов Возрождения. Тема Богоматери, новая гуманистическая трактовка религиозного сюжета и образа Богоматери как общечеловеческой темы материнства. Христианская и античная мифология. Понимание человека как идеально прекрасного, гуманистически возвышенного, обладателя мощного интеллекта и неограниченных возможностей. Сходство образа человека, созданного в искусстве Возрождения, с новым пониманием реального человека эпохи Возрождения. Насыщенность искусства Высокого Возрождения библейскими образами и сюжетами, их новое понимание и интерпретация. «Личностно-материальная» (А. Ф. Лосев) основа искусства Высокого Возрождения.

Художественные памятники. Живопись. «Мадонна Бенуа», «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле», «Мадонна со щегленком» Рафаэля. Светская, почти портретная трактовка образа Богоматери в этих произведениях, их жанровый земной характер; значение светотени и пейзажных фонов. «Сикстинская мадонна» Рафаэля — «вещь поистине единственная в своем роде» (Джорджо Вазари). История создания и композиционные особенности. Сочетание средневековых традиций с живописной системой Возрождения (алтарный образ и «жанровая картина», воздушная «невесомость» и объемная материальность изображения; элемент предстояния и внутренней сосредоточенности; идеальная красота, душевная чистота образа Богоматери и трагическое предчувствие будущей судьбы в образе Младенца; «взрослость» взгляда Младенца и его «детскость»). «Ошибка» Рафаэля.
Монументальные произведения. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Особенности композиционного построения изображения, задача продолжения реального пространства в пространстве фрески. Трапеза «евангельская» и трапеза монастырская — взаимосвязь вечного с повседневным. Особенности трактовки сюжета как темы взаимоотношения человеческих характеров. Введение образа Иуды в группы апостолов, относительная изолированность образа Иисуса Христа. Тема диалога, нарастание психологической напряженности, вопрос и ответ как философская концепция в фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Научные изыскания Леонардо да Винчи и судьба его произведения. Социальный заказ папы римского Юлия II, его стремление увязать религиозные традиции с веяниями времени в цикле фресок Станцы делла Сеньятура (теология, философия, поэзия, право — движущие силы христианского просвещения). Фреска «Афинская школа» Рафаэля — программа ренессансного гуманизма. Мировоззренческая и философская основа этого произведения Рафаэля. Трактовка Античности как эпохи выдающихся достижений науки (Архимед, Пифагор, Эвклид) и философии (Диоген, Эпикур, Сократ). Образы Платона и Аристотеля, их единство и противопоставление. Линейная перспектива как научная основа композиции. Автопортрет Рафаэля в фреске «Афинская школа».
Скульптура в творческом наследии Микеланджело. Выдающееся мастерство, знание материала, владение секретами его обработки, зависимость скульптурного замысла от блока камня — «отсечь все лишнее». Библейские образы, особенности их трактовки. «Пьета» — первое значительное произведение мастера. Сюжет и особенности композиции. Глубокое психологическое обоснование драматизма сцены. Нравственная чистота образа Марии. Контраст между юным обликом Богоматери и взрослым обликом сына. Борьба флорентийцев за освобождение и творчество Микеланджело. «Давид» — символ мужественной доблести человека. Новизна решения темы у Микеланджело. Раскрытие образа героя через пластику, моделировку и композицию. Общественное признание скульптуры Микеланджело, установка ее на центральной площади Флоренции. Надгробные циклы Микеланджело. Гробница Джулиано и Лоренцо Медичи. Отсутствие портретного сходства, внимание к передаче характера. Аллегорические изображения состояний времени: День, Ночь, Утро, Вечер, ощущение тревожной неустойчивости в этих фигурах. Неосуществленный замысел Микеланджело — надгробие для папы римского Юлия II. «Моисей» — центральная фигура композиции. Многоплановость пластического решения и разнообразие точек зрения как приемы, передающие несокрушимую мощь характера Моисея. Образы рабов — пессимистическое восприятие образа человека, не имеющего сил разорвать сковавшие его путы.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Мировая художественная культура. 10—11 классы». Данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (за год- 68 часов) для изучения...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconРабочая программа педагога булгаковой ольги владимировны, I квалификационная...
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная литература» составлена в соответствии с программой «Мировая художественная...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconРабочая программа базового курса «Мировая художественная культура»
...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconЛ. И. Липская мировая художественная культура
Липская Л. И. Мировая художественная культура. Учебно-методический комплекс. Рабочая и учебная программа для студентов 3 курса специальности...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconРабочая программа по мировой художественной культуре 11 класс
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы)...
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» iconО преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»...
Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «мировая художественная...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск