Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл






Скачать 194.83 Kb.
НазваниеРапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл
Дата публикации03.03.2015
Размер194.83 Kb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Нурлат РТ»

«Согласовано»

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №8»

Руководитель МОУ «СОШ № 8»

_______/ /

ФИО

_______/ /

ФИО

_______/ /

ФИО

Протокол № от

« » 2011 г.

« » 2011 г.

Приказ № от

« » 2011 г.

Рабочая программа

По МХК

МБОУ Средней общеобразовательной школы №8

г.Нурлат РТ

Тихоновой Нонны Владимировны, учителя первой категории

для 10класса .

Рассмотрена на заседании педагогического совета

протокол №_ __

от «___»_______ 2011 г

2011-2012 учебный год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

    В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

    Цель   данной рабочей   программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте,  значении русской художественной культуры в контексте  мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).

В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

 

Задачи:

  1. повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  2. воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  3. раскрытие художественно-образного языка изображения окру жающей действительности в различных видах и жанрах изобра зительного искусства;

  4. развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  5. развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  1. формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного  разностороннего развития собственной личности;

  2. формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  3. формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообра зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога щения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура. 11 клас с» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

          - принцип опоры на творческий метод (стиль);

          - принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

           - принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет ными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.  

 На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).  

Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные  формы организации учебного процесса.

  Проверочных контролирующих уроков -4

1 полугодие-2

2 полугодие-2

                               Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся   соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

   Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира.

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.

Результатом  преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура»   должен явиться  эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений  через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе  мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

      Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:

 - особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

 - шедевры мировой художественной культуры;

 - основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

 - роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

                                         УМЕТЬ:

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

    Использовать приобретённые знания и умения в жизни.




Тема урока

Количество часов

Формы урока




Дата

I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока

(10 часов).

1-2

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

2

Лекция

Самостоятельная

работа с источником.








3-4

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.

2

Лекция

Беседа







5-6

Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

2

Лекция

Беседа







7-8

Художественная культура Японии.

2

Лекция

Беседа







9-10

Художественная культура мусульманского Востока.

2

Лекция

Самостоятельная работа







II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции (14 часов).

11-12

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

2

Лекция

Беседа







13-14

Библия.

2

Лекция

Самостоятельная

работа с источником.







15-16

Художественная культура европейского Средневековья.

2

Лекция

Беседа







17-18

Художественная культура итальянского Возрождения.

2

Лекция

Беседа







19-20

Северное Возрождение.

2

Лекция

Беседа







21-22

Художественная культура XVII вв.

2

Лекция

Беседа







23-24

Художественная культура европейского Просвещения.

2

Лекция

Самостоятельная работа







III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.) (11 часов).

25-26

Художественная культура Киевской Руси.

2

Лекция

Беседа







27-28

Новгородская Русь.

2

Лекция

Беседа







29-30

От раздробленных княжеств к Московской Руси.

2

Лекция

Беседа







31-32

Художественная культура XVII вв.

2

Лекция

Самостоятельная

работа с источником.







33-34

Русская художественная культура в эпоху Просвещения.

2

Лекция

Беседа







35

Повторительно-обобщающий урок.

1

Самостоятельная работа








Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

  4. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М.,               1993.

  5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

  6. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

  7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

  8. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.,  1979.

  9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.,    1995.

  10. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и  И.В. Рязанцева.    М., 1991.

  11. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

  12. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.

  13. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

  14. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.

  15. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.

  16. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

  17. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Нурлат РТ»

«Согласовано»

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №8»

Руководитель МОУ «СОШ № 8»

_______/ /

ФИО

_______/ /

ФИО

_______/ /

ФИО

Протокол № от

« » 2011 г.

« » 2011 г.

Приказ № от

« » 2011 г.

Рабочая программа

По МХК

МБОУ Средней общеобразовательной школы №8

г.Нурлат РТ

Тихоновой Нонны Владимировны, учителя первой категории

для 10класса .

Рассмотрена на заседании педагогического совета

протокол №_ __

от «___»_______ 2011 г

2011-2012 учебный год

Поясните5льная записка

Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

    В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

    Цель   данной рабочей   программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте,  значении русской художественной культуры в контексте  мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).

В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

 

Задачи:

  1. повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  2. воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  3. раскрытие художественно-образного языка изображения окру жающей действительности в различных видах и жанрах изобра зительного искусства;

  4. развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  5. развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  1. формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного  разностороннего развития собственной личности;

  2. формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  3. формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообра зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога щения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура. 11 клас с» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

          - принцип опоры на творческий метод (стиль);

          - принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

           - принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет ными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.  

 На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).  

Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные  формы организации учебного процесса.

  Проверочных контролирующих уроков -4

1 полугодие-2

2 полугодие-2

Требования к знаниям и умениям учащихся XI класса.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Учащиеся должны знать/понимать учебный материал, который усваивается в X и XI классах

Учащиеся должны уметь соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В результате освоения курса мировой и художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия современной культуры. Это необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.



Тема урока

Количество часов

Формы урока




Дата

11 класс (35 часов).

I.Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX в. (10 часов).

36-37

Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.

2

Лекция

Беседа







38-39

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

2

Лекция

Самостоятельная

работа с источником.







40-41

Импрессионизм.

2

Лекция

Беседа







42-43

Экспрессионизм.

2

Лекция

Беседа







44-45

Мир реальности и мир «новой реальности».

2

Самостоятельная работа







II. Художественная культура России XIX – начала XX в. (10 часов).

46-47

Фундамент национальной классики.

2

Лекция

Беседа







48-49

Художественная культура России пореформенной эпохи.

2

Лекция

Беседа







50-51

Культура «серебряного века».

2

Лекция

Самостоятельная

работа с источником.







52-53

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

2

Лекция

Беседа







54-55

Неоклассицизм и поздний романтизм.

2

Самостоятельная работа







III. Европа и Америка: художественная культура XX в. (8 часов).

56-57

Литературная классика XX в.

2

Лекция

Самостоятельная

работа с источником.







58-59

Музыкальное искусство.

2

Лекция

Беседа







60-61

Театр и киноискусство.

2

Лекция

Беседа







62-63

Художественная культура Америки.

2

Самостоятельная

работа







IV. Русская художественная культура XX в. (7 часов).

64-65

Социалистический реализм.

2

Лекция

Беседа







66-67

Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве.

2

Лекция

Самостоятельная

работа с источником.







68-69

Художественная культура последних десятилетий XX в.

2

Лекция

Беседа







70

Повторительно-обобщающий урок

1

Самостоятельная

работа







Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

  4. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М.,               1993.

  5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

  6. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

  7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

  8. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.,  1979.

  9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.,    1995.

  10. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и  И.В. Рязанцева.    М., 1991.

  11. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

  12. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.

  13. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

  14. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.

  15. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.

  16. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

  17. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconРабочая программа базового курса «Мировая художественная культура»
...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconРабочая программа по Мировой художественной культуре 10-11 класс
Данная рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для 10,11 классов составлена на основе авторской программы Л....

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconРабочая программа по мировой художественной культуре 11 класс
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconЛ. И. Липская мировая художественная культура
Липская Л. И. Мировая художественная культура. Учебно-методический комплекс. Рабочая и учебная программа для студентов 3 курса специальности...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы)...
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл iconРабочая программа по Мировой художественной культуре Ступень обучения, класс
«Мировая художественная культура. 6—9 классы». Содержание программы соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск